Зарубежные банковские системы на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 16:02, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – рассмотреть особенности становления и развития зарубежной банковской систем, а также Банка России, изучение способов и методов воздействия на основные макроэкономические показатели (инфляция, валютный курс), ознакомление с последними мероприятиями, проводимыми центробанками в рамках совершенствования банковского контроля и надзора.

Работа состоит из  1 файл

Работа.docx

— 162.29 Кб (Скачать документ)

- доверительные операции (привлечение и размещение средств,  управление ценными бумагами  и другие) по поручению клиентов;

- лизинговые операции;

- оказание консультационных  услуг, связанных с банковской  деятельностью.

Важное место в деятельности коммерческих банков принадлежит организации  и осуществлению международных  расчетов, операций с иностранной  валютой, кассовому обслуживанию имеющей  ее клиентуры.

Банковскую систему можно  представить как целое, как многообразие частей, подчиненных единому целому. Это означает, что отдельные части  банковской системы (различные банки) связаны таким образом, что могут  при необходимости заменить одна другую.

 

3.2 Особенности  денежно-кредитной политики Банка  России

Денежно-кредитная политика — совокупность мероприятий в  области денежного обращения  и кредита, направленных на регулирование  экономического роста, сдерживание  инфляции, обеспечение занятости  и выравнивания платежного баланса.

На современном этапе  Центральный банк России дал свое определение денежно-кредитной политики: Денежно-кредитная политика, формируемая  в условиях двухуровневой банковской системы, представляет собой совокупность целей и действий по защите национальной денежной единицы, которые ставит перед  собой и проводит центральный  банк, используя специальные инструменты  воздействия на политику коммерческих банков.

Характер и особенности  денежно-кредитной политики Банка  России зависят от конкретной ситуации в экономике, от состояния финансов и денежного обращения в стране. Особенностью России является резкое изменение принципов и условий  осуществления денежно-кредитной  политики в результате кризиса августа  1998 г. В этом смысле использование одних и тех же эконометрических уравнений для двух периодов — до и после кризиса — некорректно. Поэтому временной интервал исследования ограничим посткризисным периодом.

Перестройка централизованной экономики в рыночную потребовала не реорганизации существовавшей банковской системы, а фактически создания новой. Вплоть до недавнего времени, основными инструментами денежно-кредитного регулирования выступали, с одной стороны, интервенции Центрального банка на валютном рынке, а с другой, стерилизационные мероприятия денежных властей. Ситуация при этом осложнялась тем, что последнюю функцию с разной интенсивностью в разное время выполняли Банк России и бюджет. Анализ динамики денежной базы показывает, что изменения последней отличались неравномерностью. Для повышения эффективности денежно-кредитной политики Банку России необходимо расширять набор инструментов и увеличивать роль процентных ставок.

Еще одной особенностью российской ситуации является тот факт, что  в дополнение к двум основным целевым  показателям — инфляции и ВВП, Центральный банк России при проведении своей политики принимает в расчет поведение обменного курса. Как  следует из полученных зависимостей, динамика курса рубля является одной  из целевых переменных в правиле  денежной политики и, более того, выступает  определяющим фактором в уравнении, описывающем поведение Банка  России на валютном рынке.

Такая ситуация характерна для стран с высоким уровнем  открытости экономики (т.е. ориентированных  на экспорт и имеющих значительную долю импортной составляющей в потреблении). К их числу может быть отнесена и Россия. Не случайно, параллельно  с основной задачей поддержания  низкого уровня инфляции перед Центральным  банком России неизменно стоит задача регулирования динамики обменного  курса.

В последние годы удается  сохранить положительную динамику развития экономических отношений. Но в большинстве своем, благоприятные условия складываются лишь из-за сохранения высоких цен на сырьевых рынках. Общеизвестно, что развитость экономики определяется развитостью денежно-кредитных отношений в ней. Поэтому в настоящее время трансформация денежно-кредитных отношений является весьма актуальной.

Центральный банк России (Банк России) — крупнейший финансовый центр, который через систему экономических  рычагов воздействует на различные  сектора экономики. Основной функцией Банка России является проведение общенациональной денежно-кредитной политики (распределение  денежных ресурсов и формирование влияния  на денежный рынок). Центральный банк не ведет операции с деловыми фирмами  или населением.

Его клиентура — коммерческие банки и другие кредитные учреждения, а также правительственные организации, которым он предоставляет разнообразные  услуги.

Банк России определяет общую  денежно-кредитную политику страны, и от эффективности его функционирования зависит эффективность финансово-кредитной  системы в целом. Проведение денежно-кредитной  политики невозможно без стабильно  функционирующих финансовых рынков, основным действующим звеном которых  является кредитная система. Поэтому  необходимо рассматривать денежно-кредитную  политику Банка России в неразрывной  связи с целями развития всей банковской системы страны.

Банк России - это орган  государственного денежно-кредитного регулирования экономики, обладающий правом монопольной эмиссии банкнот, регулирования денежного обращения, контроля за деятельностью кредитных организаций и хранения золотовалютных резервов.

В настоящее время деятельность Центрального банка в России определяется специальным Федеральным законом  от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) Принятие этого Закона сыграло известную роль в начале периода реформирования в России. С тех пор накоплен определенный опыт работы Банка России (как позитивный, так и негативный).

В намерении нового Закона входило: сделать деятельность главного банка страны более прозрачной и подконтрольной государственным органам, направить усилия по денежно-кредитному регулированию на решение проблем развития отечественной экономики.

В пункте 2 статьи 75 Конституции  Российской Федерации указана лишь основная функция Банка России —  защита и обеспечение устойчивости рубля. Это очень важная функция, т.к длительная устойчивость рубля (как экономической категории) немыслима без прочной экономики с хорошо организованной денежно-кредитной системой.

В обязанности Банка России по законодательству входит необходимость  обеспечения устойчивости рубля  за счет:

- взаимодействия с Правительством  Российской Федерации при разработке  и проведении единой государственной  денежно-кредитной политики;

- монополии на эмиссию  наличных денег и организацию  их обращения;

- выполнения роли кредитора  последней инстанции для кредитных  коммерческих банков и организации  системы их рефинансирования;

- установления правил  осуществления расчетов в стране;

- установления правил  проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;

- обслуживания счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации;

- осуществления эффективного  управления золотовалютными резервами;

- проведения государственной  регистрации кредитных организаций,  выдачи, приостановления и отзыва  лицензии кредитных организаций;

- осуществления надзора  над деятельностью кредитных  организаций и банковских групп;

- регистрации эмиссии ценных бумаг кредитных организаций;

- осуществления самостоятельно  или по поручению Правительства  Российской Федерации всех видов  банковских операций и иных  сделок, необходимых для выполнения  функций Банка России;

- организации и осуществления  валютного регулирования и валютного. контроля;

- определения порядка  осуществления расчетов с международными  организациями, иностранными государствами,  а также юридическими и физическими  лицами;

- установления правил бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы Российской Федерации;

- установления и публикации  официальных курсов иностранных  валют по отношению к рублю;

- участия в разработке  прогноза и организации составления  платежного баланса Российской  Федерации;

- установления порядка  и условий осуществления валютными биржами их операций, выдачи, приостановки и отзыва разрешений на организацию купли-продажи иностранной валюты;

- проведения анализа и  прогнозирования состояния экономики  Российской Федерации в целом  и по регионам, прежде всего  денежно-кредитных, валютно-финансовых  и ценовых отношений; публикации  соответствующих материалов и  статистических данных;

- осуществления иных функций  в соответствии с федеральными  законами.

Возложенные на него полномочия Банк России осуществляет независимо от других федеральных органов власти. Детальный перечень обязанностей Банка  России не противоречит международной  практике работы центральных банков. Как и центральные банки других стран, Банк России, прежде всего, осуществляет эмиссию банкнот, банковский надзор и денежно-кредитное регулирование  экономики.

Успешное выполнение всех функций Центрального банка России — необходимое условие эффективного развития рыночной экономики Российской Федерации

Выполнение Банком России его основных функций предполагает необходимость контроля и надзора  над деятельностью кредитных  организаций. Банк России сочетает проведение денежно-кредитной политики с надзором за работой кредитных организаций, являясь, практически, единственным надзорным  органом в стране.

Передача надзорных функций  от Банка России другим органам власти не противоречит мировой практике. По мере развития отечественных финансовых рынков она может быть в известной  мере осуществлена и в нашей стране.

Еще одной особенностью деятельности Банка России является превалирование в денежно-кредитном регулировании  таких инструментов, как агрегат  денежной массы М2 и валютных интервенций при недостаточно активном использовании процентной политики.

Система рефинансирования Банком России кредитных организаций имеет свою специфику. В мировой практике широко распространено рефинансирование в форме учета (покупки) векселей у коммерческих банков. Процесс рефинансирования коммерческих банков в России был запущен в 1992 году. В тот период векселя еще не играли заметной роли, и Банк России начал выдавать кредиты на рыночных условиях уполномоченным коммерческим банкам на основании решений Правительственной комиссии по вопросам финансовой и денежно-кредитной политики.

Курс Банка России на развитие рыночных механизмов экономического регулирования  отразился затем в организации (с февраля 1994 г.) кредитных аукционов, с введением которых ограничивалось административное установление процентных ставок и объемов кредитов центрального банка. В 1996 году был введен еще один инструмент рефинансирования банков — ломбардное кредитование.

Ставка рефинансирования — это одна из важнейших процентных ставок, которую Банк России использует при предоставлении кредитов банкам. Она является наиболее наглядным  показателем процентной политики Банка  России.

В новой редакции Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» усиливается  роль и ответственность Банка  России за проведение единой государственной  денежно-кредитной политики. В связи с необходимостью приведения денежно-кредитной политики в соответствие с новыми приоритетами экономической политики государства по преодолению кризиса, оживлению производства и переходу к экономическому росту Банк России совместно с Правительством РФ ежегодно разрабатывает Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики.

Среди особенностей деятельности Банка России следует выделить также  то, что его уставный капитал и  иное имущество являются 100 %-ной  федеральной собственностью.

Центральный банк разрабатывает  денежно-кредитную политику, прежде всего потому, что она позволяет  регулировать, управлять, рационально  организовывать отношения между  финансовыми посредниками и реальной экономикой по поводу возвратного движения денежных средств, так как именно кредитные отношения в современных  условиях превалируют над чисто денежными (в развитой рыночной экономике практически отсутствуют налично-денежные расчеты).

Формирование денежно-кредитной  политики в переходной экономике  России обусловлено взаимодействием  двух групп факторов: во-первых, спецификой особого этапа развития, а именно осуществлением перехода от планово-централизованной экономической системы к современной  смешанной экономике рыночного  типа, и, во-вторых, конкретными социально-экономическими и политическими условиями, в  которых осуществляется этот переход.

Особенности экономической  политики государства в переходный период связаны с тем, что еще  не сформирована устойчивая экономическая  система, обладающая свойством саморегуляции и саморазвития. В современной смешанной экономике государственное регулирование наряду с рыночным образует единый механизм и, дополняя друг друга, обеспечивает функционирование целостной системы.

Информация о работе Зарубежные банковские системы на современном этапе