Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 03:59, дипломная работа
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что гендерная социализация студентов представляет собой проблему не только индивидуальную, затрагивающую интимные стороны личности, но и социальную, касающуюся здоровья молодежи, ценностных ориентаций, образа жизни, стиля поведения, представления юношей и девушек о семье, работе, на которой они могут принести пользу обществу.
На фоне социальных и политических изменений последнего времени происходящих в российском обществе меняются представления о социальных ролях мужчины и женщины.
Именно в возрасте молодежи будет особенно эффективна целенаправленная гендерная социализация, в связи с тем, что:
в этом возрасте формируется мировоззрение человека, частью которого становятся гендерные стереотипы, а это важнейший этап взросления, который будет оказывать влияние на все последующее развитие личности [279];
типичная черта юношеского возраста – «ролевой мораторий»: диапазон выполняемых ролей расширяется, но юноша не усваивает эти роли всерьез и окончательно, а как бы пробует, примеряет их к себе [59, с. 40];
период первичной гендерной социализации связан в основном с пассивным усвоением культуры, а вторичная социализация предполагает большую включенность когнитивных механизмов и возможность творческого преобразования среды.
− обобщения теоретического опыта;
− аналитического мышления;
− совершенствования интеллектуально-творческих и нравственных качеств личности;
− критического анализа социально-психологических работ, посвященных исследованию пола и гендера личности;
− развития целеустремленности и креативности на пути к достижению поставленных целей.
Таблица 1.1.
Объем дисциплины
семестр | кол-во недель | кол-во часов в неделю | аудитор. раб | всего | СРС | всего | контр. | курс | форма контроля | |||||
всего | лекции | лаб. раб | прак. лаб | лекции | лаб. раб | прак. лаб | ||||||||
5 | 16 | 2 | 1 | 1 | 32 | 32 | 64 | 3 | зачет |
Таблица 1.2.
Тематический план
№ | Тема | Лекции | Пр.занят. |
1 | Исторический аспект гендерной социализации | 2 | 2 |
2 | Основные понятия гендерной социологии. | 2 | 2 |
3 | Сферы, механизмы гендерной социализации | 2 | 2 |
4 | Агенты гендерной социализации | 6 | 6 |
5 | Социальные девиации, опосредованные особенностями гендерной социализацией | 4 | 4 |
Итого: | 16 | 16 |
Содержание дисциплины.
Тема 1. Исторический аспект гендерной социализации
Лекция 2 часа
Архаическо-языческий период. Средние века. Возрождение. Гендерная социализация на Руси. Западные ученые конца XVIII-начала XX века о проблеме гендерной социализации. Представление о гендере в XX веке. Современное представление о гендере.
Основные
понятия: гендер, матриархат, патриархат,
классическая гендерная теория, модернистская
гендерная теория, постмодернистская
гендерная теория.
Тема 2. Основные понятия гендерной социологии
Лекция 1 час
Различные, в т.ч. и прогрессивные (в свете представления о произвольном конструировании гендера человека обществом) понятия термина гендер, пол, маскулинность, феминность, гендерная социализация, различные модели гендерной идентичности, гендерная роль, гендерные аттитюды, гендерные стереотипы, фейсизм, сексизм.
Основные
понятия: гендер, пол, социализация, маскулинность,
феминность, гендерная социализация, различные
модели гендерной идентичности, гендерная
роль, гендерные аттитюды, гендерные стереотипы,
фейсизм, сексизм.
Тема 3.
Сферы, механизмы гендерной
Лекция 2 часа
Критический разбор сфер (деятельность, общение, самосознание), механизмов (дифференциальное усиление, дифференциальное подражание) гендерной социализации.
Основные
понятия: сферы гендерной социализации,
дифференциальное подражание, дифференциальное
усиление.
Тема 4. Агенты гендерной социализации
Лекция 6 часов
Гендерные стереотипы в детских сказках и играх. Некоторые особенности гендерной социализации подростков. Влияние одежды на гендерную социализацию. Влияние отца, группы сверстников на гендерную социализацию подростков. Гендерные стереотипы в телевизионных программах. Интернет и социальные технологии как факторы, формирующие гендер. Взгляд на гендер буддистов, мусульман и христиан. Гендерные особенности религиозности. Женский состав педагогического коллектива и результаты его воспитания. Классификация Фомина В.Н. агентов гендерной социализации.
Основные
понятия: агент гендерной социализации,
моногамия, полигамия.
Тема 5.
Социальные девиации, опосредованные
особенностями гендерной
Лекция 4 часа
Девиантное
поведение как следствие
Основные
понятия: девиантное поведение, маскулинизация,
феминизация.
Практическое занятие 2 часа
Исторический аспект гендерной социализации
Самостоятельная работа
Практическое занятие 2 часа
Основные понятия гендерной социологии.
Самостоятельная работа
Практическое занятие 2 часа
Сферы,
механизмы гендерной
Самостоятельная работа
Практическое занятие 2 часа
Семья и сверстники как агенты гендерной социализации.
Самостоятельная работа
Практическое занятие 2 часа
Религиозные организации и ВУЗ как агент гендерной социализации.
Самостоятельная работа
Практическое занятие 2 часа
СМИ как агент гендерной социализации.
Самостоятельная работа
Практическое занятие 4 часа
Социальные девиации мужчин, опосредованные особенностями гендерной социализацией
Самостоятельная работа
Практическое занятие 4 часа
Социальные девиации женщин, опосредованные особенностями гендерной социализацией
Информация о работе Особенности гендерной социализации студенческой молодежи