Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 03:59, дипломная работа
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что гендерная социализация студентов представляет собой проблему не только индивидуальную, затрагивающую интимные стороны личности, но и социальную, касающуюся здоровья молодежи, ценностных ориентаций, образа жизни, стиля поведения, представления юношей и девушек о семье, работе, на которой они могут принести пользу обществу.
На фоне социальных и политических изменений последнего времени происходящих в российском обществе меняются представления о социальных ролях мужчины и женщины.
Именно в возрасте молодежи будет особенно эффективна целенаправленная гендерная социализация, в связи с тем, что:
в этом возрасте формируется мировоззрение человека, частью которого становятся гендерные стереотипы, а это важнейший этап взросления, который будет оказывать влияние на все последующее развитие личности [279];
типичная черта юношеского возраста – «ролевой мораторий»: диапазон выполняемых ролей расширяется, но юноша не усваивает эти роли всерьез и окончательно, а как бы пробует, примеряет их к себе [59, с. 40];
период первичной гендерной социализации связан в основном с пассивным усвоением культуры, а вторичная социализация предполагает большую включенность когнитивных механизмов и возможность творческого преобразования среды.
4. Сохраняется традиционное гендерное разделение: мужчина должен зарабатывать деньги, заниматься политикой, наукой, занимать руководящие должности, а женщина должна заниматься домашним хозяйством и воспитывать детей. Наименее традиционных взглядов придерживаются юноши ВУЗа: они предполагают большую включенность женщины материальное обеспечение семьи. Однако женщины-респонденты учебного заведения любого типа имеют более либеральные представления о гендерной роли в семье и обществе. Гораздо больше девушек, чем парней считают нормальным одинаково высокий заработок у мужчины и женщины (особенно в ВУЗе). Девушки в учебном заведении любого типа предполагают большую включенность мужчин в работу по дому (такую, как стирка, уборка, приготовление еды), воспитание детей. С точки зрения 52% студентов ВУЗа важные решения в семье должен принимать муж, таких студенток в 2 раза меньше: 24%. Подобная ситуация поиска женщинами большей социально-экономической свободы может вызвать семейные конфликты, непонимание, разводы, увеличение количества неполных семей. 72,92% студентов ПТУ, 85,71% студентов ССУЗа, 72% студентов ВУЗа считают, что на руководящей должности должен работать мужчина. Согласны с данным утверждением: 44,74% студенток ПТУ, 50% студенток ССУЗа, 36% студенток ВУЗа. В очередной раз меньше всего традиционные гендерные стереотипы влияют на учащихся ВУЗов. 47,92% студентов ПТУ, 85,71% студентов ССУЗа, 64% студентов ВУЗа считают, что к научной деятельности от природы больше способен мужчина (хотя высокие оценки парней респоненты-мужчины объясняют помощью девушки). Такого же мнения придерживаются девушки из ПТУ – 36,84%, из ССУЗа – 38,89%, из ВУЗа – 38%. Т.е. опять мы видим, что девушек, придерживающихся либеральных взглядов в 2 раза больше, чем парней. Политика остается «мужской сферой», так считают: 79,17% студентов ПТУ, 73,68% студенток ПТУ, 100% студентов ССУЗа, 77,78% студенток ССУЗа, 82% студентов ВУЗа, 74% студенток ВУЗа.
Не смотря на то, что в 2004 г. в России среди занятого населения 49,6% женщин [90, с. 58], работа по дому лежит на плечах женщины. Тенденция такова – на женщинах большая часть работы по дому, кто бы ни был кормильцем в доме» [8, С. 60-61].У мужчин мало работы, которую они могли бы считать своей, кроме ремонтных работ и выноса мусора, а женщины не только выполняют большую часть домашнего труда, они также играют основную роль в уходе за детьми. Многочисленные исследования показывают, что компании, в руководстве которых присутствует значительное число женщин (больше среднего), демонстрируют более высокую прибыльность [90, с. 103]. При этом в России на 2004 год среди генеральных директоров доля женщин составляет 4,5%. В руководстве нефтяных копаний женщины представлены совсем слабо – 1,6% [90, с. 105]. Также необходимо сказать о найденной Мальцевой И.О. взаимосвязи уверенности в своих силах у мужчин и наличия супруги-руководителя [90, с. 119]. Причем в бизнесе женщины представлены больше, чем в российской государственной службе [90, с. 105]. Возможно, что причина сложившейся ситуации заключается в том, что в бизнесе ценится больше образование и опыт работы, а для государственной службы больее характерны гендерные стереотипы и действие «стеклянного потолка». «Это означает, что решения по государственной политике, которая связана с вопросами равенства мужчин и женщин, все еще находятся в руках мужчин, которые не имеют, похоже, такого же стимула, как женщины, заниматься этими вопросами» [270, p. 12]. Международная практика свидетельствует о том, что есть тесная зависимость между высоким статусом женщин в обществе и их участием в принятии важных государственных решений. Несмотря на закрепленное в законодательстве РФ равенство прав и возможностей женщин и мужчин на российском рынке труда (Трудовой кодекс, ст.3, ст. 64), ситуация в сфере занятости большинством исследователей описывается как дискриминационная по отношению к женщинам [90; 12; 122]. Это проявляется в существовании комплекса взаимосвязанных проблем: разрыве в оплате труда мужчин и женщин, гендерных различиях в продолжительности периода безработицы, неравных возможностях трудоустройства и продвижения по карьерной лестнице и т.д. Хотя конфликт между мужчинами и женщинами более чем когда-либо очевиден, его причины неясны большинству простых россиян. И мужчины, и женщины продолжают поддерживать нормы, являющиеся причиной их проблем. Женщины еще хотят успеха во всех сферах, а мужчины настаивают, что домашнее хозяйство – удел женщин. Т.е. мы можем сделать вывод об общей дискриминационной практике российского общества, социальные нормы работают против того, чтобы женщины занимали где-либо (в семье, на работе, в системе политической власти и т.д.) руководящие позиции.
5. Кроме студенток ВУЗа, любовь занимает первое место в иерархии ценностей. Вне зависимости от типа учебного заведения ценность «здоровье» является более значимой для респондентов-женщин (1 у студенток ССУЗ, 2 у студенток ПТУ, 4 у студенток ВУЗа), а у респондентов мужского пола чаще встречается ценность «активная деятельностная жизнь». Последние места занимают ценности «познание» и «творчество», но на последнем месте у респондентов-женщин стоит ценность «познание» (видимо, следствие гендерного стереотипа), а у респондентов мужского пола – творчество (кроме студентов ВУЗа). Т.о. мы можем сделать вывод, что гендерная социализация затрагивает не просто гендерные роли, но и более глубокие структуры – ценности.
6.
Основным механизмом гендерной
социализации студенческой
7. Для студентов и студенток ПТУ имеет одинаковое значение такие сферы гендерной социализации, как общение и самосознание, меньше всего повлияла учеба и работа. На студенток ВУЗа и ССУЗа наибольшее влияние оказало самосознание, наименьшее – тоже учеба и работа, что говорит о необходимости учета гендерного аспекта в учебных заведениях. Но на студентов ССУЗа одинаково малое влияние оказали такие сферы, как самосознание и общение, а наибольшее – именно учеба и работа. Для студентов ВУЗа наибольшее значение имеет самосознание, а наименьшее – общение.
8. Вне зависимости от пола и учебного заведения основными агентами гендерной социализации являются родители, затем сверстники и СМИ. Религия значится на последнем месте вне зависимости от пола в ПТУ, в ВУЗе у студенток. Но у респондентов-мужчин ВУЗа и ССУЗа религия как агент гендерной социализации находится на 3 месте, что требует дальнейших исследований.
Т.о.
главной проблемой гендерной
социализации студенческой молодежи мы
можем назвать
Например, передача, направленная на молодежную аудиторию с названием «Как добиться успеха» или «Жизнь успешных людей». Героями данной передачи должны быть и «звезды», и необязательно известные юношам люди, но те люди, которые «начинали с нуля», и самостоятельно добились успеха в бизнесе, политике, науке, искусстве, люди, которых уважают за рубежом и в нашей стране. В этих передачах необходимо показать следующее: добиваются успеха не методом разбивания стекол в подъезде, питья пива и нахождения себе богатого, «крутого» мужа, не с помощью стилистики, макияжа и модельного бизнеса, а в результате упорного труда, самоограничений и целеустремленности. Необходимость честно трудиться должна восприниматься не «как тяжелая жизненная неудача», [143, с. 21-22] а как необходимый процесс, обязательно приводящий к успеху. Женщина в этой передаче должна представляться как равная мужчине в интеллектуальных и волевых возможностях, как человек, в котором ценится не только внешность.
«Женские» передачи ограничиваются в нашей стране жвачкой сериалов, гороскопами, советами сексолога, косметолога и народного целителя. Конкурсы типа «Мисс Липецк», «Мисс Офис», «Мисс Институт» должны оценивать не внешность девушки, а ее интеллект, начитанность, образованность, творческие способности. Неплохо было бы повесить в учебных заведениях «доски почета», по телевидению показывать передачи, опубликовывать в газетах фотографии липецких девушек и их истории о том, что они уже в таком возрасте самостоятельно достигли какого-то успеха в жизни, а также говорить о тех преимуществах, которые их ждут – о перспективной карьере и высоком заработке. Это создаст необходимый стимул к развитию творческих, интеллектуальных, волевых способностей женщин и будущих матерей.
Современный
стереотип маскулинности
Молодым людям хочется независимости, в том числе и финансовой, но без опыта работы сейчас трудно заработать деньги. Поэтому одной из главных задач молодежных СМИ должно стать предоставление информации о способах заработка юношей без опыта работы. Например, каждое воскресенье в какой-либо передаче говорится о том, что «Вы можете придти туда-то, расклеить объявления, разнести газеты и т.п. и заработать столько-то за день». Эта работа не должна быть рассчитана на полный рабочий день и 5 дней в неделю, но должна приносить небольшую прибыль. Это даст возможность молодым людям не праздно проводить время, а заработать, приобрести некоторую независимость и самоуважение. В телевизионных программах, направленных на целевую молодежную аудиторию, можно предоставлять различные несложные знания и развивать некоторые навыки, необходимые для той или иной работы: например, как собрать компьютер (для разрушения стереотипа передачу должна вести девушка), как собрать и вставить пластиковое окно и т.д. Вариантов таких программ – масса, при умелой рекламе и молодых, уверенных в себе ведущих с чувством юмора, подобные передачи будут пользоваться необыкновенной популярностью и решат многие актуальные молодежные проблемы.
Нельзя забывать и о творческой самореализации. Зачастую молодой человек, поступая в учебное заведение (да иногда и заканчивая его) не знает каковы его способности в разных сферах, где его талант. В СМИ нужно помочь молодому человеку найти себя, найти ту сферу, где он может применить свои задатки лучше всего. Для этого можно создать множество программ: те, что мы перечислили (учеба, подработка, спорт) и программы, направленные на группу молодых людей со схожими интересами. Например:
Современный период характеризуется монополизацией СМИ. Телевидение стало выходить на ведущие позиции, завоевывают гигантскую аудиторию новыми каналами и передачами. В современной социальной ситуации наблюдается отсутствие должного внимания у СМИ к проблемам студенческой молодежи, опосредованной гендером, в то время, когда решение этих проблем особенно необходимо для гармонизации отношений социума и развития личности. В изменении данной социальной ситуации нам может помочь и обыкновенная социальная реклама, пропагандирующая крепкую семью, заботу о детях и родителях, а также создание ряда телевизионных программ, нами предложенных, а также введение в ВУЗах факультатива «Теоретические аспекты гендерной социализации».
Пояснительная записка.
Гендерная социализация оказывает влияние на различные аспекты самоопределения личности, на выбор сфер и способов самореализации, самоутверждения, самоизменения и, таким образом, на общество в целом. Однако при подготовке учителя информатики в учебно-воспитательном процессе ВУЗа не даются необходимые знания в области гендерной социологии. В предлагаемой нами рабочей программе факультатива «Теоретические и практические аспекты гендерной социализации» студенты знакомятся с необходимыми будущему преподавателю знаниями о генере, овладевают навыками критического анализа социально-психологических работ, посвященных исследованию пола и гендера личности и умениями обнаруживать гендерную проблематику в практической деятельности педагога.
Цель
спецкурса – формирование навыков
гендерного анализа социально-
Задачи спецкурса:
В результате изучения дисциплины студент должен знать:
К концу изучения дисциплины студент должен:
уметь характеризовать
уметь анализировать:
− гендерные стереотипы в современных СМИ;
− властную иерархию общества как проявление гендера;
− современные особенности сфер и агентов гендерной социализации;
− поведение человека в зависимости от гендерной роли;
приобрести навыки и качества:
Информация о работе Особенности гендерной социализации студенческой молодежи