Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 16:21, дипломная работа
Целью исследования дипломной работы является изучения действующего механизма формирования доходной базы местных бюджетов и разработка предложений по его совершенствованию.
Для достижения цели необходимо решение следующих задач:
определить местные бюджеты, как экономическую категорию;
рассмотреть возникновение и развитие местных бюджетов на территории Беларуси;
выделить особенности формирования местных бюджетов в зарубежных странах;
провести анализ действующего механизма формирования местных бюджетов;
выявить проблемы и предложить пути укрепления доходной базы местных бюджетов.
Объектом исследования является бюджет Рогачёвского района.
Введение……………………………………………………………………………4
1. Местные бюджеты как основа экономической деятельности местных органов власти……………………………………………………………...7
1.1 Понятие и содержание местных бюджетов ……..7
1.2 Возникновение и развитие местных бюджетов на территории Беларуси....13
1.3 Особенности формирования местных бюджетов в зарубежных странах….33
2. Анализ формирования доходной базы местных бюджетов (на примере бюджета Рогачёвского района)…………………………………………………....46
2.1 Порядок, состав и структура формирования доходов бюджетов в современных условиях ……46
2.2 Расчёт доходного потенциала региона……………………………………....62
З. Проблемы формирования и пути укрепления местных бюджетов………...69
Заключение……...………………………………………………………………....75
Список использованных источников……………..………………………..........81
Приложения…..…………………………………………………………………...85
В начале 13 века происходит поэтапное присоединения земель Беларуси к Литовскому княжеству. Таким образом, появилось феодальное государство Великое Княжество Литовское.
Литовское правительство, государственные доходы которого были невелики, вынуждено было подстраиваться в своей политике в отношении княжеств Полоцкой Руси. Поэтому Литва мало изменяла установившиеся в них порядки и только старалась приспособить их к своим целям.
Период в Великом Княжестве Литовском характеризуется упрощенным вариантом построения взаимоотношений между великокняжеской властью и удельными княжествами по поводу формирования доходов государственной казны, т.е. практически не отличался от порядка действовавшего в Древнерусском государстве.
С конца 13 века в литовском государстве стали упраздняться княжеские престолы и удельные княжества. Местные князья стали наместниками великого князя в отдельных княжествах и землях.
В период сближения с
Польшей была проведена административно-
Основным источником доходов государства в данный период являлись государственные имущества: земли, леса, реки. Великий князь раздаривал, продавал их своим дружинникам, подданным. Как правило, раздаривая земли «в особое содержание», князь сам определял виды и размер доходов, которые они обязаны вносить в государственную казну. В данный период основная доля государственных доходов формировалась за счет земель государственных и великокняжеских, как в сельской местности, так и в городах. Доходы с великокняжеских усадеб шли непосредственно князю, а с остальных господарских (государственных) земель доходы поступали в государственную казну.
Тем не менее, принимая во внимание верховную власть и право собственности великих князей, следует уточнить: государственная казна всё ещё являлась и казной великого князя, хотя его права в распоряжении государственными доходами были уже ограничены. Бюджет представлял простую смету великокняжеских, а позднее - королевских доходов и расходов.
Во второй половине 16
века в экономической жизни
Но всё же Великое Княжество Литовское и в составе Речи Посполитой оставалось самостоятельным. В нём по-прежнему было отдельное правительство, армия, законодательство, своя территория, административное деление и административная система управления, а также сохранилась система податей и повинностей.
В этот период расширилась практика взимания денежного оброка, хотя повсеместно распространены были и натуральные повинности.
К концу 16 века фольварочно-барщинная система утвердилась не только в государственных, но и в частновладельческих имениях. Это позволило увеличить их владельцам доходы в 3-7 раз.
Окончательно складывается
система юридических и
К середине 17 века в Беларуси насчитывалось уже 467 городов и местечек. Большинство из них принадлежали великому князю. В этот период происходит постепенный переход к денежным податям, этому способствовал рост городов и, соответственно, городского населения.
Но уже к концу 17 века экономическое положение Речи Посполитой ухудшилось, что было связано с ведением опустошительных войн.
Внутреннюю слабость Речи Посполитой использовали правительства Пруссии, Австрии и России. Вторая половина 18 века заканчивается троекратным разделом Речи Посполитой в 1772, 1793, 1795 гг., в результате которых это государство перестало существовать. В результате все белорусские земли были воссоединены с Россией.
Воссоединение Беларуси с Российской Империей было прогрессивным явлением. Беларусь вошла в состав государства, экономически более развитого, чем Речь Посполитая, оказалась вовлечённой в общероссийский рынок, и на основе общественного разделения труда тесно связанной с другими экономическими районами России.
Установление сильной
централизованной власти привело к
ограничению произвола крупных
польских магнатов, к прекращению
захвата ими белорусских
Царское правительство
осуществило ряд мер
по укреплению на белорусских землях
своей власти. Так было проведено новое
административно-
Бюджетная система дореволюционной России состояли из государственного и местного бюджетов. Государственный бюджет охватывал всю империю, включая и территорию Беларуси, из него финансировались общегосударственные программы мероприятия. Местные бюджеты включали бюджеты отдельных административных районов: губерний, уездов, волостей, сел, городов. В соответствии с этим различались уровни местных бюджетов: земские (губернские), мирские (волостные и сельские) и городские бюджеты.
Роспись государственных доходов и расходов России состояла из двух частей: обыкновенной сметы и чрезвычайной. Обыкновенный бюджет формировался из традиционных, относительно постоянных доходов и направлялся на финансирование расходов, связанных с осуществлением основных функций государства. За счёт средств чрезвычайного бюджета погашался государственный долг, покрывались убытки, вызванные войной, стихийными бедствиями и т.д. Главными их источниками образования были внутренние и внешние займы.
На территории Северно-Западного края, а именно, пяти белорусских губерний формировалась значительная часть доходов государственного бюджета России: прямые и косвенные налоги, доходы от государственных имуществ, пошлины, лесной доход, выкупные платежи и прочие доходы (таблица П.1).
Из таблицы приложения 1 видно, что основную долю доходов составляли доходы от железных дорог. Если в 1900 г. их удельный вес в общем объёме доходов составил 47,6%, то в 1910 г. - 50,7% и в 1913 г. - 49,4%. Хотя по империи в целом первое место принадлежало доходам от казёнкой водки. Это объясняется с одной стороны тем, что Беларусь была более насыщена железными дорогами и с другой стороны тем, что акцизы по многим товарам поступали в бюджеты других территориальных единиц по месту производства товаров.
Высокий уровень доходов от железных дорог был характерен для России в целом. Царское правительство стремилось через показатели бюджета продемонстрировать финансовую мощь, завуалировать грабительский характер бюджета. В Беларуси превышение эксплутационных расходов над доходами ежегодно составляло 15-30 млн. руб., которые со всей очевидностью выражают размеры эксплуатации государством белорусского народа.
Отражение в бюджете валовых доходов от государственных имуществ искажало структуру его доходов и социально-экономическую сущность, поскольку автоматически уменьшало долю косвенных налогов. Специалистами подсчитано, что при учёте чистых доходов в составе доходов бюджета удельный вес всех видов косвенного обложения увеличился в Беларуси вдвое.
Значительные поступления в государственную казну обеспечивались за счёт лесного дохода 6.5% в 1900 г. и 6.8% в 1913 г. Лесные богатства Беларуси эксплуатировались нещадно, давая ежегодно казне от 6 до 12млн. руб.
Прямые налоги в доходах бюджета России не превышали 15% их общей суммы, а в доходах, поступающих с территории Беларуси – 8,3% [3, с. 15]. Царское правительство не применяло подоходное обложение, и все прямые налоги относились к категории реальных налогов: поземельный, с недвижимости, промысловый и др. Таким образом, подвергались обложению не доходы, а имущество, и налоговые отношения государства с крупными владельцами земли строились на той же основе, что и с крестьянами, владеющими несколькими десятинами.
Незначительным было обложение промышленности и торговли промысловым налогом, например: за 1900-1913 гг. он составил 2,1-2,6% от всех доходов бюджета.
Выкупные платежи за переданные крестьянам в надел земли взимались вплоть до 1905 г. и составляли до 5,1% от всех доходов.
Таким образом, государственный бюджет России в годы империализма практически не способствовал развитию экономики Беларуси и удовлетворению нужд населения. Он являлся лишь механизмом перераспределения национального дохода, созданного в Беларуси, в пользу правящих классов.
Начало формированию местных бюджетов в России положило введение сборов на так называемые «местные нужды». Они существовали наряду c общегосударственными налогами как дополнительные доходы на местные потребности. Однако, понятие «местные нужды» толковались так широко, что в него попадали расходы на содержание царских чиновников, полиции, жандармерии, тюрем, почты и др. Примечательно, что эти расходы считались обязательными, а расходы на просвещение и некоторые другие, связанные с нуждами народа, необязательными. Сборы на указанные «местные нужды» получили название земских сборов.
По мере развития государства
расширялись и усложнялись
В 1898 г. было предложено ввести в западных губерниях земства с ограниченными правами «в смысле установления образованных из выборных представителей от местных плательщиков земских сборов с правом самообложения на местные пользы и нужды». Однако новый генерал-губернатор не счёл возможным введения земств в Виленской и Гродненской губерниях.
Таким образом, в неземских западных губерниях местное хозяйство не имело органов, которые бы осуществляли руководство им. Отдельные отрасли этого хозяйства находились в ведении разных учреждений, главным из которых был губернский распорядительный комитет, ведавший делами о земских повинностях, как денежных, так и натуральных. В уездах были уездные распорядительные комитеты. Однако, последние существовали только формально, они лишь исполняли распоряжения губернского комитета, а все дела решались в канцелярии исправника. Единственным связующим звеном и руководителем земского хозяйства в неземских губерниях являлся губернатор. Финансовыми вопросами занимались казённые палаты и казначейства.
Отсутствие земств в Беларуси не лучшим образом отразилось на состоянии здравоохранения и просвещения, по уровню развития которых Беларусь находилась значительно ниже земских губерний не только центральных районов, но и расположенных рядом.
Ситуация в западных губерниях осложнялась произволом в обложении и множественностью повинностей, что способствовало нарастанию революционных настроений. В целях сглаживания создавшихся противоречий царское правительство в 1903 г. ввело земское Положение с некоторыми ограничениями в отдельных западных губерниях, в том числе Витебской, Минской и Могилёвской.
Положение 1903 г. внесло некоторое улучшение в формы и методы управления местным хозяйством и финансами. В дальнейшем самодержавие пошло ещё на одну уступку, введя в губерниях Положение 1890г., хотя в Виленской и Гродненской губерниях сохранились старые порядки.
В результате на территории Беларуси сложились две формы управления местным хозяйством и финансами, что отразилось на их развитии. Бюджеты неземских губерний росли значительно медленней.
Из таблицы 1 видно, что земские бюджеты Витебской, Минской, Могилёвской губерний росли более высокими темпами. Так, если с 1900 по 1913 гг. объёмы бюджетов неземских губерний увеличились: Виленской - на 69%, Гродненской - на 80%, то бюджет Витебской вырос в 4,5 раза, Минской - почти в 5 раз, а Могилёвской - 5,8 раза.
Таблица 1. Рост земских бюджетов пяти белорусских губерний (в % к 1900 г.)
Губернии |
1905 |
1911 |
1912 |
1913 |
Витебская |
164 |
236 |
396 |
455 |
Минская |
178 |
253 |
419 |
495 |
Могилёвская |
149 |
264 |
429 |
575 |
Виленская |
106 |
169 |
169 |
169 |
Гродненская |
121 |
180 |
180 |
180 |
Примечание. Источник: [37, с. 123]
В соответствии с действовавшей классификацией земские доходы как земских, так и неземских губерний, делились на окладные и неокладные. К первой группе доходов относились всевозможные пошлины, платежи с документов на право торговли, проценты от различных капиталов и пр. Размер этих доходов определялся общероссийским законодательством и не мог изменяться земствами, величина поступлений была незначительной. Основным источником доходов были окладные платежи с недвижимых имуществ, прежде всего с земель. Обложение окладными сборами регламентировалось земствами или заменяющими их органами местной власти. Объем этих налогов определялся как разность между расходами и неокладными сборами. Сборы с земель в течение длительного периода составляли более половины доходов земств.
Информация о работе Доходная база бюджетов и пути её укрепления в современных условиях