Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 15:58, курсовая работа
Железнодорожный транспорт является составной частью единой транспортной системы Российской Федерации и во взаимодействии с организациями других видов железнодорожного транспорта призван своевременно и качественно обеспечивать потребности физических и юридических лиц, государства.
В условиях постоянно растущего спроса на качественные услуги железнодорожного транспорта необходимо не только преодолеть нарастающий износ основных фондов, но и обеспечить условия для создания новой для России инфраструктуры высокоскоростного сообщения.
Введение 4
1 Резюме 5
1 Описание предприятия и отрасли 6
1.1 Характеристика предприятия ОАО «ВРДК» 6
1.2 Основные виды деятельности предприятия 9
1.3 Характеристика отрасли 10
1.4 Факторы, влияющие на деятельность ОАО «ВРДК» 12
1.5 Миссия и цели предприятия ОАО «ВРДК» 13
2 Характеристика работ и услуг ОАО «ВРДК» 14
2.1 Потребности, удовлетворяемые работами (услугами) 15
2.2 Показатели качества 16
2.3 Основные направления совершенствования услуг 17
3 Исследование и анализ рынка сбыта 18
3.1 Изучение и сегментация потребителей 18
3.2 Изучение спроса и отбор целевых сегментов 19
3.3 Исследование положения предприятия на рынке 21
3.4 Прогноз рынка и объёма продаж 21
3.5 Исследование деятельности конкурентов 23
4 План маркетинга 25
4.1 Цели и стратегии маркетинга 25
4.2 Ценообразование на работы, выполняемые на ОАО «ВРДК» 25
4.3 Схема сбыта выполняемых работ 26
5 План производства 28
5.1 Местоположение ОАО «ВРДК» 28
5.2 Производственные мощности и производственная структура 29
5.3 Долгосрочные активы 31
5.4 Технология производства 35
6 Организационный план 40
6.1 Организационная структура предприятия 40
6.2 Руководящий состав предприятия 42
6.3 Численность, структура и отбор кадров 42
6.4 Оплата труда работников предприятия 47
6.5 Организация труда 49
6.6 Правовое регулирование 52
6.7 Повышение квалификации рабочих ОАО «ВРДК» 54
7 Финансовый план 56
7.1 Финансово-экономические результаты деятельности предприятия 56
7.2 Планирование показателей (финансовый прогноз) 58
7.3 Прогноз запаса финансовой прочности 64
8 Финансовая стратегия 67
8.1 Оценка потребности в инвестициях 67
8.2 Оценка эффективности проекта в целом 67
9 Потенциальные риски 71
Выводы и рекомендации 76
Библиографический список 77
5.2 Производственные мощности и производственная структура
На ОАО «ВРДК» выполняется ремонт ж/д транспорта. Для выполнения ремонтных работ на предприятии имеется несколько цехов, которые образуют основное производство, а также имеется вспомогательное и обслуживающее. Производственная структура предприятия представлена на рисунке 5.1.
Рисунок
5.1 – Производственная структура
ОАО «ВРДК»
Основное производство состоит из 3 цехов: колёсного цеха, цеха автосцепки и сборочного цеха; в первом происходит ремонт колёсных пар вагонов, во втором – ремонтируются устройства механической сцепки вагонов, в третьем – выполняется сборка и ремонт узлов, входящих в состав ж/д транспорта.
Вспомогательное производство образуют парокотельный участок (здесь происходит корректировка размера и параметров колёсных пар); ремонтно-механическая мастерская (здесь выполняется ремонт механизмов); энергетическое хозяйство (автономное электропитание); инструментальное хозяйство (функции сводятся к поддержанию в рабочем состоянии производственного инвентаря).
Обслуживающее производство образуют склад и транспортное хозяйство. Склад предназначен для хранения сырья и материалов. Транспортное хозяйство выполняет функции по доставке топлива и комплектующих на предприятие.
Среди используемого оборудования можно выделить: колёсно-токарный станок; стенд для монтажа и демонтажа колёсных пар; аккустико - имиссионная установка; Полуавтомат для наплавки и автосцепки; феррозондовый дефектоскоп. Общая площадь 12581 м2, из которых 10905м2 ориентированы на производство.
В
таблице 5.1 представлены данные о фактической
производственной мощности ОАО «ВРДК».
Таблица 5.1 – Данные о производственной мощности предприятия
Производственное
подразделение |
Факт 2009 год | Среднегодовая
производственная мощность |
Сборочный цех, тыс. руб. | 76 337 | 80 000 |
Колёсный цех, тыс. руб. | 64 112 | 65 000 |
Цех автосцепки, тыс. руб. | 77 301 | 80 000 |
Итого: | 217 750 | 225 000 |
Как
видно, из таблицы 5.1, фактический объём
производства продукции в 2009 году оказался
равным 217,75 тыс. руб., что ниже максимальной
производственной мощности – 225 тыс. руб.
На основании этих данных, определим степень
использования производственной мощности,
которая находится по формуле:
где V2009 – объём производства 2008 года, тыс. руб.
СПМ
– среднегодовая
Как
показывают расчёты, производственные
мощности ОАО «ВРДК» в 2009 году были
загружены на 96,8%.
5.3 Долгосрочные активы
Под долгосрочными активами предприятия понимаются основные производственные фонды предприятия (ОПФ). Выполним анализ структуры и эффективности использования основного капитала.
Фонды предприятия делятся на промышленно-производственные и непромышленные, а так же фонды непроизводственного назначения. Производственную мощность предприятия определяют промышленно-производственные фонды. Кроме того, принято выделять активную часть (рабочие машины и оборудование) и пассивную часть фондов, а также отдельные подгруппы в соответствии с их функциональным назначением (здания производственного назначения, склады, рабочие и силовые машины, оборудование, измерительные приборы и устройства, транспортные средства и т.д.). Такая детализация необходима для выявления резервов повышения эффективности их использования на основе оптимизации структуры.
Методика
анализа использования ОПФ
Таблица 5.2– Анализ структуры основных средств в 2009 году
Наименование ОПФ | на начало года, т.р. | удельный вес, % | на конец года, т.р. | удельный вес, % | изменение уд. веса, % |
Здания и сооружения | 35661 | 53,00 | 34827 | 50,93 | -2,07 |
силовые машины и оборудование | 10260 | 15,25 | 12190 | 17,83 | 2,58 |
транспортные средства | 21363 | 31,75 | 21363 | 31,24 | -0,51 |
итого | 67284 | 100 | 68380 | 100 | - |
Из
таблицы 5.2 видно, что в структуре
ОПФ ОАО «ВРДК» произошли несущественные
изменения. Так доля зданий и сооружений
сократилась на 2,07% и составила 50,93%. Закупка
силовых машин и оборудования позволила
увеличить их долю - немного с 15,25 до 17,83%.
Доля транспортных средств в 2009 году в
общем весе ОПФ сократилась незначительно
на 0,51%.
Таблица 5.3– Анализ движения основных фондов в 2009 году
Наименование | на начало года, т.р. | поступило, т.р. | выбыло, т.р. | на конец года, т.р. | абсолютное
отклонение |
темп
прироста, % |
Здания и сооружения | 35661 | - | 834 | 34827 | -834 | -2,39 |
силовые машины и оборудование | 10260 | 1930 | - | 12190 | 1930 | 15,83 |
транспортные средства | 21363 | - | - | 21363 | - | - |
итого | 67284 | 1930 | 834 | 68380 | 1096 | 1,6 |
Из таблицы 5.3 видно, что по итогам на 2009 год, стоимость поступивших ОПФ составила 1930 тыс. руб., стоимость выбывших – 834 тыс. руб. Прирост в стоимости ОПФ составил 1096 тыс. руб. или 1,6%.
Важное значение имеет анализ изучения движения и технического состояния ОПФ, для этого нами были рассчитаны следующие показатели6:
а) коэффициент обновления (Кобн) рассчитывается по следующей формуле:
(5.2)
б) коэффициент выбытия (Квыб) рассчитывается по следующей формуле:
(5.3)
в) коэффициент прироста (Кпр) рассчитывается по следующей формуле:
(5.4)
г) коэффициент износа (Кизн) рассчитывается по следующей формуле:
(5.5)
д) коэффициент годности (Кгод) рассчитывается по следующей формуле:
(5.6)
Результаты
расчёта показателей приведены
в таблице 5.4.
Таблица 5.4– Анализ показателей эффективности использования ОПФ на ОАО «ВРДК» в 2008-2009 гг.
Показатель | Значение | Изменение | ||
2008 год | 2009 год | Абсолютное | Относительное, % | |
Стоимость ОПФ на начало года, тыс. руб. | 64520 | 67284 | 2764 | 4,3 |
Стоимость ОПФ на конец года, тыс. руб. | 67284 | 68380 | 1096 | 1,6 |
Среднегодовая стоимость ОПФ, тыс. руб. | 65902 | 67832 | 1930 | 2,9 |
Стоимость поступивших ОПФ, тыс. руб. | 3346 | 1930 | -1416 | -42,3 |
Стоимость выбывших ОПФ, тыс. руб. | 582 | 834 | 252 | 43,3 |
Величина износа ОПФ | 50484 | 49282 | -1202 | -2,4 |
Коэффициент обновления | 0,050 | 0,028 | -0,022 | -44,0 |
Коэффициент выбытия | 0,009 | 0,012 | 0,003 | 33,3 |
Коэффициент прироста | 0,043 | 0,016 | -0,027 | -62,8 |
Коэффициент износа | 0,782 | 0,732 | -0,05 | -6,4 |
Коэффициент годности | 0,218 | 0,268 | 0,05 | 22,9 |
В 2009 году коэффициент обновления составил 0,028, что превышает коэффициент выбытия, который составил 0,012. Этот факт свидетельствует о приросте стоимости основных производственных фондов, коэффициент которого составил 0,016. Несмотря на ввод новых ОПФ, основные производственные фонды предприятия ОАО «ВРДК», находятся в изношенном состоянии, коэффициент годности в 2009 году составил 0,268.
Обобщающими показателями, характеризующими уровень обеспеченности предприятия основными производственными фондами, являются фондовооруженность труда и техническая вооруженность труда. Показатель общей фондовооруженности труда рассчитывается отношением среднегодовой стоимости промышленно-производственных фондов к среднесписочной численности рабочих. Уровень технической вооруженности труда определяется отношением стоимости производственного оборудования к среднесписочному числу рабочих.
Используя формулу общей фондовооружённости определим её значение:
, (5.7)
Уровень
технической вооруженности
(5.8)
В процессе анализа темпы роста фондовооруженности труда сопоставляются с темпами роста производительности труда. С точки зрения экономической эффективности желательно, чтобы выполнялось следующее соотношение:
(5.9)
Темп прироста производительности труда составил:
Темп роста фондовооружённости составил:
Темп роста производительности труда оказался выше темпа роста фондовооружённости ( ), значит, соотношение экономической эффективности для предприятия выполняется.
5.4 Технология производства
В соответствии с
распоряжением ОАО «РЖД»