Отмечаются
специфические последствия воздействия
мирового финансового кризиса на
внешние заимствования восточноевропейских
стран, включая Россию. Одна из новых
актуальных проблем для стран
региона — восприятие его иностранными
инвесторами как единого целого,
когда неудача с облигационным
выпуском одной из стран распространяется
на весь регион. Считается, что в
подобной ситуации заемщикам следует
проявлять большую гибкость в
отношении формы и условий
облигационных выпусков, приспосабливаясь
к опасениям и ограниченному
спросу инвесторов. В качестве временной
меры предлагают использовать возможности
промежуточных заимствований, а
также синдицированные банковские
кредиты.
Заключение
Проблема
государственного долга является одной
из основных проблем российской экономики,
оказывающей непосредственное влияние
как на темпы экономического роста
страны в целом, так и на направления
финансовой и бюджетной политики.
Причины
появления государственного долга:
внешние и внутренние заимствования
для финансирования бюджетного дефицита;
капитализация процентов по ранее
полученным кредитам; недофинансирование
обязательств, принятых государством
к исполнению. Теория государственного
долга неразрывно связана с теорией
государственного бюджета и использует
ряд основных бюджетных понятий,
которые являются основополагающими
при рассмотрении государственного
долга. Важнейшей задачей экономической
политики государств является поиск
оптимального решения проблем бюджетного
дефицита и государственного долга.
Государственный
долг может оказывать как отрицательное,
так и положительное влияние
на экономическое развитие. Внешняя
задолженность позволяет стране
осуществлять большие совокупные затраты,
чем выработанный национальный доход,
и финансировать инвестиции, которые
не обеспечиваются внутренними поступлениями.
В этом аспекте государственные
заимствования оказывают положительное
влияние на макроэкономическое развитие.
Отрицательное
влияние государственных заимствований
отражается в наличии (возрастании)
бюджетного дефицита, особенно в объемах,
которые являются непомерными для
развития конкретной экономики. Для
отражения реальной экономической
ситуации чаще используют относительные
величины, в частности, отношение
государственного долга к объему
ВВП. Существуют различные экономические
методы, применяемые государством для
балансирования бюджета и регулирования
экономического цикла.
Система
управления государственным долгом
Российской Федерации представляет
собой следующую совокупность основных
мероприятий: разработка программы
заимствований Российской Федерации
на следующий год; процедура принятия
основных параметров управления государственным
долгом Российской Федерации на очередной
год; исполнение принятой программы
управления государственным долгом
в течение планового года.
В
последние годы наметились качественно
новые тенденции в сфере управления
госдолгом, что обусловлено форсированным
переходом к рыночным механизмам
его формирования и обслуживания.
Главные черты новых тенденций
- мобилизация ресурсов с помощью
займов и других государственных
обязательств, использование налоговой
системы, активных методов реструктуризации
заимствований и организации
обслуживания долга. Система управления
госдолгом должна иметь два режима
функционирования: управление в нормальном
режиме воспроизводственного процесса;
кризисное управление в условиях
обостряющегося дефицита бюджета, спада
производства, сокращение возможностей
привлечения новых заимствований.
Список
использованной литературы
- Брагинская
Л. С. «Государственный долг: анализ системы
управления и оценка ее эффективности»//экономика-
2007-с.5-35.
- Бюджетный
кодекс Российской Федерации от 31 июля
1998 г. №145-ФЗ (с изменениями от 24 июля 2007
г.)
- Федеральный
закон Российской Федерации от 19 декабря
2006 г. №238 - ФЗ О федеральном бюджете на
2007 год
- Федеральный
закон от 24.07.2007 №198-ФЗ. (ред. от 08.11.2008) «О
федеральном бюджете на 2008 год и на плановый
период 2009 и 2010 годов» (принят ГД ФС РФ
06.07.2007). Утверждены основные характеристики
федерального бюджета на 2008-2010 гг.
- Федеральный
конституционный Закон от 17 декабря 1997
года №2-ФКЗ «О Правительстве Российской
Федерации» (с изменениями и дополнениями).
(В ред. Федерального конституционного
закона от 31.12.97 №3-ФКЗ)
- Астапов К.
Управление внешним и внутренним государственным
долгом в России // Мировая экономика и
международные отношения. - 2008. - №2. - С.
26-35.
- Бескова И.А.
Анализ управления государственным долгом
Российской Федерации // Финансы. - 2007. -
№2. - С. 72-73.
- Вавилов А.
Государственный долг: Уроки кризиса и
принципы управления. - М., 2007. - 304 с.
- Вавилов А.
Принципы государственной долговой политики
/ А. Вавилов, Е. Ковалишин // Вопросы экономики.
- 2007. - №8. - С. 46-63
- Воронин
Ю. Управление государственным долгом
/ Ю. Воронин, В. Кабашкин // Экономист. -
2007. - №1. - С. 58-67.
- Дробозина
Л.А. Финансы. - М.: ЮНИТИ, 2008
- Зайцев
А., Тресков В. Проблемы бюджетного федерализма.
// Финансы. - 2007., с. 4-10.
- Лаврушин
И.О. «Деньги, кредит, банки». - М.: Финансы
и статистика, 2008 г.
- Ломакин
В.К. Мировая экономика. Учебник. «Финансы»,
Издательское объединение «ЮНИТИ», 2007.
- Родионова
В.М. Управления государственным долгом
- М.: «Финансы и статистика», 2008
- Финансы.
Денежное обращение. Кредит / под ред. доктора
экономических наук проф. Поляка Г.Б. -
М., ЮНИТИ-ДАНА, 2007, с. 287.
- Хайхадаева
О.Д. Государственный долг Российской
Федерации. - С. Пб.: Норма, 2008.
- Ходов Л.Г.
Государственное регулирование национальной
экономики. - М.: Экономист, 2008