Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 17:59, реферат
Актуальность темы исследования. Как это ни покажется парадоксально, но актуальность той или иной проблемы является производной в какой-то степени от усилий философии. Именно философия нередко определяет, что актуально или неактуально сегодня. Сделать это ей позволяет ее постоянная нацеленность на фундаментальные свойства и проблемы бытия. Трудно не согласиться с мыслью К.Ясперса, который следующим образом определил, что есть философ: "Философ - нечто большее, чем просто познающий. Его характеризует и материал, который он познает, и происхождение этого материала.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. МОЛОДЕЖЬ КАК ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ
& 1. Социальные и теоретические предпосылки проблемы изучения молодежи
& 2. Методологические подходы к определению понятия "молодежь"
& 3. Молодежь и время
ГЛАВА 2. СОЦИАЛИЗАЦИЯ МОЛОДЕЖИ
& 1. Социализация как социальная и научная проблема
& 2. Проблема социализации человека в западной философии
& 3. Формы социализации
ГЛАВА 3. ВАЖНЕЙШИЕ ФАКТОРЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ
& 1. Проблема самоидентификации молодежи
& 2. Взаимосвязь поколений
& 3. Духовные факторы социализации
ГЛАВА 4. ТРАДИЦИИ, ИННОВАЦИИ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ МОЛОДЕЖИ
& 1. Проблема традиций и инноваций в культуре
& 2. Общество, традиции и социализация молодежи
& 3. Инновации и социализация молодежи
ГЛАВА 5. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ
& 1 Кризис традиционных форм социализации молодежи
& 2. Становление государственной молодежной политики
& 3. Методологические проблемы современной социализации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
Школа ищет в современности свое место, и роль учителя должна быть иной. Особенно заметно, что роль учителя сведена фактически к нулю, на селе. Для того, кто знает реальную картину состояния сельской школы, в том числе кадровый состав, материальное обеспечение и др., и без того ясно, что на селе нужно коренным образом менять среднее образование, переориентировать его на новые образцы. Там школа должна быть и функционально, и по содержанию отличной от городской. Когда школа ослабит свою установку на сугубую трансляцию псевдонаучных знаний и вернет себе утраченные воспитательные функции, тогда сила школы как института социализации, а сельского учителя как ее субъекта, станет более заметной.
Традиционный третий компонент - "улица",
или приятели, сверстники. Их влияние
пока (оказалось) ниже влияния всех
взрослых, что в целом можно
оценить как положительную
Сравнения с данными наших соц.
Во-вторых, ощутимо снизилась роль как социально значимых и у родителей, и у взрослых в целом. В-третьих, значительно упала роль ровесников, как в лице брата и сестры, так и приятелей. В-четвертых, потеряли прежний рейтинг все образцы из книг и кинофильмов, знаменитые люди своего времени. Хотя тоже понятно, что в 1992 году это были все-таки другие герои и другие знаменитости.
В-пятых, значение бабушки и дедушки как третьего поколения осталось примерно на том же уровне. Это свидетельствует, несомненно, с одной стороны, о достаточно сформированной уже и устойчивой тенденции уменьшения влияния предков на современную молодежь. При этом ясно, с другой стороны, что оно никогда не может быть сведено к нулю, ибо в сугубо личном плане, если отвлечься от социальных характеристик, то полученные 2% признающих авторитет "дедов", в обществе всегда будут, поскольку они представляют оценку тех, кто прошел через теплые руки своих бабушек и дедушек. Не думаем, что сегодня эти родовые отношения сильно изменятся, даже если мы будем иметь полностью вестернизированный образ жизни. Потому что если даже взять основную фабулу воспоминаний героев таких кинофильмов, то как правило, там все равно присутствует идеализированный мир бабушек и дедушек, даже у закоренелых индивидуалистов.
Сравнения с данными исследования 1995 года по Красноярскому краю позволяют уловить общее и специфическое. Так, примерно одинаковый уровень значимости и привлекательности матери, отца и бабушки с дедушкой у Оренбургской и Красноярской молодежи свидетельствует о базисности этого отношения, о главном месте полноценной семьи и родителей в процессе социализации. Примечателен и тот факт, что в этом смысле брат и сестра теперь для современной молодежи - обременяющие обстоятельства. Возможно, это те "рты", с которыми приходится делиться, и потому так не желают быть похожими на них участники опросов. Ведь не очень-то хочется подражать человеку, существование которого для тебя в чем-то обременительно.
Что молодежь - зеркало всех социальных отношений, известно давно. Но зеркало это - специфическое: оно отражает только те стороны бытия и сознания, которые затрагивают их больше всего. Можно отметить, что в абсолютном смысле в ценностном сознании молодежи сейчас на смену силе пришли честность и справедливость. Нашу молодежь теперь привлекают люди честные и борющиеся за справедливость, она хочет им подражать. То есть, романтизм еще не умер, это радует, особенно если помнить, что речь идет о молодых людях. А вот мир взрослых как социально значимых явлений и отношений начинает приобретать контуры, уже выстроенные в соответствии с сегодняшними реалиями. И здесь - как ни печально, но уходит умение понимать другого, о чем свидетельствует сопоставление наших показателей 1992 и 1997 годов.
Научиться понимать другого, и прежде всего старшие поколения, - это важнейшая социальная проблема. Трансляция нравственных образцов без понимания их сути и смысла - бессмысленное занятие. Прививку высоких нравственных идеалов, в том числе и чувство патриотизма и гражданской ответственности и т.д., надо осуществлять очень осторожно и умело. Здесь как нигде требуются и внутренняя зрелость воспитателя, и его умение, иначе можно получить обратный результат, отторжение, протест. В общем, здесь есть над чем подумать при попытках осуществить на деле преемственность поколений.
Говоря о степени возможного влияния старшего поколения на молодежь, необходимо подчеркнуть важность такого фактора, как мера доверия молодежи к старшим или другим взрослым. Если коротко прокомментировать общие изменения, происшедшие за последние 5 лет, то обращает на себя внимание одна общая тенденция - если раньше за помощью обращались в трудную минуту к родственникам, то теперь гораздо чаще стали видеть надежду и опору в знакомых взрослых, в том числе в учителе и мастере. Это значит, что сейчас институт социально значимых лиц в новых реалиях приобрел еще одну важную фигуру - взрослый знакомый. Объяснение этому феномену может быть найдено в той конфигурации социального пространства и нового распределения ролей, когда близкие родственники не в состоянии выполнить роль социализатора, способствующего адаптации молодого человека к новым для него условиям. Хотя мы ранее отмечали, что круг социальных контактов в целом смыкается, стремясь замкнуться на семье. Но когда речь идет о советах и помощи в трудном положении, то семейного опыта и знаний может вполне естественно не хватить для поиска оптимального решения вопроса или выхода из конкретной затруднительной ситуации.
Очень возможно, что именно поэтому
за последнее время наметился
очень медленный и
Структура обращений молодежи за помощью в критических ситуациях, показывает то же стремление молодежи к самостоятельному решению проблем собственными силами. Это не просто самоуверенный максимализм молодежи, а проявления префигуративности современной культуры. Даже мать как самый близкий человек отходит сегодня на второй план, уступая место сверстнику, а более значительный показатель этого отхода у городской молодежи говорит о несомненном усложнении реалий городского бытия. В этом - подтверждение общей тенденции перехода нашего общества к новому этапу, когда сверстники выступают главным информационным и поддерживающим источником в решении индивидуальных, зачастую интимных, проблем. Это чревато ослабеванием связей между поколениями, проблематичностью трансляции и восприятия прежнего опыта и, как сказано в 1 главе, "уплощением" социального пространства бытия молодежи ввиду локализации деятельностных и прочих связей и отношений в плоскости одного поколения.
Сельская молодежь более консервативна и сохраняет в большей степени традиционный уклад, даже в таких, как будто уже радикально изменившихся, социальных условиях. Можно даже отметить, что в этом она сегодня больше похожа не на современную городскую, а на бывшую советскую молодежь периода перестройки. Пожалуй, можно даже говорить о некотором запаздывании социальных перемен или их амортизации сельским укладом жизни. Хотя в главных позициях, в том числе в перемещении акцента на самостоятельность и уходе материнской помощи на второй план, все же отражается общая тенденция ухода в прошлое советского матриархата в семье. В главном моменте эту черту - доверие прежде всего самому себе - выявило исследование и в Красноярском крае.
Будет ли то, что придет на смену прежнему, лучше, пока трудно сказать, хотя трудно удержаться от известной доли скептицизма. Потому что заметно усиливается такая явно выраженная тенденция, как выпадение из пространства социально-значимых людей все большего круга лиц с социально-приемлемой ориентацией и замещение их лицами с асоциальными и криминальными установками и ориентациями.
"Количество преступлений,- отмечается
в одном из официальных областн
Итак, современная молодежь меньше всего стремится быть на кого-либо похожей. В этом - и позитив, и негатив ситуации. Потому что, с одной стороны, молодые люди априори отвергают предлагаемые обществом социально-одобряемые роли и функции поведения; с другой стороны, методом проб и ошибок, но они все-таки приходят к тому, что их деятельность должна - с необходимостью должна - быть оценена социумом. Потому что даже в крайней форме ухода от общества - группизме - требуется определенный набор одобряемых и принимаемых данной группой норм. Соответственно, в подобных исторических ситуациях необходимо "искусственно-технически" поддерживать такие локальные сообщества с социально-приемлемыми ориентациями, чтобы через них молодежь все-таки находила бы путь к большим социальным группам и истинным ценностям человеческого общежития.
Хотя городская и сельская молодежь находятся как бы в различных стартовых условиях, но однако общая тенденция одинакова - мир взрослых как значимый уходит на второй план по сравнению с миром сверстников. А значит, наиболее приемлемыми и состоятельными организаторами молодежного движения сейчас становятся сами молодые люди, объединенные в организованные формы. Прежние формы социализаторской деятельности, можно сказать, угасли, а новые на смену им не пришли. Особенно это касается досуговой деятельности - одной из самых популярных и востребованных молодежью. Несмотря на половодье ее технического оснащения, ее требуется на самом деле в значительно большем количестве и качестве, чтобы через досуговую деятельность обеспечить положительную социальную ориентацию молодежи.
На фоне общего ослабления социализующего влияния на молодежь семьи, родственников и взрослых знакомых, при давнем выпадении из этого круга школы и учителя, обратим внимание еще на один штрих, не имеющий видимого прямого отношения к взаимоотношениям поколений. Это отношение к героям книг и фильмов как образцам поведения и ценностных ориентаций.
Здесь в наших соц.исследованиях обнаружились расхождения с данными, полученными в Красноярске. Это - довольно низкий в среде молодежи, в отличие от Красноярска, рейтинг героев книг и кинофильмов как образцов для подражания. Причины этого, по-видимому, надо искать в социо-культурных особенностях территорий, в том числе в уровне культуры, специфике местного менталитета и т.д. Основание этих различий не в последнюю очередь может лежать и в различии уровней интеллектуализации молодежи, которое, в частности, демонстрируется показателем относительного числа молодежи, обучающейся в вузах, на 10000 населения, который в Оренбуржье почти вдвое ниже, чем средний по России. Но это - с одной стороны.
С другой стороны, учитывая специфичность, однонаправленность и весьма незначительный культурный уровень популярной и распространенной кино- и книгопродукции последних лет, возможно, что снижение положительного отношения нашей молодежи к героям книг не случайно. При этом можно предположить, что и у Красноярской молодежи тоже сегодня (по сравнению с 1995 годом, когда проводилось исследование) поубавилось желания быть похожим на современных героев книг. Хочется в это верить.
А что касается киногероев, то здесь для Оренбурга, может быть, в отличие от романтически настроенного Красноярска, холодным душем будут цифры Оренбургской статистики 1997 года: за истекшие 7 лет число посещений кинотеатров сократилось в 32 раза. С библиотеками и количеством литературы дела обстоят просто плохо (См.180). В таких условиях можно обрести представления о современном герое лишь из продукции видеоиндустрии, а там герои культурой не блещут. Может, поэтому оренбургская молодежь уже и не хочет быть на них похожей. Но возможно, в Красноярске просто с прокатом дела обстояли лучше.
Из приведенных сравнений
Ушла, в том числе, добрая старая классика - носитель вечных ценностей. Ушла история в лицах и эмоциях. Многое ушло. А вместе с этим резко уменьшилось число субъектов социализации - давно покинул их ряды учитель, уходят семья, родственники, взрослые знакомые, романтические герои кино и литературы, даже сверстники. Молодой человек все больше остается один, наедине с проблемами.
& 3. Духовные факторы социализации
Субъект не способен идентифицировать
себя в социальном пространстве и
времени без специфических
Информация о работе Проблемы социализации современной молодежи