Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 16:02, курсовая работа
Цель данной работы – рассмотреть особенности становления и развития зарубежной банковской систем, а также Банка России, изучение способов и методов воздействия на основные макроэкономические показатели (инфляция, валютный курс), ознакомление с последними мероприятиями, проводимыми центробанками в рамках совершенствования банковского контроля и надзора.
Рассмотренные инструменты денежно-кредитной политики используются центральным банком обычно в комплексе в соответствии с целью денежно-кредитной политики. Оптимальная комбинация инструментов денежно-кредитной политики зависит от стадии развития и структуры финансовых рынков, роли центрального банка в экономике страны. Например, при продаже государственных ценных бумаг на открытом рынке в целях уменьшения денежного предложения центральный банк устанавливает высокую учётную ставку (выше доходности ценных бумаг), что ускоряет процесс продажи коммерческими банками государственных ценных бумаг, поскольку им становится невыгодно восполнять резервы займами центрального банка, эффективность операций на открытом рынке повышается. Наоборот, при покупке центральным банком государственных ценных бумаг на открытом рынке он резко понижает учётную ставку (ниже доходности ценных бумаг). В этой ситуации коммерческим банкам выгодно занимать резервы у центрального банка и направлять имеющиеся средства на покупку более доходных государственных ценных бумаг. Расширительная политика центрального банка становится более эффективной.
Кроме рассмотренных выше традиционных денежно-кредитных инструментов в рамках денежно-кредитной политики может использоваться и таргетирование, а также валютные интервенции.
Под таргетированием следует понимать применение инструментов экономической политики для достижения количественных ориентиров определённых показателей, входящих в сферу ответственности органа регулирования. В международной практике наибольшее распространение получило несколько вариантов таргетирования:
Валютное регулирование осуществляется прямыми (валютные интервенции) и косвенными (контроль за движением капитала и ограничения торговлю иностранной валютой). Валютные интервенции - это операции центрального банка по покупке/продаже национальной валюты. Покупка иностранной валюты ведёт к девальвации национальной и увеличению золотовалютных резервов, при продаже эффект обратный. Такая интервенция называется "нестерилизованной", т.к. приводит к изменениям в денежной базе. Если центральный банк хочет избежать подчинения денежно-кредитной политики внешним целям, то ему необходимо устранить колебание денежной базы. Сделать это можно, если он одновременно с валютной интервенцией станет проводить компенсационные операции на открытом рынке по покупке/продаже национальных облигаций. Валютная интервенция с компенсацией будет уже носить название "стерилизованная интервенция".
Для определения эффективности интервенции используются следующие критерии:
МВФ установил три принципа, которыми должны руководствоваться страны при проведении интервенций:
Используются валютные интервенции в основном для уравновешивания платёжных балансов, изменения структуры импорта или ограничения его, сокращения платежей за границу, концентрации валютных ресурсов в руках государства.
Глава 2. Опыт деятельности центральных банков развитых стран
2.1. Регулирование инфляции
В большинстве развитых стран
главная цель денежно-кредитной
политики и функционирования ЦБ в
целом - достижение определённого уровня
инфляции. Правительство РФ и Банк
России определили задачу снизить инфляцию
в 2009 году до 7,0-8,5%, в 2010 году - 5,5-7,0%, а
к 2011 году выйти на уровень инфляции
5,0-6,8% (из расчета декабрь к декабрю),
говорится в проекте основных
направлений денежно-кредитной
Согласно предыдущему варианту документа, инфляция в 2009 году должна была составить 7,5-8,5%, а в последующие два года прогноз соответствовал нынешним ориентирам.
Также в проекте отмечается, что в сложившихся условиях намеченный ранее целевой ориентир по инфляции в 2008 году будет превышен и составит "около 13%".
Для воздействия на уровень инфляции центральные банки активно используют учётную ставку.
Самая высокая ставка по федеральным фондам в прошлом веке была зафиксирована в США в 1981 г. на уровне 19% и в последующие годы в целом имела тенденцию к понижению. В зависимости от экономической ситуации учётная ставка может изменяться несколько раз за год: в течение 1994 г. ФРС США повышала процентную ставку по федеральным фондам пять раз - с 3 до 6%. Чтобы помочь американской экономике пережить негативные последствия финансового кризиса в России осенью 1998 г., ФРС провела три понижения процентной ставки в целом на четверть пункта. Снижение учётной ставки позволило достичь рекордно низкого уровня инфляции в размере 1,6%. Это был самый низкий показатель, зафиксированный в Америке с 1965 г. За период с июня 1999 г. по май 2000 г. ФРС четыре раза пересматривала учётную ставку, повысив её до 5,75%. Повышение учётной ставки рефинансирования использовалось с целью затормозить чрезмерно высокие темпы роста национальной экономики.
В 2001 г. ситуация в американской экономике резко изменилась - началась стагнация. Для стимулирования роста экономики Федеральная резервная система около пятнадцати раз снижала базовую процентную ставку, которая к июню 2004 г. сократилась до самого низкого показателя за последние сорок шесть лет - 1,036. Затем начался обратный процесс. Экономика США вошла в фазу устойчивого роста, и ставка рефинансирования 30 июня 2004 г. была повышена до 1,25%. Повышение процентной ставки явилось началом изменения направления валютно-финансовой политики, проводимой ФРС США. Руководство ФРС заявило, что процесс повышения ставки будет умеренным и постепенным. С июня 2004 г. по декабрь 2005 г. ФРС тринадцать раз повышала ставку в среднем на 0,25%, доведя её до 4,25% к концу 2005 г. В конце января 2009 г. ставка была повышена еще на 0,25% и достигла 4,5%.
В последние годы экономисты ФРС заговорили о так называемой нейтральной ставке, при которой экономика сможет расти оптимальными темпами, не стимулируя инфляционные процессы. Однако определить уровень нейтральной ставки пока не представляется возможным, поскольку он складывается из конъюнктурных факторов, которые подвержены значительным колебаниям.
Поскольку мировые финансовые
рынки стали более
В Европейском союзе функции центрального банка выполняет Европейский центральный банк (ЕЦБ). Однако в отличие от ФРС Европейский центральный банк действует по принципу установления целевого уровня инфляции (не более 2% в год). Все остальные функции ЕЦБ могут реализоваться только при соблюдении этой первой заповеди.
В первой половине декабря 1998 г. центральные банки Европейского валютного союза (ЕВС) впервые одновременно понизили процентные ставки с 3,3 до 3,0%, кроме Италии, где данный показатель составил 3,5%. Вслед за странами ЕС до такого же уровня процентные ставки понизила и Великобритания. Одновременное снижение ставок в 11 европейских странах, а затем и в Великобритании свидетельствовало о формировании единого механизма регулирования инфляционных процессов в Объединенной Европе. В связи с риском роста уровня инфляции, связанного с повышательной тенденцией в мировых ценах на нефть, слабостью евро и возросшим спросом на кредиты, ЕЦБ в период с января 1999 г. по июль 2000 г. осуществил пять повышений уровня кредитной ставки, доведя её до 4,25%. В период с июля 2000 г. по июнь 2003 г. ставка снизилась до 2% и сохранялась на столь низком уровне вплоть до декабря 2005 г., когда началось плавное повышение ставки. В марте 2009 г. ставка была повышена на 0,25% - до 2,5%. В большинстве стран еврозоны удается сохранять рост цен на достаточно низком уровне, соблюдая условия конвергенции.
Анализ изменения учетной ставки в России в период с 1990 по 2009г. говорит о том, что реального воздействия на уровень инфляции и стимулирование экономического роста этот инструмент пока не оказывает. В 90-е годы в России уровень учётной ставки оставался достаточно высоким по сравнению с мировой практикой. В частности, в среднем за 1993 г. этот показатель колебался от 80 до 180%. По уровню учётной ставки среди других стран мира Россия в тот период уступала лишь Бразилии, переживавшей глубокий финансовый кризис. В Бразилии ставки рефинансирования в течение всего 1993 г, превышали 3000%.
Начиная с июля 1993 процентная ставка Центрального банка России устанавливалась на уровне не более, чем на 7 процентных пунктов ниже межбанковской рыночной процентной ставки, а с конца 1994 г. эта норма была снижена до 5%. Своего максимального уровня процентная ставка в России достигла в апреле 1994 г. и составила 210%. Россия имела самую высокую в мире ставку рефинансирования и соответственно процентную ставку по кредитам, векселям и депозитам. К октябрю 1994 г. правительству удалось понизить уровень процентной ставни до минимального на тот период размера в 130%. Однако в том же месяце после резкого падения курса рубля по отношению к доллару США, в "чёрный вторник", учётная ставка вновь была резко повышена - до 170%.
На протяжении 1995г. уровень учётной ставки Центрального банка России колебался в пределах от 170 до 200%. В результате проведения комплекса мер по финансовой стабилизации к началу 1996 г. правительству России удалось вновь снизить учётную ставку до 120%, а к октябрю того же года - до 60%. В 1997 г. продолжалось плавное понижение уровня учётной ставки, которая к октябрю достигла своего минимального значения за весь период так называемых экономических реформ в России и составила 21%.
В начале 1998 г. в связи с нарастанием кризисных явлений в финансовой сфере правительство вынуждено было опять пойти на повышение учётной ставки до 50%. Однако эта мера уже не могла предотвратить финансовый коллапс, который произошёл в августе 1998 г. В результате учётная ставка была вновь резко увеличена - до 150%. В середине 1999 г, ставку удалось снизить до 60%. С этого времени наметилась устойчивая тенденция к постепенному понижению указанного показателя. За период с 1999 по 2009 г. ставку рефинансирования удалось снизить до 12.
В России ставка рефинансирования до сих пор остаётся более индикатором, чем регулятором уровня инфляции. Ставка рефинансирования не является инструментом денежно-кредитной политики и напрямую не влияет на стоимость заёмных средств на межбанковском рынке. Изменение ставки влияет лишь на размер штрафов и пеней, которые в соответствии с Налоговым кодексом привязаны к ставке Центрального банка. В настоящее время Банк России пытается придерживаться политики соотношения ставки рефинансирования и темпов инфляции. Если предположить, что годовой уровень инфляции в России в период с 2006 по 2010 гг. сократится примерно до 6-7%, а в экономике сохранится тенденция к росту, то теоретически ставка рефинансирования в 2006 - 2010 гг. может быть понижена до 5-6%.
Введение обязательного резервирования в России в начале 90-х годов было обусловлено необходимостью сокращения высокого уровня инфляции, обеспечения достаточного уровня ликвидности коммерческих банков, унификации и обеспечения надежного контроля за их деятельностью. В России с начала 90-х годов были установлены достаточно высокие по мировым стандартам нормы обязательных резервов: по счетам до востребования - 20% и по срочным обязательствам - 15%. Связано это было с необходимостью противодействовать увеличению денежной массы коммерческими банками в условиях высокой инфляции и осуществления антиинфляционных мер.
Нормы обязательных резервов в России не пересматривались до середины 90-х годов, совершенствовались лишь база резервирования и техника его осуществления. В феврале 1995 г. Центральный банк ввёл 2% норму обязательного резервирования по текущим валютным счетам. В апреле 1996 г. в целях облегчения деятельности коммерческих банков и укрепления российской банковской системы Центральный банк понизил по рублевым активам размер обязательных резервов с 20 до 18% и до 1,25% по валютным активам. Общий объем централизованных резервных отчислений снизился почти в 2,5 раза.
Информация о работе Зарубежные банковские системы на современном этапе