Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 03:59, дипломная работа
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что гендерная социализация студентов представляет собой проблему не только индивидуальную, затрагивающую интимные стороны личности, но и социальную, касающуюся здоровья молодежи, ценностных ориентаций, образа жизни, стиля поведения, представления юношей и девушек о семье, работе, на которой они могут принести пользу обществу.
На фоне социальных и политических изменений последнего времени происходящих в российском обществе меняются представления о социальных ролях мужчины и женщины.
Именно в возрасте молодежи будет особенно эффективна целенаправленная гендерная социализация, в связи с тем, что:
в этом возрасте формируется мировоззрение человека, частью которого становятся гендерные стереотипы, а это важнейший этап взросления, который будет оказывать влияние на все последующее развитие личности [279];
типичная черта юношеского возраста – «ролевой мораторий»: диапазон выполняемых ролей расширяется, но юноша не усваивает эти роли всерьез и окончательно, а как бы пробует, примеряет их к себе [59, с. 40];
период первичной гендерной социализации связан в основном с пассивным усвоением культуры, а вторичная социализация предполагает большую включенность когнитивных механизмов и возможность творческого преобразования среды.
Гипотезы:
Теоретико-методологическая основа исследования: Проблема пола вызывала интерес в обществе с древних времен и исследовалась социологами, богословами, педагогами, психологами, историками, философами, этнографами, физиологами, медиками. Как социально-психологическая, философская и богословская проблема она изучается в настоящий момент отечественными учеными: С.Г. Айвазова [2], С. Ашвин [8], Е.С. Балабанова [9], Г.С. Баранов [11], Р. А. Бондаренко [14], Т. Булавина [16], Т.И. Варзанова [19], Б.С. Гладарев [31], С. Жеребкин [20, 21], А. Кураев [7, 8, 80, 81, 82, 291], В.Л. Леви [84], В. Легойда [9, 86], И. Медведева [91], Н.Х. Орлова [105], Д.Д. Родионова [11], С.Ю. Рощин [10, 90, 122, 123], В. Суковатая [137], В.Н. Фомин [144], Н.Е. Харламенкова [151], С.В. Чебанов [157], Т. Шишова [91], К. Янк [169] и др.
Основные понятия:
Гендер – технология репрезентации себя в качестве мужчины или женщины (в нашей культуре) с помощью различных социальных институтов: семьи, системы образования, средств массовой информации, медицины, права, языка, искусства, науки, моды; динамический социальный конструкт, который является продуктом социальных технологий, дискурсов, научных представлений о поле/гендере человека [26].
Маскулинность и феминность – идеологические социальные конструкты, обслуживающие определенные отношения власти, которые представлены в форме гендерных идентичностей – зафиксированных паттернов взаимодействия. Другими словами, маскулинностей и фемининностей всегда много, и они есть всего лишь отдельные версии возможной социальной реальности, социального порядка, социального взаимодействия [26].
Паттерн – систематически повторяющиеся устойчивые элементы поведения или их последовательность.
Гендерная роль – динамическая (поведенческая) составляющая социального положения гендера, т.е. она является ожидаемым поведением в зависимости от статуса личности в социальной структуре. Нормативность роли зависит в первую очередь от места, которое занимает ее исполнитель во властной структуре общества, от его возможностей устанавливать свою роль в качестве обязательного для подражания образца, а вовсе не потому, что она является биологически предпочтительной для лиц того или иного пола.
Гендерная социализация – процесс приобретения и развития гендерных характеристик, а также усвоение культурных образцов гендерного поведения и взаимодействия [26].
Молодежь – слой общества, возраст членов которого лежит в интервале от 18 до 24 лет [144].
Метод сбора первичных данных: групповое очное анкетирование, наблюдение.
Выборка: численность населения на 1 января 2007 г. в г. Липецке составляет 502640 человек, среди них [318]:
Т.е. генеральная совокупность для определения особенностей гендерной социализации в любом возрасте, а не только молодежи, составляет более 100000 человек, поэтому выборка должна состоять из 398 единиц с допущением 5-процентной ошибки [314, с. 73].
Чтобы выявить особенности гендерной социализации молодежи необходимо сравнить их с особенностями гендерной социализации индивидуумов других возрастных категорий. Четкой возрастной периодизации в научной литературе не выделяется: существует периодизация по Эриксону, Выготскому, возрастная периодизация, принятая в 1965 году на 7-й Всесоюзной конференции по проблемам возрастной морфологии, физиологии и биохимии АПН СССР и т.д. Для удобства работы с данными Статистического сборника по Липецкой области на 2007 г. [318] и исходя из перечисленных типов возрастной периодизации, мы выделили следующие выборки по возрасту:
Т.е. в г. Липецке проживает 32060 человек молодежи и с допущением 5% ошибки мы должны опросить 385 человек. В Приложении 4 мы разместили схемы, представляющие теоретическую модель гендерной социализации.
Выборка рассчитывается исходя из того, что минимальный ее объем должен составлять 50 человек в группе, т.к. мы сравниваем девочек и мальчиков, нам нужно минимум 100 человек. Анкета приведена в Приложении 5. Операционализация в приложении 6.
Выборка в исследовании составила 210 человек, обучающихся в ЛГПУ, ЛГТУ, Строительном техникуме, ПТУ № 23, ПТУ № 2, Профессиональном лицее № 21.
В ПТУ было опрошено 86 человек. Чаще всего мужчину характеризуют студенты ПТУ следующими качествами: сила (79,17%), самоуверенность (58,33%), энергичность (56,25%). Чаще всего женщину характеризуют студенты ПТУ следующими качествами: красота (81,25%), нежность (66,67%), эмоциональность (33,33%) слабость (33,33%).
Мужчина, с точки зрения студентов ПТУ, должен нести основную ответственность за обеспечение семьи: 87,5%. Только 12,5% студентов ответили, что за материальное обеспечение семьи ответственны и мужчина, и женщина в равной степени. Студентов, ответивших, что основную ответственность за материальное обеспечение семьи должна нести женщина, не было вообще. 75% студентов ПТУ считают, что только женщина должна выполнять работу по дому (такую, как стирка, уборка, приготовление еды). 4,17% студентов считают, что эту работу должен выполнять мужчина, 20,8% считают, что эту работу необходимо делить поровну между мужчиной и женщиной. 16,67% студентов ПТУ считают, что воспитанием детей должен заниматься в основном отец, 22,91% – мать, 60,42% – оба родителя в равной степени. 54,17% студентов ПТУ считают, что важные решения в семье должен принимать муж, 2,08% – жена, 45,25% – оба супруга. 72,92% студентов ПТУ считают, что с должностью руководителя лучше справится мужчина, 6,25% – женщина, 20,83% считают, что способности мужчины и женщины в этом отношении равны. 47,92% студентов ПТУ считают, что к научной деятельности более способны мужчины, 18,75% – женщины, 33,33% уверены, что способности мужчин и женщин в данном отношении равны. 79,17% студентов ПТУ считают, что с должностью политика лучше справится мужчина, 4,17% – женщина, 16,66% студентов считают, что способности мужчин и женщин в этом отношении равны.
Если девушка хорошо учится, то, с точки зрения студентов ПТУ, это следствие: усидчивости (68,75%), хороших отношений с преподавателями (45,83%), интеллекта (41,67%). Если парень хорошо учится, то, с точки зрения студентов ПТУ, это следствие: хороших отношений с преподавателями (54,17%), помощи девушки (45,83%).
В качестве идеалов мужчины студенты ПТУ назвали: отца (58,34%), деда, брата, дядю, Путина (33,33%), Жириновского (18,75%), Медведева, Суворова, Виктора Гусева, Тинто Брассо, Арнольда Шварцнеггера, Сергея Безрукова, Ивана Урганта, Павла Волю, Виктора Логинова, Виктора Цоя, Круга, Евгения Онегина. 6 студентов отметили в качестве идеала преподавателя-мужчину своего ПТУ. В качестве идеала женщины студенты ПТУ назвали: мать (25%), бабушку, сестру, Максим, Анжелину Джоли, Памелу Андерсон, Пэрис Хилтон, Веру Брежневу. 17 студентов отметили в качестве идеала преподавателя-женщину своего ПТУ.
Главными ценностями студентов ПТУ являются (в порядке убывания значимости): любовь, активная, деятельностная жизнь, семья, материально обеспеченная жизнь. Основными агентами гендерной социализации являются (в порядке уменьшения значимости): родители, сверстники, СМИ, преподаватели. Значимость сфер гендерной социализации, таких как общение и самосознание, равны для студентов ПТУ, а учеба повлияла на гендерную социализации студентов меньше всего. Основным механизмом гендерной социализации студентов ПТУ является усиление, а не подражание.
Студентки ПТУ характеризуют мужчину следующими качествами: сила (92,11%), привлекательная внешность (55,26%), самоуверенность (44,74%), энергичность (44,74). Чаще всего женщину характеризуют студенты ПТУ следующими качествами: нежность (86,84%), красота (84,21%).
Мужчина, с точки зрения студенток ПТУ, должен нести основную ответственность за обеспечение семьи: 65,79%. В 2 раза больше, чем студенты ПТУ, 26,32% студенток ответили, что за материальное обеспечение семьи ответственны и мужчина, и женщина в равной степени. В отличие от студентов ПТУ, среди которых не было ответивших, что за материальное обеспечение семьи ответственна в основном женщина, студенток, ответивших подобным образом – 7,89%. 63,16% студенток ПТУ считают, что только женщина должна выполнять работу по дому (такую, как стирка, уборка, приготовление еды). 5,26% студенток считают, что эту работу должен выполнять мужчина, 31,58% считают, что эту работу необходимо делить поровну между мужчиной и женщиной (что на 10% больше, чем студентов ПТУ). Студенток ПТУ считающих, что воспитанием детей должен заниматься в основном отец не было вообще, 23,68% считают, что воспитанием должна заниматься мать, 76,32% – оба родителя в равной степени. 23,68% студенток (в 2 раза меньше, чем студентов) ПТУ считают, что важные решения в семье должен принимать муж, 2,63% – жена, 73,68% – оба супруга. 44,74% студенток ПТУ считают, что с должностью руководителя лучше справится мужчина, 23,68% – женщина, 31,58% считают, что способности мужчины и женщины в этом отношении равны. Т.е. мы можем сделать вывод, что женщины быстрее, чем мужчины переходят от традиционных гендерных ролей к современным и в семье, и в работе. 36,84% студенток ПТУ считают, что к научной деятельности более способны мужчины, 28,94% – женщины, 34,21% уверены, что способности мужчин и женщин в данном отношении равны. 73,68% студенток ПТУ считают, что с должностью политика лучше справится мужчина, 5,26% – женщина, 21,05% студенток считают, что способности мужчин и женщин в этом отношении равны.
Если девушка хорошо учится, то, с точки зрения студенток ПТУ, это следствие: хороших отношений с преподавателями (60,53%), усидчивости (57,89%), интеллекта (50%). Если парень хорошо учится, то, с точки зрения студенток ПТУ, это следствие: помощи девушки (60,53%), хороших отношений с преподавателями (47,37%).
В качестве идеалов мужчины студентки ПТУ назвали: отца (21,05%), деда, брата, дядю, Дали, Гюго, Пушкина, Пикассо, Ромео, Онегина, Путина (31,58%), Жириновского (10,53%), Медведева, Павла Волю. 9 студенток отметили в качестве идеала преподавателя-мужчину своего ПТУ. В качестве идеала женщины студентки ПТУ назвали: маму (68,42%), бабушку, сестру, крестную, тетю, Джульетту, Тимошенко, Туту Ларсен, Тину Канделаки, Анфису Чехову, Ксению Собчак, Ксению Бородину. 21 студентка отметила в качестве гендерного идеала преподавателя-женщину своего ПТУ.
Главными ценностями студенток ПТУ являются (в порядке убывания значимости): любовь, здоровье, семья. Значимость сфер гендерной социализации, таких как общение и самосознание, почти равны для студенток ПТУ (так же и у студентов), а учеба повлияла на гендерную социализации студентов меньше всего, но разрыв во влиянии не такой сильный, как у студентов. Основными агентами гендерной социализации являются (в порядке уменьшения значимости): родители, сверстники, преподаватели. Так же, как и у студентов ПТУ, основным механизмом гендерной социализации студентов ПТУ является усиление, а не подражание.
В ССУЗе было опрошено 25 человек. Чаще всего мужчину характеризуют студенты ССУЗа следующими качествами: сила (71,43%), самоуверенность (71,43%), энергичность (57,14%). Чаще всего женщину характеризуют студенты ПТУ следующими качествами: красота (85,71%), нежность (100%), эмоциональность (57,14%) слабость (57,14%).
100% студентов ССУЗа считают, что мужчина должен нести основную ответственность за обеспечение семьи. 85,71% студентов ССУЗа считают, что только женщина должна выполнять работу по дому (такую, как стирка, уборка, приготовление еды). Остальные студенты считают, что эту работу необходимо делить поровну между мужчиной и женщиной. 100% студентов ССУЗа считают, что воспитанием детей должны заниматься оба родителя в равной степени. 14,29% студентов ССУЗа считают, что важные решения в семье должен принимать муж, 85,71% – оба супруга. 85,71% студентов ССУЗа считают, что с должностью руководителя лучше справится мужчина, 14,29% считают, что способности мужчины и женщины в этом отношении равны. 85,71% студентов ССУЗ считают, что к научной деятельности более способны мужчины, 14,29% уверены, что способности мужчин и женщин в данном отношении равны. 100% студентов ССУЗа считают, что с должностью политика лучше справится мужчина.
Информация о работе Особенности гендерной социализации студенческой молодежи