Особенности гендерной социализации студенческой молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 03:59, дипломная работа

Описание

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что гендерная социализация студентов представляет собой проблему не только индивидуальную, затрагивающую интимные стороны личности, но и социальную, касающуюся здоровья молодежи, ценностных ориентаций, образа жизни, стиля поведения, представления юношей и девушек о семье, работе, на которой они могут принести пользу обществу.
На фоне социальных и политических изменений последнего времени происходящих в российском обществе меняются представления о социальных ролях мужчины и женщины.
Именно в возрасте молодежи будет особенно эффективна целенаправленная гендерная социализация, в связи с тем, что:
в этом возрасте формируется мировоззрение человека, частью которого становятся гендерные стереотипы, а это важнейший этап взросления, который будет оказывать влияние на все последующее развитие личности [279];
типичная черта юношеского возраста – «ролевой мораторий»: диапазон выполняемых ролей расширяется, но юноша не усваивает эти роли всерьез и окончательно, а как бы пробует, примеряет их к себе [59, с. 40];
период первичной гендерной социализации связан в основном с пассивным усвоением культуры, а вторичная социализация предполагает большую включенность когнитивных механизмов и возможность творческого преобразования среды.

Работа состоит из  1 файл

Юлин диплом.doc

— 1.53 Мб (Скачать документ)

    Гипотезы:

  1. Социальные нормы работают против того, чтобы женщины занимали где-либо (в семье, на работе, в системе политической власти и т.д.) руководящие позиции. При оценке женщины происходит фокусировка не на ее умственных способностях, а на внешности и мягкости характера. Не только парни, но и девушки поддерживают гендерный стереотип о том, что женщина ценится, пока она молода и удовлетворяет принятым в данной культуре понятиям о красоте и женственности.
  2. Главными агентами гендерной социализации молодежи являются СМИ, роль семьи, религии мала (особенно роль религии мала для юношей).
  3. Наиболее значимой сферой гендерной социализации является общение.
  4. Наиболее значимым механизмом гендерной социализации является усиление, а не подражание.
  5. Гендерная социализация оказывает влияние не только на гендерные стереотипы и роли, но и на такие глубинные структуры, как ценностные ориентации личности.

    Теоретико-методологическая основа исследования: Проблема пола вызывала интерес в обществе с древних времен и исследовалась социологами, богословами, педагогами, психологами, историками, философами, этнографами, физиологами, медиками. Как социально-психологическая, философская и богословская проблема она изучается в настоящий момент отечественными учеными: С.Г. Айвазова [2], С. Ашвин [8], Е.С. Балабанова [9], Г.С. Баранов [11], Р. А. Бондаренко [14], Т. Булавина [16], Т.И. Варзанова [19], Б.С. Гладарев [31], С. Жеребкин [20, 21], А. Кураев [7, 8, 80, 81, 82, 291],      В.Л. Леви [84], В. Легойда [9, 86], И.  Медведева [91], Н.Х. Орлова [105],      Д.Д. Родионова [11], С.Ю. Рощин [10, 90, 122, 123], В. Суковатая [137],        В.Н. Фомин [144], Н.Е. Харламенкова [151], С.В. Чебанов [157], Т. Шишова [91], К. Янк [169] и др.

    Основные  понятия:

     Гендер  – технология репрезентации себя в качестве мужчины или женщины (в нашей культуре) с помощью различных социальных институтов: семьи, системы образования, средств массовой информации, медицины, права, языка, искусства, науки, моды; динамический социальный конструкт, который является продуктом социальных технологий, дискурсов, научных представлений о поле/гендере человека [26].

     Маскулинность и феминность – идеологические социальные конструкты, обслуживающие определенные отношения власти, которые представлены в форме гендерных идентичностей – зафиксированных паттернов взаимодействия. Другими словами, маскулинностей и фемининностей всегда много, и они есть всего лишь отдельные версии возможной социальной реальности, социального порядка, социального взаимодействия [26].

     Паттерн – систематически повторяющиеся устойчивые элементы поведения или их последовательность.

      Гендерная роль – динамическая (поведенческая) составляющая социального положения гендера, т.е. она является ожидаемым поведением в зависимости от статуса личности в социальной структуре. Нормативность роли зависит в первую очередь от места, которое занимает ее исполнитель во властной структуре общества, от его возможностей устанавливать свою роль в качестве обязательного для подражания образца, а вовсе не потому, что она является биологически предпочтительной для лиц того или иного пола.

      Гендерная социализация – процесс приобретения и развития гендерных характеристик, а также усвоение культурных образцов гендерного поведения и взаимодействия [26].

      Молодежь – слой общества, возраст членов которого лежит в интервале от 18 до 24 лет [144].

    Метод сбора первичных данных: групповое очное анкетирование, наблюдение.

    Выборка: численность населения на 1 января 2007 г. в г. Липецке составляет 502640 человек, среди них [318]:

  1. Мужчин – 228627;
  2. Женщин – 274013.

     Т.е. генеральная совокупность для определения  особенностей гендерной социализации в любом возрасте, а не только молодежи, составляет более 100000 человек, поэтому выборка должна состоять из 398 единиц с допущением  5-процентной ошибки [314, с. 73].

     Чтобы выявить особенности гендерной  социализации молодежи необходимо сравнить их с особенностями гендерной социализации индивидуумов других возрастных категорий. Четкой возрастной периодизации в научной литературе не выделяется: существует периодизация по Эриксону, Выготскому,  возрастная периодизация, принятая в 1965 году на 7-й Всесоюзной конференции по проблемам возрастной морфологии, физиологии и биохимии АПН СССР и т.д. Для удобства работы с данными Статистического сборника по Липецкой области на 2007 г. [318] и исходя из перечисленных типов возрастной периодизации, мы выделили следующие выборки по возрасту:

  1. До 7 лет: детство – 6,1% от населения г. Липецка.
  2. С 7 до 13: младший подростковый возраст – 5,9% от населения г. Липецка.
  3. От 14 до 17: старший подростковый возраст – 4,9% от населения г. Липецка.
  4. От 18 до 24: молодежь – 11,7% от населения г. Липецка.
  5. От 25 до 39: зрелость, I этап – 22,6% от населения г. Липецка.
  6. От 40 до 60: зрелость, II этап – 32% от населения г. Липецка.
  7. От 60 и старше: пожилой возраст – 16,8% от населения г. Липецка.

Т.е. в  г. Липецке проживает 32060 человек молодежи и с допущением 5% ошибки мы должны опросить 385 человек. В Приложении 4 мы разместили схемы, представляющие теоретическую модель гендерной социализации.

Выборка рассчитывается исходя из того, что  минимальный ее объем должен составлять 50 человек в группе, т.к. мы сравниваем девочек и мальчиков, нам нужно минимум 100 человек. Анкета приведена в Приложении 5. Операционализация в приложении 6.

2.2 Анализ результатов исследования

    Выборка в исследовании составила 210 человек, обучающихся в ЛГПУ, ЛГТУ, Строительном техникуме, ПТУ № 23, ПТУ № 2, Профессиональном лицее № 21.

    В ПТУ было опрошено 86 человек. Чаще всего мужчину характеризуют студенты ПТУ следующими качествами: сила (79,17%), самоуверенность (58,33%), энергичность (56,25%). Чаще всего женщину характеризуют студенты ПТУ следующими качествами: красота (81,25%), нежность (66,67%), эмоциональность (33,33%) слабость (33,33%).

    Мужчина, с точки зрения студентов ПТУ, должен нести основную ответственность  за обеспечение семьи: 87,5%. Только 12,5% студентов ответили, что за материальное обеспечение семьи ответственны и мужчина, и женщина в равной степени. Студентов, ответивших, что основную ответственность за материальное обеспечение семьи должна нести женщина, не было вообще. 75% студентов ПТУ считают, что только женщина должна выполнять работу по дому (такую, как стирка, уборка, приготовление еды). 4,17% студентов считают, что эту работу должен выполнять мужчина, 20,8% считают, что эту работу необходимо делить поровну между мужчиной и женщиной. 16,67% студентов ПТУ считают, что воспитанием детей должен заниматься в основном отец, 22,91% – мать, 60,42% – оба родителя в равной степени. 54,17% студентов ПТУ считают, что важные решения в семье должен принимать муж, 2,08% – жена, 45,25% – оба супруга. 72,92% студентов ПТУ считают, что с должностью руководителя лучше справится мужчина, 6,25% – женщина, 20,83% считают, что способности мужчины и женщины в этом отношении равны. 47,92% студентов ПТУ считают, что к научной деятельности более способны мужчины, 18,75% – женщины, 33,33% уверены, что способности мужчин и женщин в данном отношении равны. 79,17% студентов ПТУ считают, что с должностью политика лучше справится мужчина, 4,17% – женщина, 16,66% студентов считают, что способности мужчин и женщин в этом отношении равны.

    Если  девушка хорошо учится, то, с точки  зрения студентов ПТУ, это следствие: усидчивости (68,75%), хороших отношений с преподавателями (45,83%), интеллекта (41,67%). Если  парень хорошо учится, то, с точки зрения студентов ПТУ, это следствие: хороших отношений с преподавателями (54,17%), помощи девушки (45,83%).

    В качестве идеалов мужчины студенты ПТУ назвали: отца (58,34%), деда, брата, дядю, Путина (33,33%), Жириновского (18,75%), Медведева, Суворова, Виктора Гусева, Тинто Брассо, Арнольда Шварцнеггера, Сергея Безрукова, Ивана Урганта, Павла Волю, Виктора Логинова, Виктора Цоя, Круга, Евгения Онегина. 6 студентов отметили в качестве идеала преподавателя-мужчину своего ПТУ. В качестве идеала женщины студенты ПТУ назвали: мать (25%), бабушку, сестру, Максим, Анжелину Джоли, Памелу Андерсон, Пэрис Хилтон, Веру Брежневу. 17 студентов отметили в качестве идеала преподавателя-женщину своего ПТУ.

      Главными ценностями студентов ПТУ являются (в порядке убывания значимости): любовь, активная, деятельностная жизнь, семья, материально обеспеченная жизнь. Основными агентами гендерной социализации являются (в порядке уменьшения значимости): родители, сверстники, СМИ, преподаватели. Значимость сфер гендерной социализации, таких как общение и самосознание, равны для студентов ПТУ, а учеба повлияла на гендерную социализации студентов меньше всего. Основным механизмом гендерной социализации студентов ПТУ является усиление, а не подражание.

    Студентки ПТУ характеризуют мужчину следующими качествами: сила (92,11%), привлекательная внешность (55,26%), самоуверенность (44,74%), энергичность (44,74). Чаще всего женщину характеризуют студенты ПТУ следующими качествами: нежность (86,84%), красота (84,21%).

    Мужчина, с точки зрения студенток ПТУ, должен нести основную ответственность за обеспечение семьи: 65,79%. В 2 раза больше, чем студенты ПТУ, 26,32% студенток ответили, что за материальное обеспечение семьи ответственны и мужчина, и женщина в равной степени. В отличие от студентов ПТУ, среди которых не было ответивших, что за материальное обеспечение семьи ответственна в основном женщина, студенток, ответивших подобным образом – 7,89%. 63,16% студенток ПТУ считают, что только женщина должна выполнять работу по дому (такую, как стирка, уборка, приготовление еды). 5,26% студенток считают, что эту работу должен выполнять мужчина, 31,58% считают, что эту работу необходимо делить поровну между мужчиной и женщиной (что на 10% больше, чем студентов ПТУ). Студенток ПТУ считающих, что воспитанием детей должен заниматься в основном отец не было вообще, 23,68% считают, что воспитанием должна заниматься мать, 76,32% – оба родителя в равной степени. 23,68% студенток (в 2 раза меньше, чем студентов) ПТУ считают, что важные решения в семье должен принимать муж, 2,63% – жена, 73,68% – оба супруга. 44,74% студенток ПТУ считают, что с должностью руководителя лучше справится мужчина, 23,68% – женщина, 31,58% считают, что способности мужчины и женщины в этом отношении равны. Т.е. мы можем сделать вывод, что женщины быстрее, чем мужчины переходят от традиционных гендерных ролей к современным и в семье, и в работе. 36,84% студенток ПТУ считают, что к научной деятельности более способны мужчины, 28,94% – женщины, 34,21% уверены, что способности мужчин и женщин в данном отношении равны. 73,68% студенток ПТУ считают, что с должностью политика лучше справится мужчина, 5,26% – женщина, 21,05% студенток считают, что способности мужчин и женщин в этом отношении равны.

    Если  девушка хорошо учится, то, с точки  зрения студенток ПТУ, это следствие: хороших отношений с преподавателями (60,53%), усидчивости (57,89%), интеллекта (50%). Если  парень хорошо учится, то, с точки зрения студенток ПТУ, это следствие: помощи девушки (60,53%), хороших отношений с преподавателями (47,37%).

    В качестве идеалов мужчины студентки ПТУ назвали: отца (21,05%), деда, брата, дядю, Дали, Гюго, Пушкина, Пикассо, Ромео, Онегина, Путина (31,58%), Жириновского (10,53%), Медведева, Павла Волю. 9 студенток отметили в качестве идеала преподавателя-мужчину своего ПТУ. В качестве идеала женщины студентки ПТУ назвали: маму (68,42%), бабушку, сестру, крестную, тетю, Джульетту, Тимошенко, Туту Ларсен, Тину Канделаки, Анфису Чехову, Ксению Собчак, Ксению Бородину. 21 студентка отметила в качестве гендерного идеала преподавателя-женщину своего ПТУ.

      Главными ценностями студенток ПТУ являются (в порядке убывания значимости): любовь, здоровье, семья. Значимость сфер гендерной социализации, таких как общение и самосознание, почти равны для студенток ПТУ (так же и у студентов), а учеба повлияла на гендерную социализации студентов меньше всего, но разрыв во влиянии не такой сильный, как у студентов. Основными агентами гендерной социализации являются (в порядке уменьшения значимости): родители, сверстники, преподаватели. Так же, как и у студентов ПТУ, основным механизмом гендерной социализации студентов ПТУ является усиление, а не подражание.

    В ССУЗе было опрошено 25 человек. Чаще всего мужчину характеризуют студенты ССУЗа следующими качествами: сила (71,43%), самоуверенность (71,43%), энергичность (57,14%). Чаще всего женщину характеризуют студенты ПТУ следующими качествами: красота (85,71%), нежность (100%), эмоциональность (57,14%) слабость (57,14%).

    100% студентов ССУЗа считают, что мужчина должен нести основную ответственность за обеспечение семьи. 85,71% студентов ССУЗа считают, что только женщина должна выполнять работу по дому (такую, как стирка, уборка, приготовление еды). Остальные студенты считают, что эту работу необходимо делить поровну между мужчиной и женщиной. 100% студентов ССУЗа считают, что воспитанием детей должны заниматься оба родителя в равной степени. 14,29% студентов ССУЗа считают, что важные решения в семье должен принимать муж, 85,71% – оба супруга. 85,71% студентов ССУЗа считают, что с должностью руководителя лучше справится мужчина, 14,29% считают, что способности мужчины и женщины в этом отношении равны. 85,71% студентов ССУЗ считают, что к научной деятельности более способны мужчины, 14,29% уверены, что способности мужчин и женщин в данном отношении равны. 100% студентов ССУЗа считают, что с должностью политика лучше справится мужчина.

Информация о работе Особенности гендерной социализации студенческой молодежи