Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 07:28, реферат
Государственный долг играет существенную и многогранную роль в макроэкономической системе любой страны. Это объясняется тем, что отношения по поводу формирования, обслуживания и погашения долга оказывают значительное влияние на состояние государственных финансов, денежного обращения, инвестиционного климата, структуры потребления и развития международного сотрудничества.
Введение…………………………………………………………………….3
1 Система управления государственным долгом………………………...5
1.1 Цели и задачи…………………………………………………………...5
1.2 Контроль как элемент системы………………………………………15
1.3 Влияние государственного долга на бюджетную, валютную и денежно-кредитную политику…………………………………………...18
1.4 Способы управления государственным долгом…………………….21
1.5 Институционная основа управления государственным долгом…...35
1.6 Временные границы управления государственным долгом……….43
2 Анализ практического опыта управления государственным долгом.44
2.1 Законодательная база…………………………………………………44
2.2 Зарубежный опыт управления государственным долгом……….....51
Заключение………………………………………………………………..59
Список используемой литературы……………………………………….61
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию |
Государственное
образовательное учреждение
высшего профессионального образования |
«Алтайский
государственный технический университет
им. И.И. Ползунова» |
Институт
экономики и управления
по дисциплине «Организация и финансирование экономической деятельности»
на тему:
Зарубежный опыт построения систем управления
государственным долгом.
Выполнила:
Проверил:
Барнаул 2011
Содержание
Введение……………………………………………
1 Система управления государственным долгом………………………...5
1.1
Цели и задачи…………………………………………………………..
1.2 Контроль как элемент системы………………………………………15
1.3 Влияние государственного долга на бюджетную, валютную и денежно-кредитную политику…………………………………………...18
1.4 Способы управления государственным долгом…………………….21
1.5 Институционная основа управления государственным долгом…...35
1.6 Временные границы управления государственным долгом……….43
2 Анализ практического опыта управления государственным долгом.44
2.1 Законодательная база…………………………………………………44
2.2 Зарубежный опыт управления государственным долгом……….....51
Заключение………………………………………
Список
используемой литературы……………………………………….61
Введение
Государственный
долг играет существенную и многогранную
роль в макроэкономической системе
любой страны. Это объясняется
тем, что отношения по поводу формирования,
обслуживания и погашения долга
оказывают значительное влияние
на состояние государственных
Причиной возникновения государственного долга является проводимая политика, которая не обеспечивает сбалансированность доходов и расходов государства.
Вместе
с тем в мире нет ни одной
страны, которая в те или иные
периоды своей истории не сталкивалась
бы с этой проблемой. Государственный
долг является неотъемлемой частью большинства
финансовых систем. Мировая практика
свидетельствует о широком
С
экономической точки зрения государственный
долг представляет собой задолженность
государственных органов как
результат формирования дополнительных
ресурсов страны, направленных на разрешение
противоречий между экономическими
и социальными потребностями
общества на основе займов денежных средств
у частных лиц, институтов негосударственного
сектора и иностранных
С материальной точки зрения государственный долг представляет собой общую сумму задолженности страны по непогашенным долговым обязательствам и невыплаченным по ним процентам.
Специфика долговых отношений, которые складываются в процессе привлечения, размещения государством дополнительных финансовых ресурсов физических лиц и организаций на принципах добровольности, срочности, возвратности и возмездности для покрытия дефицита бюджета, а также отношения по погашению государственных долговых обязательств заключается в том, что страна в этих отношениях всегда выступает в роли заемщика (должника) и/или гаранта.
Правительства
часто управляют большими портфелями
валютных резервов, их бюджетная позиция
нередко подвергается значительному
риску по условным обязательствам и
последствиям плохого управления бухгалтерским
балансом в частном секторе. Поэтому
при любых финансовых кризисах, как
порожденных внутренними
Необходимо
выделить вопросы, которые не могут
быть решены исключительно за счет
надежного управления государственным
долгом. Управление не заменяет взвешенную
макроэкономическую и налогово-бюджетную
политику, и его одного недостаточно,
чтобы гарантировать надежную защиту
страны от экономических и финансовых
потрясений. Следует подчеркнуть
необходимость следующих
Таким
образом, наличие этих основ является
важным предварительным условием в
создании такой структуры долга,
которая отражает предпочтения органов
государственного управления, касающиеся
желаемого соотношения между
риском и затратами, и в целом
помогает стране свести к минимуму
ее уязвимость по отношению к экономическим
и финансовым потрясениям.
1 Система управления государственным долгом
1.1.
Цели и задачи
В
соответствии с действующим
Д.Л. Головачев дает следующее определение: «Под управлением государственным долгом в широком смысле понимается формирование одного из направлений экономической политики государства, связанной с его деятельностью в качестве заемщика. Управление государственным долгом заключается в следующем:
• формирование политики в отношении государственного долга;
•
установление границ государственной
задолженности (в том числе в
определении общего объема бюджетного
дефицита и, следовательно, объемов
заимствований, необходимых для
его финансирования);
• определение основных направлений и целей воздействия на микро– и макроэкономические показатели;
•
установление возможности и целесообразности
финансирования за счет государственного
долга общегосударственных
Под
управлением государственным
Осуществление мероприятий по управлению государственным долгом требует от государства системного подхода и определяет многоплановый характер регулирования существующей задолженности.
В процессе управления государственным долгом можно выделить несколько функциональных элементов:
• непосредственно управление, включающее, в том числе, определение порядка, условий выпуска и размещения государственных долговых обязательств;
• обслуживание посредством осуществления операций по размещению займов, выплате процентного дохода по ним, рефинансированию и погашению;
• контроль за состоянием государственного долга.
Система управления государственным долгом – это взаимосвязь бюджетных, финансовых, учетных, организационных и других процедур, направленных на эффективное регулирование его размера, стоимости и структуры[1].
Правительство в проекте Концепции единой системы управления государственным долгом Российской Федерации придерживается максимально общей формулировки основных целей управления государственным долгом:
• сохранение объема государственного долга на экономически безопасном уровне;
• сокращение стоимости обслуживания государственного долга России;
• обеспечение исполнения обязательств государства в полном объеме.
Система управления государственным долгом Российской Федерации представляет собой следующую совокупность основных мероприятий:
• разработка программы заимствований на следующий год, которая является выражением экономической политики страны в отношении сложившихся государственных долговых обязательств;
• процедура принятия основных параметров управления государственным долгом страны на очередной год;
• исполнение принятой программы управления государственным долгом в течение планового года[1].
Основные задачи, решение которых необходимо для достижения целей управления государственным долгом:
•
своевременность и полнота
• проверка эффективности и целевого использования привлекаемых денежных средств в целом и по видам применяемых финансовых инструментов;
• осуществление контроля за соблюдением предельного значения и структуры государственного долга;
• контроль за ходом исполнения долговых обязательств Правительства Российской Федерации прошлых лет;
• контроль за эмиссией ценных бумаг и их размещением с учетом необходимой обеспеченности денежной массой в наличном обороте и на депозитах;
• экспертиза проекта государственного бюджета и контроль за его исполнением, осуществление контроля за изменением структуры и объема государственного долга;
• экспертиза проектов законов, других нормативных правовых актов органов государственной власти, влияющих на формирование, обслуживание и погашение государственного долга[1].
Ключевой целью долгового управления является баланс между минимизацией бюджетного риска и минимизацией стоимости обслуживания долгов.
Несмотря
на то, что управление государственным
долгом фактически направлено на регулирование
двух ключевых параметров, характерных
для любых финансовых инструментов,
– риска и доходности (то есть
в случае долга – издержек обслуживания),
конкретные его цели достаточно сложно
четко разграничить. С одной стороны,
если поставить в качестве целевой
установки минимизацию
Информация о работе Зарубежный опыт построения систем управления государственным долгом