Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 12:41, реферат
Исследование ценовой политики, совершенствование системы ценообразования, а также разработка стратегии установления цены на выпускаемую продукцию является важной задачей для любого предприятия. В связи с этим получение необходимого объема теоретических знаний и практических навыков в области ценообразования занимает особое место при подготовке специалистов, формировании современного рыночного мышления.
Реферат.
Система цен и их классификация.
Исследование ценовой
политики, совершенствование системы
ценообразования, а также разработка
стратегии установления цены на выпускаемую
продукцию является важной задачей
для любого предприятия. В связи
с этим получение необходимого объема
теоретических знаний и практических
навыков в области
Цена - сложнейшая экономическая категория. В ней сходятся экономические, социальные и политические факторы, определяющие социально-экономическое развитие общества. Все стороны хозяйственной деятельности, так или иначе, связаны с использованием цен. С помощью цен экономическое воздействие может быть доведено до каждого отдельного товара в сфере производства и до каждого отдельного потребителя. В движении цен, в их уровнях и структуре в той или иной степени находят отражение реальные экономические интересы общества в целом, отдельных групп населения, личные интересы граждан. Ошибки в ценовой политике государства нередко сопровождались кризисными ситуациями, вплоть до замены правительств.
С внедрением в экономику рыночных отношений роль и значение цены в экономических процессах кардинально изменились. Устанавливаемые собственниками товаров цены проходят проверку на рынке, где под воздействием рыночных факторов определяется их окончательный уровень. Возникают принципиально новые подходы к методам ценообразования. Решающую роль в формировании цен начинают играть спрос и предложение, полезность и качество товаров. Существенно ограничиваются функции государственных органов в установлении и регулировании цен.
Эффективность применения цен, как и других экономических инструментов управления, во многом зависит от того, насколько правильно определены место и роль цен в системе хозяйственного механизма, экономическая сущность цены, способ проявления ее функций при решении конкретных экономических задач, принципы и методы расчета цен.
Все действующие в экономике цены взаимосвязаны и образуют систему, которая находится в постоянном развитии под влиянием множества факторов.
Эта система состоит из множества отдельных блоков (оптовые цены, закупочные цены, розничные цены), находящихся в тесной взаимозависимости и взаимодействии. Изменение цен в одном блоке, ведет к изменению в других. Ведущую роль во всей системе цен играют цены на продукцию базовых отраслей промышленности.
К ним относятся топливно-
Большое влияние на цены
в отраслях легкой и пищевой промышленности
оказывает динамика цен на продукцию
сельского хозяйства. Например, волна
повышения цен в топливно-
В административной экономике рост цен в базовых отраслях часто компенсируется путем предоставления дотаций отраслям, потребляющим энергоносители.
При переходе к рынку в таких масштабах не может быть дотаций, так как это привело бы к искусственному изменению структуры и динамики цен, стоимостных пропорций во многих отраслях экономики, что противоречит самой сути рыночных отношений. Поэтому отмена массовых дотаций привела к значительному усилению взаимозависимости всех видов цен, входящих в единую систему, сделала ее более гибкой и динамичной, более адекватной требованиям рынка.
Тесная взаимосвязь и
взаимозависимость цен, входящих в
единую систему, обусловлена в основном
двумя важными
- все цены формируются
на единой методологической
- все предприятия (фирмы),
производства и отрасли,
В зависимости от экономических признаков все цены в переходный период классифицируются по видам и разновидностям. Важнейшим признаком классификации цен является их дифференциация в зависимости от обслуживаемой ими сферы товарного обращения. По этому виду цены подразделяются на следующие виды:
1. Оптовые цены на продукцию промышленности.
2. Цены на строительную продукцию.
3. Закупочные цены на
сельскохозяйственную
4. Тарифы грузового и пассажирского транспорта.
5. Розничные цены.
6. Тарифы на платные
услуги населению (
7. Цены, обслуживающие внешнеторговый оборот.
Оптовые цены на продукцию промышленности - цены, по которым реализуется и закупается продукция предприятий, фирм и организаций независимо от форм собственности в порядке оптового оборота. Продукция продается и закупается оптовыми партиями.
В свою очередь, оптовые цены на продукцию промышленности подразделяются на два подвида: оптовые цены предприятия и оптовые цены промышленности.
Оптовые цены предприятия -
цены изготовителей продукции, по которым
они реализуют произведенную
продукцию потребителям - другим предприятиям
и организациям. Эти цены обеспечивают
возможность хозяйственной
Реализуя продукцию, предприятия должны возместить свои издержки производства и получить прибыль, которая должна обеспечить дальнейшее воспроизводство продукции. На основе оптовых цен предприятия производятся планирование, анализ и расчет стоимостных показателей работы предприятия.
Оптовые цены промышленности - цены по которым предприятия и организации потребители оплачивают продукцию предприятиям - производителям или сбытовым организациям.
Цены на строительную продукцию
имеют несколько
- сметная стоимость - это предельный размер затрат на строительство каждого объекта;
- прейскурантная цена - усредненная
сметная стоимость единицы
- договорная цена - цена,
устанавливаемая по соглашению
между заказчиками и
Закупочные цены на сельскохозяйственную
продукцию - это цены (оптовые), по которым
реализуется
Закупочные цены - это договорные цены, устанавливаемые в зависимости от соотношения спроса и предложения.
По своему составу закупочная цена содержит себестоимость и прибыль. Отличие закупочной цены от других видов цен состоит в том, что в нее не входит НДС и акцизы. НДС не входит также в стоимость приобретаемых сельским хозяйством материально-технических ресурсов.
Важнейшей проблемой развития
сельского хозяйства является обеспечение
соответствия цен в обмене продукцией
между промышленностью и
Наиболее ощутимый урон сельское
хозяйство получает от инфляционного
роста цен. Дело в том, что результаты
своего труда оно реализует один
раз в году - после уборки и
продажи части урожая, а покупает
необходимые материально-
Тарифы грузового и
пассажирского транспорта - это плата
за перемещение грузов и пассажиров,
которая взимается
Розничные цены - это цены, по которым товар реализуется в розничной торговой сети населению, предприятиям и организациям.
Розничные цены являются конечными
ценами: по этим ценам товары выбывают
из сферы обращения и потребляются
в домашнем хозяйстве или производстве.
Розничная цена образуется из следующих
экономических составляющих: оптовая
цена промышленности, НДС, торговая надбавка
или торговая скидка. Торговая надбавка
состоит из издержек торговых организаций
и их прибыли для продолжения
их деятельности. Торговая надбавка устанавливается
предприятиями розничной
Схематично весь процесс
ценообразования можно
Табл. 1. Структура цены
Издержки предприятия (себестоимость) |
Прибыль |
Снабженческо-сбытовая или оптовая наценка |
Торговая надбавка (скидка) |
|
Оптовая (отпускная) цена предприятия |
||||
Оптовая цена промышленности |
||||
Розничная цена |
||||
Каждый последующий вид
цены включает в себя предыдущий и
отражает следующие этапы
1. предприятие - оптовая торговля;
2. оптовая торговля - розничная торговля;
3. розничная торговля - потребители.
Этим стадиям товародвижения и соответствуют три вида цен: оптовая цена предприятия, оптовая цена промышленности и розничная цена. На каждой стадии реализации товара в цену дополнительно включается акциз, налог на добавленную стоимость.
Акциз - это косвенный налог на потребителя, включаемый в цену товара. Перечень товаров, облагаемый акцизом, строго ограничен действующим законодательством: алкогольная продукция, табачные изделия, бензин автомобильный, ювелирные изделия, легковые автомобили и прочие.
Налог на добавленную стоимость, являясь косвенным налогом, образуется в каждом звене товародвижения и аккумулируется в розничной цене. Он оплачивается потребителем, т.е. населением или государством, и, как правило, составляет 18%, но имеет льготные ставки по отдельным группам товаров (ставка 10% на товары детского ассортимента, некоторые продукты питания и ставка 0% при экспорте товаров).
Для правильного понимания категории цены следует различать понятия состав цены и структура цены.
Состав цены - характеризуется ее экономическими элементами (себестоимость, прибыль и т. д.), выраженными в их абсолютных значениях, например, в рублях.
Структура цены - соотношение отдельных элементов цены (в процентах) в цене товара.
Кроме продажной цены существует цена потребления товара. Расходы потребителя складываются из двух частей - рыночной цены товара и цены потребления, включающей затраты, связанные с эксплуатацией этого товара (расходы на электроэнергию, на ремонт, запасные части).
Цена потребления товара, как правило, намного выше продажной цены. Например, продажная цена холодильника в общих расходах по эксплуатации за весь срок службы составляет 10%. Поэтому цена потребления выступает важным фактором конкурентоспособности любого товара.
В условиях рынка важную
роль при формировании цены играет
полезность товара - т. е. его свойства
удовлетворять потребности
Тарифы на платные услуги населению (коммунальные и бытовые) - являются региональными, т. е. они могут регулироваться региональными органами власти и управления. Это цены на бытовые и коммунальные услуги. К ним относятся цены на услуги прачечных, парикмахерских, химчисток, на ремонт одежды и обуви, квартплата, плата за телефон и т. п. Эти цены включают в себя себестоимость, прибыль и НДС.
Цены, обслуживающие внешнеторговый оборот, обладают следующими специфическими чертами:
1. Отражают внешнеэкономические связи государства с другими странами.
2. Находятся в зависимости
от цен мировых рынков, отражающих
условия производства и
Внешнеторговые цены используются при экспорте и импорте товаров. Внешнеторговые сделки осуществляются, как правило, на базе цен основных мировых товарных рынков.
Мировая цена - это денежное
выражение мировой стоимости
товара. Она формируется под