Аналитическое планирование резльтатов выбора деятельности студента после окончания университета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 23:08, дипломная работа

Описание

Проблема занятости студента после окончания университета актуальна в современном обществе. Существует ряд проблем, с которыми молодым специалистам приходиться сталкиваться. Это, например, проблема отсутствия опыта и, следовательно, престижной должности и высокого стабильного заработка, которая возникает при трудоустройстве; проблема жилья. Ни для кого не секрет, что сегодня заработать на квартиру в большом городе своим честным трудом – это практически нереальная задача, тем более для только что выпустившегося молодого специалиста и т.д.
Для решения всех этих проблем, каждый человек должен поставить перед собой определенные цели, выработать стратегию, которая позволила бы ему успевать за изменениями, происходящими в его окружении. Сегодняшний день диктует необходимость такого управления, которое обеспечивало бы адаптацию молодого поколения к быстро меняющейся окружающей среде.

Содержание

Введение………………………………………………………………….......3
Глава 1. Стратегическое и аналитическое планирование в предпринимательской деятельности………………………………………..5
1.1. Понятие стратегического планирования………………………………5
1.2. Сущность и функция стратегического планирования………………..8
1.3. Процесс стратегического планирования……………………………….9
1.4. Основные компоненты стратегического планирования……………...11
1.5. Виды стратегического планирования………………………………...16
1.6. Методы стратегического планирования……………………………...17
1.7. Реализация методов стратегического планирования………………..18
1.8. Системное аналитическое планирование в предпринимательской деятельности………………………………………………………………...25
1.9Анализ деятельности студента после окончания университета. Проведение анкетирование студентов и обработка результатов с помощью программы SPSS……………………………………………...30
1.10Анализ и исследование полученных данных………..……...………..36
Глава 2. Аналитическое планирование результатов предпринимательской деятельности………………………………………42
2.1. Анализ и обработка информации……………………………………..42
2.2. Пример численной реализации модели: прогнозирование результатов деятельности студента (определение приоритетов, возможных сценариев развития событий) поле окончания университета………………………………………………………………..46
Заключение………………………………………………………………….65
Список использованных источников……………………………………...67
Приложения…………………………………………………………………69

Работа состоит из  1 файл

главнай документ.doc

— 1.65 Мб (Скачать документ)
  1. Рынок (доля рынка, объем продаж (реализации) в денежном или натуральном выражении, рыночная (отраслевая) ниша).
  1. Производительность (эффективность)
  1. Продукция (объем продаж, прибыльность по отношению к изделию или ассортименту изделий, выпуск новой продукции)
  1. Финансовые ресурсы (структура капитала, движение денежной наличности, оборотный капитал).

    6.Научно-исследовательские  работы и конструкторские разработки.

    7. Организация - изменения в структуре или деятельности.

    8.Человеческие  ресурсы могут быть количественно  выражены в виде показателей  невыхода на работу, опозданий,  часов профессионального обучения.

    9. Социальная ответственность может  быть выражена целями в форме  видов деятельности, стажа работы и финансовых взносов.

    Исходные  цели оцениваются с точки зрения доступности ресурсов в стране и  за границей, окружающей среды (по рынкам) и внутренних возможностей компании (проведение внутренней ревизии). При проведении внутренней ревизии осуществляется анализ всех сторон деятельности компании за предшествующий период времени. Данный анализ дает ответ на вопрос: "Способна ли компания достигнуть поставленных целей на основе имеющихся ресурсов в условиях конкретной окружающей среды?" 

    1. Системное аналитическое планирование предпринимательской деятельности
 

    Компания, рассматриваемая как система, и  планирование ее деятельности, являются двумя фундаментальными взаимозависимыми понятиями общей теории систем, которые  спаяны воедино, их нельзя рассматривать отдельно. Системный подход к планированию основывается   на   врожденной способности   человека декомпозировать сложные события на составляющие элементы, устанавливать отношения между наблюдениями (то есть интенсивности взаимодействия между элементами системы), а затем синтезировать эти отношения в общую оценку изучаемого явления.

    Аналитическое планирование - это прогнозирование событий с помощью оптимального использования наличных и привлекаемых ресурсов для достижения краткосрочных (тактических) целей, ориентируя текущую деятельность на сходимость к долгосрочным целям.

    Оно связано со стремлением лица, принимающего решение (ЛПР), к получению желаемых будущих состояний путем рационального выбора возможных способов действий (управленческих стратегий) с оценкой последствий их реализации.

    Основной  целью аналитического планирования является определение оптимальных управленческих стратегий, которые минимизируют расхождение между вероятным и желаемым будущим.

    Аналитическое планирование включает в себя объединение двух взаимосвязанных процессов. В первом (прямой процесс аналитического планирования) проецируется соответствующее состояние фирмы на наиболее вероятное будущее, анализируя имеющуюся релевантную информацию о внешней окружающей среде, ее функциях, структуре и потоках.

    Во  втором (обратный процесс аналитического планирования) формируют требования к желаемому будущему состоянию фирмы и возможные стратегии (управляющие воздействия) его достижения. Эти стратегии затем добавляются к множеству уже имеющихся стратегий прямого процесса аналитического планирования, и проводится повторное проецирование с целью проверки того, насколько предложенные новые варианты управляющих воздействий способствуют (или препятствуют) сходимости к желаемому будущему.

    Процесс продолжается в течение нескольких итераций до тех пор, пока не будет достигнута сходимость вероятного и желаемого исходов планирования или, если цена за небольшое улучшение сходимости в результате дополнительных действий оказывается неприемлемо высокой.

    Таким образом, в аналитическом планировании достигается оптимальный синтез стратегических и тактических целей планирования. Стратегические, перспективные цели связаны с эффективной оценкой воздействия на фирму внешней рыночной среды. Тактическими целями являются модификации выполняемых функций, потоков и структуры фирмы, чтобы обеспечить сходимость ее вероятного и желаемого будущего.

    Стремление  к обеспечению взаимодействия с  внешней рыночной средой, учитывающее неопределенность влияния ее многих факторов, выгодно отличает аналитическое планирование от других методов планирования экономической деятельности. В аналитическом планировании конфликтная ситуация представляет благоприятную возможность восприятия всего спектра разнообразной информации, которая обнаруживается при активном обсуждении проблем планирования руководством фирмы и ее ведущими менеджерами. Здесь, наряду с количественными данными, учитывается и нечисловая, качественная информация, связанная с жизненным опытом, убеждениями, интуицией, психологическими особенностями ЛПР, стимулируя его творческое мышление для достижения желаемых результатов предпринимательской деятельности.

    Аналитическое планирование - это процесс использования знаний специалистов для сближения вероятного и будущего состояний. Здесь обратный процесс аналитического планирования стимулирует творческое мышление. Он предоставляет    специалистам      возможность укрепить свою уверенность в том, что им известны желательные состояния изучаемой фирмы, их приоритеты. Тем самым облегчается возможность выбора эффективных способов управляющих воздействий для достижения желаемого будущего фирмы.

    Следует отметить, что с позиции общей  теории систем планирование само является системой. Оно имеет: назначение (достигнуть желаемой цели), функции (исследовать социально-экономическую среду, возникающие в ней проблемные ситуации, выбрать альтернативные стратегии поведения и оценить их), потоки (информация между проектировщиками, экспертами и ЛПР) и структуру (общий план, в котором сближаются наиболее вероятный и желательный результаты, используя релевантную информацию и обратную связь для возможной переоценки результатов). 

Иерархическая модель прямого процесса аналитического планирования 

    Метод иерархической декомпозиции обеспечивает процедуру иерархического структурирования проблем, представляя взаимоотношения между желаемыми целями, глобальными и локальными факторами, которые могут столкнуться с этими целями, критериями для выбора альтернатив и, наконец, самими альтернативными планами.

    Метод иерархической декомпозиции анализирует основные релевантные факторы, определяющие настоящее рыночное положение фирмы (социально-экономические, политические, психологические и др.), действие которых в будущем приводит к некоторым исследовательским сценариям

    S1, ..., Sn будущего рыночного положения фирмы. С этой целью упорядочивается в определенной последовательности информационная база данных, т.е. строится иерархическая модель взаимодействующих релевантных факторов.

    Иерархия - это абстрактное представление  структуры процесса планирования для оценки степени влияния (интенсивности взаимодействия) ее составных элементов. При построении иерархии экспертная группа специалистов по аналитическому планированию и ЛПР должны серьезно изучить проблему планирования и предложить основные уровни ее иерархической декомпозиции.

    Иерархия  прямого процесса аналитического планирования обычно строится с вершины (фокуса, главной цели - построение обобщенного сценария So будущего рыночного положения фирмы) через промежуточные уровни к самому низкому - перечню вероятных сценариев будущего рыночного положения фирмы S1, ..., Sn:

  1. Фокус    (главная    цель    прямого    процесса    аналитического планирования: построение прогностического сценария будущего рыночного положения фирмы с учетом оценок и степеней значимости авторов).
  2. Основные мотивы (цели) предпринимательской деятельности.
  3. Основные управленческие стратегии, бизнес - операции.
  4. Вероятные сценарии развития фирмы с собственными значениями их приоритетов с точки зрения каждого актора.

    Из-за многих, как правило, противоречивых, конфликтных интересов, которые представлены в обобщенном сценарии, может получиться далеко не оптимальный вариант того, что каждый из акторов хотел бы видеть в качестве наиболее приемлемого для них будущего рыночного положения фирмы. Поэтому, если руководство фирмы оказывается недовольным полученными результатами, то необходимо перейти к процедуре обратного процесса аналитического планирования, то есть к поиску дополнительных управленческих стратегий. 

Иерархическая модель обратного процесса аналитического планирования

    Обратный  процесс начинается с желаемых сценариев, затем исследуются стратегии поведения и факторы, посредством которых можно реализовать эти сценарии. Иерархия обратного процесса аналитического планирования строится в следующем порядке:

  1. Фокус (главная цель обратного процесса: достигнуть желаемого будущего рыночного положения фирмы).
  2. Вероятные сценарии, с найденными приоритетами.
  3. Проблемы и ситуации, которые препятствуют достижению желаемого.
  4. Перечень акторов.
  5. Цели акторов.
  6. Дополнительные управленческие стратегии акторов.

    Реализация  процедуры обратного процесса АП позволяет определить дополнительные управленческие стратегии, которые могут обеспечить достижение, желаемое будущее рыночное положение фирмы.

    Таким образом, прямой процесс аналитического планирования обеспечивает оценку наиболее вероятного положения фирмы на потребительском рынке товаров и услуг, а обратный процесс представляет средства контроля и управления прямым процессом при движении к желаемому будущему. 

Объединение прямого и обратного процессов аналитического планирования

    После определения приоритетов управленческих стратегий поведения в обратном процессе на повторной итерации прямого процесса аналитического планирования применяются только самые важные из них.

    Они добавляются к множеству управленческих стратегий поведения на соответствующий уровень модели прямого процесса для тех акторов, которые хотят изменений. Затем сравниваются приоритеты обобщенного сценария прямого повторного процесса аналитического планирования с приоритетами желаемых будущих состояний первого обратного процесса, чтобы увидеть, приближается ли вероятное рыночное состояние фирмы к желаемому состоянию с точки зрения руководства фирмы.

    Если  этого не происходит, то проводится повторная итерация обратного процесса аналитического планирования и т.д. до тех пор, пока не будет достигнута сходимость вероятного и желаемого будущего, либо, если материальные затраты, связанные с наибольшим улучшением сходимости в результате использования дополнительных управленческих стратегий, оказываются неприемлемо высокими для руководства фирмы. 

    1.9 Анализ деятельности студента после окончания университета

    Проведение  анкетирование студентов  и обработка результатов  с помощью программы  SPSS 

     Что делать и куда устроиться после окончания  вуза? Этот вопрос волнует почти  полмиллиона выпускников российских высших учебных заведений ежегодно. Правильный подход к решению этой проблемы очень важен, так как от него зависит очень многое. После выпуска перед бывшим студентом открывается целый мир новых возможностей и путей развития, запутаться в которых очень легко.

     Современный рынок вакансий изобилует различными предложениями, качественно различающимися в зависимости от умений и навыков, приобретенных за время учебы. Одним из перспективных направлений для трудоустройства специалиста является продолжение образования в магистратуре и аспирантуре университета. Это не только обеспечивает устойчивый спрос на молодых специалистов, но и позволяет им совершенствовать свои знания, а также развивать различные аспекты научной деятельности.

     Для того, чтобы осуществить прогноз  деятельности студента после окончания университета, был проведен опрос, где респондентами являлись студенты 3, 4 и 5 курсов СГТУ. Все респонденты отвечали на вопросы следующей анкеты:

     Рисунок 1.2 – Анкета для исследования

       Для анализа и исследования  полученные данные респондентов, которые участвовали в анкетировании, были внесены в программу SPSS.

     

     Рисунок 1.3 – Редактор данных с заполненными данными для исследования

     SPSS Statistics (с англ. «Statistical Package for the Social Sciences» — «статистический пакет для социальных наук») — компьютерная программа для статистической обработки данных. SPSS для Windows обеспечивает сильную статистическую систему анализа и управления данными в графической окружающей среде, используя описательные меню и простые диалоговые окна.

     Редактор  данных. Это приложение, напоминающее электронную таблицу. Под электронной таблицей подразумевается рабочий лист, разделенный на строки и столбцы, который позволяет просто и эффективно вводить данные. Отдельные строки таблицы соответствуют отдельным наблюдениям. Например, при обработке данных опроса одна строка содержит данные одного респондента. Отдельные столбцы соответствуют отдельным переменным. При обработке данных наблюдений анкеты в одной переменной хранятся ответы на отдельный вопрос. Отдельные ячейки таблицы содержат значения переменных для каждого отдельного наблюдения; в каждой ячейке хранится одно значение переменной.

Информация о работе Аналитическое планирование резльтатов выбора деятельности студента после окончания университета