Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 07:28, реферат
Государственный долг играет существенную и многогранную роль в макроэкономической системе любой страны. Это объясняется тем, что отношения по поводу формирования, обслуживания и погашения долга оказывают значительное влияние на состояние государственных финансов, денежного обращения, инвестиционного климата, структуры потребления и развития международного сотрудничества.
Введение…………………………………………………………………….3
1 Система управления государственным долгом………………………...5
1.1 Цели и задачи…………………………………………………………...5
1.2 Контроль как элемент системы………………………………………15
1.3 Влияние государственного долга на бюджетную, валютную и денежно-кредитную политику…………………………………………...18
1.4 Способы управления государственным долгом…………………….21
1.5 Институционная основа управления государственным долгом…...35
1.6 Временные границы управления государственным долгом……….43
2 Анализ практического опыта управления государственным долгом.44
2.1 Законодательная база…………………………………………………44
2.2 Зарубежный опыт управления государственным долгом……….....51
Заключение………………………………………………………………..59
Список используемой литературы……………………………………….61
При
составлении бюджета на очередной
финансовый год в источниках внешнего
финансирования и расходах по обслуживанию
государственного внешнего долга не
предусматриваются возможные
В
основу расчетов платежей по обслуживанию
и погашению внешнего долга Российской
Федерации положены графики платежей
по внешним долговым обязательствам.
Исходными данными по объему обязательств
по двусторонним межправительственным
соглашениям и соглашениям с
международными финансовыми организациями
являются данные инвентаризационных описей
состояния государственного внешнего
долга Российской Федерации. Вместе
с тем данные описи не в полной
мере отражают информацию о состоянии
долга, в частности, эти описи
не отражают объемы просроченной (неурегулированной)
внешней задолженности бывшего
СССР, принятой на себя Российской Федерацией.
2.2
Зарубежный опыт управления
В современных условиях общей для многих стран причиной дефицитности бюджетов и связанного с этим роста государственного долга считается необоснованная экономическая политика, которая приводит к чрезмерно высокому уровню социальных финансовых обязательств. Подобная ситуация складывается и в России, что делает для нас полезным многообразный опыт управления госдолгом в западных странах.
Одним из подходов в управлении госдолгом является согласование общей установки в отношении допустимых пределов его роста. Как следует из практики большинства стран, не вызывает обычно опасений задолженность порядка 50-70% ВВП. В 11 странах, первыми обеспечивших условия для вступления в Европейский валютный союз, госдолг находится в целом на уровне свыше 60% ВВП, в т.ч. Финляндии— 56, Франции — 58, Германии — 61, Испании — 69, в Бельгии и Италии — по 122%; при этом две последние страны обязались вдвое снизить свой долг — Бельгия к 2011 г. и Италия — к 2016 г. В США долг федерального правительства составляет в настоящее время свыше 5,3 трлн. дол., или около 70% ВВП. В условиях длительного благоприятного в основном состояния экономики и государственного бюджета предусматривается добиться к середине следующего десятилетия ежегодных превышений федеральных доходов над расходами на уровне одного процента ВВП. При этом имеется в виду использовать положительное сальдо бюджета на погашение долга. Считается, что это будет оказывать понижающее воздействие на долгосрочные процентные ставки и тем способствовать увеличению частных инвестиций, производительности труда и экономическому росту.[1]
Обоснованность
и эффективность использования
государственных займов для распределения
военного финансового бремени между
несколькими поколениями
Что
касается резервной функции госкредита,
то, по опыту ряда стран, она может
реализовываться при
Что касается соотношения между внутренним и внешним долгом, то отдельные страны, в зависимости от обстоятельств, придерживаются различных подходов. Так, в Новой Зеландии, следуя принятой в 1994 г. программе, внешний долг будет полностью погашен в этом году. Отказавшееся от внешних заимствований правительство становится крупнейшим заемщиком на внутреннем финансовом рынке. Считается, что при этом повышается ликвидность гособлигаций, все выпуски которых выступают как базовые и при этом снижаются затраты по обслуживанию долга. В ряде же других стран, наоборот, стремятся переместить госзаимствования с внутреннего на международный финансовый рынок. И делается это, зачастую, не столько из-за разницы в уровнях процентных ставок, сколько для того, чтобы не создавать на национальном рынке конкуренции для заемщиков из негосударственного сектора и тем способствовать увеличению внутренних капиталовложений. Подобной позиции придерживается, в частности, Бразилия. Здесь при всех изменениях в финансовой политике и экономических реформах учитывается необходимость снижения государственных заимствований внутри страны. В результате бразильские корпорации получают возможность размещать на внутреннем финансовом рынке свои облигации на более благоприятных условиях.
Вместе с тем, как следует из опыта западных стран, все меньшую значимость имеет деление госдолга на внутренний и внешний. Этому способствует устойчивая конвертируемость национальных валют, а также сближение базовых условий на рынках внутреннего долга с состоянием и динамикой мировых финансовых рынков. Тем самым обеспечиваются условия общего полхода к управлению внутренним и внешним долгом, что ускоряет также процесс оперативного принятия необходимых решений.
В
ряде стран, таких как Ирландия, Дания,
Швеция, Новая Зеландия, используются
не совсем обычные, усложненные, методы
управления государственным долгом,
нацеленные на снижение затрат и риск
в его обслуживании. Новые подходы
к управлению портфелем долговых
обязательств в какой-то мере аналогичны
обычной практике управления портфелем
ценных бумаг. Но если в последнем
случае ставится задач повышения
их доходности, то при управлении долговым
портфелем стремятся к
Прежде
всего, ставится задача по возможности
сблизить фактическую структуру
долгового портфеля с базовой, используя
продажу и покупку облигаций,
также операции с производными инструментами.
3атем могут предприниматься
Отмечаются
определенные успехи отдельных стран
по совершенствованию системы
В
то же время нужно учитывать и
предостережения в отношении
распространившейся установки на коммерциализацию
и предпринимательское
Одним из новых моментов зарубежного опыта обслуживания государственного долга становится ее увязка с приватизацией, можно указать на два аспекта такой увязки. С одной стороны, доходы от приватизации зачастую используются для снижения госдолга. В других случаях при проведении приватизации предусматривается выпуск государственных конвертируемых облигаций.
Полезным
для других стран считается опыт
управления госдолгом в Мексике.
После случившегося в этой стране
финансового краха в конце 1994
г. ей удалось сравнительно быстро и
эффективно вернуться на международные
финансовые рынки. При этом важно
было на практике реализовать стратегию
осторожного выхода на эти рынки,
не допустить неудачи на начальном
этапе, что могло надолго задержать
восстановление доверия кредиторов.
Удачным был выбор и
Среди
стран с развивающимся рынком
отмечается также активная позиция
Аргентины в использовании
Наряду с описанием успешных выпусков гособлигаций на внешнем рынке, обращается внимание также на случающиеся неудачи в их размещении, и такой опыт служит для других уроком на будущее. Из крупных эмиссий неудачной, например, оказалась попытка Центрального банка Филиппин разместить облигации долгосрочного займа на сумму свыше 1 млрд. дол., хотя этому и предшествовала длительная подготовка. Осложнения были связаны с рядом обстоятельств, среди которых, в частности, отмечают возникшие разногласия и элементы соперничества между Центральным банком и Минфином страны, а также необычный подбор ведущих менеджеров. Поскольку закон запрещает Минфину выпускать от имени республики займы на срок свыше 25 лет, Центробанк хотел в данном случае подтвердить свою роль в управлении внешним долгом страны и превзойти финансовое ведомство по условиям заимствований. Мандат на размещение займа был предоставлен шести инвестиционным банкам, хотя обычно на этом рынке в подобных случаях используют одного или двух ведущих менеджеров. В этой связи высказывались предположения, что назначение большого числа менеджеров, между которыми возникли, разногласия, отражало стремление Центробанка отблагодарить многие фирмы, помогавшие организовать этот крупный заем.
Из
опыта стран с переходной экономикой
представляет интерес организация
и практика внешних заимствований
в Китае, в особенности при
использовании их для инвестиционных
целей. Здесь внешние займы
Информация о работе Зарубежный опыт построения систем управления государственным долгом