Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 03:59, дипломная работа
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что гендерная социализация студентов представляет собой проблему не только индивидуальную, затрагивающую интимные стороны личности, но и социальную, касающуюся здоровья молодежи, ценностных ориентаций, образа жизни, стиля поведения, представления юношей и девушек о семье, работе, на которой они могут принести пользу обществу.
На фоне социальных и политических изменений последнего времени происходящих в российском обществе меняются представления о социальных ролях мужчины и женщины.
Именно в возрасте молодежи будет особенно эффективна целенаправленная гендерная социализация, в связи с тем, что:
в этом возрасте формируется мировоззрение человека, частью которого становятся гендерные стереотипы, а это важнейший этап взросления, который будет оказывать влияние на все последующее развитие личности [279];
типичная черта юношеского возраста – «ролевой мораторий»: диапазон выполняемых ролей расширяется, но юноша не усваивает эти роли всерьез и окончательно, а как бы пробует, примеряет их к себе [59, с. 40];
период первичной гендерной социализации связан в основном с пассивным усвоением культуры, а вторичная социализация предполагает большую включенность когнитивных механизмов и возможность творческого преобразования среды.
Если девушка хорошо учится, то, с точки зрения студентов ССУЗа, это следствие: усидчивости (100%), хороших отношений с преподавателями (71,43%), а интеллект отметили в качестве причины только 14,29% респондентов. Если парень хорошо учится, то, с точки зрения студентов ПТУ, это следствие: интеллекта (85,71%) и связей (85,71%).
В качестве идеалов мужчины студенты ССУЗа назвали: отца (57,14%), Путина, Жириновского, Александра Невского, Леонардо да Винчи, Моцарта. Только 1 студент отметил в качестве идеала преподавателя-мужчину своего ССУЗа. В качестве идеала женщины студенты ССУЗа назвали: мать (28,58%), Анжелину Джоли. 2 студентов отметили в качестве идеала преподавателя-женщину своего ССУЗа.
Главными ценностями студентов ССУЗа являются (в порядке убывания значимости): любовь, семья, материально обеспеченная жизнь, активная, деятельностная жизнь. Основными агентами гендерной социализации являются (в порядке уменьшения значимости): родители, сверстники, СМИ, религия (последнее было не значимо для студентов и студенток ПТУ). Значимость сфер гендерной социализации, таких как общение и самосознание, равно малы для студентов ССУЗа, а учеба и работа повлияла на гендерную социализации студентов больше всего (в отличие от студентов и студенток ПТУ). Основным механизмом гендерной социализации студентов ССУЗа является усиление, а не подражание (как и у студентов, и у студенток ПТУ).
Студентки ССУЗа характеризуют мужчину следующими качествами: сила (94,44%), самоуверенность (66,67%), энергичность (61,11%). Чаще всего женщину характеризуют студентки ССУЗа следующими качествами: нежность (88,89%), красота (83,33%), эмоциональность (66,67%), ответственность (55,56%).
Мужчина, с точки зрения студенток ССУЗа, должен нести основную ответственность за обеспечение семьи: 83,33%. 16,67% студенток ответили, что за материальное обеспечение семьи ответственны и мужчина, и женщина в равной степени (студентов ССУЗа, ответивших также, не было вообще). 66,67% студенток ССУЗа считают, что только женщина должна выполнять работу по дому (такую, как стирка, уборка, приготовление еды), 33,33% считают, что эту работу необходимо делить поровну между мужчиной и женщиной. Студенток ССУЗа, считающих, что воспитанием детей должен заниматься в основном отец, не было вообще, 50% считают, что воспитанием должна заниматься мать, 50% – оба родителя в равной степени (это меньше в 2 раза, чем студентов, ответивших подобным образом). 22,22% студенток ССУЗа считают, что важные решения в семье должен принимать муж, 88,88% – оба супруга. 50% студенток ССУЗа считают, что с должностью руководителя лучше справится мужчина, 11,11% – женщина, 38,88% считают, что способности мужчины и женщины в этом отношении равны. Т.е. мы можем сделать вывод, что женщины быстрее, чем мужчины переходят от традиционных гендерных ролей к современным и в семье, и в работе. 38,89% студенток ССУЗа считают, что к научной деятельности более способны мужчины, 11,11% – женщины, 27,78% уверены, что способности мужчин и женщин в данном отношении равны. 77,78% студенток ССУЗа считают, что с должностью политика лучше справится мужчина, 11,11% – женщина, 11,11% студенток считают, что способности мужчин и женщин в этом отношении равны.
Если девушка хорошо учится, то, с точки зрения студенток ССУЗа, это следствие: усидчивости (100%), интеллекта (61,11%), хороших отношений с преподавателями (55,56%). Если парень хорошо учится, то, с точки зрения студенток ССУЗа, это следствие: интеллекта (72,22%), помощи девушки (61,11%).
В качестве идеалов мужчины студентки ССУЗа назвали: отца (16,67%), деда, Путина (55,56%), Пушкина, Гарика Мартиросяна, Мишу Галустяна, Джонни Депа, Жириновского, Петра I, Есенина, Пикассо, Михалкова, Шемякина, Онегина, Тарантино, Болконского. 5 студенток отметили в качестве идеала преподавателя-мужчину своего ССУЗа. В качестве идеала женщины студентки ПТУ назвали: маму (50%), бабушку, тетю, сестру, Анну Ахматову, Скарлет, Екатерину Андрееву, Яну Рудовскую. 3 студентки отметили в качестве гендерного идеала преподавателя-женщину своего ССУЗа.
Главными ценностями студенток ССУЗа являются (в порядке убывания значимости): здоровье, любовь, уверенность в себе, семья. Наиболее значимой сферой гендерной социализации студенток ССУЗа является самосознание, затем общение, и, на последнем месте, учеба и работа. Основными агентами гендерной социализации являются (в порядке уменьшения значимости): родители, сверстники, преподаватели, религия. Так же, как и у студентов ССУЗа, основным механизмом гендерной социализации студентов ССУЗа является усиление, а не подражание.
В ВУЗе было опрошено 100 человек. Студенты ВУЗа характеризуют мужчину следующими качествами: сила (82%), энергичность (60%), самоуверенность (58%), рассудочность (50%). Чаще всего женщину характеризуют студенты ВУЗа следующими качествами: красота (80%), нежность (78%).
Мужчина, с точки зрения студентов ВУЗа, должен нести основную ответственность за обеспечение семьи: 76%. 22% студентов ответили, что за материальное обеспечение семьи ответственны и мужчина, и женщина в равной степени, только 2% ответили, что за эту область должна отвечать жена. 80% студентов ВУЗа считают, что только женщина должна выполнять работу по дому (такую, как стирка, уборка, приготовление еды), 2% студентов считают, что эту работу должен выполнять мужчина, 18% считают, что эту работу необходимо делить поровну между мужчиной и женщиной. Студентов ВУЗа, считающих, что воспитанием детей должен заниматься в основном отец было только 4%, 18% считают, что воспитанием должна заниматься мать, 78% – оба родителя в равной степени. 52% студентов ВУЗа считают, что важные решения в семье должен принимать муж (это в 2 раза больше, чем студенток), 48% – оба супруга. 72% студентов ВУЗа считают, что с должностью руководителя лучше справится мужчина (в 2 раза больше, чем у студенток), 4% – женщина (в 5 раз меньше, чем у студенток), 24% считают, что способности мужчины и женщины в этом отношении равны. 64% студентов ВУЗа считают, что к научной деятельности более способны мужчины (в 2 раза больше, чем у студенток), 10% – женщины, 26% уверены, что способности мужчин и женщин в данном отношении равны. 82% студентов ВУЗа считают, что с должностью политика лучше справится мужчина, 4% – женщина, 14% студентов считают, что способности мужчин и женщин в этом отношении равны.
Если девушка хорошо учится, то, с точки зрения студентов ВУЗа, это следствие: усидчивости (94%), хороших отношений с преподавателями (58%), интеллект отметили только 38% респондентов. Наибольшее количество респондентов (88%) ответили, что причиной высоких отметок парня является интеллект.
В качестве идеалов мужчины студенты ВУЗа назвали: отца (32%), деда, дядю, крестного, брата, Путина (20%), Сталина (10%), Жириновского, Позднера, Соловьева, Джонни Депа, Остапа Бендера, Фандорина, Листьева, Че Геваро, князя Мышкина, Болконского. 17 студентов отметили в качестве идеала преподавателя-мужчину своего ВУЗа. Чаще всего (из студентов ЛГПУ) называли следующие фамилии: Шмариона Ю.В., Дубровского, Московцева, Шмариона М.Ю., Шмырина, Линченко, Долгова, Ветюгова. В качестве идеала женщины студенты ВУЗа назвали: маму (42%), тетю, Золушку, Анджелину Джоли, Екатерину II, Татьяну Ларину, Куракову. 12 студентов отметили в качестве гендерного идеала преподавателя-женщину своего ВУЗа. Чаще всего называли следующие фамилии (в ЛГПУ): Насонова, Кононова, Бурмыкина, Кузьмина, Гаевская, Лазарева, Суслова, Глазунова, Иванова.
Главными ценностями студентов ВУЗа являются (в порядке убывания значимости): любовь, материально обеспеченная жизнь, уверенность в себе, здоровье. Самосознание повлияло на студентов ВУЗа в гендерном отношении больше всего, затем учеба, а на последнем месте – общение. Основными агентами гендерной социализации являются (в порядке уменьшения значимости): родители, сверстники, религия, СМИ. Основным механизмом гендерной социализации студентов ВУЗа является подражание, а не усиление.
Студентки ВУЗа характеризуют мужчину следующими качествами: сила (94%), самоуверенность (62%), энергичность (56%), привлекательная внешность (50%). Чаще всего женщину характеризуют студентки ВУЗа следующими качествами: нежность (88%), красота (86%).
Мужчина, с точки зрения студенток ВУЗа, должен нести основную ответственность за обеспечение семьи: 72%. 26% студенток ответили, что за материальное обеспечение семьи ответственны и мужчина, и женщина в равной степени, только 2% ответили, что за эту область должна отвечать жена. 64% студенток ВУЗа считают, что только женщина должна выполнять работу по дому (такую, как стирка, уборка, приготовление еды), 2% студенток считают, что эту работу должен выполнять мужчина, 34% считают, что эту работу необходимо делить поровну между мужчиной и женщиной. Студенток ВУЗа считающих, что воспитанием детей должен заниматься в основном отец было только 2%, 18% считают, что воспитанием должна заниматься мать, 80% – оба родителя в равной степени. 24% студенток ВУЗа считают, что важные решения в семье должен принимать муж, 2% – жена, 72% – оба супруга. 36% студенток ВУЗа считают, что с должностью руководителя лучше справится мужчина, 20% – женщина, 44% считают, что способности мужчины и женщины в этом отношении равны. 38% студенток ВУЗа считают, что к научной деятельности более способны мужчины, 16% – женщины, 46% уверены, что способности мужчин и женщин в данном отношении равны. 74% студенток ВУЗа считают, что с должностью политика лучше справится мужчина, 5,26% – женщина, 21,05% студенток считают, что способности мужчин и женщин в этом отношении равны.
Если девушка хорошо учится, то, с точки зрения студенток ВУЗа, это следствие: усидчивости (95,83%), интеллекта (58,33%), хороших отношений с преподавателями (56,25%). Если парень хорошо учится, то, с точки зрения студенток ВУЗа, это следствие: интеллекта (60,42%), материальной обеспеченности (52,08%), помощи девушки (47,92%).
В качестве идеалов мужчины студентки ВУЗа назвали: отца (52%), деда, дядю, Есенина, Лермонтова, Леонардо да Винчи, Путина (60%), Медведева, Бреда Пита, Антона Чадова, Сергея Безрукова. 22 студентки отметили в качестве идеала преподавателя-мужчину своего ВУЗа. Чаще всего (мы анкетировали студенток только ЛГПУ) называли следующие фамилии: Шмариона Ю.В., Шмырина, Петренко, Московцева, Шмариона М.Ю., Линченко, Сидорова, Карлова А.В., Дубровского. В качестве идеала женщины студентки ПТУ назвали: маму (62%), бабушку, сестру, тетю, Екатерину II, Тину Канделаки, Ксению Собчак, Жанну Фриске, Екатерину Андрееву, Ольгу Кокорекину, Скарлет, Анну Ахматову. 21 студентка отметила в качестве гендерного идеала преподавателя-женщину своего ВУЗа. Чаще всего называли следующие фамилии: Гаевская, Кузьмина, Насонова, Суслова, Лазарева, Глазунова, Бурмыкина, Иванова.
Главными ценностями студенток ВУЗа являются (в порядке убывания значимости): любовь, семья, материально обеспеченная жизнь, здоровье. Значимость сфер гендерной социализации, таких как общение и самосознание, почти равны для студенток ВУЗа, а учеба повлияла на гендерную социализации студенток меньше всего. Основными агентами гендерной социализации являются (в порядке уменьшения значимости): родители, сверстники, преподаватели, СМИ. Основным механизмом гендерной социализации студенток ВУЗа является усиление, а не подражание. Диаграммы с результатами исследования приведены в Приложении 7.
Т.о.
мы можем сделать следующие
1. Вне зависимости от учебного заведения и пола гендерный стереотип мужчины включает в себя следующие качества: сила, самоуверенность, энергичность. Но респонденты женского пола, в отличие от респондентов мужского пола, включают в этот список еще и привлекательную внешность. На наш взгляд, это следствие эротизации образа мужчины в СМИ. «Среди клиентов Лондонской клиники эстетической пластической хирургии 40% – мужчины. В 1999 году американские мужчины истратили на членство в спортивных клубах больше 2 миллиардов долларов, плюс еще 2 миллиарда на домашнее спортивное оборудование. Какой-нибудь из форм бодибилдинга регулярно занимаются 25 миллионов американцев, которые имеют в своем распоряжении 25 000 клубов здоровья. Число подписчиков Men's Health в США за 10 лет (с 1990 г.) выросло с 250 тыс. до 1.6 мил. Среди больных нервной анорексией (отсутствие аппетита и нежелание есть, чтобы избежать прибавки в весе), которая раньше была типична для девочек-подростков, теперь 10% составляют молодые мужчины» [65]. Но ничего катастрофического здесь нет. Это всего лишь аспект глобального процесса ломки привычных гендерных стереотипов, ослабления поляризации «мужского» и «женского» начал и плюрализации стилей и образов жизни.
2. Вне зависимости от учебного заведения и пола гендерный стереотип женщины включает в себя следующие качества: красота, нежность, эмоциональность, слабость. С точки зрения структурно-функционалистской гендерной теории, маскулинность или фемининность личности зависит от ее стремления занять определенный статус, соответствующий определенной гендерной роли. «А сами маскулинность и фемининность выступают комплексом представлений об ожидаемом поведении, которое бы удовлетворяло потребности и соответствовало ценностям господствующей группы (мужчин). Для себя удобнее законно быть агрессивным, интеллектуальным, сильным, энергичным. Тогда как подчиненных удобнее держать пассивными, менее умными, покорными, добродетельными» [26, с. 22-23]. Т.е. мы видим, что образ женщины (и у студентов, и у студенток в учебном заведении любого типа) выстраивается от желаний и потребностей мужчин. Телевизионный образ внушает нам, что женщина ценится, пока она молода и удовлетворяет принятым в данной культуре понятиям о красоте и женственности. По меткому определению И.В. Грошева, современная реклама нередко представляет собой рекламно-порнографический жанр. Более того, фейсизм присутствует практически на каждом плакате с рекламой на улицах любого города: от МТС (где в центре «яйца» – их торговом знаке – изображено не лицо звонящей по телефону девушки (оно вообще обрезано сверху против всех правил художественной фотографии), а ее грудь) до рекламы нижнего белья. Более того, респонденты женского пола добавляли к списку гендерных стереотипов женщины ответственность. Это связано, на наш взгляд, с «тройной нагрузкой» женщины: работа, домашнее хозяйство, воспитание детей. «В советской семье дети усваивали специфические социальные установки относительно семейной жизни: брак и дети нужны в первую очередь женщине, мужчина в доме – это «три Т: тахта, тапки, телевизор». При этом у девочек неосознанно складывалось представление о том, что муж – это еще один ребенок, требующий ухода, заботы и контроля» [128, с. 144].
3. Если девушка отлично учится, то с точки зрения и парней, и девушек в любом учебном заведении, это следствие усидчивости и хороших отношений с преподавателем. В отличие от респондентов женского пола, респонденты мужского редко добавляли в этот список интеллект. Но при оценке отличной учебы парня респонденты ВУЗов и ССУЗа отмечали главной причиной высокий уровень интеллекта (в ПТУ это не наблюдается). Что особенно удивительно, во всех типах учебных заведений в качестве причины высоких отметок парня указывалась помощь девушки (особенно часто так отвечали сами девушки и парни из ПТУ). Общий вывод по этому пункту: по оценке респондентов-мужчин если девушка хорошо учится – это следствие усидчивости, если парень – интеллекта, а по оценке респондентов-девушек, это следствие интеллекта вне зависимости от пола.
Информация о работе Особенности гендерной социализации студенческой молодежи