Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 12:41, реферат
Исследование ценовой политики, совершенствование системы ценообразования, а также разработка стратегии установления цены на выпускаемую продукцию является важной задачей для любого предприятия. В связи с этим получение необходимого объема теоретических знаний и практических навыков в области ценообразования занимает особое место при подготовке специалистов, формировании современного рыночного мышления.
3) Определение базисных
условий цены, которые учитывают
не только стоимость самого
товара, но и обязанности продавца
по оплате расходов по его
транспортировке и страхованию,
4) Определение валюты
цены и валюты платежа и
страхование от валютных
Контрактный уровень цены в значительной
степени привязан к условиям платежа и
способам расчетов. Платеж наличными может
предусмотреть более низкую контрактную
цену, чем платеж в кредит, в то время как
платеж авансом может дать еще более низкую
цену.
Существует прямое и косвенное
воздействие государства на цены.
Прямое воздействие государства на действующие
цены предполагает непосредственное участие
государства в определении уровней, структуры
и динамики цен, а также установление правил
ценообразования.
Государственные органы управления в рыночной экономике могут следующим образом воздействовать на цены:
1) устанавливать порядок расчета уровня затрат;
2) регламентировать состав затрат посредством специальных нормативных документов;
3) устанавливать расходы, которые должны возмещаться из прибыли;
4) определять нормы рентабельности на товары фирм-монополистов.
Косвенное вмешательство государства в ценообразование предполагает использование методов и средств, которые призваны обеспечить рост товарного предложения на рынке, координацию доходов населения и регулирование налоговой ставки как на изготовляемые, так и на потребляемые товары.
Косвенное вмешательство государства в ценообразование осуществляется посредством:
1) использования льготного налогообложения;
2) применения льготного кредитования;
3) субсидирования и дотирования из бюджетных средств;
4) заключения договоров
между органами власти и
5) поощрения заключения
соглашений между
6) поощрение принятия производителями односторонних обязательств по ограничению роста цен.
Формы прямого вмешательства
государства в процесс
Выделяют следующие формы прямого государственного
вмешательства в процесс ценообразования.
1. Общее замораживание цен или замораживание цен на конкретные виды товаров. Общее замораживание цен используется в случае высоких темпов инфляции в экономике.
2. Установление фиксированных цен и тарифов на товары и услуги. Цены фиксируются на определенном уровне по решению органов государственной власти, уровень фиксированных цен определяется также соответствующими органами власти. Предварительно должна быть определена норма прибыли (рентабельности), входящая в состав цены. Также должны разрешится споры, возникающие в случае, если при фиксировании цен на определенном уровне предприниматели не будут получать нормативной прибыли. При введении фиксированной цены субъекты ценообразования должны продавать свою продукцию по ценам, не превосходящим уровень фиксированной цены.
3. Установление границ возможного роста цены на определенный временной промежуток или предельного уровня цены. Под предельным уровнем цены понимается уровень цены, выше или ниже которого цена не может устанавливаться. Такой метод регулирования цен играет большую роль в условиях дефицита, так как свободное повышение цен приводит в конечном итоге к сокращению производства.
Термин «инфляция» появился во второй половине XIX в., перекочевав из арсенала медицины. Как считают некоторые экономисты, под инфляцией следует понимать не только увеличение размера предметов, но и уменьшение длины линейки, которой мы пользуемся. Например, П.Хейне писал, что не следует забывать: изменяются цены не только товаров, но и измерителей их ценности, то есть денег. Он обращает внимание на то, что в условиях натурального обмена мы никоим образом не столкнулись бы с инфляцией, одновременное повышение всех цен было бы логически невозможно.
Бесспорно одно: падение
покупательной способности
Вопрос о бумажных деньгах
представляет собой излюбленную
тему для всяческих толкований, как
в разнообразных
Вопрос о бумажных деньгах сводился к разрешению следующей проблемы: в каких пределах правительство при помощи бумажных денег может потреблять материальные ценности своего народного хозяйства, как отразится это потребление на ценности бумажных денег вне государства и какими явлениями оно скажется в самом народном хозяйстве, как непосредственно после выпусков, так и после того, когда бумажные деньги станут единственным платежным средством и базисом всей кредитной системы.
Увеличение денег в стране, не сопровождающееся соответствующим увеличением производства и услуг, ведет к упадку вещной ценности денежной единицы на том основании, что новая масса денег не находит для себя соответствующей работы, направляясь исключительно на покупку готовых произведений труда и услуг для целей потребления. Как отмечал А.Я.Антонович, «нельзя сказать вообще, что увеличение количества бумажных денег представляет собой силу, всегда стремящейся уменьшению достоинства денежной единицы».
А.Я.Антонович рекомендует безграничный выпуск неразменных кредитных билетов в ссуды, утверждая при этом, что:
1) ценность билетов будет
определяться продуктивностью
2) в производстве они
могут иметь значение силы, производящей
увеличение производственного
3) упрочение валюты при
таких условиях произойдет
Ценность денег находит
свое выражение в том, что получается
за деньги, за что деньги будут обмениваться,
то есть в их покупательной силе.
Люди привыкли считать ценность денег
неизменной, золото остается для них
делателем цен и кажется
Современная экономическая
наука объясняет причины
Необходимо не забывать, что в стране с бумажноденежным обращением предметы вывоза определяются ценами на бумажные деньги, между тем как предметы ввоза оцениваются на монету, хотя и выражается их ценность в бумажных деньгах. То же самое необходимо сказать о размерах вывоза определяемого в ценности на бумажные деньги. Если вывоз товаров удвоился по оценке на бумажные деньги, то из этого еще не следует, что настолько же увеличены платежные средства страны. Например, Антонович приводит пример торгового баланса по семилетним периодам по отношению к вексельному курсу (Таблица 1).
Таблица 1.
Пример торгового баланса
по семилетним периодам по отношению
к вексельному курсу.
Годы |
Отпуск товаров в кредитных рублях |
Отпуск товаров в |
Привоз в кредитных рублях |
Вексельный курс в Париже |
1854 – 1860 гг. |
932,6 |
866,66 |
884,9 |
372,0 |
1861 – 1867 гг. |
1330,2 |
1130,5 |
1281,3 |
342,4 |
1868 – 1874 гг. |
2343,2 |
1191,5 |
2656,6 |
339,0 |
1875 – 1881 гг. |
3561,3 |
2492,7 |
3653,2 |
282,6 |
На основании этого
баланса Антонович вывел
курса несомненно и в общем ему принадлежит
господствующее место.
История цен разнообразных товаров в течение более или менее значительного промежутка времени является вообще одним из лучших способов экономического самопознания и проверки разных экономических теорий. В XIX в., например, в Англии и почти во всех других странах применяли к анализу цен так называемый метод чисел-показателей или индекс-нумберов. «Цель числа-показателя, - пишет Э.Дж.Долан, - заключается в возможно точном, определенном и легко схватываемом изображении соотносительного положения и изменения цен по возможности всех товаров по отношению к деньгам».
Если в стране увеличится предложение денег, то банки немедленно начнут отыскивать нуждающихся в деньгах предпринимателей, получив из банков деньги, купят на них товары и рабочую силу, так что спрос на товары возрастет, а потому и возрастут цены товаров. Это вызовет повышение общего уровня цен, указывающее на падение ценности денег. Высокие цены в стране вызовут покупки в иностранных государствах, куда последует вывоз золота, и на основе закона автоматического распределения золота, каждая страна получит свою пропорциональную долю из нового золота, и во всех странах с золотой валютой цены постепенно повысятся на одну и туже ступень. Сумма цен товаров, от которых зависит количество обращающихся в стране денег, сама по себе не есть величина постоянная. Она зависит, с одной стороны, от количества товаров, с другой- от величины цен каждого товара в отдельности.
Возьмем, например, одно и то же хозяйство, которое потребляет в два последовательных периода одинаковое количество товаров по разным ценам (Таблица 2).
Таблица2
В первый год |
Во второй год |
30А по 2 = 600 |
30А по 4 = 1200 |
200В по 3 = 600 |
200В по 5 = 1000 |
120С по 6 = 720 |
120С по 7 = 800 |
80Д по 8 = 640 |
80Д по 10 = 800 |
20Е по 12 = 240 |
10Е по 20 = 400 |
720 товаров на сумму 2800 |
720 товаров на сумму 4240 |
Отсюда ясно видно, что покупательная сила денег понизилась в соотношении 4420:2800. Но в действительности очень немногие хозяйства в состоянии потреблять такое же количество товаров при возвышении их цены. При понижении цены, потребление, напротив, увеличивается.
Если, наоборот, в производстве товара не произошло никаких изменений, а золото подешевело, то цена товара повышается и он дорожает. Изменение цен происходит в соответствии с изменением величины дроби: если числитель (ценность товара) уменьшается, то уменьшается и дробь (цена товара). Если знаменатель (ценность золота) уменьшается, то дробь (цена товара) увеличивается.
Следовательно, получим: с изменением ценности денег, товарные цены не изменяются однообразно. Когда происходит увеличение предложения денег, то изменяется цена только тех товаров, которые связаны с притоком новых денег, так как это, именно, - не товары, на которые имеется усиленный спрос.