Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 17:59, реферат
Актуальность темы исследования. Как это ни покажется парадоксально, но актуальность той или иной проблемы является производной в какой-то степени от усилий философии. Именно философия нередко определяет, что актуально или неактуально сегодня. Сделать это ей позволяет ее постоянная нацеленность на фундаментальные свойства и проблемы бытия. Трудно не согласиться с мыслью К.Ясперса, который следующим образом определил, что есть философ: "Философ - нечто большее, чем просто познающий. Его характеризует и материал, который он познает, и происхождение этого материала.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. МОЛОДЕЖЬ КАК ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ
& 1. Социальные и теоретические предпосылки проблемы изучения молодежи
& 2. Методологические подходы к определению понятия "молодежь"
& 3. Молодежь и время
ГЛАВА 2. СОЦИАЛИЗАЦИЯ МОЛОДЕЖИ
& 1. Социализация как социальная и научная проблема
& 2. Проблема социализации человека в западной философии
& 3. Формы социализации
ГЛАВА 3. ВАЖНЕЙШИЕ ФАКТОРЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ
& 1. Проблема самоидентификации молодежи
& 2. Взаимосвязь поколений
& 3. Духовные факторы социализации
ГЛАВА 4. ТРАДИЦИИ, ИННОВАЦИИ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ МОЛОДЕЖИ
& 1. Проблема традиций и инноваций в культуре
& 2. Общество, традиции и социализация молодежи
& 3. Инновации и социализация молодежи
ГЛАВА 5. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ
& 1 Кризис традиционных форм социализации молодежи
& 2. Становление государственной молодежной политики
& 3. Методологические проблемы современной социализации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
В свете сказанного ясно, что когда
у нас школа под флагом времени
стала транслировать не традиционные
жизнесмысловые и социо-сберегающие
ценности, а научные, профессионально-производственн
Это стало тем более возможным, ввиду того, что отношение к интеллигенции как к слою работников умственного труда, т.е. как к непроизводительному слою, - в противовес пониманию труда только как крестьянского труда - это отношение жило в крестьянской среде в установке, что трудится лишь тот, кто работает руками, и точнее - кто землю пашет. И когда ставилась задача землю пахать, то эта установка работала нормально. Но когда Россия вышла на задачу индустриализации и встал вопрос о кадрах, то сиюминутная задача формирования специалиста подменила историческую задачу формирования себе подобного. Надо было специально подумать, как достичь первое, не теряя второго. В первую очередь, какого содержания должно быть гуманитарное знание, ответственное за поддержание ментальных конструкций. Однако велением времени были естественные науки и техническое знание.
А в это время роль гуманитарного знания выполняла идеология. И определенную социально-гуманитарную часть воспитания она восполняла - пусть на агитационно-политическом уровне, микшируя издержки гипертрофированного естественно-научного и технического знания. Но в 60-е годы позитивистская планка у нас была поднята еще выше, гуманитарный сектор явно отставал, а прежняя агитационно-политическая идеология уже была слишком примитивна, груба и явно недостаточна, чтобы выполнять прежнюю компенсаторную функцию. Поэтому как система ценностного самоопределения это образование перестало работать. Происходит скатывание образования к формализму и фактической деградации.
Но когда ментальный конструкт переплетается с идеологией, то пренебрежение им влечет порой неожиданные последствия большой разрушительной силы. К примеру, много ли найдется у нас идеологов, которые всерьез озаботились бы сейчас исследованием и учетом значения мессианства в национальном сознании русского народа? А ведь идея мессианства как ментальная характеристика русского народа столетиями жила в России, в частности, на ней построили свой успех большевики. А как утверждает В. К. Кантор: " С 1917 года до середины 50-х, русский народ не выдвинул ни одной новой мессианистской доктрины и не воспринял таковой" (171, с.47)
И.В.Сталин - вполне в русле идей мессианства, а следовательно, в согласии с российским менталитетом, - поставил на сверхидею - коммунизм и сохранял ее всеми имеющимися средствами. До его смерти идея мировой революции и коммунизма во всемирном масштабе была жива и на нее работали все социальные институты советского общества. При этом Бухарина, который провозгласил: " Обогащайтесь", Сталин отодвинул, сказав, что этого не надо, что во имя светлого будущего будем вот так сегодня жить. В 60-е годы Н.С.Хрущев выдвигает лозунг: "Жить не хуже, чем в Америке!", "Догоним и перегоним Америку по производству мяса, молока и масла на душу населения!"(171, с.43).
То есть, Сталин включился в одну модернизаторскую парадигму, а Хрущев - в другую. И Хрущев, в отличие от Сталина, фактически провозгласил идею "сегодня будем жить". В это время кардинально меняются представления партии и идеологов о коммунизме - можно сказать, это был уже чистый ревизионизм, суть которого - замена духовных ценностей материальными. Это было отражено и в Программе партии, где отныне коммунизм трактовался как изобилие, что "польется полным потоком". А раз это идеологически никак не обсуждалось, то транслировалось во все сферы. А что же светлое мессианское будущее, когда наступит? А никогда. Эта новая идея попала на подготовленную почву послевоенных тягот и желания людей жить лучше.
Какие последствия для социальной жизни, а затем и менталитета имела эта идеологическая инверсия? Это был перелом, когда дипломированная интеллигенция пошла в таксисты - чтоб было "больше молока и мяса". Отсюда и тогда же пошла процентомания, в том числе и в образовании - дадим больше кадров, перегоним по производству их на "душу населения". До появления хрущевской идеологии система образования работала и воспроизводила определенные духовные ценности, всеми имеющимися средствами, вплоть до репрессивных методов, корректирующих "отклоняющееся поведение". А Хрущев, как мы теперь понимаем, сказал: "Раз коммунизма нет, то все дозволено". Что главное - не миссия, не царство светлого будущего, а задача перегнать по количеству мяса и масла. Раз нет мировой миссии, то есть цель и смысл попроще - кушать хорошо. И пошла система вразнос.
Таких моментов в проявлении различных свойств менталитета может быть неожиданно много - ведь нам почти неизвестно, с чем приходится иметь дело, и когда это " нечто" как себя проявит. Кроме того, ведь надо еще много исследовать менталитет по различным аспектам. Говорят же о политическом менталитете, нравственном и других его видах. Сейчас все разговоры о менталитете происходят и возможны лишь на уровне мнений, потому что к исследованию этой проблемы только-только приступают.
Сегодня в России констатируется принципиально новая политическая реальность, которую мучительно сознают граждане нашей страны. Она заключается в том, что впервые за всю тысячелетнюю историю Россия стала зависимой страной. Как изменится поле национальной идентичности и как отразятся эти изменения в национальном менталитете, все пространство которого было организовано вокруг стержневого исторического обстоятельства и главной ценности - Россия как страна и нация возникла на необходимости защиты от врага, т.е. на идее свободы и независимости. Сейчас фактически она теряет этот смысловой и организующий стержень, определяющий ее национальную специфику.
Выбор, стоящий сегодня перед обществом и государством на перспективу, тоже несвободен. Нам надлежит выбирать сегодня из весьма ограниченного числа альтернатив: либо Россия впредь остается страной, полностью зависимой, либо частично зависимой, либо она будет стремиться к полной независимости. Отныне степень зависимости от партнеров будет определять нашу свободу в принятии решений и построении своей судьбы. (См.135, с.130-131) Как повлияет это обстоятельство на изменение российского менталитета, что вынесет из этой ситуации молодежь? Как совместить прежние ценности, на которых мы привычно социализовали молодежь, с новыми реалиями?
Сейчас уже очевидно, что не может
быть сильной личности и ее полноценной
реализации сегодня в отсталой стране
и слабом государстве. Проблемы укрепления
государственности и
Что ожидает Россию завтра - во многом зависит и от того, какие знания и какие иллюзии питает народ российский о себе, своей истории и государственности. Ныне народ безмолвствует, садит огурцы на стронциевых грядках и радуется, что еще жив, если вообще задумывается об этом. Есть ли у России историческая перспектива - ответ лежит и в углубленном исследовании прошлых ментальных конструкций, и ментальности сегодняшней.
ГЛАВА 4. ТРАДИЦИИ, ИННОВАЦИИ И
СОЦИАЛИЗАЦИЯ МОЛОДЕЖИ
& 1. Проблема традиций и инноваций в культуре
За последние годы в истории России произошла такая "перестройка" всех сфер жизнедеятельности общества, что трудно подобрать даже подходящие понятия для адекватного описания и интерпретации всех происходящих процессов. Новые условия, в которых оказалась Россия в 80-90-х годах, поставили перед государством и обществом задачу выработки новых путей и моделей жизнедеятельности общества. Понимание, что решение таких масштабных задач невозможно без достаточно развитой теории, активизировало поиск теоретических оснований деятельности социальных институтов.
Найти нить Ариадны в российской действительности в наше время невозможно без осмысления проблемы реального воплощения исторического процесса в традиции и через них. Это актуально и при обсуждении вопросов, связанных с молодежью и ее социализацией, будь то кризис взаимосвязи поколений или кризис и реформирование современного образования. Потому что полем действия для философа вообще выступает весь процесс всемирной истории в целом, а в современной России этот выбор еще предопределен и теми особыми реалиями нашего бытия, которые однозначно определяются как кризис социальности. В нестабильную переходную эпоху, которую проживает Россия, особое значение приобретает не просто большой опыт минувших поколений, связанный с разрешением проблем, возникающих в процессе выхода из кризисного состояния, установлением атмосферы доверия между различными социальными группами, поиском компромиссных вариантов, и т.п., а именно наличие традиций. Ибо опыт, пусть даже и большой, всегда носит уникальный и рецептурный характер, но именно поэтому он и не может быть просто оттранслирован в наше время, тогда как традиция позволяет это проделать. Почему и как она это делает? Попытка найти ответы на эти вопросы напрашивается сама собой.
С другой стороны, она приводит к выводу и об ограниченности традиции и традиционных механизмов передачи культуры, особенно в наше время. А значит, в определенной мере показывает наивность некоторых наших ожиданий, ибо даже если мы и найдем в своем историческом опыте традиции разрешения конфликтов, то сегодня они могут оказаться вовсе и неприменимы. Чтобы избежать голословия, постараемся в дальнейшем рассмотрении проблемы развернуть не только и не столько собственное понимание традиции и инновации, сколько те позиции, которые до сих пор являются в какой-то мере руководством к действию в нашей практике, заводя иногда в тупик.
В переломные моменты истории традиции и традиционные ценности обретают тот особый смысл, что становятся, прежде всего, нравственной опорой в поисках путей дальнейшего развития общества, государства и человека. Смысл традиций, их нормативно-регулятивной функции в социальной жизни проявляется в том, что они позволяют сохранить не только основу, содержательную наполненность тех конкретных исторических форм жизнедеятельности общества, которые породили их, но и специфические формы собственного существования. Это в наше время особо значимо и выходит на передний план, но одновременно и мистифицирует роль и значение традиции в развитии общества.
Потому что до сих пор о традициях известно далеко не все. В частности, не решена задача по выявлению способности традиции и традиционных форм ответить на новые вызовы времени. Способны ли они в принципе и в конкретных случаях отбрасывать устаревшее, адекватно реагируя на происходящие сдвиги в материальной и духовной сфере, изменяться и развиваться? Всегда ли традиционный механизм является лучшим выходом из сложившейся ситуации или есть более адекватный сегодняшним реалиям механизм разрешения назревших противоречий и проблем?
Особого исследовательского внимания заслуживает и проблема "трансформации" традиций на этапе перехода к новым формам общественного устройства, к реальной демократии, не просто их возможность адаптироваться к задачам преобразования общества, государства и человека, но и способность к актуализации в этом процессе всего своего потенциала.
Необходимость таких исследований, важных для многих сфер деятельности, особенно назрела там, где наиболее активно предпринимаются шаги по социальному реформированию общественных институтов и структур. В частности, в образовании, где с не такого уж и дальнего прошлого мы стали свидетелями великого множества проектов, массово начинавшихся как "инновации". Часть которых была устремлена вдогонку "за мировым опытом", а часть предпринималась под флагом "возрождения российских традиций" в образовании.
В научно-профессиональном сообществе всегда существует некая мода на слова, педагогика (в силу разных неблагоприятных причин взявшая фактически на полный откуп сферу образования, особенно общего) тоже отдает ей немало сил и внимания. Это сегодня в значительной мере компенсирует недостаточный (а нередко просто низкий) уровень ее научной методологии, поэтому она до сих пор действительно больше искусство, чем наука, как любят повторять сами педагоги.
И как это в основном происходит на начальном уровне возникновения и разработки проблемы, использование терминов не носит строго характера, значительно чаще они приклеиваются как ярлык к тем или иным событиям, в зависимости от предпочтений очередного автора очередной педагогической (и шире - образовательной) "инновации". В этом отношении к счастью, другие формы социализационной деятельности пока носят в большинстве своем стихийный и малоспециализированный характер, что пощадило их от повальных "инноваций" или "возрождения традиций".
По указанной причине, например, трудно отличить что сегодня является образованием, а что им не является в системе образования в целом. Здесь имеется ввиду то, что за 10 лет, с 1988 года - очередной попытки реформировать в целом систему образования в стране - до сих пор не найдено оптимальное единство соотношения старого и нового в образовательном процессе, т.е. традиционного и инновационного. Все педагогические новации, связанные со сменой вывески - школы - в гимназии, ПТУ - в лицеи, техникумы - в колледжи и т.д., при ближайшем рассмотрении оказываются малоосмысленными и в содержательной перспективе малопозитивными начинаниями. В этом неудержимом стремлении наших школ получить некое новое качество, прямо скажем, магическую роль играют словосочетание "возрождение традиций" и термин "инновация". При этом мы берем на себя смелость утверждать, что никакого возрождения традиций здесь нет и не может быть (равным образом, как инноваций, если посмотреть на них в содержательном плане).
Информация о работе Проблемы социализации современной молодежи