Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 16:21, дипломная работа
Целью исследования дипломной работы является изучения действующего механизма формирования доходной базы местных бюджетов и разработка предложений по его совершенствованию.
Для достижения цели необходимо решение следующих задач:
определить местные бюджеты, как экономическую категорию;
рассмотреть возникновение и развитие местных бюджетов на территории Беларуси;
выделить особенности формирования местных бюджетов в зарубежных странах;
провести анализ действующего механизма формирования местных бюджетов;
выявить проблемы и предложить пути укрепления доходной базы местных бюджетов.
Объектом исследования является бюджет Рогачёвского района.
Введение……………………………………………………………………………4
1. Местные бюджеты как основа экономической деятельности местных органов власти……………………………………………………………...7
1.1 Понятие и содержание местных бюджетов ……..7
1.2 Возникновение и развитие местных бюджетов на территории Беларуси....13
1.3 Особенности формирования местных бюджетов в зарубежных странах….33
2. Анализ формирования доходной базы местных бюджетов (на примере бюджета Рогачёвского района)…………………………………………………....46
2.1 Порядок, состав и структура формирования доходов бюджетов в современных условиях ……46
2.2 Расчёт доходного потенциала региона……………………………………....62
З. Проблемы формирования и пути укрепления местных бюджетов………...69
Заключение……...………………………………………………………………....75
Список использованных источников……………..………………………..........81
Приложения…..…………………………………………………………………...85
Отрицательная разница
между средним и региональным
налоговым потенциалом на одного
жителя, умноженная на общее их количество, определяет
величину дотации, необходимой данному
региону, и размер трансферта из фонда
финансовой поддержки административно-
Зарубежный опыт выравнивания доходов бюджетов регионов с определенными корректировками целесообразно использовать в практике организации межбюджетных отношений в Республике Беларусь.
Итак, предполагая, что во всех областях должны прилагаться равные фискальные усилия, налоговый потенциал регионов предлагается определять исходя из среднего уровня налоговых изъятий в ВВП по республике в целом и валового национального продукта (ВРП как части ВВП страны).
Однако, принимая во внимание различный уровень налоговых изъятий в отраслях, а также различия в отраслевой структуре валового регионального продукта и ВВП, налоговый потенциал регионов необходимо рассчитывать как суммы налоговых потенциалов отраслей (либо основных отраслей) в соответствующем регионе.
В условиях развития интеграционных процессов между Россией и Беларусью унификация бюджетных процедур становится одним из важных условий создания союзного государства. Поэтому будет целесообразно отдельные элементы механизма распределения Фонда финансовой поддержки регионов в Российской Федерации полезно использовать и в Республике Беларусь.
Показателен опыт
Российской Федерации, где,
Затем исчислялась разница между душевым бюджетным и скорректированным среднедушевым доходом, которая увеличивалась на численность населения в регионе. Потом определялась сумма, покрывающая дефицит доходов, увеличенных при выравнивании до среднего уровня.
Оставшиеся средства фонда распределялись между субъектами федерации, имеющими право на трансферты, пропорционально общему объему расходов (в 1998 г. в фонд финансовой поддержки зачисляли 14% всех налогов, поступающих в федеральный бюджет, за исключением ввозных таможенных пошлин).
При формировании бюджета на 2000 г. в Российской Федерации использовали опыт зарубежных государств и применили принципиально иной подход к распределению трансфертов на основе оценки налогового потенциала территорий. В частности, были рассчитаны среднедушевые валовые налоговые ресурсы (налоговый потенциал) регионов с помощью коэффициентов налоговой нагрузки на валовую добавленную стоимость отраслей экономики.
Для приведения налоговых ресурсов к сопоставимому виду среднедушевые налоговые ресурсы делились на величину регионального индекса бюджетных расходов, который характеризует, насколько больше или меньше необходимо затратить бюджетных средств (в расчете на душу населения) в данном регионе по сравнению со средним в Российской Федерации уровнем для предоставления одного и того же объема бюджетных услуг. Исчисление индекса бюджетных расходов осуществлялось по особой, достаточно сложной методике на базе расчета нормативных расходов по отдельным отраслям.
Разница между величиной среднедушевых налоговых ресурсов в стране и аналогичным региональным показателем определяет объем средств, недостающих субъекту Российской Федерации (в расчете на душу населения).
Суммарный дефицит средств, адекватный размеру трансферта из фонда финансовой поддержки регионов, рассчитывался по формуле:
Т = (НРср. – НРрег.) * ИБР * N (1)
где Т - трансферты региону для доведения приведенных среднеднедушевых налоговых ресурсов до среднего по стране уровня; НР - налоговые ресурсы; ИБР - индекс бюджетных расходов; N - численность населения региона [35, с. 25].
В 2000 г. 80% средств Фонда финансовой поддержки регионов Российской Федерации распределялось между ее субъектами в соответствии с приведенной методикой, оставшаяся его часть - 20% — была направлена на доведение приведенных к сопоставимому виду среднедушевых налоговых ресурсов регионов (после распределения первой части фонда) до одного и того же уровня, максимально возможного при заданном объеме фонда. В 2001 г. был сохранен порядок распределения фонда по двум направлениям.
Используемая методология выравнивания
доходной базы региональных бюджетов
на основе оценки налогового (доходного)
потенциала административно-
В условиях, когда средств в
Бюджетный анализ включает несколько видов исследований, характеризующих и оценивающих разные этапы бюджетного процесса и бюджетной работы, в том числе анализ составления бюджета, анализ исполнения доходной и расходной частей бюджета, анализ эффективности использования бюджетных ресурсов, анализ финансового состояния соответствующей территории и бюджетных получателей.
Бюджетный анализ проводится с целью:
В качестве примера бюджетного анализа можно привести метод анализа устойчивости территориального бюджета. Уровень устойчивости территориального бюджета может определяться объемом средств, необходимых для обеспечения минимальных (детерминированных) бюджетных расходов. Минимальные бюджетные расходы — это средства, предусмотренные в бюджете для финансирования конституционно гарантированных мероприятий по жизнеобеспечению населения. Это бюджетные средства, направляемые на содержание учреждений, предприятий и организаций, финансируемых из бюджета и предоставляющих бесплатные или на льготных условиях услуги и товары населению. Размер этих средств, их доля в доходах определяют уровень устойчивости бюджета.
Можно выделить четыре типа устойчивости бюджета:
Рм < Дс + Др (2)
где Рм — минимальные расходы бюджета;
Дс — собственные доходы бюджета;
Др — регулирующие доходы бюджета.
2. Нормальное состояние
Рм = Дс + Др (3)
3. Неустойчивое состояние
Рм = Дс + Др + Ид (4)
где Ид — дополнительные источники, ослабляющие бюджетную напряженность (например, средства территориальных внебюджетных фондов, заемные средства и др.).
4. Кризисное состояние
Рм>Дс + Др + Ид (5)
Возможны и другие количественные критерии для определения степени устойчивости бюджета:
1. Абсолютно устойчивое состояние бюджета возможно при следующих условиях:
Дс:Д = 60-70%; (6)
Др: Д = 30-40%; (7)
3:Р = 10-15%, (8)
где Д — общая сумма бюджетных доходов; Р — общая сумма бюджетных расходов; 3 — сумма задолженности бюджета.
2. Нормальное состояние бюджета
Дс: Д = 40-50%; (9)
Др:Д = 50-60%; (10)
3 : Р = 20 - 25%. (11)
3. Неустойчивое состояние
Дс:Д = 20-30%; (12)
Др: Д = 70-80%; (13)
3 : Р = 30 - 35%. (14)
4. Кризисное состояние
Дс:Д = 5-10%; (15)
Др : Д = 90 - 95%; (16)
3 :Р = 40-50%. (17)
Приведенные доли собственных и регулирующих доходов в общем объеме доходов территориальных бюджетов, а также соотношения бюджетной задолженности и объема расходов могут меняться в зависимости от экономической обстановки в стране, законодательства, налогового режима в регионах и др.
В анализе бюджета в качестве инструментария могут использоваться и бюджетные коэффициенты. Бюджетные коэффициенты — это относительные показатели состояния бюджета, рассчитываемые как отношения абсолютных бюджетных показателей друг к другу.
Бюджетные коэффициенты могут применяться для сравнения характеристик бюджета за различные периоды времени, для сравнения характеристик бюджета конкретной территории с аналогичными показателями бюджетов других территорий. Такие коэффициенты могут быть использованы в качестве нормативов (критериев) состояния бюджета. Эти критерии могут разрабатываться на базе наиболее успешно составленных и исполненных бюджетов, на базе групп бюджетов, сформированных по территориальному признаку, и т.д.
Для анализа бюджета предлагается использовать следующие бюджетные коэффициенты:
1. Коэффициент соотношения регули рующих и собственных бюджетных доходов:
Крс=Др : Дс (18)
Этот коэффициент показывает,какая часть бюджетных расходов покрывает ся за счет регулирующих доходов.
2. Коэффициент автономии:
Ка = Дс : Д (19)
Показывает долю собственных доходов в общем объеме бюджетных доходов. Чем больше эта доля, тем выше независимость (автономия) территориального бюджета.
3. Коэффициент обеспеченности собст венными доходами:
Ко = Дс : Рм (20)
Показывает, какая часть минимальных расходов
покрыва
ется за счет собственных доходов.
4. Коэффициент бюджетного покрытия:
Кп=Д : Р (21)
Показывает, в какой степени бюджет ные расходы покрываются доходами.
5. Коэффициент бюджетной задолженности:
Кбз = 3 : Р (22)
Показывает уровень задолженности бюджета на дату составления отчета об исполнении бюджета.
6. Коэффициент бюджетной результативности территорий:
Кбр = Дт: Ч (23)
где Дт — территориальные бюджетные доходы — доходы, поступившие во все звенья бюджетной системы на конкретной территории; Ч — среднегодовая численность населения, проживающая на конкретной территории.
Кбо = Р : Ч (24)
Показывает уровень бюджетных расходов на одного жителя.
Результаты проводимого финансовыми и контролирующими органами бюджетного анализа являются основой разработки предложений и мероприятий по укреплению бюджета и улучшению его исполнения. Технология бюджетного анализа должна быть максимально формализована и включена в информатизационную систему социально-экономического управления территорий.
Рассмотренные механизмы
формирования доходных баз местных
бюджетов разных стран показывает общие закономерности
в их развитии. Местные бюджеты зарубежных
стран формируются за счёт местных, закреплённых,
регулирующих налогов, а также дотации,
субсидий, субвенций. Международный опыт
распределения межбюджетных трансфертов
показывает, что правительства большинства
стран используют их как для вертикального,
так и для горизонтального выравнивания
межрегиональных различий в доходах и
расходах территорий. Для этого в ряде
стран проводится оценка доходных возможностей
административно-
Информация о работе Доходная база бюджетов и пути её укрепления в современных условиях