Особенности гендерной социализации студенческой молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 03:59, дипломная работа

Описание

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что гендерная социализация студентов представляет собой проблему не только индивидуальную, затрагивающую интимные стороны личности, но и социальную, касающуюся здоровья молодежи, ценностных ориентаций, образа жизни, стиля поведения, представления юношей и девушек о семье, работе, на которой они могут принести пользу обществу.
На фоне социальных и политических изменений последнего времени происходящих в российском обществе меняются представления о социальных ролях мужчины и женщины.
Именно в возрасте молодежи будет особенно эффективна целенаправленная гендерная социализация, в связи с тем, что:
в этом возрасте формируется мировоззрение человека, частью которого становятся гендерные стереотипы, а это важнейший этап взросления, который будет оказывать влияние на все последующее развитие личности [279];
типичная черта юношеского возраста – «ролевой мораторий»: диапазон выполняемых ролей расширяется, но юноша не усваивает эти роли всерьез и окончательно, а как бы пробует, примеряет их к себе [59, с. 40];
период первичной гендерной социализации связан в основном с пассивным усвоением культуры, а вторичная социализация предполагает большую включенность когнитивных механизмов и возможность творческого преобразования среды.

Работа состоит из  1 файл

Юлин диплом.doc

— 1.53 Мб (Скачать документ)

    4. Сохраняется традиционное гендерное разделение: мужчина должен зарабатывать деньги, заниматься политикой, наукой, занимать руководящие должности, а женщина должна заниматься домашним хозяйством и воспитывать детей. Наименее традиционных взглядов придерживаются юноши ВУЗа: они предполагают большую включенность женщины материальное обеспечение семьи. Однако женщины-респонденты учебного заведения любого типа имеют более либеральные представления о гендерной роли в семье и обществе. Гораздо больше девушек, чем парней считают нормальным одинаково высокий заработок у мужчины и женщины (особенно в ВУЗе). Девушки в учебном заведении любого типа предполагают большую включенность мужчин в работу по дому (такую, как стирка, уборка, приготовление еды), воспитание детей. С точки зрения 52% студентов ВУЗа важные решения в семье должен принимать муж, таких студенток в 2 раза меньше: 24%. Подобная ситуация поиска женщинами большей социально-экономической свободы может вызвать семейные конфликты, непонимание, разводы, увеличение количества неполных семей. 72,92% студентов ПТУ, 85,71% студентов ССУЗа,  72% студентов ВУЗа считают, что на руководящей должности должен работать мужчина. Согласны с данным утверждением: 44,74% студенток ПТУ, 50% студенток ССУЗа, 36% студенток ВУЗа. В очередной раз меньше всего традиционные гендерные стереотипы влияют на учащихся ВУЗов. 47,92% студентов ПТУ, 85,71% студентов ССУЗа, 64% студентов ВУЗа считают, что к научной деятельности от природы больше способен мужчина (хотя высокие оценки парней респоненты-мужчины объясняют помощью девушки). Такого же мнения придерживаются девушки из ПТУ – 36,84%, из ССУЗа – 38,89%, из ВУЗа – 38%. Т.е. опять мы видим, что девушек, придерживающихся либеральных взглядов в 2 раза больше, чем парней. Политика остается «мужской сферой», так считают: 79,17% студентов ПТУ, 73,68% студенток ПТУ, 100% студентов ССУЗа, 77,78% студенток ССУЗа, 82% студентов ВУЗа, 74% студенток ВУЗа.

    Не  смотря на то, что в 2004 г. в России среди занятого населения 49,6% женщин [90, с. 58], работа по дому лежит на плечах женщины. Тенденция такова – на женщинах большая часть работы по дому, кто бы ни был кормильцем в доме» [8, С. 60-61].У мужчин мало работы, которую они могли бы считать своей, кроме ремонтных работ и выноса мусора, а женщины не только выполняют большую часть домашнего труда, они также играют основную роль в уходе за детьми. Многочисленные исследования показывают, что компании, в руководстве которых присутствует значительное число женщин (больше среднего), демонстрируют более высокую прибыльность [90, с. 103]. При этом в России на 2004 год среди генеральных директоров доля женщин составляет 4,5%. В руководстве нефтяных копаний женщины представлены совсем слабо – 1,6% [90, с. 105]. Также необходимо сказать о найденной Мальцевой И.О. взаимосвязи уверенности в своих силах у мужчин и наличия супруги-руководителя [90, с. 119]. Причем в бизнесе женщины представлены больше, чем в российской государственной службе [90, с. 105]. Возможно, что причина сложившейся ситуации заключается в том, что в бизнесе ценится больше образование и опыт работы, а для государственной службы больее характерны гендерные стереотипы и действие «стеклянного потолка». «Это означает, что решения по государственной политике, которая связана с вопросами равенства мужчин и женщин, все еще находятся в руках мужчин, которые не имеют, похоже, такого же стимула, как женщины, заниматься этими вопросами» [270, p. 12]. Международная практика свидетельствует о том, что есть тесная зависимость между высоким статусом женщин в обществе и их участием в принятии важных государственных решений. Несмотря на закрепленное в законодательстве РФ равенство прав и возможностей женщин и мужчин на российском рынке труда (Трудовой кодекс, ст.3, ст. 64), ситуация в сфере занятости большинством исследователей описывается как дискриминационная по отношению к женщинам [90; 12; 122]. Это проявляется в существовании комплекса взаимосвязанных проблем: разрыве в оплате труда мужчин и женщин, гендерных различиях в продолжительности периода безработицы, неравных возможностях трудоустройства и продвижения по карьерной лестнице и т.д. Хотя конфликт между мужчинами и женщинами более чем когда-либо очевиден, его причины неясны большинству простых россиян. И мужчины, и женщины продолжают поддерживать нормы, являющиеся причиной их проблем. Женщины еще хотят успеха во всех сферах, а мужчины настаивают, что домашнее хозяйство – удел женщин. Т.е. мы можем сделать вывод об общей дискриминационной практике российского общества, социальные нормы работают против того, чтобы женщины занимали где-либо (в семье, на работе, в системе политической власти и т.д.) руководящие позиции.

    5. Кроме студенток ВУЗа, любовь занимает первое место в иерархии ценностей. Вне зависимости от типа учебного заведения ценность «здоровье» является более значимой для респондентов-женщин (1 у студенток ССУЗ, 2 у студенток ПТУ, 4 у студенток ВУЗа), а у респондентов мужского пола чаще встречается ценность «активная деятельностная жизнь». Последние места занимают ценности «познание» и «творчество», но на последнем месте у респондентов-женщин стоит ценность «познание» (видимо, следствие гендерного стереотипа), а у респондентов мужского пола – творчество (кроме студентов ВУЗа). Т.о. мы можем сделать вывод, что гендерная социализация затрагивает не просто гендерные роли, но и более глубокие структуры – ценности.

    6. Основным механизмом гендерной  социализации студенческой молодежи является дифференциальное усиление (только у студентов ВУЗа преобладает дифференциальное подражание), причем разрыв во влиянии этих механизмов особенно наблюдается среди респондентов мужского пола.

    7. Для студентов и студенток  ПТУ имеет одинаковое значение такие сферы гендерной социализации, как общение и самосознание, меньше всего повлияла учеба и работа. На студенток ВУЗа и ССУЗа наибольшее влияние оказало самосознание, наименьшее – тоже учеба и работа, что говорит о необходимости учета гендерного аспекта в учебных заведениях. Но на студентов ССУЗа одинаково малое влияние оказали такие сферы, как самосознание и общение, а наибольшее – именно учеба и работа. Для студентов ВУЗа наибольшее значение имеет самосознание, а наименьшее – общение.

    8. Вне зависимости от пола и учебного заведения основными агентами гендерной социализации являются родители, затем сверстники и СМИ. Религия значится на последнем месте вне зависимости от пола в ПТУ, в ВУЗе у студенток. Но у респондентов-мужчин ВУЗа и ССУЗа религия как агент гендерной социализации находится на 3 месте, что требует дальнейших исследований.

     Т.о. главной проблемой гендерной  социализации студенческой молодежи мы можем назвать несбалансированные, негибкие гендерные стереотипы и роли, которые приводят к недоиспользованию человеческого капитала женщин. Женщины от природы также талантливы, как мужчины, в них заложен такой же огромный творческий потенциал, который в современной России реализовать сложно: женщины могли бы быть гениальными политиками, руководителями, учеными. Общество сейчас имеет реальную возможность шагнуть вперед, воспользовавшись огромным потенциалом. Вместо этого в популярном «Доме 2» мы можем наблюдать не строительство семьи, а строительство «любви» (лозунг передачи: «Построй свою любовь»), т.е. всё равно с кем строить отношения, в том числе и половые, главное остаться в эфире и совершать побольше эпатажных поступков. Одной из девушек на этом телевизионном проекте является парень, сделавший операцию по смене пола. В результате непродуктивной гендерной социализации, организованной популярными молодежными СМИ (в нашем предыдущем исследовании наиболее популярными оказались ComedyClub и «Дом 2») разрушается институт семьи, ухудшается демографическая ситуация, современная молодежь лечится от ЗППП и избавляется от нежеланных, неожиданно получившихся детей. И если бы подобные гендерные стереотипы внушались пенсионерам или достаточно зрелым людям – это бы не было такой острой проблемой, как навязывание таких несбалансированных ролей и ценностей юношам, той категории населения, воздействуя на которую можно добиться максимального результата. В силу несформированности мировоззрения, в силу того, что именно эти люди будут через какое-то время основой страны, будут воспитывать своих детей, воздействуя именно на их гендерные стереотипы, мы можем получить или максимальную пользу или максимальный вред. Нам кажется, что эта проблема назрела в обществе, и ее надо оперативно решить. Конечно, мы не считаем возможным установить второй «железный занавес» или «царскую цензуру» и тотально контролировать все информационные потоки страны. Именно из-за этого маятник в 90-е гг. качнулся в другую сторону – в сторону вседозволенности, порнографии, криминала и т.д. Нам кажется наиболее целесообразным найти «золотую середину», выработать сбалансированные и продуктивные для общества гендерные стереотипы, а потом с помощью тех же СМИ улучшить сложившуюся ситуацию. Ее катастрофичность заключается еще и в том, что у современной молодежи нет выбора телевизионных программ и досуга: молодой человек не будет смотреть вечером поющего Кобзона или Аллу Пугачеву, Евгения Петросяна или «Деловую Москву», он лучше будет смотреть «Блондинку в шоколаде», «Просто модели», «Звезды стриптиза», «Гид по стилю» на МузТВ и MTV. Мы должны предоставить молодым людям иной тип телепередач: они должны быть веселыми, молодежными, интересными, но качественными и продуктивными в социальном плане.

     Например, передача, направленная на молодежную аудиторию с названием «Как добиться успеха» или «Жизнь успешных людей». Героями данной передачи должны быть и «звезды», и необязательно известные  юношам люди, но те люди, которые «начинали  с нуля», и самостоятельно добились успеха в бизнесе, политике, науке, искусстве, люди, которых уважают за рубежом и в нашей стране. В этих передачах необходимо показать следующее: добиваются успеха не методом разбивания стекол в подъезде, питья пива и нахождения себе богатого, «крутого» мужа, не с помощью стилистики, макияжа и модельного бизнеса, а в результате упорного труда, самоограничений и целеустремленности. Необходимость честно трудиться должна восприниматься не «как тяжелая жизненная неудача», [143, с. 21-22] а как необходимый процесс, обязательно приводящий к успеху. Женщина в этой передаче должна представляться как равная мужчине в интеллектуальных и волевых возможностях, как человек, в котором ценится не только внешность.

     «Женские» передачи ограничиваются в нашей  стране жвачкой сериалов, гороскопами, советами сексолога, косметолога и народного целителя. Конкурсы типа «Мисс Липецк», «Мисс Офис», «Мисс Институт» должны оценивать не внешность девушки, а ее интеллект, начитанность, образованность, творческие способности. Неплохо было бы повесить в учебных заведениях «доски почета», по телевидению показывать передачи, опубликовывать в газетах фотографии липецких девушек и их истории о том, что они уже в таком возрасте самостоятельно достигли какого-то успеха в жизни, а также говорить о тех преимуществах, которые их ждут – о перспективной карьере и высоком заработке. Это создаст необходимый стимул к развитию творческих, интеллектуальных, волевых способностей женщин и будущих матерей.

     Современный стереотип маскулинности подразумевает сдерживание эмоций, таких, как нежность или сочувствие, но позволяет вырваться наружу гневу и агрессии. Для социально приемлемого проявления эмоций молодого человека поможет популяризация спорта, а также различных игр на ТВ, напрямую со спортом не связанные, но предполагающие соревнование. Это различные конкурсы: интеллектуальные, физические, творческие и т.д. Они необходимы для того, чтобы ориентация на успех и достижения, присущая мужскому гендеру, была направлена в нужное русло.

     Молодым людям хочется независимости, в  том числе и финансовой, но без  опыта работы сейчас трудно заработать деньги. Поэтому одной из главных задач молодежных СМИ должно стать предоставление информации о способах заработка юношей без опыта работы. Например, каждое воскресенье в какой-либо передаче говорится о том, что «Вы можете придти туда-то, расклеить объявления, разнести газеты и т.п. и заработать столько-то за день». Эта работа не должна быть рассчитана на полный рабочий день и 5 дней в неделю, но должна приносить небольшую прибыль. Это даст возможность молодым людям не праздно проводить время, а заработать, приобрести некоторую независимость и самоуважение. В телевизионных программах, направленных на целевую молодежную аудиторию, можно предоставлять различные несложные знания и развивать некоторые навыки, необходимые для той или иной работы: например, как собрать компьютер (для разрушения стереотипа передачу должна вести девушка), как собрать и вставить пластиковое окно и т.д. Вариантов таких программ – масса, при умелой рекламе и молодых, уверенных в себе ведущих с чувством юмора, подобные передачи будут пользоваться необыкновенной популярностью и решат многие актуальные молодежные проблемы.

     Нельзя  забывать и о творческой самореализации. Зачастую молодой человек, поступая в учебное заведение (да иногда и  заканчивая его) не знает каковы его способности в разных сферах, где его талант. В СМИ нужно помочь молодому человеку найти себя, найти ту сферу, где он может применить свои задатки лучше всего. Для этого можно создать множество программ: те, что мы перечислили (учеба, подработка, спорт) и программы, направленные на группу молодых людей со схожими интересами. Например:

  1. программа, в которой молодые девушка и парень, интересно, используя молодежный сленг, учат основам батика;
  2. программа, в которой молодые известные люди показывают, как сделать красивый рисунок на своей одежде, и быть таким образом оригинально одетым (а отличаться внешне – это важно для молодого человека с точки зрения возрастной психологии); интересно и недорого оформить свою комнату, свои диски, сумки, подарки;
  3. в программе устроить конкурс в липецкую музыкальную молодежную группу; рассказывать о липецких группах, о том, что интересно их создателям; знакомить с их творчеством; приглашать ребят заниматься музыкальным творчеством и предоставлять необходимую аппаратуру.

     Современный период характеризуется монополизацией СМИ. Телевидение стало выходить на ведущие позиции, завоевывают гигантскую аудиторию новыми каналами и передачами. В современной социальной ситуации наблюдается отсутствие должного внимания у СМИ к проблемам студенческой молодежи, опосредованной гендером, в то время, когда решение этих проблем особенно необходимо для гармонизации отношений социума и развития личности. В изменении данной социальной ситуации нам может помочь и обыкновенная социальная реклама, пропагандирующая крепкую семью, заботу о детях и родителях, а также создание ряда телевизионных программ, нами предложенных, а также введение в ВУЗах факультатива «Теоретические аспекты гендерной социализации».

2.3 Рабочая программа по дисциплине «Теоретические аспекты гендерной социализации»

    Пояснительная записка.

    Гендерная социализация оказывает влияние на различные аспекты самоопределения личности, на выбор сфер и способов самореализации, самоутверждения, самоизменения и, таким образом, на общество в целом. Однако при подготовке учителя информатики в учебно-воспитательном процессе ВУЗа не даются необходимые знания в области гендерной социологии. В предлагаемой нами рабочей программе факультатива «Теоретические и практические аспекты гендерной социализации» студенты знакомятся с необходимыми будущему преподавателю знаниями о генере, овладевают навыками критического  анализа  социально-психологических  работ,  посвященных  исследованию  пола  и  гендера личности и умениями обнаруживать гендерную проблематику в практической деятельности педагога.

    Цель  спецкурса –  формирование  навыков  гендерного  анализа социально-психологических  процессов и явлений.

    Задачи  спецкурса:

  • ознакомление с историческим аспектом гендерной социализации посредством актуализации и дополнения знаний в области философии, истории, психологии, социологии;
  • ознакомление  с  основными  концепциями  формирования гендерных различий, представлением о гендере как о социальном конструкте;
  • формирование  базового  понятийного  аппарата  гендерной социологии;
  • раскрытие сущностных характеристик  процесса  гендерной социализации личности;
  • ознакомление  социальными девиациями, опосредованными гендерной социализацией;
  • формирование навыков анализа гендерных проявлений в социальных практиках взаимодействия людей;
  • формирование  навыков  обнаружения  гендерной проблематики в практической деятельности педагога.

     В результате изучения дисциплины студент должен знать:

  • интерпретацию гендера в исторической ретроспективе;
  • основные понятия гендерной социологии;
  • социальные девиации, опосредованные гендерной социализацией.

     К концу изучения дисциплины студент должен:

     уметь характеризовать

  • архаическо-языческий период в гендерном плане;
  • представления философов, религиоведов Средних веков о гендере;
  • гендерную социализацию на Руси;
  • представления западных и отечественных ученых о гендерной социализации;
  • проблему гендерной социализации и представление о гендере в XX веке;
  • современное представление о гендере и гендерной социализации.

     уметь анализировать:

− гендерные стереотипы в современных СМИ;

− властную иерархию общества как проявление гендера;

− современные особенности сфер и агентов гендерной социализации;

 − поведение человека в зависимости от гендерной роли;

приобрести навыки и качества:

Информация о работе Особенности гендерной социализации студенческой молодежи