Ценообразование и его влияние на эффективность деятельности торгового предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 14:34, курсовая работа

Описание

Актуальность темы работы заключается в том, что система ценообразования предприятия торговли должна иметь своей целью определение наиболее эффективным способом цены, которую покупатель готов заплатить, а также исследовать возможности реализации продукции по цене, включающей определенную прибыль Цель работы – исследовать систему ценообразования на предприятии торговли и методы регулирования цен на потребительском рынке.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЦЕНОВОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ ТОРГОВЛИ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ФИНАНСОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРЕДПРИЯТИЯ.
1.1 Цена: сущность, понятие, функции и виды. Методы расчёта цены
1.2 Задачи, механизм разработки, стратегия и постановка целей ценовой политики
1.3 Влияние цен на результаты деятельности предприятия
1.4 Особенности ценообразования на предприятиях торговли
1.5 Методы регулирования цен на потребительском рынке
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ И СТРУКТУРЫ РОЗНИЧНЫХ ЦЕН. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЦЕНОВОЙ ПОЛИТИКИ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика деятельности торгового предприятия
2.2 Анализ уровня торговой надбавки и факторов её определяющих
2.3 Анализ затрат торгового предприятия при формировании цены
2.4 Экономическое обоснование валовой прибыли и уровня торговой надбавки торгового предприятия
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Ценообразование.doc

— 693.50 Кб (Скачать документ)
 

     В анализируемом периоде наблюдается постоянный рост товарооборота в действующих ценах. Так, за 2009 год рост объема продаж по сравнению с базисным составил 20053 тыс. руб., а по сравнению с 2008 годом – 9157 тыс. руб. В сопоставимых ценах объем реализуемых товаров в анализируемом периоде так же растет. Так, за 2009 год темп роста по сравнению с базисным годом составил 130,66%, а за 2008 год продажи выросли на 115,27%. В целом темп прироста товарооборота в сопоставимых ценах за анализируемый период составил 130,66%. 

Таблица 2.3 - Анализ влияния цен на объем  оборота розничной торговли за 2008-2009 гг.

Годы Объём оборота  розничной торговли, тыс. руб. Абсолютное  изменение объема оборота розничной  торговли тыс. руб. Темп  изменения. %
  В действующих  ценах Индекс цен В сопоставимых ценах цен физического объема товарооборота В действующих  ценах В сопостави-мых  ценах
А 1 2 1 4 5 6 7
2008 74569 1,078 69173 - - - -
2009 85465 1,09 78408 7057 3839 114,61 113,35
 

     Исходя  из полученных результатов в таблице  можно сказать, что объем оборота розничной торговли в 2009 г. увеличился по сравнению с 2008 г. на 114,61%. На увеличение оборота розничной торговли оказали влияние следующие факторы: рост цен на продукцию привел к увеличению товарооборота на 3839 тыс. руб., а за счет увеличения физического объема товарооборота объем продаж увеличился на 7057 тыс. руб.

     Следовательно, рост объема товарооборота за 2009г. был обусловлен большей частью за счет изменения физического объема товарооборота. Кроме того, на предприятии наблюдается устойчивый рост в развитии товарооборота по кварталам за анализируемый период (табл. 2.4). 

Таблица 2.4 - Анализ динамики оборота розничной  торговли по кварталам за 2008-2009 гг.

Кварталы Оборот  розничной торговли, тыс. руб. Изменения (+,-) Удельный  вес, % Изменения удельного  веса, % Темп прироста, %
  2008 год 2009 год   2008 год 2009 год  
 
 
 
А 1 2 3 4 5 6 7
1 23125 24578 1453 31,01 29 -2 106,28
2 18472 19896 1424 24,77 23 -2 107,71
3 11231 18540 7309 15,06 22 7 165,08
4 21741 22451 710 29,16 26 -3 103,26
Всего 74569 85465 10896 100 100 - 114,61
 

     Значит, исходя из данных таблицы 2.4, можно сделать заключение, что наибольшую долю в товарообороте за 2008г. занял 1 квартал, когда сумма товарооборота составила 23125 тыс. рублей или 31% удельного веса. За 2009г. наибольшая доля товарооборота также пришлась также на 1 квартал, составив 24578 тыс. руб. или 29%. В целом, можно сказать, что объем оборота розничной торговли по кварталам распределяется равномерно, кроме заметного спада в 3 квартале, особенно в 2008 году.  
 
 
 

2.2 Анализ уровня  торговой надбавки и факторов  её определяющих 

     Определение обоснованного уровня цены наиболее сложный момент в деятельности предприятия, т.к. цена подвержена влиянию множества  факторов, которые нужно учитывать  специалистам по ценообразованию. Таким образом, цена конкретного товара есть денежное выражение комплекса ценообразующих факторов, действующих в данное время. В настоящее время уровень торговой надбавки каждое предприятие определяет самостоятельно и на ее размер влияют такие факторы как характер реализуемых товаров, специфика деятельности, соотношение спроса и предложения, цены конкурентов, государственная политика, проводимая в сфере обмена, уровень издержек обращения, планируемый размер прибыли [19, с.78].

     Поскольку основным видом деятельности потребительского общества является розничная реализация продуктов питания, то ценовая политика предприятия направлена на установление цен на уровне цен конкурентов. В этом случае величина торговой надбавки равна разнице между розничной ценой (без НДС) и ценой, по которой товар закуплен (без НДС). Реализованная торговая надбавка образует валовую прибыль предприятия. Таким образом, конечный уровень розничных цен зависит от цены приобретения товара и от размера торговой надбавки.

     Основные составляющие этого способа ценообразования:

  1. потребительский фактор (спрос);
  2. ассортиментная политика;
  3. уровень конкуренции;
  4. сезонность.

     Необходимо  четко определять целевую группу потенциальных покупателей магазина, которая, в свою очередь, зависит  от местоположения магазина. Важно учитывать:

  1. Близость трассы. Расположение центральной дороги в близи магазина ставит его в выгодное положение по сравнению с конкурентами, поэтому предприятие может позволить себе установить более высокую торговую наценку на некоторые виды продукции.
  2. Плотность населения. Магазин рядом с центральной дорогой и многоэтажными жилыми домами, поэтому покупательский поток обеспечивает достаточно высокий объем продаж.
  3. Социальный уровень потенциальных покупателей (покупательная способность потенциальных клиентов). Поскольку формирование ценовой политики торгового предприятия тесно связано с доходом потенциальных клиентов, то необходимо учитывать влияние данного фактора.

           4. Уровень конкуренции. Ценовая политика конкурентов также в значительной мере определяет уровень цен в магазине. Магазин стремиться к тому, чтобы продажная цена продукта не была выше, чем у конкурента. Хорошо, если удается установить цену на некоторые позиции ниже конкурентной.

     Сезонность  часто заставляет переводить товар из одной группы ассортимента в другую и требует гибкого подхода к определению продажной цены.

     5. Философия назначения цены. С  точки зрения ценообразования  невозможно ввести наценку на  каждую единицу товара в виде  фиксированного процента. Изменение цен по соображениям конкуренции, общая ситуация со спросом на отдельные товары и ожидаемые перемены в спросе в связи с изменением цен так же являются важными факторами, влияющими на цену [14, с 67].

     Далее изучим факторы, влияющие на средний  уровень валовой прибыли. 

     Анализ  состава и структуры оборота  розничной торговли рассмотрим в таблице 2.5. 

Таблица 2.5 - Анализ состава и структуры  оборота розничной торговли, тыс. руб.

Товарные  группы Оборот  розничной торговли,

тыс. руб.

Уровень торговой надбавки, % Сумма валовой  прибыли, тыс. руб.
2008 год 2009 год 2008 год 2009 год 2008 год 2009 год
1 2 3 4 5 6 7
Хлебобулочные изделия 7720 8654 8 8 617,60 692,32
Молоко  и молочные продукты 7757 8587 10 10 775,70 858,70
Крупа 2600 3547 15 15 390,00 532,43
Мука 4000 5611 20 20 800,00 1122,20
Рыбная  продукция 5280 5987 25 25 1320,00 1496,75
Мясо  и птица 6720 7123 20 20 1344,00 1424,60
Колбасные изделия 6600 7020 25 25 1650,00 1755,00
Сахар 3760 4231 25 25 940,00 1057,75
Макаронные  изделия 3368 4478 25 25 842,00 1119,50
Ликероводочные  изделия 10280 11210 25 25 2570,00 2802,50
Сигареты  и папиросы 3990 5041 25 25 997,20 1260,25
Чай натуральный 3870 4692 25 25 967,50 1173,00
Кондитерские  изделия 8624 9284 25 25 2156,00 2321,00
Всего 74569 85465 - - 15815,00 23311,00
 

     На  основе данных таблицы 2.5. можно сделать  вывод, что изменение структуры  товарооборота вызвало увеличение среднего уровня валовой прибыли.

     Определим процентные числа по структуре товарооборота таблица 2.6. 

Таблица 2.6 - Расчет процентных чисел по структуре оборота розничной торговли, (в процентах)

 Товарные  группы  Структура оборота розничной торговли  Уровень торговой надбавки прошлый год  Процентные  числа по структуре оборота розничной  торговли. %
 
  
 2008 год  2009 год  2008 год  2008 год  2009 год
 1  2  3  4  5  6
 Хлебобулочные изделия  10,35  10,13  8  0,83  0,81
 Молоко  и молочные продукты  10,40  10,05  10  1,04  1,01
 Крупа  3,49  4,15  15  0,52  0,62
 Мука  5,36  6,57  20  1,07  1,31
 Рыбная  продукция  7,08  7,01  25  1,77  1,75
 Мясо  и птица  9,01  8,33  20  1,80  1,67
 Колбасные изделия  8,85  8,21  25  2,21  2,05
 Сахар  5,04  4,95  25  1,26  1,24
 Макаронные  изделия  4,52  5,24  25  1,13  1,31
 Ликероводочные  изделия  13,79  13,12  25  3,45  3,28
 Сигареты  и папиросы  5,35  5,89  25  1,34  1,47
 Чай натуральный  5,19  5,49  25  1,30  1,37
 Кондитерские изделия  11,57  10,86  25  2,89  2,72
 Всего  100  100  -  20,61  20,61

Информация о работе Ценообразование и его влияние на эффективность деятельности торгового предприятия