Особенности гендерной социализации студенческой молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 03:59, дипломная работа

Описание

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что гендерная социализация студентов представляет собой проблему не только индивидуальную, затрагивающую интимные стороны личности, но и социальную, касающуюся здоровья молодежи, ценностных ориентаций, образа жизни, стиля поведения, представления юношей и девушек о семье, работе, на которой они могут принести пользу обществу.
На фоне социальных и политических изменений последнего времени происходящих в российском обществе меняются представления о социальных ролях мужчины и женщины.
Именно в возрасте молодежи будет особенно эффективна целенаправленная гендерная социализация, в связи с тем, что:
в этом возрасте формируется мировоззрение человека, частью которого становятся гендерные стереотипы, а это важнейший этап взросления, который будет оказывать влияние на все последующее развитие личности [279];
типичная черта юношеского возраста – «ролевой мораторий»: диапазон выполняемых ролей расширяется, но юноша не усваивает эти роли всерьез и окончательно, а как бы пробует, примеряет их к себе [59, с. 40];
период первичной гендерной социализации связан в основном с пассивным усвоением культуры, а вторичная социализация предполагает большую включенность когнитивных механизмов и возможность творческого преобразования среды.

Работа состоит из  1 файл

Юлин диплом.doc

— 1.53 Мб (Скачать документ)

− обобщения теоретического опыта;

− аналитического мышления;

− совершенствования интеллектуально-творческих и нравственных качеств личности;

− критического  анализа  социально-психологических  работ,  посвященных  исследованию  пола  и  гендера личности;

− развития целеустремленности и креативности на пути к достижению поставленных целей.

Таблица 1.1.

Объем дисциплины

семестр кол-во недель кол-во часов  в неделю аудитор. раб всего СРС всего контр. курс форма контроля
всего лекции лаб. раб прак. лаб лекции лаб. раб прак. лаб
5 16 2 1         1 32 32 64   3 зачет
 

Таблица 1.2.

Тематический  план

Тема Лекции Пр.занят.
1 Исторический  аспект гендерной социализации 2 2
2 Основные понятия  гендерной социологии. 2 2
3 Сферы, механизмы  гендерной социализации 2 2
4 Агенты гендерной  социализации 6 6
5 Социальные  девиации, опосредованные особенностями  гендерной социализацией 4 4
Итого: 16 16
 
 

Содержание  дисциплины.

Тема 1. Исторический аспект гендерной социализации

Лекция  2 часа

Архаическо-языческий  период. Средние века. Возрождение. Гендерная социализация на Руси. Западные ученые конца XVIII-начала XX века о проблеме гендерной социализации. Представление о гендере в XX веке. Современное представление о гендере.

Основные  понятия: гендер, матриархат, патриархат, классическая гендерная теория, модернистская гендерная теория, постмодернистская гендерная теория. 

 Тема 2. Основные понятия гендерной социологии

Лекция 1 час

Различные, в т.ч. и прогрессивные (в свете представления о произвольном конструировании гендера человека обществом) понятия термина гендер, пол, маскулинность, феминность, гендерная социализация, различные модели гендерной идентичности, гендерная роль, гендерные аттитюды, гендерные стереотипы, фейсизм, сексизм.

Основные  понятия: гендер, пол, социализация, маскулинность, феминность, гендерная социализация, различные модели гендерной идентичности, гендерная роль, гендерные аттитюды, гендерные стереотипы, фейсизм, сексизм. 

Тема 3. Сферы, механизмы гендерной социализации

Лекция 2 часа

Критический разбор сфер (деятельность, общение, самосознание), механизмов (дифференциальное усиление, дифференциальное подражание) гендерной социализации.

Основные  понятия: сферы гендерной социализации, дифференциальное подражание, дифференциальное усиление. 

Тема 4. Агенты гендерной социализации

Лекция  6 часов

Гендерные стереотипы в детских сказках и играх. Некоторые особенности гендерной социализации подростков. Влияние одежды на гендерную социализацию. Влияние отца, группы сверстников на гендерную социализацию подростков. Гендерные стереотипы в телевизионных программах. Интернет и социальные технологии как факторы, формирующие гендер. Взгляд на гендер буддистов, мусульман и христиан. Гендерные особенности религиозности. Женский состав педагогического коллектива и результаты его воспитания. Классификация Фомина В.Н. агентов гендерной социализации.

Основные  понятия: агент гендерной социализации, моногамия, полигамия. 

Тема 5. Социальные девиации, опосредованные особенностями гендерной социализации

Лекция  4 часа

Девиантное  поведение как следствие социализации. Причины поступления в ВУЗ мальчиков и девочек. Гендерные особенности наркомании, курения, алкоголизма, компьютерной зависимости, непродуктивной агрессивности, суицидов у молоджежи. Причины, следствия маскулинизации девушек и феминизации мужчин и корректность данных терминов.

Основные  понятия: девиантное поведение, маскулинизация, феминизация. 

Практическое  занятие 2 часа

Исторический  аспект гендерной социализации

        1. Существовал ли матриархат?
        2. Дискуссия: «Противопоставление мужских и женских качеств в прошлом и настоящем».
        3. Характеристика основных гендерных теорий.
        4. Составление плана-конспекта лекции «Гендер в исторической ретроспективе» методом мозаики (Лекция разбивается на основные части: определения, классификации, схемы, пишется на частях листа следующим образом: лист разбивается на треугольники, на каждой стороне треугольника пишется либо термин, либо определение другого термина. Для термина необходимо найти определение на другом треугольнике, приложить его и собрать, таким образом, целый лист)
        5. Доклад с презентацией «Статус в Средневековом обществе и пол: в суде, в образовании, в политике, в монастыре», «Племена (XX век) с нехарактерным для запада представлением о гендере».
        6. Ипровизированные сценки: разговор Руссо, Канта, Ницше, Уолстонкрафт.

Самостоятельная работа

              1. Эссе на любую из тем: «Любовь к Прекрасной Даме прекрасна?», «Русские поговорки», «Женщины – мазохисты, мужчины – садисты?», «Три пола?», «Движение в защиту прав мужчин» (пишут студентки), «Движение в защиту прав женщин» (пишут студенты).
              2. Эссе «Кризис маскулинности, эмансипация, разрушение прежних гендерных контрактов. Гендер как иллюзия»
              3. Составление мозаики «Основные понятия гендерной социологии»
 

Практическое  занятие 2 часа

Основные  понятия гендерной социологии.

        1. Собрать мозаику по основным понятиям гендерной социологии.
        2. Дискуссия «Отличие понятий «пол» и «гендер»».
        3. Модели гендерной идентичности.
        4. Основные понятия гендерной социологии.

Самостоятельная работа

              1. Эссе «Гендерная роль как фактор, влияющий на выбор места учебы и работы»
              2. Составление мозаики по сферам, механизмам гендерной социализации.
 

Практическое  занятие 2 часа

Сферы, механизмы гендерной социализации.

      1. Собрать мозаику по сферам и механизмам гендерной социализации.
      2. Дискуссия «Теории механизмов и сфер гендерной социализации».

Самостоятельная работа

  1. Написать мини-пьесу «Импровизированный диалог основателей теорий механизмов гендерной социализации»
 

Практическое  занятие 2 часа

Семья и сверстники как агенты гендерной  социализации.

  1. Дискуссия «Почему мужчины редко участвуют в воспитании и каковы последствия этого?»
  2. Доклад с презентацией «Мужчины – технари, женщины – гуманитарии. Почему?»
  3. Сверстники как агенты гендерной социализации

Самостоятельная работа

  1. Эссе «Гендерные стереотипы в сказках».
  2. Эссе «Как сверстники повлияли на мою гендерную социализацию»
 

Практическое  занятие 2 часа

Религиозные организации и ВУЗ как агент гендерной социализации.

  1. Доклад с презентацией «Мужчины – технари, женщины – гуманитарии. Почему?»
  2. Причины поступления в ВУЗ мальчиков и девочек
  3. Дискуссия: «Христианство: репрессии над естественными половыми импульсами, опасные для психики или Люди выше ангелов?».
  4. Дискуссия «Сколько стоит приворот, как слетать в астрал или всеядная религиозность. Влияют ли гендерные особенности на религиозность?»
  5. Мужчина и женщина в буддизме и исламе

Самостоятельная работа

  1. Эссе «Гендерные стереотипы в школьных учебниках».
  2. Эссе «Гендерные стереотипы в классической литературе» (на выбор 1 книгу)
 

Практическое  занятие 2 часа

СМИ как  агент гендерной социализации.

  1. Доклад студента с нарезкой рекламы, видео «Образ женщины и мужчины на ТВ. Сколько им лет, как одеты и чем занимаются?».
  2. Дискуссия «Гендерные стереотипы в рекламе, видео, Интернете».
  3. Дискуссия «Внешний вид в зависимости от гендера в компьютерных играх».

    Самостоятельная работа

  1. Эссе «Гендерные стереотипы в одежде».
  2. Эссе «Кому выгодно сохранение традиционных гендерных стереотипов»
 

Практическое  занятие 4 часа

Социальные  девиации мужчин, опосредованные особенностями гендерной социализацией

  1. Дискуссия «Вечные и временные проблемы молодежи»
  2. Доклад с презентацией «На кого хотят быть похожи современные девушки и юноши, каковы их жизненные планы?»
  3. Возникновение субкультур в СССР и причины их существования. Почему «мужские» субкультуры агрессивнее женских и почему вообще девушек во всех субкультурах так мало?
  4. Гендерные стереотипы эмо, готов, толкиенистов, рэперов, гопников, скинов, рейверов, яппи
  5. Анорексия, бодибилдинг, пластическая хирургия и изменившееся отношение к мужскому телу
  6. Вестернизация и масс-культура молодежи, или Время возникновения «дешевого пижонства»
  7. Мозаика «Гендерные особенности наркомании, курения, алкоголизма, суицидов у молоджежи»

    Самостоятельная работа

  1. Эссе «Большинство – это норма?»
  2. Эссе «В чем проявляется дискриминация мужчин в России?»
  3. Составление схемы «Девиантное поведение как следствие гендерной социализации»
 

Практическое  занятие 4 часа

Социальные  девиации женщин, опосредованные особенностями гендерной социализацией

Информация о работе Особенности гендерной социализации студенческой молодежи