Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 12:41, реферат
Исследование ценовой политики, совершенствование системы ценообразования, а также разработка стратегии установления цены на выпускаемую продукцию является важной задачей для любого предприятия. В связи с этим получение необходимого объема теоретических знаний и практических навыков в области ценообразования занимает особое место при подготовке специалистов, формировании современного рыночного мышления.
Большое влияние на издержки
оказывает состав товарооборота. Затраты
на производство, реализацию и организацию
потребления продукции
На издержки предприятия питания, кроме того, влияет издержкоемкость переработки и реализации отдельных групп отваров. Так, издержкоёмкость картофеля в четыре раза больше, чем мяса и птицы. Поэтому структура расходуемого сырья влияет на издержки производства и обращения.
Как показывают расчёты, в составе издержек доля расходов на оплату труда может составлять свыше 30 %. Поэтому повышение уровня расходов на оплату труда, система организации оплаты труда на предприятии питания могут оказать влияние на издержки производства и обращение.
К организационным факторам относятся:
- Размер предприятия;
- Режим работы предприятия;
- Специализация;
- Тип и категория предприятия питания;
- Оснащенность оборудованием, стоимость оборудования, срок эксплуатации;
- Методы обслуживания посетителей;
- Система снабжения предприятий питания полуфабрикатами;
- Организация труда работников, составление графиков выхода на работу, совмещение профессий;
- Условия хранения сырья и товаров и др.
Интенсивное развитие материально-технической
базы предприятия питания, оснащение
современным торгово-
Существенное влияние
на издержки оказывает размер предприятия.
Экономические преимущества крупного
производства заключается в возможности
более рационального
Важным фактором, способствующим снижению затрат, является использование различных форм обслуживания потребителей. Обслуживание официантами посетителей, сидящих за столами, может дополняться элементами самообслуживания по типу «шведский стол». При самообслуживании на предприятиях питания достигается экономия затрат труд, увеличивается пропускная способность залов, что приводит к росту товарооборота и уменьшению уровня издержек. Этому же способствует развитие питания по абонементам, приём предварительных заказов, организация экспресс - столов, праздничное, выездное и банкетное обслуживание, отпуск блюд и кулинарных изделий на дом.
Специализированные
Размер скидки определяется следующими факторами:
1) характером сделки;
2) условиями поставки;
3) условиями платежа;
4) взаимоотношениями продавца с покупателем;
5) конъюнктурой рынка на момент заключения сделки. На практике, особенно в сфере международной торговли, применяется около двадцати видов скидок.
Наиболее часто применяются следующие виды скидок:
1) Общая (простая) скидка. Это
скидка, которая предоставляется
с прейскурантной цены
2) Скидка за оборот, или бонусная скидка. Эта скидка предоставляется постоянным покупателям на основании специальной договоренности. В договоренности должна определятся шкала скидок, устанавливающая зависимость между достигнутым в течение определенного периода времени оборотом и размером скидки. В договоренности также должен указываться порядок выплат на основе этих скидок. Бонусные скидки могут достигать по некоторым видам оборудования 15–20 % от оборота.
3) скидка за количество или серийность (прогрессивная скидка). Эта скидка предоставляется покупателю на основе договоренности о покупке заранее определенного увеличивающегося количества продукции. Предоставление этой скидки объясняется тем, что производители сильно заинтересованы в серийных заказах, так как производство машин одного и того же типа уменьшает издержки производства.
4) дилерская скидка. Эта скидка предоставляется предприятиями—производителями своим постоянным покупателям или посредникам. Данный вид скидок широко практикуется, например, при заключении сделок на автомобили, тракторы. Размер дилерской скидки определяется маркой машины и составляет 15–20 % розничной цены.
5) Специальные скидки. Это скидки, которые предоставляются покупателям, в заказах которых продавцы сильно заинтересованы. К специальным скидкам относятся скидки на пробные партии и заказы и скидки за длительность отношений.
6) Экспортные скидки. Это скидки, которые предоставляются иностранным покупателям с целью повысить конкурентоспособность товара на внешнем рынке.
7) Скрытые скидки. Это скидки, которые предоставляются покупателям в форме скидок на фрахт, льготных или беспроцентных кредитов, посредством оказания бесплатных услуг или предоставления бесплатных образцов.
8) Скидки за возврат. Эти скидки предоставляются покупателю при условии возврата ранее купленной у данной фирмы устаревшей модели или товара устаревшего образца. Скидки за возврат составляют 25–30 % от прейскурантной цены.
Скидки играют важную роль в выполнении стимулирующей функции цены.
Цена - это денежное выражение произведенной продукции или услуг, которое отображает общественно необходимые затраты труда, связанные с их производством, и обращено к конечному потреблению.
С понятием цены тесно связано понятие тарифа. Тариф - это распространенная форма определения цены на продукцию производственного и личного потребления. Тарифы устанавливаются на грузовые и пассажирские перевозки всех видов транспорта, услуги связи, жилищно-коммунальных предприятий, служб быта, электро- и теплоэнергии. Тарифы бывают внутренние и международные, те, которые устанавливаются в системе заработной платы и в таможенном деле.
На данное время государственная
статистика отслеживает и исследует
розничные и оптовые цены, цены
внешней торговли, тарифы на услуги.
Кроме того, органами статистики осуществляется
региональные и межгосударственные
сравнения цен и тарифов, отслеживается
их динамика, исследуется потребление
товаров и услуг разными
В странах с рыночной экономикой существует много видов цен и тарифов. Основные из их можно классифицировать по такой схеме:
1.По сферам товарного обслуживания:
- оптовые, по которым производители реализуют продукцию крупными партиями и которые используют в расчетах между предприятиями всех форм собственности и организациями обращения;
- розничные, по которым товар реализуется конечному потребителю (населению) в ограниченном количестве; включают розничные цены на товары народного потребления и тарифы на услуги населению;
- закупочные цены, по которым государство закупает сельскохозяйственную продукцию у фермеров и сельскохозяйственных предприятий;
- цены и тарифы на услуги транспорта;
2.По формам продажи:
- договорные, которые применяются по договоренности между продавцом и покупателем на реализацию конкретного количества продукции или услуг;
- биржевые, по которым конкретный товар реализуется в ходе торгов на бирже;
- аукционные, которые отображают процесс реализаций в ходе аукционных продаж;
3.По стадиям продажи:
- цена предложения (цена продавца), по которой продавец пытается продавать товар;
- цена спроса, по которой покупатель заинтересован приобрести товар;
- цена реализации - это цена, по которой фактически реализуется товар;
4.По степени регулирования:
- фиксированные - устанавливаются государством на определенном предельном уровне;
- регулируемые - цены, уровень которых регулируется государством по соответствующей номенклатуре продукции или услуг;
- свободные - устанавливаются производителем товара на основании спроса и предложения на рынке;
5.По степени стойкости во времени:
- твердые - цены, которые устанавливаются при заключении соглашения на весь срок его действия;
- подвижные - цены, которые изменяются под воздействием условий, о чем оговорено в соглашении;
- скользящие - цены, размер которых определен соглашением, которое предусматривает порядок внесения изменений в случае изменения стоимости ценообразующих факторов;
- сравниваемые - цены, которые сравниваются по периодам сравнения (базовый и отчетный).
Кроме перечисленных существуют и другие виды цен, например:
- трансфертные (внутрифирменные), которые устанавливаются между подразделами фирмы, в том числе и за пределами страны;
- мировые, по которым проводятся крупные коммерческие операции во внешней торговле с оплатой в свободно конвертируемой валюте;
- базисные, которые являются исходящими для установления цены фактически поставленной продукции в зависимости от ее сортности (качества);
- номинальные, информация по которым публикуется в прейскурантах, справочниках фирм, бирж и т. п.;
- рыночные - цены купли-продажи товара на данном рынке;
- цены ФОБ и СИФ - денежное выражение стоимости экспортных товаров и импортных товаров (СИФ) с включением расходов на доставку и грузовые работы (ФОБ) до порта отправления и всех расходов на доставку и разгрузку в порту назначения и др.
Трансфертные цены разрабатываются руководством корпорации на основе единой политики и выполняют специфические задачи, которые не характерны для обычного ценообразования.
К специфическим задачам трансфертного ценообразования относятся:
- распределение и перераспределение прибыли между материнской и дочерними компаниями;
- минимизация таможенных и налоговых платежей, оплачиваемых в глобальном масштабе;
- минимизация политических, экономических и кредитных рисков;
- распределение рынков сбыта и сфер влияния между различными зарубежными подразделениями ТНК;
- завоевание позиций на новых рынках;
- перевод прибыли, получаемой дочерними компаниями, из стран, где введены запреты или ограничения на перевод прибыли;
- намеренное снижение прибыли, получаемой отдельными дочерними компаниями, в связи с опасением требований работников о повышении зарплаты или сокращением персонала.
При определении политики трансфертного ценообразования учитывают такие факторы, как:
- экономическую и политическую структуры принимающей страны (уровень таможенных пошлин, квот на импорт и т.п.);
- законодательство принимающей страны (налоговое, регулирующее внешнеэкономическую, предпринимательскую деятельность, валютно-кредитную сферу и т.п.);
- степень инфляции на рынке принимающей страны;
- политические, экономические и кредитные риски (например, вероятность изменения политического курса государства, законодательства, девальвации национальной валюты, риски неплатежей и т.п.);
- уровень цен на рынке принимающей страны;
- уровень либерализации валютного рынка;
- порядок экспатриации (перевода) прибыли из принимающей страны;
- порядок выплаты дивидендов в принимающей стране и др.
Предприятия стремятся придерживаться единой политики в области трансфертных цен в глобальном масштабе, приспосабливая ее к: