Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 07:28, реферат
Государственный долг играет существенную и многогранную роль в макроэкономической системе любой страны. Это объясняется тем, что отношения по поводу формирования, обслуживания и погашения долга оказывают значительное влияние на состояние государственных финансов, денежного обращения, инвестиционного климата, структуры потребления и развития международного сотрудничества.
Введение…………………………………………………………………….3
1 Система управления государственным долгом………………………...5
1.1 Цели и задачи…………………………………………………………...5
1.2 Контроль как элемент системы………………………………………15
1.3 Влияние государственного долга на бюджетную, валютную и денежно-кредитную политику…………………………………………...18
1.4 Способы управления государственным долгом…………………….21
1.5 Институционная основа управления государственным долгом…...35
1.6 Временные границы управления государственным долгом……….43
2 Анализ практического опыта управления государственным долгом.44
2.1 Законодательная база…………………………………………………44
2.2 Зарубежный опыт управления государственным долгом……….....51
Заключение………………………………………………………………..59
Список используемой литературы……………………………………….61
• мониторинг и заимствования субъектов Российской Федерации.
Текущая ситуация оценивалась по следующим позициям[1].
1. В части государственных внутренних заимствований:
• замещение внешнего долга внутренними заимствованиями; использование средств Стабилизационного фонда для погашения внешних долговых обязательств;
•
сегментация рынка
•
проведение новой аукционной политики
Министерства финансов России, предусматривающей
размещение крупных выпусков государственных
облигаций фиксированной длины
в заранее установленные даты
и проведение аукционов по доразмещению
государственных облигаций в условиях
повышенного спроса на государственные
облигации;
• проведение процентной политики, учитывающей изменение на российском и зарубежном финансовых рынках;
•
заимствования субъектов
2. В части государственных внешних заимствований:
•
задолженность перед
• задолженность перед членами Парижского клуба;
•
задолженность перед
• рынок российских еврооблигаций;
•
заимствования субъектов
3. В части предоставления и исполнения государственных гарантий Российской Федерации:
• предоставление государственных гарантий в иностранной валюте;
• предоставление государственных гарантий на поддержку экспорта;
• предоставление гарантий в рублях на внутренние проекты.
Основные направления долговой политики на среднесрочную перспективу определялись по следующим показателям:
• размещение государственных ценных бумаг на внутреннем рынке;
• компенсация сбережений граждан Российской Федерации;
• операции на внешнем рынке;
• предоставление и исполнение государственных гарантий;
• инвестирование пенсионных накоплений[1].
Основные
параметры государственного долга
(предельный объем внутреннего и
внешнего долга, предельный объем предоставления
гарантий) определяются федеральным
законом о федеральном бюджете
на очередной год. Данным законом
утверждаются программы внутренних
и внешних заимствований, источники
финансирования дефицита федерального
бюджета (объем привлечения и
погашения долговых обязательств),
объем обслуживания внешнего и внутреннего
государственного долга.
Отдельными текстовыми статьями закона определяются следующие конкретные решения по управлению государственным долгом:
• полномочия Правительства Российской Федерации по использованию средств федерального бюджета для сокращения объема государственного долга;
• полномочия Правительства Российской Федерации по объему выпуска ценных бумаг;
• полномочия Правительства Российской Федерации по выкупу у Центрального банка России принадлежащих ему ценных бумаг;
• урегулирование коммерческого долга бывшего СССР;
• предоставление кредитов заемщикам из федерального бюджета;
•
условия прекращения
• условия проведения реструктуризации задолженности конечных заемщиков по кредитам, привлеченным под гарантии Правительства Российской Федерации;
• условия предоставления государственных гарантий;
• условия погашения товарных обязательств и т.п[1].
Детальное распределение расходов федерального бюджета, в том числе на обслуживание государственного долга, утверждается бюджетной росписью, которую ведет Министерство финансов России.
Выполнение
требований федерального закона о федеральном
бюджете в части
Существует ряд способов управления долгом в части отдельных операций с долговыми обязательствами.
Использование своповых операций. Наряду с предложениями реальных свопов «долг-акции», которые при разрешении их использования на приватизационных конкурсах могут поднять цену приватизируемых объектов в полтора-два раза, необходимо расширить применение свопов «долг-недвижимость», «долг-аренда земли или лизинг оборудования», «долг-рубли» (для пополнения оборотных средств, уплаты налогов и таможенных платежей), «долг-охрана окружающей среды».
В связи с расширением своповых операций необходимо внести изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации. В настоящее время бюджетное законодательство регулирует, в основном, вопросы заимствований и реструктуризации государственного долга. В этой связи необходимо разработать нормативные акты, детализирующие полномочия правительства и федеральных органов исполнительной власти по проведению операций по конверсии долга на инвестиции, товары, ценные бумаги, другие финансовые активы.
Выкуп
рыночного долга с привлечением
корпоративных структур. Для стимулирования
заинтересованности корпоративных
структур по участию в данных операциях
может быть использована практика зачета
их задолженности перед бюджетом
по налогам, штрафам и пени. Необходимо
разработать соответствующую
Осуществление операций по снижению стоимости обслуживания долга (секьюритизация ценных бумаг, выкуп или досрочное погашение самых дорогих долгов). В последнее время средняя стоимость новых заимствований снизилась для России до 5–6%, в то время как в обращении находятся еврооблигации, стоимость обслуживания которых составляет 11–12,75 % годовых.
Необходимо также внести изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации и разработать специальные нормативные акты, регулирующие операции по выкупу и досрочному погашению долга.
Замещение
внешних заимствований
Значительное
увеличение доли внутреннего долга
в структуре совокупного
В
то же время есть опасность чрезмерного
возрастания внутренних заимствований,
которые стали основным средством
сокращения рублевой денежной массы. Рост
внутреннего долга при
Кроме того, инвестиции в государственные ценные бумаги вытесняют инвестиции в частный сектор, что лишает реальную экономику значительных инвестиционных ресурсов со всеми вытекающими отсюда последствиями. В силу того, что многие компании, а также региональные и муниципальные образования по тем или иным причинам не могут привлечь внешние займы, процесс вытеснения протекает на внутреннем рынке активнее, чем на внешнем.
Все
это требует более взвешенного
подхода к росту внутренних заимствований,
своевременного их замещения внешними
заимствованиями в случае проявления
названных выше негативных тенденций.
Необходимо разработать взвешенную
долгосрочную программу внутренних
заимствований с учетом названных
выше возможных последствий для
роста инвестиционного
Расширение рыночного сектора во внешнем долге. Только с помощью новых рыночных инструментов можно сделать более привлекательными инвестиции в Россию. Необходима существенная диверсификация российских долговых бумаг (по валюте номинирования, доходности, срокам погашения).
Важно
также создавать условия для
российских граждан осуществлять инвестиции
в валютные ценные бумаги, что предложит
реальную альтернативу банковским депозитам.
Необходимо разработать Программу
привлечения средств населения
в государственные долговые обязательства.
Кроме того, необходимо внести изменения
в закон о валютном регулировании
и валютном контроле, которые позволили
бы снять оставшиеся ограничения
на приобретение российских еврооблигаций
физическими лицами. В настоящее
время резиденты могут
Повышение
эффективности использования
Во
многих странах – должниках России
имеется благоприятный
Механизм
стимулирования заинтересованности компаний
по конкретным объектам может включать
определенные льготы по налогообложению
и таможенным пошлинам, по размеру
дисконта с передаваемых активов, по
срокам и порядку погашения
Принятие
мер по возврату задолженности по
гарантированным
Информация о работе Зарубежный опыт построения систем управления государственным долгом