Зарубежные банковские системы на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 16:02, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – рассмотреть особенности становления и развития зарубежной банковской систем, а также Банка России, изучение способов и методов воздействия на основные макроэкономические показатели (инфляция, валютный курс), ознакомление с последними мероприятиями, проводимыми центробанками в рамках совершенствования банковского контроля и надзора.

Работа состоит из  1 файл

Работа.docx

— 162.29 Кб (Скачать документ)

1. Монополия денежной  эмиссии. Центральные банки всех стран мира наделены исключительным правом эмиссии наличных денег на территории своей страны. Данная функция законодательно закреплена за центральным банком как представителем государства. Центральный Банк осуществляет не только производство, но и дизайн, установление знаков защиты от подделок, ликвидацию денежных знаков и монет. Продажа банкнот банкам осуществляется по номиналу. Разница между номиналом и издержками на производство банкнот - эмиссионный доход Банка России. Но в отдельных странах центральные банки могут взимать комиссию за предоставление дополнительных услуг в связи с доставкой наличных денег банкам. Например, Банк Норвегии берёт дополнительную плату за поставки банкнот, пригодных для автоматических кассовых автоматов, за специально упакованные монеты и другие услуги.

Монополии на безналичную  эмиссию не существует. Выпуск в  обращение векселей, облигаций, депозитных и сберегательных сертификатов и  иных безналичных денег могут осуществлять как центральные, так и коммерческие банки.

2. Банк Правительства. Центральный банк организует расчёты в стране, осуществляет исполнение бюджета и управление государственным долгом, финансирование программ экономического и социального развития страны, размещение государственных ценных бумаг, хранит золотовалютные резервы, анализирует состояние экономики и разрабатывает её прогноз, а также платёжный баланс государства.

3. Банк банков. Центральный  банк - расчётный центр и кредитор  в последней инстанции для  кредитных организаций; осуществляет  регулирование, контроль и надзор  за деятельностью коммерческих  банков, лицензирование их деятельности, методологическое обеспечение проведения  банковских операций, их учёта  и составления отчётности и  другие регулирующие и контрольные функции по отношению к кредитным организациям.

4. Проведение денежно-кредитной  политики. Это определение основных  направлений её осуществления  в стране, методов и инструментов  её реализации, антиинфляционная  политика, а также организация  платёжного оборота.

1.3. Инструменты денежно-кредитной  политики

Под инструментом денежно-кредитной  политики понимают средство, способ воздействия  центрального банка на объекты денежно-кредитной  политики.

В рамках денежно-кредитной  политики применяются прямые и косвенные  методы.

Прямые методы носят характер административных мер в форме различных директив центрального банка, касающихся объёма денежного предложения и цен на финансовом рынке. Реализация этих мер даёт наиболее быстрый эффект с точки зрения контроля центрального банка над ценой или максимальным объёмом депозитов и кредитов, особенно в условиях экономического кризиса. Однако со временем прямые методы воздействия в случае "неблагоприятного" с точки зрения хозяйствующих субъектов воздействия на их деятельность могут вызвать перелив, отток финансовых ресурсов в "теневую" экономику или за рубеж. Косвенные методы воздействуют на поведение хозяйствующих субъектов при помощи рыночных механизмов. Естественно, что эффективность использования косвенных методов тесно связана с уровнем развития денежного рынка. При переходной экономике, особенно на первых этапах преобразований, используются как прямые, так и косвенные инструменты с постепенным вытеснением первых вторыми.

Различают также общие  и селективные методы денежно-кредитной  политики.

Общие методы являются преимущественно косвенными и оказывают влияние на денежный рынок в целом.

Селективные методы регулируют конкретные виды кредита и носят в основном директивный характер. Их применение связано с решением частных задач, таких, как ограничение выдачи ссуд некоторыми банками или ограничение выдачи отдельных видов ссуд, рефинансирование на льготных условиях отдельных коммерческих банков и т.д. Такое централизованное перераспределение кредитных ресурсов несвойственно для стран с рыночной экономикой, поскольку оно искажает рыночные цены и распределение ресурсов, сдерживая конкуренцию на финансовых рынках. Применение в практике центральных баков селективных методов воздействия на деятельность коммерческих банков типично для экономической политики, проводимой на стадии циклического спада, в условиях резкого нарушения пропорций воспроизводства.

В мировой экономической  практике центральные банки используют следующие основные инструменты денежно-кредитной политики:

  • норма обязательных резервов;
  • процентную политику центрального банка;
  • операции на открытом рынке.
  • центральный

Обязательные резервы  представляют собой процентную долю от обязательств коммерческого банка. Эти резервы коммерческие банки обязаны хранить в центральном банке. Механизм действия инструмента заключается в следующем: если центральный банк увеличивает норму обязательных резервов, то сокращаются избыточные резервы коммерческих банков, которые они могут использовать для проведения ссудных операций. Это вызывает мультипликационное уменьшение денежного предложения в соответствии с изменением величины депозитного мультипликатора. При уменьшении нормы обязательных резервов происходит мультипликационное расширение объёма предложения денег.

В мировой практике изменение  норм обязательных резервов не относится  к гибким и оперативным инструментам денежно-кредитного регулирования. В  современной экономике ФОР выполняет  следующие функции: создание структурного недостатка ликвидности в банковской системе; повышение предсказуемости спроса на денежные ресурсы со стороны банков; определение верхнего предела роста денежной массы; ограничение волатильности ставок денежного рынка.

Этот инструмент монетарной политики является, по мнению специалистов, наиболее мощным, но достаточно грубым, поскольку воздействует на основы всей банковской системы. Норма обязательных резервов - это своего рода налог, т.к. её нельзя увеличивать до бесконечности, а частые манипуляции с этим инструментом могут привести к дестабилизации работы кредитной сферы. Даже незначительное изменение нормы обязательных резервов способно вызвать существенные изменения  в объёме банковских резервов и привести к модификации кредитной политики коммерческих банков. Как следствие, изменение нормы резервирования используется лишь в крайних случаях, когда необходима быстрая настройка  денежно-кредитной системы.

Процентная политика центрального банка проводится по двум направлениям: регулирование займов коммерческих банков у центрального банка и депозитная политика центрального банка, которая ещё может быть названа политикой учётной ставки или ставки рефинансирования.

Ставка рефинансирования - это процент, под который центральный банк предоставляет кредиты финансово устойчивым коммерческим банкам, выступая как кредитор в последней инстанции.

Учётная ставка - процент (дисконт), по которому центральный банк учитывает векселя коммерческих банков, что является разновидностью их кредитования под залог ценных бумаг.

Учётную ставку (ставку рефинансирования) устанавливает центральный банк. Уменьшение её делает для коммерческих банков займы дешёвыми. Ссудные резервы  банков увеличиваются на величину полученных от ЦБ кредитов, а денежная масса  расширяется с мультипликативным  эффектом. И наоборот, увеличение учётной  ставки (ставки рефинансирования) делает займы невыгодными. Более того, некоторые  коммерческие банки, имеющие заёмные  средства, пытаются возвратить их, так  как эти средства становятся очень  дорогими. Сокращение банковских резервов приводит к мультипликационному  сокращению денежного предложения.

Определение размера учётной  ставки - один из наиболее важных аспектов денежно-кредитной политики, а изменение  учётной ставки выступает показателем  изменений в области кредитно-денежного  регулирования. Размер учётной ставки обычно зависит от уровня ожидаемой  инфляции и в то же время оказывает  на инфляцию большое влияние. Когда  центральный банк намерен смягчить или ужесточить кредитно-денежную политику, он снижает или повышает учётную  процентную ставку. Банк может устанавливать  одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или  проводить процентную политику без  инкассации процентной ставки. Процентные ставки центрального банка необязательны  для коммерческих банков в их взаимоотношениях с клиентами и с другими  банками. Однако уровень официальной учётной ставки является для коммерческих банков ориентиром при проведении кредитных операций.

Вместе с тем именно использование этого инструмента  показывает, что результаты денежно-кредитной  политики слабо предсказуемы. Например, снижение ставки рефинансирования делает заёмные средства более дешёвыми, поэтому приводит к расширению денежной массы. Однако снижение ставки рефинансирования приводит к снижению процентов по кредитам коммерческих банков, а значит и по депозитам. Прибыльность банковских вкладов падает, спрос на наличность возрастает, а банковский мультипликатор уменьшается. Но как и в каком периоде снижение ставки рефинансирования повлияет на банковский мультипликатор, сказать трудно. Поэтому в денежно-кредитной политике следует различать краткосрочные и долгосрочные периоды. В краткосрочном периоде снижение ставки рефинансирования является "расширительной" мерой, в долгосрочном - сдерживающей.

Как показывает мировой опыт, даже в самой стабильной экономике  у коммерческих банков могут возникнуть временные трудности и проблемы с ликвидностью. Поэтому центральные  банки, как правило, используют систему  специальных кредитов (вспомогательный  кредит, ломбардный кредит и др.) для  решения проблемы временной неплатёжеспособности коммерческих банков.

Наряду с пересмотром  ставки рефинансирования изменяются проценты за пользование ломбардным кредитом, кредитом "овернайт", операциями РЕПО и средствами банков, привлечёнными на депозиты в Банк России.

Депозитные операции центрального банка позволяют коммерческим банкам получать доход от так называемых свободных, или избыточных, резервов, а центральному банку дают возможность  влиять на размер денежного предложения.

С помощью указанных операций можно регулировать не только краткосрочную  ликвидность банков, но и ликвидность  в среднесрочном периоде. Данный инструмент позволяет оперативно изъять излишнюю ликвидность банковской системы для повышения сбалансированности спроса и предложения в различных секторах финансового рынка.

Операции центрального банка  на открытом рынке в настоящее время являются в мировой экономической практике основным инструментом денежно-кредитной политики. Центральный банк продаёт или покупает по заранее установленному курсу ценные бумаги, в том числе государственные, формирующие внутренний долг страны. Этот инструмент считается наиболее гибким инструментом регулирования кредитных вложений и ликвидности коммерческих банков.

Операции центрального банка  на открытом рынке оказывают прямое влияние на объём свободных ресурсов, имеющихся у коммерческих банков, что стимулирует либо сокращение, либо расширение объёма кредитных вложений в экономику, одновременно влияя  на ликвидность банков, соответственно уменьшая или увеличивая её. Такое  воздействие осуществляется посредством  изменения центральным банком цены покупки у коммерческих банков или  продажи им ценных бумаг. При жёсткой  рестрикционной политике, результатом которой должен стать отток кредитных ресурсов с ссудного рынка, центральный банк уменьшает цену продажи или увеличивает цену покупки, тем самым увеличивая или уменьшая её отклонение от рыночного курса.

Если центральный банк покупает ценные бумаги у коммерческих банков, он переводит деньги на их корреспондентские  счета; таким образом увеличиваются кредитные возможности банков. Они начинают выдавать ссуды, которые в форме безналичных реальных денег входят в сферу денежного обращения, а при необходимости трансформируются в наличные деньги. Если центральный банк продает ценные бумаги, то коммерческие банки со своих корреспондентских счетов оплачивают такую покупку, тем самым уменьшая свои кредитные возможности, связанные с эмиссией денег.

Операции на открытом рынке  проводятся центральным банком обычно совместно с группой крупных  банков и других финансово-кредитных  учреждений.

Схема осуществления этих операций следующая.

1. Предположим, что на  денежном рынке наблюдается излишек  денежной массы в обращении  и центральный банк ставит  задачу ограничить или ликвидировать  этот излишек. В данном случае  центральный банк начинает активно  предлагать государственные ценные  бумаги на открытом рынке банкам  или населению, которые покупают  правительственные ценные бумаги  через специальных дилеров. Поскольку  предложение государственных ценных  бумаг увеличивается, их рыночная  цена падает, а процентные ставки  по ним растут, соответственно  возрастает их привлекательность  для покупателей. Население (через  дилеров) и банки начинают активно  скупать правительственные ценные  бумаги, что приводит в конечном счёте к сокращению банковских резервов. Сокращение объёма банковских резервов в свою очередь приводит к уменьшению предложения денег в пропорции, равной банковскому мультипликатору. При этом процентная ставка растет.

2. Предположим теперь, что  на денежном рынке существует  недостаток денежных средств  в обращении. В этом случае  центральный банк проводит политику, направленную на расширение денежного  предложения, а именно центральный  банк начинает скупать правительственные  ценные бумаги у банков и  населения по выгодному для  них курсу. Тем самым центральный  банк увеличивает спрос на  государственные ценные бумаги. В результате их рыночная цена  возрастает, а процентная ставка  по ним падает, что делает казначейские  ценные бумаги непривлекательными  для их владельцев. Население  и банки начинают активно продавать  государственные ценные бумаги, что приводит в конечном счёте к увеличению банковских резервов и (с учётом мультипликационного эффекта) денежного предложения. При этом процентная ставка падает.

И снова можно отметить непредсказуемость результатов  денежно-кредитной политики в связи  с тем, что открытый рынок - это  финансовый рынок. Рост продаж на открытом рынке приводит к увеличению предложения  финансовых активов, следовательно, к  росту процентных ставок. В свою очередь рост процентных ставок отразится  на увеличении мультипликатора, что  отчасти погасит эффект сокращения денежной базы. И наоборот, операции покупки на открытом рынке могут  привести к увеличению спроса на финансовые активы, снижению процентных ставок и  мультипликатора.

Информация о работе Зарубежные банковские системы на современном этапе