Доходная база бюджетов и пути её укрепления в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 16:21, дипломная работа

Описание

Целью исследования дипломной работы является изучения действующего механизма формирования доходной базы местных бюджетов и разработка предложений по его совершенствованию.
Для достижения цели необходимо решение следующих задач:
определить местные бюджеты, как экономическую категорию;
рассмотреть возникновение и развитие местных бюджетов на территории Беларуси;
выделить особенности формирования местных бюджетов в зарубежных странах;
провести анализ действующего механизма формирования местных бюджетов;
выявить проблемы и предложить пути укрепления доходной базы местных бюджетов.
Объектом исследования является бюджет Рогачёвского района.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………4
1. Местные бюджеты как основа экономической деятельности местных органов власти……………………………………………………………...7
1.1 Понятие и содержание местных бюджетов ……..7
1.2 Возникновение и развитие местных бюджетов на территории Беларуси....13
1.3 Особенности формирования местных бюджетов в зарубежных странах….33
2. Анализ формирования доходной базы местных бюджетов (на примере бюджета Рогачёвского района)…………………………………………………....46
2.1 Порядок, состав и структура формирования доходов бюджетов в современных условиях ……46
2.2 Расчёт доходного потенциала региона……………………………………....62
З. Проблемы формирования и пути укрепления местных бюджетов………...69
Заключение……...………………………………………………………………....75
Список использованных источников……………..………………………..........81
Приложения…..…………………………………………………………………...85

Работа состоит из  20 файлов

введение(1).doc

— 29.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

глава 1.doc

— 210.50 Кб (Скачать документ)

В начале 13 века происходит поэтапное присоединения земель Беларуси к Литовскому княжеству. Таким образом, появилось феодальное государство Великое Княжество Литовское.

Литовское   правительство,   государственные   доходы   которого были невелики, вынуждено  было подстраиваться в своей политике в отношении княжеств Полоцкой Руси. Поэтому Литва мало изменяла установившиеся в них порядки и только старалась приспособить их к своим целям.

Период в Великом Княжестве Литовском характеризуется упрощенным вариантом построения взаимоотношений между великокняжеской властью и удельными княжествами по поводу формирования доходов государственной казны, т.е. практически не отличался от порядка действовавшего в Древнерусском государстве.

С конца 13 века в литовском  государстве стали упраздняться княжеские престолы и удельные княжества. Местные князья стали наместниками великого князя в отдельных княжествах и землях.

В период сближения с  Польшей была проведена административно-территориальная  реформа, в результате которой Великое  княжество Литовское делилось на воеводства, поветы и волости (во главе которых соответственно находились воеводы, державцы и старосты). Во второй половике 14 века Литовское княжество состояло из 13 воеводств и 30 поветов. Такое административно-территориальное деление способствовало организованному сбору налогов и податей. За общее состояние дел на вверенной им территории, в том числе и сбор налогов отвечали воеводы старосты и державцы.

Основным источником доходов государства в данный период являлись государственные имущества: земли, леса, реки. Великий князь раздаривал, продавал их своим дружинникам, подданным. Как правило, раздаривая земли «в особое содержание», князь сам определял виды и размер доходов, которые они обязаны вносить в государственную казну. В данный период основная доля государственных доходов формировалась за счет земель государственных и великокняжеских, как в сельской местности, так и в городах. Доходы с великокняжеских усадеб шли непосредственно князю, а с остальных господарских (государственных) земель доходы поступали в государственную казну.

Тем не менее, принимая во внимание верховную власть и право собственности великих князей, следует уточнить: государственная казна всё ещё являлась и казной великого князя, хотя его права в распоряжении государственными доходами были уже ограничены. Бюджет представлял простую смету великокняжеских, а позднее - королевских доходов и расходов.

Во второй половине 16 века в экономической жизни Белорусских  земель произошли значительные изменения. В 1569 году была подписана уния Великого Княжества Литовского и Королевства Польского.

Но всё же Великое Княжество Литовское и в составе Речи Посполитой оставалось самостоятельным. В нём по-прежнему было отдельное правительство, армия, законодательство, своя территория, административное деление и административная система управления, а также сохранилась система податей и повинностей.

В этот период расширилась  практика взимания денежного оброка, хотя повсеместно распространены были и натуральные повинности.

К концу 16 века фольварочно-барщинная  система утвердилась не только в  государственных, но и в частновладельческих имениях. Это позволило увеличить их владельцам доходы в 3-7 раз.

Окончательно складывается система юридических и политических учреждений, типичных для настройки  феодального базиса: государственный аппарат  (законодательная, исполнительная, судебная), органы власти, армия,  сословные учреждения.

К середине 17 века в Беларуси насчитывалось уже 467 городов и  местечек. Большинство из них принадлежали великому князю. В этот период происходит постепенный переход к денежным податям, этому способствовал рост городов и, соответственно, городского населения.

Но уже к концу 17 века экономическое положение Речи Посполитой ухудшилось, что было связано  с ведением опустошительных войн.

Внутреннюю слабость Речи Посполитой использовали правительства Пруссии, Австрии и России. Вторая половина 18 века заканчивается троекратным разделом Речи Посполитой в 1772, 1793, 1795 гг., в результате которых это государство перестало существовать. В результате все белорусские земли были воссоединены с Россией.

Воссоединение Беларуси с Российской Империей было прогрессивным  явлением. Беларусь вошла в состав государства, экономически более развитого, чем Речь Посполитая, оказалась вовлечённой  в общероссийский рынок, и на основе общественного разделения труда тесно связанной с другими экономическими районами России.

Установление сильной  централизованной власти привело к  ограничению произвола крупных  польских магнатов, к прекращению  захвата ими белорусских местечек и городов. Появились все предпосылки  для распространения капиталистической промышленности.

Царское правительство    осуществило    ряд    мер    по укреплению на белорусских  землях своей власти. Так было проведено новое административно-территориальное деление. В результате губернской реформы 1801 года на территории Беларуси были образованы губернии: Могилёвская, Витебская, Гродненская, Виленская, Минская.

Бюджетная система дореволюционной  России состояли из государственного и местного бюджетов. Государственный  бюджет охватывал всю империю, включая и территорию Беларуси, из него финансировались общегосударственные программы мероприятия. Местные бюджеты включали бюджеты отдельных административных районов: губерний, уездов, волостей, сел, городов. В соответствии с этим различались уровни местных бюджетов: земские (губернские), мирские (волостные и сельские) и городские бюджеты.

Роспись государственных  доходов и расходов России состояла из двух частей: обыкновенной сметы  и чрезвычайной. Обыкновенный бюджет формировался из традиционных, относительно постоянных доходов и направлялся на финансирование расходов, связанных с осуществлением основных функций государства. За счёт средств чрезвычайного бюджета погашался государственный долг, покрывались убытки, вызванные войной, стихийными бедствиями и т.д. Главными их источниками образования были внутренние и внешние займы.

На территории Северно-Западного  края, а именно, пяти белорусских  губерний формировалась значительная часть доходов государственного бюджета России: прямые и косвенные налоги, доходы от государственных имуществ, пошлины, лесной доход, выкупные платежи и прочие доходы (таблица П.1).

Из таблицы приложения 1 видно, что основную долю доходов составляли доходы от железных дорог. Если в 1900 г. их удельный вес в общем объёме доходов составил 47,6%, то в 1910 г. - 50,7% и в 1913 г. - 49,4%. Хотя по империи в целом первое место принадлежало доходам от казёнкой водки. Это объясняется с одной стороны тем, что Беларусь была более насыщена железными дорогами и с другой стороны тем, что акцизы по многим товарам поступали в бюджеты других территориальных единиц по месту производства товаров.

Высокий уровень доходов  от железных дорог был характерен для России в целом. Царское правительство  стремилось через показатели бюджета продемонстрировать финансовую мощь, завуалировать грабительский характер бюджета. В Беларуси превышение эксплутационных расходов над доходами ежегодно составляло 15-30 млн. руб., которые со всей очевидностью выражают размеры эксплуатации государством белорусского народа.

Отражение в бюджете валовых доходов от государственных имуществ искажало структуру его доходов и социально-экономическую сущность, поскольку автоматически уменьшало долю косвенных налогов. Специалистами подсчитано, что при учёте чистых доходов в составе доходов бюджета удельный вес всех видов косвенного обложения увеличился в Беларуси вдвое.

Значительные поступления в государственную казну обеспечивались за счёт лесного дохода 6.5% в 1900 г. и 6.8% в 1913 г. Лесные богатства Беларуси эксплуатировались нещадно, давая ежегодно казне от 6 до 12млн. руб.

Прямые налоги в доходах  бюджета России не превышали 15% их общей  суммы, а в доходах, поступающих  с территории Беларуси – 8,3% [3, с. 15]. Царское правительство не применяло подоходное обложение, и все прямые налоги относились к категории реальных налогов: поземельный, с недвижимости, промысловый и др. Таким образом, подвергались обложению не доходы, а имущество, и налоговые отношения государства с крупными владельцами земли строились на той же основе, что и с крестьянами, владеющими несколькими десятинами.

Незначительным было обложение промышленности и торговли промысловым налогом, например: за 1900-1913 гг. он составил 2,1-2,6% от всех доходов  бюджета.

Выкупные платежи за переданные крестьянам в надел земли  взимались вплоть до 1905 г. и составляли до 5,1%  от всех доходов.

Таким     образом,     государственный     бюджет    России     в    годы империализма практически не способствовал развитию экономики Беларуси и   удовлетворению    нужд    населения.    Он    являлся   лишь  механизмом перераспределения национального дохода, созданного в Беларуси, в пользу правящих классов.

Начало формированию местных бюджетов в России положило введение сборов на так называемые «местные нужды». Они существовали наряду c общегосударственными налогами как дополнительные доходы на местные потребности. Однако, понятие «местные нужды» толковались так широко, что в него попадали расходы на содержание царских чиновников, полиции, жандармерии, тюрем, почты и др. Примечательно, что эти расходы считались обязательными, а расходы на просвещение и некоторые другие, связанные с нуждами народа, необязательными. Сборы на указанные «местные нужды» получили название земских сборов.

По мере развития государства  расширялись и усложнялись функции  государственных органов на местах. В связи с этим правительство решило ввести в губерниях Европейской части России земское самоуправление. Это решение не было распространено на Западный край.

В 1898 г.   было предложено ввести в западных губерниях земства  с ограниченными  правами  «в  смысле     установления     образованных     из выборных   представителей   от  местных   плательщиков   земских   сборов   с правом   самообложения   на   местные   пользы   и  нужды».      Однако   новый генерал-губернатор не счёл возможным введения земств в Виленской и Гродненской губерниях.

Таким образом, в неземских  западных губерниях местное хозяйство  не имело органов, которые бы осуществляли руководство им. Отдельные отрасли  этого хозяйства находились в  ведении разных учреждений, главным из которых был губернский распорядительный комитет, ведавший делами о земских повинностях, как денежных, так и натуральных. В уездах были уездные распорядительные комитеты. Однако, последние существовали только формально, они лишь исполняли распоряжения губернского комитета, а все дела решались в канцелярии исправника. Единственным связующим звеном и руководителем земского хозяйства в неземских губерниях являлся губернатор. Финансовыми вопросами занимались казённые палаты и казначейства.

Отсутствие земств в Беларуси не лучшим образом отразилось на состоянии здравоохранения и просвещения, по уровню развития которых Беларусь   находилась      значительно   ниже   земских   губерний   не   только центральных районов, но и расположенных рядом.

Ситуация в западных губерниях осложнялась произволом в обложении и множественностью повинностей, что способствовало нарастанию революционных настроений. В целях сглаживания создавшихся противоречий царское правительство в 1903 г. ввело земское Положение с некоторыми ограничениями в отдельных западных губерниях, в том числе Витебской, Минской и Могилёвской.

Положение 1903 г. внесло некоторое  улучшение в формы и методы управления местным хозяйством и  финансами. В дальнейшем самодержавие пошло ещё на одну уступку, введя  в губерниях Положение 1890г., хотя в Виленской и Гродненской губерниях сохранились старые порядки.

 В   результате    на   территории   Беларуси    сложились    две    формы  управления   местным   хозяйством   и   финансами,   что   отразилось   на   их развитии.   Бюджеты неземских губерний росли значительно медленней.

Из таблицы 1 видно, что земские бюджеты Витебской, Минской, Могилёвской губерний росли более высокими темпами. Так, если с 1900 по 1913 гг. объёмы бюджетов неземских губерний увеличились: Виленской - на 69%, Гродненской - на 80%, то бюджет Витебской вырос в 4,5 раза, Минской - почти в 5 раз, а Могилёвской - 5,8 раза.

Таблица 1. Рост земских бюджетов пяти белорусских губерний (в % к 1900 г.)

Губернии

1905

1911

1912

1913

Витебская

164

236

396

455

Минская

178

253

419

495

Могилёвская

149

264

429

575

Виленская

106

169

169

169

Гродненская

121

180

180

180


Примечание. Источник: [37, с. 123]

В соответствии с действовавшей  классификацией земские доходы как  земских, так и неземских губерний, делились на окладные и неокладные. К первой группе доходов относились всевозможные пошлины, платежи с документов на право торговли, проценты от различных капиталов и пр. Размер этих доходов определялся общероссийским законодательством и не мог изменяться земствами, величина поступлений была незначительной. Основным источником доходов были окладные платежи с недвижимых имуществ, прежде всего с земель. Обложение окладными сборами регламентировалось земствами или заменяющими их органами местной власти. Объем этих налогов определялся  как разность между расходами и неокладными сборами.  Сборы с земель в течение длительного периода составляли более половины доходов земств.

глава 2-2(1).doc

— 98.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

глава 2;2-1(1).doc

— 98.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Заключение.doc

— 42.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.doc

— 36.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.doc

— 30.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.doc

— 38.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

ПРИЛОЖЕНИЕ 4.doc

— 33.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

ПРИЛОЖЕНИЕ 5.doc

— 38.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

ПРИЛОЖЕНИЕ 6.doc

— 27.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

ПРИЛОЖЕНИЕ 7.doc

— 42.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

ПРИЛОЖЕНИЕ 8.doc

— 33.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 23.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Список использованных источников.doc

— 33.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Информация о работе Доходная база бюджетов и пути её укрепления в современных условиях