Доходная база бюджетов и пути её укрепления в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 16:21, дипломная работа

Описание

Целью исследования дипломной работы является изучения действующего механизма формирования доходной базы местных бюджетов и разработка предложений по его совершенствованию.
Для достижения цели необходимо решение следующих задач:
определить местные бюджеты, как экономическую категорию;
рассмотреть возникновение и развитие местных бюджетов на территории Беларуси;
выделить особенности формирования местных бюджетов в зарубежных странах;
провести анализ действующего механизма формирования местных бюджетов;
выявить проблемы и предложить пути укрепления доходной базы местных бюджетов.
Объектом исследования является бюджет Рогачёвского района.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………4
1. Местные бюджеты как основа экономической деятельности местных органов власти……………………………………………………………...7
1.1 Понятие и содержание местных бюджетов ……..7
1.2 Возникновение и развитие местных бюджетов на территории Беларуси....13
1.3 Особенности формирования местных бюджетов в зарубежных странах….33
2. Анализ формирования доходной базы местных бюджетов (на примере бюджета Рогачёвского района)…………………………………………………....46
2.1 Порядок, состав и структура формирования доходов бюджетов в современных условиях ……46
2.2 Расчёт доходного потенциала региона……………………………………....62
З. Проблемы формирования и пути укрепления местных бюджетов………...69
Заключение……...………………………………………………………………....75
Список использованных источников……………..………………………..........81
Приложения…..…………………………………………………………………...85

Работа состоит из  20 файлов

введение(1).doc

— 29.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

глава 1.doc

— 210.50 Кб (Скачать документ)

Одним из преимуществ  земских губерний являлось то, что  правительство субсидировало часть  их расходов, поэтому после 1905 г. в составе доходов земских бюджетов появились пособия государственной казны, предназначенные на покрытие части расходов общегосударственного значения, финансируемых за счет земских смет. Изменения в составе и структуре доходов земских бюджетов иллюстрируются в таблице П.2.

Из приведенных данных видно, что свыше половины доходов  земств формировалось за счет поступлений  от обложения недвижимых имуществ-55,9% в 1913г.

Все большие суммы  в виде пособий передавались из государственной  казны земствам. Появившись впервые в доходах земских бюджетов в 1910г. в объеме 117  тыс. руб., они увеличились в  1913  г. в 34,3 раза и достигли 4009 тыс. руб. Это в значительной степени повлияло на структуру земских доходов [37, с. 143].

Для организации управления городами царское правительство создало городские общественные управления, возложив на них не только местные, но и общегосударственные функции, в связи с чем производилась частичная компенсация их расходов из государственной казны.

Городские бюджеты были весьма скромными. Основные их доходы формировались из внутригородских источников: доходов от имущества (земля, здания), от городского коммунального хозяйства, сборов с недвижимого имущества и некоторых других. Доходы бюджетов белорусских городов составляли незначительную долю в общем объеме доходов городов России. Достаточно сказать, что на них приходилось 1,6%, в то время как удельный вес городского населения Беларуси был около 4%.

Объемы мирских бюджетов Беларуси росли медленно. Если в 1895 г. они составляли 2,2 млн. руб., то в 1912 г. - 2,6 млн. руб., увеличившись всего на 22,7%. В составе мирских расходов, как было отмечено, значительную часть составляли расходы общегосударственного характера, однако государство ни в какой степени их не компенсировало.

Итак, сводный бюджет, который формировался на территории пяти белорусских губерний в составе  России, включал земские, городские, мирские бюджеты, а также часть  государственного бюджета.

Анализ доходов и  расходов бюджетов различных уровней  за 1913 г. показывает, что основная их масса была сосредоточена в государственном бюджете (таблица 2).

Таблица 2.Сводный бюджет Беларуси на 1913 год.

Бюджет

Доходы   (млн.руб.)

В % к итогу

Расходы (млн.руб.)

В % к итогу

Государственный

(по исполнению)

128,2

87,6

110,5

85,9

Земские(по смете)

11,3

7,7

11,3

8,8

Городские (по смете)

43

2,9

4,3

3,3

Мирские (по смете)

2,6

1,8

2,6

2,0

ИТОГО

146,4

100

128,7

100


Примечание. Источник: [37, с. 156]

Из-за отсутствия данных в состав сводного бюджета не попали бюджеты местечек, составлявшие около 200 тыс. руб. Не учтено также специфическое обложение еврейского населения (коробочный сбор и др.), составлявшее также несколько десятков тысяч рублей в год.

Финансовая система России, включая и Беларусь, не выдержали испытания первой мировой войной. Правительство    и     органы     местного самоуправления накануне Октябрьской   революции   оказались фактически банкротами.  Они  все больше  влезали в долги,  не имея возможности  в ближайшем будущем погасить их.

1 января 1919 года была образована БССР. В БССР был создан Наркомфин. Однако процесс формирования финансовой системы осложнялся оккупацией и гражданской войной.

Для покрытия государственных расходов требовалось изыскивать источники  доходов. Ещё в декабре 1917 г. Совнаркомом  было принято решение о сохранении всех налогов, взимавшихся до революции. Однако собрать их было трудно по следующим причинам: многие предприятия были остановлены, отменены некоторые налоги. Местные советы для пополнения доходов прибегали к контрибуции с буржуазии, которые не могли быть устойчивым источником доходов. Поэтому вместо них были введены чрезвычайные местные налоги, например, единовременный чрезвычайный прогрессивный подоходный налог.

Государственные     денежные     налоги     в     условиях     инфляции     и обесценения валюты не были эффективны. Тем не менее, расширение полномочий местных Советов требовало увеличения доходов. Выходом из сложившейся ситуации явилось введение Советами регулярных налогов, которые функционировали одновременно с чрезвычайными.

В условиях, когда денежные налоги как источник государственных  и местных доходов потеряли свою роль, правительство обратилось к системе натуральных налогов. Однако налоговый метод изъятия сельскохозяйственной продукции себя не оправдал, и правительство в январе 1919 года приняло декрет о введении продразверстки. В условиях обесценения денег, натурализации хозяйственных отношении, сворачивания рыночного оборота и товарно-денежных отношений взимание денежных налогов было прекращено (1921 г.)

БССР, имея право на самостоятельный  бюджет, не смогла его составить  из-за военных действий на её территории и белопольской оккупации. Поэтому  все финансирование осуществлялось через центральные ведомства  по отдельным сметам.

Помощь в обеспечении БССР финансовыми ресурсами неоднократно оказывало правительство РСФСР и различные наркоматы.

Первый бюджет БССР был составлен  в 1921 г. Переход к новой экономической  политике означал необходимость  развития товарно-денежных отношении  и укрепления финансов, создания налоговой системы, введения денежных налогов. Одним из первых был введен промысловый налог (1921 г.), которым облагались торговля и промыслы в зависимости от объёма оборотов и применения наемного труда. Затем появился общегражданский налог (1922 г.), взимаемой со всего трудоспособного населения. В конце 1921 года местные бюджеты отделились от государственного, в связи, с чем были введены местные налоги. Их количество в городских местностях первоначально было ограничено до пяти, но к концу 1921 года достигло 22.

В не городских поселениях разрешалось  введение 9 местных налогов. В 1923 году был введен единый сельскохозяйственный налог, заменивший все налоги с сельского  населения.

Первый бюджет БССР за 1921 год был  исполнен с дефицитом, 92% его расходов было покрыто эмиссией. Но уже в 1922 году 35,3% расходов было покрыто налоговыми доходами, дефицит уменьшился до 26,3%,

Развитие и упорядочение товарно-денежных отношений, рост накоплений, совершенствование  налогообложения способствовали тому, что доходы государственного и местных бюджетов БССР с 1923-1924 г. по 1925-1926  г. увеличились в 4,2 раза. Изменились структура доходов бюджета: вместо косвенных налогов основное место   в них заняли поступления от государственного хозяйства и прямые налоги.

Дальнейшее  развитие  получает  бюджетная  система.   Положение   о местных финансах, принятое в 1921г.,  и  Положение о бюджетных правах СССР и союзных республик, утверждённое в 1927 году, подчёркивали необходимость бездефицитного сбалансирования бюджетов союзных республик и местных Советов.

Однако выполнить это  требование за счёт собственных доходов  не представлялось возможным, поскольку в результате налоговой реформы сузился круг источников доходов республик и местных Советов. Так в 1927-1928 году дотация бюджету республики составила 14,5% всех доходов.

Собственная доходная база местных Советов была настолько  слабой, что большая доля их расходов покрывалась за счет общегосударственных  доходов. Если в 1926-1927 г., доля собственных доходов местных бюджетов составила 36,8% к общему объёму доходов, то в 1929-1930 г. - всего!9,3%.

В   целях  укрепления   доходной   базы   республиканских   и   местных бюджетов в 1931 г. постановлением ЦИК и СНК СССР была установлена  система отчислений от налога с оборота. Он составил 48,8% от всех доходов. Одновременно в 1930-1931г., в связи с расширением компетенции местных органов Советов повысилась роль местных бюджетов, получили самостоятельность сельские бюджеты. 

Несмотря на очевидные успехи в развитии бюджетной системы, бюджетные отношения требовали дальнейшего  совершенствования. Прежде всего, необходимо было пересмотреть характер взаимоотношений бюджетов республик и союзного бюджета (уровень централизации в союзном бюджете превышал 60% , что означало зависимость нижестоящих бюджетов). Кроме того, командно-административные основы построения отношений государства с субъектами хозяйствования тормозили развитие хозрасчёта и товарно-денежных отношений.

За период Великой  Отечественной войны территория Беларуси понесла неисчислимый материальный ущерб. По многим показателям Беларусь была отпрошена на десятилетия назад.

В 50-60-е годы наблюдался мощный подъём в развитии отраслей экономики,   что   позволило   мобилизовать   в   государственный   бюджет значительные финансовые ресурсы.

В начале 70-х в СССР насчитывалось более 50 тыс. местных  бюджетов (а именно; областные, городские, районные, сельские, поселковые), являясь  составной частью единой бюджетной  системы СССР и финансовой базы местных Советов. До принятия законов Верховного Совета СССР о сельском и поселковом (1968 г.), а также районном и городском (1971 г.) Советах депутатов и постановлением Совета Министров СССР и союзных республик об укреплении материально-финансовой базы их исполнительных комитетов, роль комитетов была незначительна. Удельный вес местных бюджетов в государственном бюджете варьировался в пределах от 14,5% в 1955г. до 20,8 % (17,2%) соответственно в 1965 г. (1974 г.). Причём возросла доля отчислений от государственных доходов и налогов в местных бюджетах с 52,6% до 68,8% соответственно в 1955 г. и в 1974 г., что повышало заинтересованность местных Советов в развитии местного хозяйства с целью пополнения, как местного бюджета, так и государственного бюджета. Одной из причин ослабления доходной базы местных бюджетов явилось упразднение ряда платежей. Так, с 1956 г. освобождены от уплаты налога со зрелищ клубы, Дома и Дворцы культуры и другие культурно-просветительские учреждения освобождены от уплаты местных налогов все государственные и общественные организации. В 1957 г. была отменена плата за спуск сточных и неочищенных вод, а годом позже - патентный сбор и плата за работы МТС. Значительные суммы платежей выпали из местных вследствие передачи предприятий в подчинение вышестоящих органов. Дотации из государственных бюджетов союзных республик в этот период варьировались в пределах 1,1% и 2,2% от доходов, хотя по различным видам местных бюджетов дотации составляли до 15%.

В условиях перестройки управления экономикой существенно меняется и положение бюджетов союзных республик в составе бюджета СССР. Осуществляется реформирование регионального управления и порядок распределения доходов между звеньями бюджетной системы. В частности, в местные бюджеты республик зачисляются ресурсные платежи предприятий (независимо от их подчиненности), расположенных на их территории. Для укрепления доходной базы бюджетов республик им переданы ряд доходов общесоюзного значения, зафиксирована доля в поступлении налога на прибыль от всех предприятий. По-прежнему основным регулирующим налогом выступал налог с оборота, нормативы отчислений от которого дифференцируются по республикам. Это создало базу для развития регионального хозрасчета.

С 1990 г. Белорусская ССР,   как и некоторые другие республики, перешла на полное самофинансирование своих расходов за счет собственных и   закрепленных   доходов,   а   также   части   доходов   союзного   значения оставляемой в ее распоряжении. Дальнейшее развитие получила бюджетная система республики, включавшая республиканский и местные бюджеты. Это выразилось в комплексе мероприятий по укреплению доходной базы местных бюджетов, которые в 1990 г занимали более половины объема бюджета, в то время как в 1988 г. - только около 28%. В условиях возрастания роли и ответственности местных Советов в обеспечении социально-экономического развития территорий потребовалось укрепить их финансовую базу.

Местным бюджетам была передана часть прибыли (дохода) предприятий  союзного подчинения, что не только способствовало увеличению их доходов, но и повышало заинтересованность местных органов власти в улучшении работы предприятий, расположенных на их территории. Таким образом, была установлена зависимость между размером средств, зачисляемых в местные бюджеты, и результатом деятельности предприятий. Более 90%   ресурсов   местных   бюджетов    направлялись   на финансирование местного хозяйства и социальную сферу.

Исключительная роль бюджета в регулировании экономики  определили  его  статус  как  Закона,   обязательного  к  исполнению  всеми участниками бюджетного процесса. В СССР процесс составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета (бюджетный процесс) организовывался по единым для всех республик правилам.

Постепенное расширение прав и полномочий союзных республик  способствовали совершенствованию организации бюджетного процесса. Это выразилось, прежде всего, в изменениях и бюджетном планировании. В частности, был осуществлен переход к разработке местных и республиканских бюджетов на основе контрольных цифр и стабильных нормативов отчислений от общегосударственных налогов. Преимущества составления местных бюджетов на основе контрольных цифр выражались в следующем; была значительно упрощена процедура составления проекта бюджета, уменьшены трудовые и временные затраты на его разработку, местным Советам обеспечена возможность маневрирования финансовыми ресурсами. Кроме того, применение стабильных нормативов отчислений от общегосударственных налогов в доходы местных бюджетов устанавливало заинтересованность местных органов власти в организации работы по выполнению и перевыполнению плана поступлений общегосударственных налогов. Это позволяло заработать дополнительные доходы и  направить их на финансирование дополнительных мероприятий по обеспечению социально-экономического развития региона, что само по себе являлось элементом общей системы регионального хозрасчёта.

Таким образом, расходы  местных бюджетов ставились в  прямую зависимость от поступлений  не только собственных и закрепленных доходов, но и общегосударственных, союзных доходов в виде отчислений от них по стабильным нормативам.

Изменился и порядок  составления бюджетов союзных республик. Они самостоятельно определяли объем  доходных источников по собственным  и закрепленным за ними доходам, а  также объем общесоюзных (регулирующих) доходов исходя из установленных на длительный период стабильных нормативов отчислений. На основании показателей планов социально-экономического развития республики рассчитывали свои расходы и обеспечивали сбалансирование их с предполагаемыми доходами.

глава 2-2(1).doc

— 98.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

глава 2;2-1(1).doc

— 98.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Заключение.doc

— 42.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.doc

— 36.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.doc

— 30.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.doc

— 38.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

ПРИЛОЖЕНИЕ 4.doc

— 33.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

ПРИЛОЖЕНИЕ 5.doc

— 38.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

ПРИЛОЖЕНИЕ 6.doc

— 27.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

ПРИЛОЖЕНИЕ 7.doc

— 42.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

ПРИЛОЖЕНИЕ 8.doc

— 33.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 23.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Список использованных источников.doc

— 33.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Информация о работе Доходная база бюджетов и пути её укрепления в современных условиях