Психологические аспекты причин беспризорности в подростковом возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 12:19, дипломная работа

Описание

Безнадзорный – несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению или содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц.

Работа состоит из  17 файлов

Вступительное слово.doc

— 25.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Введение диплома.doc

— 40.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

ВВЕДЕНИЕ.doc

— 109.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Диплом Павлова Инна.doc

— 94.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Документ Microsoft Word.doc

— 298.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Документ Microsoft WordПолезно.doc

— 25.00 Кб (Скачать документ)

Исследования.doc

— 227.00 Кб (Скачать документ)

 

Интересное исследование структуры  детской беспризорности было проведено Московским городским центром «Дети улиц»[67]. При этом все источники формирования детской беспризорности были разделены на пять групп.

 

В первую группу были отнесены дети, причиной беспризорности которых явилась  нелегальная миграция семей из ближнего зарубежья в Россию. По данным Московского городского центра «Дети улиц», эта группа составляет 4 – 5 % от общей массы беспризорных детей.

 

Вторая группа беспризорных детей  формируется из несовершеннолетних, оставшихся без родителей либо иного  попечения в силу различных трагических обстоятельств (катастроф, мятежей и т. п.). Число этих подростков, по данным исследования, составляет 8 – 9 % от всех беспризорных.

 

Третья группа несовершеннолетних беспризорных образуется в результате попытки скрыться от суда и следствия после совершения уголовно наказуемых деяний. Доля этих детей не превышает 0,5 %.

 

Четвертая, самая многочисленная группа несовершеннолетних беспризорных –  это самовольно ушедшие из дома. Дети-беглецы покидают родительский кров из-за жестокого с ними обращения, пьянства или наркомании родителей, сексуального насилия и в силу других причин. Доля таких детей достигает 82 – 86 %.

 

Последняя, пятая группа несовершеннолетних мигрантов состоит из лиц, самовольно покинувших специальные детские  учреждения – спецшколы, СПТУ, детские дома, школы-интернаты, иные объекты. Ранее эти подростки входили в одну из четырех перечисленных групп несовершеннолетних мигрантов. Попав под социально-педагогический контроль государства, они были размещены в упомянутых детских учреждениях. Количество этих подростков составляет 5 – 6 %.

 

Среди причин роста детской беспризорности и безнадзорности специалисты Московского  городского центра «Дети улиц» называют следующие[68]:

 

- падение доходов семей с  детьми, часто до катастрофически низкого уровня; безработица взрослых членов семьи;

 

- резкое увеличение распространенности  кризисных явлений в семье  (повышение нестабильности семей,  увеличение числа неполных семей  с детьми, асоциальное поведение  родителей);

 

- морально-психологический кризис у части общества в условиях выработки новых морально-нравственных ценностей, распространение морали вседозволенности;

 

- открытость границ России для  стран, ранее входивших в Советский  Союз, их еще более тяжелое  экономическое положение, а в  ряде случаев и вооруженные конфликты ведут к нелегальной миграции детей, причем часто без сопровождения взрослых, из этих стран в индустриальные центры России;

 

- рост криминализации общества, распространенность новых для  России видов правонарушений (проституция, торговля наркотиками и пр.) при одновременном ослаблении механизмов контроля за работодателями в результате развития мелкого и нелегального бизнеса, а также неотработанность механизмов и процедур выявления и наказания взрослых, вовлекающих детей в эти виды деятельности.

 

 Подтверждает данные исследования  и структура беспризорных, приведенная  в работе А.М. Нечаевой[69].  Согласно  представленной ей классификации,  ряды беспризорных детей пополняются  за счет трех основных категорий:

 

- дети, потерявшие семью и родителей из-за их смерти, лишения родительских прав;

 

- дети, «выброшенные» из семьи,  отвергнутые родителями;

 

- беглецы из дома, семьи, детского  интернатного учреждения.

 

Как отмечает А.М. Нечаева, сиротство, вызванное смертью единственного  родителя либо обоих родителей, лишением матери, отца родительских прав, относится к фактам, требующим усилий по устройству ребенка, оказавшегося в одиночестве. Если ранее в большинстве случаев ребенок-сирота устраивался у лиц, пожелавших заменить ему родителей (усыновителей, опекунов (попечителей), приемных родителей) то в последние годы сложности экономического характера невольно сокращают число тех, кто готов взять на воспитание такого ребенка. Следует отметить, что в особенно сложное положение чаще всего попадают осиротевшие дети подросткового возраста, уже искалеченные судьбой, приобретшие за годы жизни в семье асоциальные навыки, любовь к независимости, что существенно затрудняет их устройство в другую семью или интернатное учреждение[70].

 

Кроме того, у сирот шанс стать беспризорником увеличивается и в силу описанного в литературе психологического феномена "неотреагированного горя", который заставляет их искать сочувствия и эмоционального сопереживания на стороне – у мнимых авторитетов[71]. Отсутствие лиц, желающих принять ребенка-сироту в свою семью, вынуждает помещать этих детей в интернатные учреждения.

 

Следует отметить, что существующая на сегодняшний день схема устройства детей-сирот имеет существенные недостатки. Во-первых, это сложный  и громоздкий институт усыновления, лишающий на практике людей, желающих усыновить ребенка и не являющихся его кровными родственниками, такой возможности из-за сложных бюрократических процедур. Во-вторых, как неоднократно отмечалось в литературе, учреждений интернатного типа на сегодняшний день не хватает, а имеющиеся интернаты переполнены[72]. В-третьих, особую тревогу вызывает то обстоятельство, что среди беспризорных детей много воспитанников государственных интернатных образовательных заведений. По сведениям комиссии по вопросам женщин, семьи и демографии при Президенте РФ за последнее время количество детей, убегающих из детских учреждений, возросло на 30 %[73]. Особенно настораживает тот факт, что побеги воспитанников из таких учреждений вызваны побоями, жестоким обращением, в том числе со стороны педагогических работников.

 

Другая категория детей, пополняющих  ряды беспризорников, - это дети, отторгнутые  семьей. Как правило, речь идет о  так называемых неблагополучных  семьях[74].

 

В литературе неоднократно отмечался  тот факт, что неблагополучная семья в России на сегодняшний момент становится все более привычным явлением[75]. Степень и причины семейного неблагополучия разные, начиная от внутрисемейных конфликтов, отравляющих жизнь несовершеннолетних, до полной потери родителями материнского, отцовского инстинкта, деградации личности родителей, порожденной, как правило, хроническим алкоголизмом, наркоманией. В подобных семьях все подчинено непреодолимому влечению к алкоголю, когда забота о детях только мешает и озлобляет. В таких случаях ребенок как бы отторгается от семьи и родителей, он им просто не нужен. Несовершеннолетние дети, когда их некому защитить, уходят на улицу в поисках пропитания, ночлега, а также сочувствия, сопереживания. Если их не успевают вовремя обнаружить, подобрать и устроить управомоченные на то органы, чаще всего их путь лежит к беспризорникам.

 

Отторжение, неприятие ребенка  родителями обычно сопровождается жестоким с ним обращением[76]. К детям  в таких семьях не только не проявляют  заботы, но и постоянно подвергают их телесным пыткам.

 

При рассмотрении проблем безнадзорности и асоциального поведения несовершеннолетних Департамент по делам семьи, женщин и детей Министерства труда и  социального развития РФ обратил  внимание на то обстоятельство, что многие подростки становятся жертвами сексуального насилия, которое калечит психику ребенка, негативно отражается на развитии его личности, приводит к всепоглощающей мысли о бесперспективности жизни. Так, углубленное психологическое обследование воспитанников Люберецкого приюта показало, что сексуальному   насилию   подверглись 21 % приютских детей, причем только в 1/3 этих случаев имело место изнасилование детей посторонним лицом. В 2/3 случаев дети становились жертвами внутрисемейного сексуального насилия со стороны кровных родственников (отца, брата, матери) или фактических воспитателей (отчима, постоянного сожителя матери). Жертвами инцеста становились как маленькие дети (1,5-5 лет), так и девушки 13-17 лет. В ряде случаев сексуальные посягательства со стороны родителей продолжались в течение нескольких месяцев или даже лет[77].

 

Особое место среди обстоятельств, способствующих бегству ребенка  на улицу, занимают психические заболевания, во-первых, родителей, во-вторых, самого ребенка. Что же касается детей, то по информации независимых экспертов около 4,5 % несовершеннолетних в РФ страдают психическими расстройствами. Усугубляется положение и ростом числа умственно отсталых детей. Не случайно в качестве психобиологических предпосылок асоциального поведения несовершеннолетних выделяются такие неблагоприятные особенности психики детей и подростков, как нервно-психическая патология, акцентуации характера, а также отставание в умственном развитии детей, вызванное рядом наследственных факторов[78].

 

Обобщая вышесказанное, можно, на наш взгляд, выделить следующие причины генезиса детской беспризорности и безнадзорности:

 

- экономические (экономический  кризис; безработица; обнищание широких  слоев населения, чье большинство  живет за чертой бедности; голод,  эпидемии);

 

- социальные (повсеместное ослабление  семейных устоев; утрата старшим  и младшим поколениями мо­ральных  ценностей; кризис семьи, увеличение  разводов, рост числа сирот, грубое  обращение с детьми, физические  наказания, сексуальные домогательства  со стороны взрослых);

 

- психологические (ранимость детской  психики, стремление ребенка к  независимости, дефекты воспитания, социопатии);

 

- медицинские (распространение  пьянства, алкоголизма, наркомании; рост генетически обусловленных  психических заболеваний среди взрослого населения России, а также среди детей и подростков);

 

- политические (открытость границ  России для стран, ранее входивших  в Советский Союз, политический  кризис в странах ближнего  зарубежья, значительно усиливший  приток беженцев в крупных  городах России);

 

- социально-правовые (не достаточно  четко проработанный механизм  профилактики детской беспризорности  и безнадзорности, в частности,  громоздкость процедур усыновления,  недостатки устройства системы  интернатных учреждений и др.);

 

- рост криминализации общества (распространенность новых для России видов правонарушений (проституция, торговля наркотиками и пр.) при одновременном ослаблении механизмов контроля за работодателями в результате развития мелкого и нелегального бизнеса, а также неотработанность механизмов и процедур выявления и наказания взрослых, вовлекающих детей в эти виды деятельности).

 

Таковы, на наш взгляд, в общих  чертах причины детской беспризорности в современной России.

 

Как видно из вышеизложенного, данное явление нельзя считать только «социальной болезнью» цивилизованного общества. Это еще и правовая, политическая проблема, прямо характеризующая функциональную способность государства защитить своих граждан, в том числе и несовершеннолетних.

 

*****

 

Таким образом, в настоящей  части работы были исследованы основные причины генезиса детской беспризорности и безнадзорности. В рамках исследования происхождение детской беспризорности и безнадзорности были рассмотрены динамика дефиниций «беспризорность» и «безнадзорность» в юридической литературе и отечественном законодательстве, исторические предпосылки распространенности этого явления, проанализировано состояние детской беспризорности в России на текущий момент, а также выделены основные причины ее возникновения.

 

Исследуя динамику дефиниций «беспризорность» и «безнадзорность» в юридической литературе и нормативно-правовых актах, можно сделать вывод, что данным понятиям не уделяется должного внимания. Более того, отсутствие формулировок и смешение понятий "безнадзорность" и "бес­призорность" свойственно не только многочисленным исследованиям, посвященным различным аспектам детской преступности, но имеет место и в официальных документах. Существенным, на наш взгляд, пробелом текущего законодательства является то, что в законодательных актах, регулирующих права и обязанности несовершеннолетних, понятий детской безнадзорности и безнадзорности долгое время не было предусмотрено (например, в Положении о комиссиях по делам несовершеннолетних (1967 г.), Семейном кодексе, в Кодексе об административных правонарушениях, Уголовном Кодексе).

 

Впервые в законодательстве термины  «беспризорность» и «безнадзорность» определены в Федеральном законе от 24 июня 1999 г. "Об основах системы  профилактики безнадзорности и правонарушений несо­вершеннолетних". В Законе определена грань между понятиями «беспризорный» и «безнадзорный», которой является наличие места жительства (пребывания). На наш взгляд, данная формулировка требует уточнения.

 

Поскольку основной функцией государства  с точки зрения либертарной теории является обеспечение свободы, безопасности и собственности граждан, в том числе и несовершеннолетних, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, на наш взгляд, отсутствие должного правового регулирования, и, в частности, пренебрежительное отношение к понятиям «беспризорность» и «безнадзорность» на государственном уровне не допустимо.

 

В связи с этим, по нашему мнению, на законодательном уровне необходимо более тщательно проработать  различие между терминами «беспризорность» и «безнадзорность», четко определив для каждой из этих категорий несовершеннолетних свои меры и способы социально-правовой защиты. Без четкой понятийной базы разработка эффективной профилактики детской беспризорности и безнадзорности на государственном уровне не представляется возможной.

 

Мы также считаем, что отличия  детской беспризорности от безнадзорности должны основываться не столько на наличии либо отсутствии места жительства (пребывания), сколько на отсутствии связей с опекунами (родителями, родственниками). Это, на наш взгляд, должно найти свое отражение в законодательных актах (в Федеральном законе 1999 г. № 120-ФЗ, в Семейном Кодексе РФ). Кроме того, мы предлагаем внести определение понятий «беспризорный» и «безнадзорный» в Семейный Кодекс РФ, введя отдельную статью «Основные понятия», в которой, помимо этого, могут быть даны определения таким терминам, как семья, родитель, опекун, несовершеннолетний, брак, гражданский брак и др.

Копия Скачала.doc

— 309.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ.doc

— 462.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Подростковый возраст.doc

— 322.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

точечный рисунок.bmp

— 0 байт (Скачать документ)

Диплом 111.doc

— 173.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Информация о работе Психологические аспекты причин беспризорности в подростковом возрасте