Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 20:38, реферат
Бюджетный федерализм это система налогово-бюджетных отношений органов власти различных уровней в процессе формирования доходов бюджетов и финансирования расходов на всех этапах бюджетного процесса.
Эта система отношений представляет собой особые межбюджетные отношения, которые возникают на основе движения бюджетных ресурсов.
- активное участие субъектов федерации в формировании и реализации налогово-бюджетной политики государства, включая межбюджетные отношения.[20]
Говоря о трех основных
уровнях бюджетной системы, надо
иметь в виду, что помимо федерального,
регионального и местного уровней
внутри последнего могут быть два (города
и районы регионального значения,
а также внутригородские
Объективной основой сочетания интересов бюджетов всех уровней является то, что конечной целью органов власти любого уровня должны быть интересы населения.
Сочетание принципов централизма
и децентрализма в условиях бюджетного
федерализма означает, что наряду
с тенденцией децентрализации, характеризующейся
усилением демократических
Резкое усиление централизации
финансовых ресурсов в условиях бюджетного
федерализма приемлемо в тех
случаях, когда оно способствует
лучшему удовлетворению потребностей
населения, осуществляется не в ущерб
интересам и ресурсам долговременного
социально-экономического развития субъектов
Федерации, вызвано чрезвычайными
обстоятельствами и принимается
не как стратегическое направление
развития экономических основ
При реализации бюджетной
политики федеративного государства
важным является сочетание интересов
народов многонациональной
Высокая степень самостоятельности
бюджетов разных уровней и ответственности
органов власти за сбалансированность
бюджета, бюджетную обеспеченность
предопределяет повышение их заинтересованности
в наращивании налогового потенциала,
своевременном и полном сборе
налогов, а также в эффективном
расходовании бюджетных средств. Такая
самостоятельность бюджетов характерна
для классического бюджетного федерализма,
так как она позволяет
Активное участие субъектов
Федерации в формировании и реализации
налогово-бюджетной политики государства
в качестве принципа бюджетного федерализма
подтверждает тот факт, что бюджетный
федерализм не сводится к межбюджетным
отношениям, хотя последние в значительной
степени характеризуют его
Состояние межбюджетных отношений, и в частности межбюджетного регулирования, в значительной степени предопределяется тем, насколько разграничение расходов и доходных источников на постоянной основе между звеньями бюджетной системы отвечает принципу самостоятельности бюджетов. Там, где низок уровень собственных доходов, закрепленных на постоянной основе, вопрос о самостоятельности бюджета становится проблематичным.
Исходя из теоретических
предпосылок, реформа межбюджетных
отношений в России должна иметь
основную конечную цель и сопутствующие
цели. Основная конечная цель – создание
необходимых исходных условий для
сокращения чрезмерных различий в бюджетной
обеспеченности территориальных образований,
сбалансирования региональными
и местными органами власти своих
территориальных бюджетов (в условиях
заинтересованности и ответственности
в обеспечении роста их собственных,
закрепленных на постоянной основе и
регулирующих доходных источников, рационального
и эффективного расходования бюджетных
средств) с целью реализации полномочий,
возложенных на них, предоставления
равных возможностей населению на всей
территории страны в получении бюджетных
услуг в объеме и качестве не ниже
предусмотренных
К сопутствующим целям
относятся следующие: четкое и обоснованное
разграничение расходных
Исходя из принципов бюджетного федерализма можно определить следующие принципы межбюджетных отношений:
- сочетание интересов всех участников межбюджетных отношений;
- четкое законодательное разграничение расходных полномочий между органами власти разных уровней и соответствующих им расходов, а также доходных источников (полностью или частично) между звеньями бюджетной системы;
- максимально возможное разграничение на постоянной (без ограничения сроком) основе видов доходов (полностью или частично) в качестве закрепленных доходов между бюджетами разных уровней;
- сокращение дотационности и количества дотационных бюджетов за счет оптимизации встречных финансовых потоков и наращивания налогового потенциала на соответствующих территориях;
- равенство прав в межбюджетных отношениях субъектов Федерации с федеральным центром и муниципальных образований с органами власти субъектов Федерации;
- применение в межбюджетном регулировании для всех субъектов Федерации, а внутри каждого из них для всех муниципальных образований единых методологии и критериев, учитывающих их индивидуальные и групповые особенности; обязательность компенсации недостающих средств при увеличении расходов бюджетов или снижении их доходов, явившихся следствием решений, принятых органами власти другого уровня;
- недопустимость изъятия или принудительной централизации в бюджеты другого уровня собственных доходов, закрепленных на постоянной основе, дополнительно полученных или сэкономленных бюджетных средств; недопустимость изменения ранжировки территориальных образований по бюджетной обеспеченности в сопоставимых условиях при передаче им средств из вышестоящего бюджета в порядке межбюджетного регулирования; взаимная ответственность органов власти разных уровней за соблюдение обязательств по межбюджетным отношениям; наличие достоверной информации о финансовой обеспеченности территориальных образований, нуждающихся в финансовой поддержке из бюджета другого уровня;
- относительная стабильность принятого к реализации механизма межбюджетных отношений;
- ясность (прозрачность) и гласность межбюджетных отношений, простота расчетов.[22]
Сравнение действующего механизма межбюджетных отношений с указанными выше принципами – требованиями бюджетного федерализма к его построению – позволяет улучшить организацию этих отношений, а также обеспечить правильный выбор направлений дальнейшего их совершенствования.
Основными функциями межбюджетных отношений являются выравнивание бюджетной обеспеченности тех территориальных образований, где она меньше минимально необходимого уровня (обеспечивающего соблюдение конституционных и других государственных социальных гарантий на всей территории страны), и стимулирование наращивания налогового потенциала, своевременного и полного сбора платежей в бюджет на подведомственной территории, а также рационального и эффективного их расходования. Обе эти функции подлежат реализации в сочетании – как двуединый процесс. Поэтому, когда выравнивающая функция становится преобладающей, вступая в противоречие со стимулирующей функцией, требуется внесение корректив в действующий механизм межбюджетных отношений.[23]
В Бюджетный кодекс Российской
Федерации Федеральным законом
от 20.08.2004 №120-ФЗ «О внесении изменений
в Бюджетный кодекс Российской Федерации
в части регулирования
Анализ изменений, внесенных в БК РФ, позволяет сделать вывод о том, что содержание разграничения и распределения доходов между бюджетами после принятия вышеуказанных поправок подлежит уточнению.
Исходя из вышеизложенного
можно дать следующие определения
разграничения и распределения
доходов между бюджетами
Разграничение доходов означает
законодательное закрепление
Распределение доходов представляет собой передачу органами государственной власти и органами местного самоуправления доходов, закрепленных за бюджетами, в иные бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по нормативам отчислений, устанавливаемым на постоянной основе или на очередной финансовый год.
Разграничение доходов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации с 01.01.2005 (в части местных налогов с 01.01.2006) согласно БК РФ характеризуется следующим:
- федеральные налоги и сборы, а также налоги, предусмотренные специальными налоговыми режимами, полностью или частично закрепляются за федеральным бюджетом, бюджетами субъектов РФ, бюджетами муниципальных районов, бюджетами городских округов и бюджетами городских и сельских поселений (при этом в городские бюджеты городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга федеральные налоги и сборы, налоги, предусмотренные специальными налоговыми режимами, подлежат зачислению по нормативам, установленным для бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований);
- региональные налоги полностью закрепляются за бюджетами субъектов РФ;
- местные налоги полностью закрепляются за бюджетами городских округов и бюджетами городских и сельских поселений, на территории которых они взимаются; за бюджетами муниципальных районов закрепляются местные налоги, взимаемые на межселенных территориях;
- неналоговые доходы полностью или частично закрепляются за федеральным бюджетом, бюджетами субъектов РФ, бюджетами муниципальных
районов, бюджетами городских округов и бюджетами городских и сельских поселений.
В соответствии с вышеизложенным разграничение доходов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации можно представить в виде (таблице 1.2.1).
Таблица 1.2.1. Разграничение
доходов между бюджетами
Федеральный бюджет |
Бюджеты субъектов РФ |
Местные бюджеты | |||
бюджеты городских и сельских поселений |
бюджеты муниципальных районов |
бюджеты городских округов |
бюджеты внутригородских
муниципальных образований | ||
Закрепление федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, неналоговых доходов в соответствии с нормативами, установленными БК РФ |
Закрепление федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных налогов, неналоговых доходов в соответствии с нормативами, установленными БК РФ |
Закрепление федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, местных налогов, неналоговых доходов в соответствии с нормативами, установленными БК РФ |
Закрепление доходов БК РФ |
Распределение доходов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации с 01.01.2005 (в части местных налогов с 01.01.2006) согласно порядку, установленному БК РФ, осуществляется следующим образом:
– органы государственной власти субъектов РФ в законодательном порядке (за исключением закона субъекта РФ о бюджете субъекта РФ на очередной финансовый год или иного закона субъекта РФ на ограниченный срок действия) могут устанавливать для муниципальных образований субъекта РФ нормативы отчислений в местные бюджеты от отдельных федеральных и региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в бюджет субъекта РФ. При этом должны раздельно устанавливаться единые нормативы для всех поселений и единые нормативы для всех муниципальных районов субъекта РФ; нормативы отчислений в бюджеты городских округов субъекта РФ определяются как сумма нормативов, установленных для поселений и для муниципальных районов;
– органы местного самоуправления муниципальных районов своими решениями (за исключением решения о бюджете муниципального района на очередной финансовый год или иного решения на ограниченный срок действия) могут устанавливать единые для всех поселений муниципального района нормативы отчислений в бюджеты поселений от федеральных, региональных и местных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в бюджет муниципального района;