Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 07:28, реферат
Государственный долг играет существенную и многогранную роль в макроэкономической системе любой страны. Это объясняется тем, что отношения по поводу формирования, обслуживания и погашения долга оказывают значительное влияние на состояние государственных финансов, денежного обращения, инвестиционного климата, структуры потребления и развития международного сотрудничества.
Введение…………………………………………………………………….3
1 Система управления государственным долгом………………………...5
1.1 Цели и задачи…………………………………………………………...5
1.2 Контроль как элемент системы………………………………………15
1.3 Влияние государственного долга на бюджетную, валютную и денежно-кредитную политику…………………………………………...18
1.4 Способы управления государственным долгом…………………….21
1.5 Институционная основа управления государственным долгом…...35
1.6 Временные границы управления государственным долгом……….43
2 Анализ практического опыта управления государственным долгом.44
2.1 Законодательная база…………………………………………………44
2.2 Зарубежный опыт управления государственным долгом……….....51
Заключение………………………………………………………………..59
Список используемой литературы……………………………………….61
Однако
если в качестве другой крайности
установить минимизацию рисков со стороны
государственного долга, то в пределе
это будет означать полный отказ
от использования заимствований. Вопреки
достаточно распространенному мнению,
полное его отсутствие – это не
самое лучшее положение вещей
в государственных финансах, особенно
если речь идет о развивающейся стране.
На практике в качестве ключевой цели долгового управления чаще всего называют баланс между минимизацией бюджетного риска и минимизацией стоимости обслуживания долгов.
Управление государственным долгом является составной частью бюджетной политики. В свою очередь, последняя является составной частью социально-экономической политики государства.
Основные параметры и приоритеты бюджетной политики устанавливаются в бюджетных посланиях Президента России, прогнозах социально-экономического развития страны, Основных направлениях бюджетной и налоговой политики и иных документах, на основе которых составляется и утверждается федеральный бюджет.
Система
управления государственным долгом
непосредственно связана с
Упомянутая
выше взаимосвязь определяет необходимость
совершенствования и
В целом долговая политика при умелом использовании представляет собой достаточно мощный инструмент макроэкономической политики. Для эффективного применения этого инструмента необходимо создать стройную систему долгового управления, важными элементами которой являются надлежащий учет и оценка собственных обязательств. Существующая в России система управления долгами позволяет решать текущие задачи по реструктуризации обязательств, но ее эффективность в качестве полноценного инструмента макроэкономического управления остается низкой. Последние годы правительство концентрировало все усилия в области долговой политики на проведении реструктуризации, а работа в области структурной перестройки всей системы управления госдолгом ограничилась разработкой проекта концепции.
Активная долговая политика подразумевает постоянную работу со всеми кредиторами и категориями долга, усиление взаимодействия различных ветвей власти и проведение ими энергичных действий в этой области. Активная долговая политика включает применение известных в мировой практике методов управления государственным долгом, сочетая традиционные финансовые приемы с использованием долговых свопов, товарных поставок, досрочного выкупа, погашения долга с дисконтом и т.п. Активная долговая политика также связана с учетом геополитических факторов, использованием возможностей международных политических и финансовых институтов, творческим применением мирового опыта, привлечением к решению долговых проблем региональных органов власти и негосударственных структур.
Главными целями активной долговой политики должно быть решение следующих задач:
1. Улучшение качества долга за счет снижения стоимости его обслуживания, совершенствования структуры.
2.
Обеспечение стабильного
3.
Содействие достижению
4.
Гибкое реагирование на изменяющиеся
условия внешнего и внутреннего финансовых
рынков и использование наиболее благоприятных
источников и форм заимствований.
5.
Обеспечение надежного
6.
Усиление привлекательности
7. Прогнозирование и избежание рисков, связанных со структурой долга, лучшее использование валютного фактора в снижении долговых выплат.
8.
Максимальное использование
9.
Более тесная координация
10.
Создание комплексной системы
управления государственным
11.
Совершенствование учета и
Перечислим основные принципы активной долговой политики.
Безусловное
обслуживание обязательств и поддержание
высокого кредитного рейтинга. Для
получения инвестиционного
Существенное
улучшение показателей долговой
устойчивости на фоне положительной
динамики макроэкономических показателей
обеспечили быстрое повышение суверенного
кредитного рейтинга страны. Так, если
к началу 2003 года долгосрочный рейтинг
России по заимствованиям в иностранной
валюте и облигациям внешних облигационных
займов соответствовал «среднему качеству
инвестиций с некоторыми спекулятивными
элементами», то к началу 2005 года все
три ведущих международных
Долговременная
стратегия и эффективное
1)
стратегия обслуживания
2) стратегия привлечения новых финансовых ресурсов;
3) стратегия использования заемных средств[1].
При этом для реализации целей активной долговой стратегии необходимо повысить гибкость и оперативность в принятии решений по вопросам управления государственным долгом.
Связь с внешней политикой. Россия должна активнее, чем в прошлом, отстаивать свои интересы в сложившейся мировой системе управления кредитно-долговыми отношениями, которая включает встречи «большой восьмерки» и связанные с ними подготовительные заседания, работу международных финансовых организаций (Международный валютный фонд – МВФ, Мировой банк) и международных клубов кредиторов. В прошлом Россия, в силу своей экономической слабости и сильной долговой зависимости, нередко была вынуждена соглашаться практически с любыми решениями этих организаций[7].
Было бы ошибкой не использовать в дальнейшем при реализации активной долговой политики такие факторы, как политическое или военное сотрудничество, политическая поддержка тех или иных акций кредиторов. Возможные уступки по реализации долга должны быть компенсированы реальными экономическими приобретениями в других областях.
Обеспечение
прозрачности сделок по урегулированию
задолженности. Имеющаяся система
отчетности о государственном долге
отличается высокой степенью закрытости,
прежде всего для участников финансовых
рынков – потенциальных инвесторов
с точки зрения объема доступной
для них информации о наиболее
важных аспектах политики и операций
по управлению долгом. Между тем, прозрачность
режима принятия решений, четкость правил
и процедур осуществления операций
по управлению государственным долгом
способствуют укреплению доверия кредиторов
и инвесторов к долговым обязательствам
государства. Это, в свою очередь, повышает
эффективность проводимых операций
по управлению государственными долговыми
обязательствами и в
В данной связи в Бюджетный кодекс целесообразно внести поправки, обязывающие Министерство финансов регулярно публиковать основную информацию о состоянии государственного долга Российской Федерации.
Должны
быть разработаны законодательные
поправки в Бюджетный кодекс, ограничивающие
применение непрозрачных схем по зачету
налогов и других недоимок платежеспособным
корпоративным структурам за погашение
внешнего долга или наращивание
зарубежных активов (выкуп долга, экспортные
поставки в счет погашения долга
или в счет государственного кредитования).
Размеры такого кредитования не учитываются
официально утверждаемыми в законе
о федеральном бюджете
Осуществление
институциональных
Исходя
из описанного выше, очевидна необходимость
применения разнообразных способов
управления государственным долгом,
использования различных
1.2
Контроль как элемент системы
Повышение
эффективности финансового
Информация о работе Зарубежный опыт построения систем управления государственным долгом