Типовой бизнес-план ресторана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 23:32, курсовая работа

Описание

Сегмент демократичных ресторанов остается наиболее динамичным в структуре рынка общественного питания Москвы, его темпы роста составляют около 20% в год, так как, с одной стороны, они не подвергаются конкуренции со стороны крупных сетевых игроков, а с другой стороны, в данном сегменте наблюдается стабильный рост, в отличие от элитных ресторанов. Прогнозируется, что самые интересные концепции, форматы и меню будут появляться именно в демократичном сегменте, так как ниша fine dining практически исчерпана и уже сейчас новые идеи вытесняют устаревшие, а сегмент fast food предполагает несопоставимо большие инвестиции и жестко-технологичный подход. Сегмент casual dining уже сейчас, по мнению экспертов, занимает 60% ресторанного рынка.

Работа состоит из  1 файл

kafe-biseness.doc

— 1.42 Мб (Скачать документ)

Таблица 20. Мебель для ресторана

6.2 Системы безопасности

 

Компьютерная система контроля и учета позволяет снизить воровство и мошенничество персонала, которым отличается ресторанный бизнес, а также дает информацию для всестороннего анализа бизнеса, без которого не возможно принимать рациональные управленческие решения.

Качественное программное  обеспечение и оборудование для  него может быть довольно затратным – порядка 10-15 тыс. долл. Более дешевой альтернативой может быть система «Ресторан 2000». Есть решения и на базе «1С» и других привычных многим систем.

Оптимальный вариант  – это приобретение у компаний, специализирующихся на разработке ПО для ресторанного бизнеса. Многие из них имеют свои представительства или партнеров в регионах, что позволяет также рассчитывать в дальнейшем на сервисное обслуживание.

Часто разработку программного обеспечения заказывают у компаний, или частных лиц, не владеющих  ресторанной спецификой. Кажется, что это обходится дешевле (за счет того, что сумма выплачивается разработчику не сразу, а в виде зарплаты помесячно), при этом практически всегда идет проигрыш в отношении качества самой разработки и дальнейшего сервиса.

Необходимый объем  инвестиций на приобретение и установку программного обеспечения предполагается оценочно в размере 10 тыс. долл. Установка пожарно-охранного оборудования также взята на уровне 10 тыс. долл.

6.3 Персонал

 

Для функционирования ресторана, рассчитанного на 83 посадочных места, потребуется 25 человек, общий фонд заработной платы которых составит 501,8 тыс. руб. в месяц.

 

№ п/п

Должность

Кол-во человек

Оклад, руб./мес

Итого, руб./мес

1

Управляющий

1

65 000

65 000

2

Секретарь

1

18 200

18 200

3

Главный бухгалтер

1

31 200

31 200

4

Администратор зала

2

33 800

67 600

5

Шев-повар

1

46 800

46 800

6

Повар

2

31 200

62 400

7

Помощник повара

2

20 800

41 600

8

Бармен

2

18 200

36 400

9

Официант

7

10 400

72 800

10

Мойщик посуды

2

7 800

15 600

11

Уборщица

2

9 100

18 200

12

Охрана

2

13 000

26 000

 

 

Итого:

25

305 500

501 800


Таблица 21. Штатное расписание

 

 

Подбор персонала необходимо начинать заблаговременно – например, будет правильно, если ключевые позиции будут подобраны заранее и подключатся на самых ранних стадиях организации ресторана (например, шеф-повар, шеф-кондитер, управляющий). Шеф-повар составляет окончательное меню ресторана, поэтому он должен быть нанят не позднее, чем за 2 месяца до планируемого открытия. В функции шеф-повара входят:

  • Разработка меню (особенно на стадии становления ресторана)
  • Организация работы кухни
  • Контроль качества закупок и готовых блюд
  • Калькуляция и учёт. Контроль бюджета
  • Разработка и обновление меню, технологических карт
  • Знание направленности кухни
  • Подбор и обучение персонала кухни
  • Работа с поставщиками
  • Проведение инвентаризации
  • Оптимизация технических процессов
  • Ответственность, честность, исполнительность, коммуникабельность
  • Управление персоналом и контроль над его работой
  • Контроль соблюдения санитарно-гигиенических норм и правил техники безопасности

Штат прочего персонала  также лучше всего укомплектовать за какое-то время до открытия. Это время необходимо для того, чтобы провести предварительное обучение.

Необходимо помнить, что  если вы хотите подобрать людей не из вашего города (в большинстве случаев это относится к позиции шеф-повара, реже – управляющего), то это может занять гораздо больше времени, чем ожидалось. В некоторых случаях поиск может затянуться на 2-3 месяца. Особенно это верно в отношении иностранных специалистов.

Если планируется иметь в штате иностранный персонал, то лучше сначала попробовать обратиться с этим вопросом к московским кадровым агентствам. При приглашении иностранного шеф-повара его зарплата будет составлять не менее чем 4-5 тыс. долл.

Как отмечают в журнале «Ресторатор», основные проблемы, возникающие при открытии ресторана (поиск начальных инвестиций доставка продуктов, дизайн ресторана, подбор помещения), постепенно решаются, однако на рынке остается один по-настоящему дефицитный «товар» - хороший управляющий. В функции управляющего входит:

  • Разработка концепции развития ресторана;
  • Участие в составлении меню;
  • Определение корпоративной культуры;
  • Определение стратегии позиционирования на рынке ресторанных услуг;
  • Осуществление финансового контроль деятельности ресторана;
  • контроль проведения маркетинговых, рекламных, PR – мероприятий;
  • Осуществление кадрового планирования;
  • Взаимодействие с надзорными службами.

Таким образом, необходимыми требованиями по подбору управляющего являются:

  • В/о специальное
  • Знание языка
  • Возраст до 40 лет
  • Практический опыт (от 3-5 лет, а также опыт управления рестораном на определенное количество мест)
  • Опыт открытия ресторанов «с нуля» (разработка концепции, бизнес-плана, закупка оборудования, организация процесса)
  • Представительность, стрессоустойчивость, готовность к ненормированному рабочему дню, организационные способности, креативность.

В обязанности повара входит:

  • Приготовление блюд (соответствие разряду)
  • Порционирование, оформление и передача заказанных блюд на реализацию
  • Участие в разработке новых блюд и калькуляционных карт
  • Участие в составлении заявки на продукты

Должностные обязанности  администратора включают:

  • Осуществление работы по эффективному и культурному обслуживанию посетителей, созданию для них комфортных условий
  • Обеспечение контроля сохранности материальных ценностей
  • Консультирование клиентов по вопросам оказываемых услуг
  • Разрешение конфликтных ситуаций
  • Информирование руководства об имеющихся недостатках в обслуживании посетителей, принимаемых мерах по их ликвидации
  • Осуществляет контроль состояния помещения
  • Осуществление контроля соблюдения работниками трудовой и производственной дисциплины, правил и норм охраны труда, требований производственной санитарии и гигиены
  • Осуществление контроля исполнения работниками указаний руководства.

Должностные обязанности  официанта включают в себя:

  • Сервировка стола в соответствии с установленными стандартами
  • Контроль чистоты, состояния и комплектности приборов, посуды и скатертей и салфеток на закрепленных за официантом столах
  • Изучение меню, знание основных и сезонных блюд и напитков, предлагаемых гостям
  • Консультирование гостей ресторана об особенностях блюд и напитков. Оказание помощи при составлении заказа
  • Прием заказов от клиента ресторана
  • Подача блюд и напитков согласно установленным правилам обслуживания
  • Принятие мер, в рамках своей компетенции, по разрешению проблем, возникших у клиента
  • Создание в заведение атмосферы гостеприимства (отношение к гостям, манера поведения, внешний вид)
  • Осуществление руководства над помощником официанта
  • Предоставление счета гостям
  • Получение платы по счетам

Подчиняется старшему официанту  смены или метрдотелю.

6.4 Местоположение РЕСТОРАНА

6.4.1 Принципы подбора помещения под ресторан

Правильно выбранное  место размещения предприятия общественного питания‑ это один из важнейших факторов успеха, а в некоторых случаях даже доминирующий. Причем, если с самого начала место выбрано неудачно, то исправить это чаще всего возможно только через переоткрытие заведения на другом месте со всеми вытекающими издержками.

Как правило, больше всего  зависят от места заведения, работающие в нижней ценовой категории, первейшие  из которых – рестораны быстрого обслуживания.

Сегодня на столичном  рынке коммерческой недвижимости для  объектов общественного питания  спрос сильно превышает предложение, что обеспечивает приток фирм, профессионально занимающихся скупкой или субарендой таких помещений. В свою очередь, это удорожает и усложняет поиск.

Помимо очевидных требований, предъявляемых к заведению концепцией, существуют и ГОСТы, регламентирующие размер и состав помещения под заведение общественного питания. Так, согласно ГОСТ Р 50762-95 «Общественное питание. Классификация предприятий» состав помещений для потребителей в ресторане должен быть таким:

  • вестибюль,
  • гардероб,
  • зал,
  • банкетный зал,
  • мужская и женская туалетные комнаты с помещением для мытья рук,
  • курительная.

Это тот минимум, без  которого ресторан не может функционировать.

Серьезных ограничений  в метраже помещения, по закону, нет. Зато, существует установленное соотношение площади кухни к площади зала как 1:2, т. е. при площади зала 200 кв. м (в Москве это средний показатель) под кухню должно быть отведено 100 кв. м. Ведь кухня это не только горячий цех и холодный, но и помещения для персонала, набор кладовых, заготовительные цеха. В действительности же высокие арендные ставки и дефицит помещений часто сокращают это соотношение до 1:4. Следует помнить, что при перепланировке помещения согласно действующим нормам не допускается делать помещения меньше 5 квадратных метров, а при вновь строящемся здании меньше 7.

Как отмечалось ранее, площадь  ресторана должна быть 250-500 кв. м (либо 80-120 кв. м, если ресторан расположен на фуд-корте). Другой аспект выбора метража  напрямую касается расчета окупаемости. Как показывает опыт, чем больше в зале столов, тем больше ресторан способен вместить посетителей, тем выше и прибыль. Но следует учитывать, что, во-первых, излишняя концентрация посадочных мест может сильно ударить по посещаемости вообще, поскольку превращает ресторан в подобие столовой. Во-вторых, существует ГОСТ Р 50762-95 «Общественное питание. Классификация предприятий», в котором сказано, что на одного посетителя в ресторане должно приходиться не менее 1,8 кв. м либо 2 кв. м, если в ресторане имеется танцпол или эстрада. Это значит, что ресторан с площадью зала 150 кв. м должен иметь не более 83 посадочных мест. Наконец, при выборе помещения нужно правильно оценить потенциальную проходимость заведения, чтобы не перестараться при определении количества посадочных мест. Хорошей считается оборачиваемость стола для небольших ресторанов – на уровне 2-3 посадки в день, для крупных – соответственно 1-2 посадки16.

Помимо требований к  площади, стоит помнить о таких  принципиальных моментах, как:

1. Коммуникации. Вентиляция, водоснабжение, электроснабжение, канализация – это ключевые моменты в работе ресторана. В центре Москвы есть дома без горячего водоснабжения, есть дома с нестандартным напряжением в сети, с серьезными и регулярными перебоями в электро- и водоснабжении.

Как отмечается в журнале  «FoodService» большинство специалистов ресторанного бизнеса сходятся во мнении, что в запах дорогих ресторанов посторонние запахи неуместны. Самым нежелательным запахом является запах рыбы или мяса. В ресторанах, где готовят блюда из таких продуктов или специализируются на гриле, обязательно должна быть установлена хорошая система вентиляции. Стоимость установки вентиляционных систем в московских ресторанах составляет около 200 долл. на кв. м. Материалы и оборудование составляют около 70% стоимости, а работа – около 30%.

Цена оборудования во многом зависит от марки производителя. Разница зачастую неоправданна, и в большинстве случаев рестораторы платят за брэнд. Самым оптимальным сочетанием «цена – качество» является вентиляционное оборудование компаний Jorg и Wolf.

2. Состояние помещения. Этот аспект особенно актуален для старой части города, поскольку именно там строения зачастую требуют серьезного ремонта, реконструкции либо приведения помещения в соответствие с техническими требованиями. В любом случае при выборе помещения стоит проконсультироваться со специалистами. Практика показывает, что именно строительные и отделочные работы занимают около 40% инвестиций в открытие ресторана.

3. Тяжелое наследство. Казалось бы, соблазнительно купить под открытие ресторанного дела закрывшийся объект общественного питания: налицо явная экономия в средствах и сроках открытия. Однако в такой ситуации следует выяснить реальные причины закрытия «предшественника».

4. Размещение в жилом доме. Свой отпечаток накладывает расположение ресторана в жилом доме – потребуются дополнительные вложения в шумоизоляцию, систему вентиляции, будут ограничения во времени работы, возможны проблемы с жильцами нижних этажей и т. д.

5. Условия аренды, если недвижимость не покупается в собственность. Наиболее важными факторами являются арендная плата (которая не должна превышать 5-6% от предполагаемой прибыли), ее состав и срок аренды. Арендная плата включает в себя собственно арендную ставку, коммунальные платежи, налоги и эксплуатационные расходы (уборка помещения, охрана и пр.). Часто собственник заранее объявляет лишь арендную ставку, а остальные составляющие предприниматель будет платить сверх этого самостоятельно. Кроме того, арендодатели предпочитают заключать краткосрочные контракты, а для будущего ресторатора это большой риск: полгода-год уйдет собственно на открытие ресторана (проектирование, строительно-отделочные работы и т.д.), еще 2 года на возврат инвестиций и только последующие годы будут приносить дивиденды.

Информация о работе Типовой бизнес-план ресторана