Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 07:28, реферат
Государственный долг играет существенную и многогранную роль в макроэкономической системе любой страны. Это объясняется тем, что отношения по поводу формирования, обслуживания и погашения долга оказывают значительное влияние на состояние государственных финансов, денежного обращения, инвестиционного климата, структуры потребления и развития международного сотрудничества.
Введение…………………………………………………………………….3
1 Система управления государственным долгом………………………...5
1.1 Цели и задачи…………………………………………………………...5
1.2 Контроль как элемент системы………………………………………15
1.3 Влияние государственного долга на бюджетную, валютную и денежно-кредитную политику…………………………………………...18
1.4 Способы управления государственным долгом…………………….21
1.5 Институционная основа управления государственным долгом…...35
1.6 Временные границы управления государственным долгом……….43
2 Анализ практического опыта управления государственным долгом.44
2.1 Законодательная база…………………………………………………44
2.2 Зарубежный опыт управления государственным долгом……….....51
Заключение………………………………………………………………..59
Список используемой литературы……………………………………….61
Применение нестандартных схем управления долгом. Основные критерии стандартной схемы управления долгом:
• погашение по графикам, предусмотренным оригинальными соглашениями;
• погашение по графикам, предусмотренным соглашениями о реструктуризации;
• погашение наличными платежами по номиналу срочных к платежу требований.
Основные критерии нестандартной схемы:
• наличие элемента списания части долга;
• неденежная форма расчетов – индивидуальный характер схемы.
Основные преимущества нестандартных схем:
• экономия на процентных платежах за счет более быстрого погашения основной суммы долга;
•
фактические расходы
•
мультипликационный эффект (дополнительные
налоговые и социальные платежи,
поддержка
Значительные преимущества нестандартных схем для дебитора не отменяют некоторых серьезных недостатков и ограничений, связанных с их применением:
• нестандартные схемы трудно подвергаются тиражированию;
• значительные административные издержки на разработку и осуществление схемы;
•
необходимость осуществления
•
недостаточно развитое законодательное/нормативное
обеспечение данного
•
использование нестандартных
Применяемые нестандартные схемы погашения государственного внешнего долга:
1) товарная схема;
2) уступка прав требования;
3)
долг в обмен на
4)
зачет взаимных долговых
5) списание части долга;
6) использование государственных внешних финансовых активов;
7) обмен задолженности;
8) другие нестандартные схемы.
Товарная схема — самая популярная по числу и масштабам проводимых операций[1].
Товарная
схема применялась при
Важно, что Российской Федерации удалось избежать поставок в счет погашения долга сырьевых и/или энергетических товаров. В российских отгрузках преобладает промышленная продукция.
При
реализации данной схемы происходит
поддержка экспортно-
Уступка прав требования — вторая по масштабам и первая по бюджетной эффективности нестандартная схема урегулирования долга[1].
Такие операции проводились, например, при расчетах с Чехией, Венгрией, дважды – со Словакией.
При применении данной схемы впервые использованы элементы секьюритизации государственного внешнего долга, то есть превращение нерыночных долговых обязательств в рыночные. Выпущенные в результате уступки прав требования сертификаты превратились в важный элемент политики государства в сфере повышения возвратности кредитов, предоставленных российским предприятиям за счет средств федерального бюджета[9].
Долг в обмен на интеллектуальную собственность — схема, реализованная в 2001 году с Италией (поставка документации по производству учебного самолета Як 130), которую по ряду признаков можно отнести к товарному погашению. Однако соглашение с Италией является уникальным по ряду признаков.
В
схеме использован продукт
Учитывая значительную сумму задолженности Российской Федерации перед странами – членами Парижского клуба кредиторов и значительный научно-технический потенциал оборонного комплекса Российской Федерации, опыт соглашения с Италией может быть тиражирован.
Зачет
взаимных требований/обязательств –
схема, которая получила ограниченное
распространение в силу несовпадения
географической структуры государственных
внешних финансовых активов и
государственного внешнего долга бывшего
СССР[4].
Зачеты были осуществлены при урегулировании долга перед Польшей, Китаем, бывшей СФРЮ, Болгарией и Румынией, а также при погашении долга перед Египтом, Уругваем, Чехией, Словакией.
Основное достоинство зачета взаимных требований/обязательств – отсутствие прямых бюджетных расходов.
Отдельно необходимо выделить соглашение с Францией об урегулировании взаимных требований/обязательств, возникших до 1945 года. На различных этапах переговоров французская сторона претендовала на компенсацию от 6,0 до 9,5 млрд долл. США. Однако в результате удалось добиться согласия Франции на выплату 0,4 млн долл. США.
Списание части долга — одна из нестандартных схем погашения внешнего долга.
В
силу различных обстоятельств
Тем не менее в ряде случаев Российской Федерации удалось договориться о списании значительных сумм долговых обязательств.
Прежде всего речь идет об аннулировании Германией требований по сальдо расчетов между бывшим СССР и бывшей ГДР на сумму 6,4 млрд переводных рублей. Фактически Германия согласилась на выплату в счет указанных требований лишь 500 млн евро.
Словакия списала долг в сумме 54,3 млн долл. США в связи с аннулированием контракта на поставку системы ПВО С-300.
Болгария
списала долг в сумме 34 млн долл.США
в счет компенсации затрат на производство
оборудования для металлургического завода
в Кремиковцах.
Австрия списала 400 млн австрийских шиллингов из-за непоставки в бывший СССР бумагоделательной машины.
Использование
государственных внешних
В принципе практически все поступления в счет обслуживания государственных внешних финансовых активов используются на платежи по государственному внешнему долгу. Такой режим установлен для соответствующего счета во Внешэкономбанке. С этой точки зрения можно сказать, что финансовые активы непосредственно «вовлечены» в долговые схемы.
Однако
наибольший интерес представляют схемы,
предусматривающие погашение
В 2002 году долг перед Словакией в сумме 185 млн долл. США был погашен за счет российских требований к одному из дебиторов в сумме 120,25 млн долл.США в учетных долларах США.
Такие схемы должны получить развитие после урегулирования Российской Федерацией требований к наиболее платежеспособным дебиторам – Алжиру, Ливии, Ираку и др.
Обмен задолженности — схема, имеющая два варианта, которые Россия успешно применила в долговой политике.
Один из них – «принудительный» – был использован в 1998 году без каких-либо переговоров. Кредиторы-держатели государственных краткосрочных облигаций (ГКО) были поставлены перед фактом, что их требования не обслуживаются и подлежат обмену на долгосрочные облигации.
Второй вариант этой схемы – «добровольный» – был применен в том же году при обмене части ГКО на еврооблигации России с различными сроками погашения и в 2000 году при обмене обязательств Внешэкономбанка (PRINs и IANS) на российские еврооблигации с конечными сроками погашения в 2010 и 2030 годах.
Значение
и эффективность последней
Другие нестандартные схемы:
•
досрочное погашение с
• схема «долг в обмен на инвестиции» – достигнуты предварительные договоренности с Италией, Испанией и Чехией на общую сумму до 675 млн долл. США;
• схема «долг в обмен на экологические проекты» – в стадии проработки находится операция с Финляндией на общую сумму до 35 млн долл. США;
• секьюритизация задолженности – вопрос о проведении обмена части долга, реструктуризированного в рамках Парижского клуба, на еврооблигации России находится в стадии проработки.
Таким образом, предметом оценки является управленческое решение, то есть решение по проведению тех или иных операций с долговыми обязательствами, принятое управляющими государственным долгом.
Это может быть федеральный закон о федеральном бюджете, документы, определяющие долговую политику на среднесрочную перспективу, указ Президента, постановление (распоряжение) Правительства, приказы Министерства финансов (и его агентов), аналогичные решения соответствующих органов власти в субъектах Российской Федерации.
Основными операциями с долговыми обязательствами являются:
• размещение, дополнительный выпуск, погашение, досрочный выкуп, обмен ценных бумаг;
• реструктуризация долговых обязательств;
• привлечение, погашение займов (кредитов);
• предоставление (исполнение) гарантий;
• урегулирование долга с помощью применения нестандартных схем и т.д.[5].
Как
видно из изложенного, процесс управления
государственным долгом осуществляется
через разработку основных целей
и задач управления и принятие
и исполнение соответствующих решений.
Данные решения касаются проведения тех
или иных операций с долговыми инструментами.
Таким образом, при проведении оценки
необходимо сразу выделить предмет оценки,
т. е. конкретное управленческое решение,
реализованное путем проведения конкретной
операции с долговыми обязательствами,
либо путем подготовки, принятия и исполнения
документов, определяющих долговую политику
(основных направления долговой политики
на среднесрочную перспективу, федеральных
законов о федеральном бюджете на очередной
год, программ заимствований).
1.5
Институционная основа управления государственным
долгом
Информация о работе Зарубежный опыт построения систем управления государственным долгом