Ценообразование и его влияние на эффективность деятельности торгового предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 14:34, курсовая работа

Описание

Актуальность темы работы заключается в том, что система ценообразования предприятия торговли должна иметь своей целью определение наиболее эффективным способом цены, которую покупатель готов заплатить, а также исследовать возможности реализации продукции по цене, включающей определенную прибыль Цель работы – исследовать систему ценообразования на предприятии торговли и методы регулирования цен на потребительском рынке.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЦЕНОВОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ ТОРГОВЛИ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ФИНАНСОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРЕДПРИЯТИЯ.
1.1 Цена: сущность, понятие, функции и виды. Методы расчёта цены
1.2 Задачи, механизм разработки, стратегия и постановка целей ценовой политики
1.3 Влияние цен на результаты деятельности предприятия
1.4 Особенности ценообразования на предприятиях торговли
1.5 Методы регулирования цен на потребительском рынке
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ И СТРУКТУРЫ РОЗНИЧНЫХ ЦЕН. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЦЕНОВОЙ ПОЛИТИКИ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика деятельности торгового предприятия
2.2 Анализ уровня торговой надбавки и факторов её определяющих
2.3 Анализ затрат торгового предприятия при формировании цены
2.4 Экономическое обоснование валовой прибыли и уровня торговой надбавки торгового предприятия
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Ценообразование.doc

— 693.50 Кб (Скачать документ)

Ивановский  филиал

АВТОНОМНАЯ  НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ 

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ ЦЕНТРОСОЮЗА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КООПЕРАЦИИ»

                                                        

Кафедра Экономики кооперации и производства

  

КУРСОВАЯ  РАБОТА
 

по  дисциплине: «Экономика и планирование на предприятии

(торговля  и общественное питание)» 
 
 

на  тему: «Ценообразование и его влияние на эффективность деятельности торгового предприятия»

      
                     Студентка:
                        3 курса сокращенного срока обучения

Гамина  Наталья Григорьевна

                     Научный руководитель:

Козлова Наталья Борисовна 
 
 
 
 

Иваново 2010

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЦЕНОВОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ ТОРГОВЛИ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ФИНАНСОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРЕДПРИЯТИЯ. 5
           1.1 Цена: сущность, понятие, функции  и виды. Методы расчёта цены 5
           1.2 Задачи, механизм разработки, стратегия  и постановка целей ценовой    политики 17
           1.3 Влияние цен на результаты  деятельности предприятия 23
       1.4 Особенности ценообразования на предприятиях торговли 28
       1.5 Методы регулирования цен на потребительском рынке 33
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ И СТРУКТУРЫ РОЗНИЧНЫХ ЦЕН. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЦЕНОВОЙ ПОЛИТИКИ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 37
           2.1 Краткая организационно-экономическая  характеристика деятельности торгового  предприятия  37
           2.2 Анализ уровня торговой надбавки  и факторов её определяющих 45
           2.3 Анализ затрат торгового предприятия  при формировании цены 48
           2.4 Экономическое обоснование валовой  прибыли и уровня торговой  надбавки торгового предприятия  53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЯ 64
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 
 

     Цена  и система ценообразования –  второй после товара существенный элемент маркетинговой деятельности. Именно поэтому разработке ценовой стратегии и цен должно уделяться самое пристальное внимание со стороны руководства любого предприятия, желающего наиболее эффективно и долговременно развивать свою деятельность на рынке, так как любой ложный или недостаточно продуманный шаг немедленно отражается на динамике продаж и рентабельности. Принятие решения в области цен сопряжено с необходимостью учитывать многочисленные факторы.

     Предприятия малого бизнеса в торговле имеют  небольшое число сотрудников, и поэтому существуют некоторые особенности ценообразования для таких предприятий. Во-первых, часто малое предприятие не имеет отдельного отдела, который бы занимался проблемами экономического анализа и ценообразования, и эту работу приходится проделывать руководителю (владельцу) предприятия, следовательно, нужно экономить время на сложных математических расчетах. Во-вторых, номенклатура продукции таких предприятий, как правило, не велика.

     Вместе  с тем правильная оценка всех условий рынка и возможностей предприятия в определении цен на реализуемые им факторы, средства производства – залог выживания в условиях конкурентного предприятия торговли, благополучия и успеха, устойчивости финансового положения, конечно, при эффективной и мобильной производственно-хозяйственной деятельности [3, с 56].

     На  предприятии торговли в условиях работы на рынок и получения всех исходных факторов производства с рынка  должна быть организованна специальная, системная работа по наблюдению, изучению, выработке стратегии и тактики в области цен как на реализуемую предприятием продукцию, услуги, работы, так и на факторы производства, покупаемые предприятием на рынке (в рыночных условиях): средства производства, природные ресурсы, труд. Правильно проводимая ценовая политика может значительно повысить эффективность деятельности фирмы. Ошибки в определении уровня цены часто приводят к отрицательным последствиям. Всё это делает ценообразование важной частью маркетинговой стратегии фирмы.

     Ценообразование является важным элементом системы управленческого учета. Оно подразумевает не только установление цены на продукцию, товары, услуги и работы, но и процесс управления ценами предприятия торговли в различных рыночных ситуациях [9, 83].

     Актуальность  темы работы заключается в том, что система ценообразования предприятия торговли должна иметь своей целью определение наиболее эффективным способом цены, которую покупатель готов заплатить, а также исследовать возможности реализации продукции по цене, включающей определенную прибыль

     Цель  работы – исследовать систему  ценообразования на предприятии  торговли и методы регулирования  цен на потребительском рынке.

     Для достижения цели, в работе ставятся следующие задачи:

     – изучить теоретические основы ценообразования: сущность и особенности ценообразования на предприятиях торговли, методы регулирования цен на потребительском рынке;

     – проанализировать и оценить эффективность ценообразования на предприятии торговли и его влияния на результаты деятельности предприятия;

     – предложить направления регулирования цен на исследуемом предприятии торговли.

     Предмет исследования – система ценообразования  предприятия.

     Объект  предприятия ИП Канищева И.В. 
 
 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЦЕНОВОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ ТОРГОВЛИ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ФИНАНСОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРЕДПРИЯТИЯ. 

1.1 Цена: сущность, понятие, функции и виды. Методы расчёта цены 

     Цена  является одним из элементов управления рыночным механизмом хозяйствования и  отражает закономерности развития экономики  и конъюнктуры товарного рынка.

     Одновременно цена – важнейший показатель для каждого конкретного предприятия, так как предопределяет размер его доходов и прибыли, то есть финансовое благополучие и возможности производственного и социального развития, личный доход собственника [9, 42].

     В рыночной системе хозяйствования цена играет главную структурооопределяющую роль, выступает основным звеном системы рыночного саморегулирования и характеризуется следующими моментами:

     1. Формирование конечного уровня  цены происходит не в сфере  производства, а в сфере реализации продукции, то есть на рынке, цена всегда является рыночной величиной.

     2. Цены на продукцию, товары, услуги  определяются собственниками, субъектами  хозяйствования, в результате этого  нет отчуждения товаропроизводителей  от результатов труда.

     3.Цены выявляют диспропорции между предложением (производством) и спросом (потреблением) и мгновенно реагируют – включается механизм рыночного ценообразования, поэтому цена служит равновесной величиной, балансирующей спрос и предложение.

     4. Цена несет в себе свойство конкурентности, выступая инструментом конкурентной борьбы, перераспределения ресурсов, перелива капиталов.

     5. Роль государства в ценообразовании  ограничена – оно определяет  общие правила формирования цен,  а фиксирует или регулирует  цены только на ограниченный круг продукции, товаров, сырья, услуг, имеющих значение для обеспечения и поддержания жизненного уровня населения.

     Любая цена включает в себя определенные элементы. При этом в зависимости  от вида цены состав этих элементов  может меняться. Соотношение  отдельных элементов цены, выраженное в процентах или долях единицы, представляет собой структуру цены. Состав и структура цены приведены на рис. 1.1. 

Себестоимость

продукции

Прибыль

предприятия

Акциз НДС Снабженческо-

сбытовая  надбавка

Торговая 

надбавка

Оптовая цена предприятия без НДС        
Отпускная цена предприятия без НДС      
Отпускная цена предприятия с НДС 

(покупная  цена оптового посредника)

   
Продажная цена оптового посредника (покупная цена предприятия торговли)  
Розничная цена

     Рисунок. 1.1 Состав и структура цены 

     В рыночной системе механизм свободного ценообразования сочетается с государственным  регулированием.

     В силу всего этого рыночные цены динамичны, постоянно меняются под влиянием различных факторов и поэтому  трудно прогнозируемы.

     Определение обоснованного уровня цены – наиболее сложный момент в деятельности предприятия, так как цена подвержена влиянию  множества факторов, которые нужно  учитывать специалистам по ценообразованию.

     В современной экономической теории чаще всего рассматривают цену как результат функционального взаимодействия ценообразующих факторов, действующих в совокупности и неразрывном единстве.

     Перед всеми коммерческими и многими  некоммерческими организациями  в качестве одной из основных встает проблема определения цены на свои товары и услуги. В условиях рынка ценообразование представляет весьма сложный процесс, подвержено взаимодействию множества факторов [13, с 45].

     Выбор общего направления в ценообразовании, главных подходов к определению  цен на новые и уже выпускаемые изделия, оказываемые услуги с целью увеличения объемов реализации, товарооборота, повышения производства и укрепления рыночных позиций предприятия обеспечивается на основе маркетинга. Цены находятся в тесной зависимости от других сторон деятельности компании, от уровня цен во многом зависят достигаемые коммерческие результаты. Неверная или правильная ценовая политика оказывает многоплановое воздействие на все функционирование фирмы. Суть целенаправленной ценовой политики заключается в том, чтобы установить на товары такие цены, так варьировать ими в зависимости от ситуации на рынке, чтобы овладеть его максимально возможной долей, добиться запланированного объема прибыли и успешно решать все стратегические задачи.

     Прежде  чем установить окончательную цену, фирма учитывает также степень государственного регулирования, уровень и динамику спроса, характер конкуренции, потребности оптовых и розничных торговцев, которые продают товар конечному потребителю. Не зависимо от того, каким образом ведется формирование цен на продукцию, во внимание принимаются некоторые общеэкономические критерии, определяющие отклонения уровня цен вверх или вниз от потребительской стоимости товара.

     Определение «цена» является широко употребляемым, и его значение представляется очевидным и понятным.

     Цена  должна соответствовать величине общественно  необходимых затрат труда, вложенных  в производство товара, затрат, определяемых общественно необходимым рабочим  временем на изготовление единицы товара.

     Цена  выступает в экономике как  денежное выражение стоимости произведённой продукции, выполненных работ, оказанных услуг. Цена является денежной формой стоимости произведённых товаров (продукции), выполненных работ, оказанных услуг, т.е. результатов предпринимательской деятельности. Цена представляет собой денежное выражение стоимости товара (работ, услуг), произведённых в обществе, и олицетворяет основной элемент рыночного хозяйства. Иными словами, цена – та сумма денег, которая уплачивается покупателем продавцу при купле-продаже соответствующего товара [19, с 56].

Информация о работе Ценообразование и его влияние на эффективность деятельности торгового предприятия