Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 03:59, дипломная работа
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что гендерная социализация студентов представляет собой проблему не только индивидуальную, затрагивающую интимные стороны личности, но и социальную, касающуюся здоровья молодежи, ценностных ориентаций, образа жизни, стиля поведения, представления юношей и девушек о семье, работе, на которой они могут принести пользу обществу.
На фоне социальных и политических изменений последнего времени происходящих в российском обществе меняются представления о социальных ролях мужчины и женщины.
Именно в возрасте молодежи будет особенно эффективна целенаправленная гендерная социализация, в связи с тем, что:
в этом возрасте формируется мировоззрение человека, частью которого становятся гендерные стереотипы, а это важнейший этап взросления, который будет оказывать влияние на все последующее развитие личности [279];
типичная черта юношеского возраста – «ролевой мораторий»: диапазон выполняемых ролей расширяется, но юноша не усваивает эти роли всерьез и окончательно, а как бы пробует, примеряет их к себе [59, с. 40];
период первичной гендерной социализации связан в основном с пассивным усвоением культуры, а вторичная социализация предполагает большую включенность когнитивных механизмов и возможность творческого преобразования среды.
Что касается влияния воспитательных и образовательных организаций, то среди исследователей распространена точка зрения о феминном влиянии учебных заведений, которое во многом обусловлено гендерным составом педагогических коллективов. В.Е. Каган: «Мальчик в ходе феминизированного воспитания переходит из одних женских рук в другие (мать – воспитательница – учительница – женщина начальник), и, какими бы ни были призывы воспитания, сколько бы мальчик ни слышал от женщин, каким должен расти мужчина, он воспитывается прежде всего как «удобный в обращении» для женщин» [48, с.71]. Односторонность влияния школы, которая поощряет прежде всего феминные качества (ориентация на других, экспрессивные тенденции), отмечают Ю.Е.Алешина и А.С.Волович [3]. Для компенсации подобного воздействия, происходит резкое обособление мальчиков-подростков от женщин, формирование однополых мальчишеских компаний. Но одностороннее влияние сверстников плюс внутренняя неуверенность мальчика подростка в том, насколько он соответствует завышенным критериям «маскулинности», часто порождают компенсаторное «гипермаскулинное» поведение (подчеркнутая агрессивность, грубость, пренебрежение к «женским» чертам характера). Бондаренко Р.А. выяснил, что отмечаемое рядом исследователей феминное влияние школы, самими подростками не фиксируется; наоборот, и девочки воспринимают школу как фактор, который оказывает давление на них скорее в сторону мужественности. Подобный парадокс нуждается в дополнительном исследовании [14]. Также, исследование Р.А. Бондаренко показало, что можно отметить высокую ценность для мужского и женского идеала традиционно мужских качеств. Девочки в собственном идеале ставят мужские качества выше, чем в идеале женщины. Вероятно, это связано с тем, что они считают феминные качества более важными при восприятии женщины в обществе, но для себя более ценным признают наличие маскулинных качеств, которые позволяют легче функционировать в современных условиях.
Существует
другая классификация агентов
Информационно-
Стимуляционно-
Регулятивно-контролирующие агенты – социальные эталоны и корректирующие меры.
Организационно-
К сущностным характеристикам гендерной социализации относятся: идеалы, ценностные ориентации, стереотипы.
Ценностные ориентации – элементы внутренней структуры личности, сформированные и закрепленные жизненным опытом индивида в ходе процессов социализации и социальной адаптации, отграничивающие значимое от незначимого [324].
Многие
исследователи пишут о
Гендерные идеалы воплощают культурные представления о мужском и женском поведении, к которым следует стремиться. На многих рекламах сигарет изображен идеал мужчины, а образ мужчины в рекламе пива, с нашей точки зрения, ярко транслирует гиперкомпенсацию через гипермаскулинизацию фемининной структуры личности. Идеал женщины обычно связывали с заботами о доме и детях. Но затем во многих рекламных объявлениях женщин стали изображать в конторах, служебных командировках и т.п. Гендерный идеал – не константа, и меняется в зависимости от времени и цивилизации. «Идеал – идеальный образ, имеющий нормативный характер и определяющий способ и характер поведения, деятельности человека или социальной группы» [323]. Фомин В.Н. говорит, что кумирами молодежи являются женоподобные кумиры: Майкл Джексон, Валерий Леонтьев, Филипп Киркоров, Дмитрий Маликов и т.п. [144] Даже четыре года назад (учебное пособие Фомина В.Н. вышло в 2004 году) эти люди были идеалами разве что бабушек современной молодежи. Феминный Зверев совсем не пользуется популярностью ни у современных парней, ни у девушек. Идеалами современной молодежи можно назвать Гарика Харламова, Михаила Галустяна, Ивана Урганта, т.е. именно маскулинных, уверенных в себе, общительных молодых людей с чувством юмора.
Гендерные стереотипы – относительно устойчивые, повторяющиеся, общепринятые представления о месте и исполняемых ролях того или иного гендера в обществе, а также о личности людей той или иной гендерной идентичности, определяющие допустимые гендерные репрезентации [26]. «И.С. Кон…констатирует глубокие сдвиги в гендерных стереотипах и поведении, которые, однако, по его мнению, означают не «феминизацию» мужчин и/или «маскулинизацию» женщин и образование некоего «унисекса», а ослабление поляризации гендерных различий и связанной с ними социальной стратификации. Многие традиционные различия мужского и женского, которые привычно ассоциируются с половым диморфизмом, такие как инструментальный и экспрессивный стиль жизни или мужская гомосоциальность, не столько исчезают, сколько трансформируются и перестают быть обязательной социальной нормой. Это открывает дорогу проявлению множества индивидуальных вариаций…В молодежной среде также можно наблюдать подчеркнутые выше тенденции. Однако и здесь все еще достаточно сильны установки на половой диморфизм, восходящий к традиционным различиям мужского и женского» [102, с. 15]. Вообще, о феминизации мужчин и маскулинизации женщин говорить некорректно, т.к. не существует унифицированной роли мужчины и женщины.
Авторы многих статей [307; 308; 309] делают вывод, что следование гендерным стереотипам, которые разграничивают маскулиность и фемининность как две взаимопротивоположные модели поведения, оказывает отрицательное влияние на адаптационные возможности психики и поведение мужчины и женщины.
В этом параграфе мы рассматриваем классификацию сфер социализации, которые наиболее активно формируют гендер человека, и критически описываем классификацию механизмов гендерной социализации и характер влияния агентов гендерной социализации. Гендерная социализация молодежи проходит под влиянием различных социальных институтов: семьи, учебного заведения, религиозных организаций, СМИ, а также живого непосредственного общения индивидуума с окружающими людьми. К данному этапу уже окончилась т.н. первичная гендерная социализация, связанная с пассивным усвоением культуры. Вторичная социализация предполагает большую включенность когнитивных механизмов и возможность творческого преобразования среды. По мере взросления роль семьи в формировании гендера личности постепенно уменьшается и преобладает критическое восприятие реальности, в тоже время, увеличивается роль круга общения, книг, фильмов, интересов. Т.е. имеет место следующий феномен: человек, взрослея и расширяя круг контактов, уже активно и самостоятельно выбирает основной круг общения на основе близости ценностей и интересов. В свою очередь, данный круг общения и тот, в котором молодому человеку приходится быть, (т.е. в учебном заведении) воздействуют на его восприятие феминности-маскулинности вне сознательного выбора индивидуума (дифференциальное усиление), и ему приходится либо подчиняться, либо чувствовать социальное неодобрение.
Гендер является неотъемлемой частью социальных практик взаимодействия людей и оказывает влияние на все аспекты жизни человека. Через «гендерную линзу» [26, с. 14] человек воспринимает любую информацию и передает ее в окружающий мир тоже с помощью гендерного дисплея. Молодежь – это будущее любого общества, но особенности гендерной социализации студенческой молодежи еще не изучались.
Задачи исследования:
Степень научной разработанности темы. Существует множество исследований, доказывающих, что между социальными ролями мужчин и женщин и биологическими различиями нет никакой причинной зависимости, т.е. социальный пол человека имеет автономное от биологического пола существование и полностью складывается в сфере общения и социального взаимодействия людей определенных культур и исторических эпох. Более того, критический взгляд на историю убеждает в том, что само представление о поле как объективно существующем биологическом феномене является социально-историческим конструктом. Также существует множество исследований, посвященных гендерной социализации в раннем возрасте, школьном, даже пожилом, но конкретно проблема гендерной социализации молодежи практически не исследована. Исключением являются 2 работы: учебное пособие Фомина В.Н. и электронный ресурс «Исследование роли маскулинности в формировании противоправного поведения», но данные работы мы не считаем достаточными. Критику первой работы мы представили во 2 главе диплома, но в самых общих чертах недостатки его работы заключаются в следующем:
Электронный ресурс «Исследование роли маскулинности в формировании противоправного поведения» интересен следующим выводом: «уровень маскулинности девиантных подростков в несколько раз превышает норму» [286]. Также есть несколько причин, по которым мы не можем считать достаточной эту работу:
Информация о работе Особенности гендерной социализации студенческой молодежи