Основу эффективности
взаимодействия субъектов профилактики
безнадзорности составляют принципы.
Реализация их требования обеспечивает
наиболее полную интеграцию усилий всех
субъектов профилактики безнадзорности
по месту жительства. Изучение специфики
реализации взаимодействия субъектов профилактики
безнадзорности, позволили выделить следующие
принципы: принцип территориальности;
принцип педагогизации среды; принцип
открытости воспитательной среды; принцип
субъектности; принцип уважения личного
достоинства подростка. Представленные
принципы взаимосвязаны между собой и
представляют систему принципов. Она требует
учета требований каждого принципа в процессе
взаимодействия.
Изучение различных подходов к
определению эффективности взаимодействия
субъектов профилактики безнадзорности
по месту жительства позволило выявить
качественные характеристики, критерии
их оценки и показатели: сотрудничество
основных субъектов по месту жительства
в профилактической деятельности (желание
участников взаимодействия к профилактике
безнадзорности по месту жительства; доступность
информационной базы о подростках и их
семьях; заинтересованность участников
взаимодействия в решении проблем безнадзорного
подростка и его семьи; обмен опытом участников
взаимодействия по профилактике безнадзорности);
отношение к взаимодействию (отношение
семьи к оказанию помощи специалистами
субъектов профилактики безнадзорности
по месту жительства; отношение подростка
к оказываемой помощи; отношение подростка
к решению собственных проблем; отношение
социального учреждения, специалистов
к решению проблем подростка, склонного
к безнадзорности и его семьи во взаимодействии
с другими учреждениями профилактики
безнадзорности по месту жительства);
полнота реализации функций и полномочий
субъектов профилактики в процессе взаимодействия
(ответственность и самостоятельность
в выборе форм и методов квалифицированной
социальной поддержки и защиты прав безнадзорного
подростка; умение разработать индивидуальную
профилактическую программу, социальный
проект и реализовать ее (его); профессиональная
компетентность специалистов субъектов
взаимодействия; повышение профессиональной
культуры и мастерства специалистов учреждений
профилактики безнадзорности по месту
жительства).
Полученные данные были систематизированы
и позволили выявить уровни взаимодействия:
интеграционный, репродуктивно-положительный,
достаточный, недостаточный.
Интеграционный уровень характеризуется
успешной совместной деятельностью
всех субъектов в разработке стратегии
профилактической деятельности и ее
реализации; системным характером профилактической
деятельности, позволяющей планомерно
и последовательно решать профилактические
задачи; продуктивным взаимодействием
всех заинтересованных сторон в решение
проблем подростков и их семей; ответственным
отношением каждого субъекта к взаимодействию
и достижению эффективности в совместной
профилактической деятельности; мониторингом
успешности взаимодействия в профилактике
безнадзорности, условий, обеспечивающих
удовлетворение потребностей и интересов
подростков в духовном, нравственном и
физическом развитии, успешной их социализации.
Данный уровень обеспечивает учет всех
подростков, их семей по месту жительства
и действенность профилактической социально-педагогической
деятельности.
Репродуктивно-положительный
характеризуется дифференциацией усилий субъектов
взаимодействия в профилактике безнадзорности
и беспризорности по месту жительства,
обеспечивающей значительный охват подростковой
среды; профилактической деятельностью,
которая строится планомерно и последовательно;
взаимодействием по отдельным направлениям,
проведением отдельных профилактических
мероприятий; ответственным отношением
каждого субъекта к выполнению своих функциональных
задач; участием в оценке успешности взаимодействия
в профилактике безнадзорности, условий,
обеспечивающих удовлетворение основных
потребностей и интересов подростков
в духовном, нравственном и физическом
развитии, успешной их социализации. Данный
уровень обеспечивает учет значительной
части подростков, их семей по месту жительства
и действенность профилактической социально-педагогической
деятельности.
Достаточный уровень характеризуется
взаимодействием субъектов в
профилактике безнадзорности по месту
жительства преимущественно к подросткам
«группы риска» и их семьям; профилактической
деятельностью субъектов в рамках своего
функционального назначения; взаимодействием
по отношению к отдельным семьям и проблемным
подросткам; недостаточным желанием сотрудничать
с другими субъектами профилактики. Данный
уровень обеспечивает учет основной массы
подростков, относящейся к «группе риска»
по месту жительства и определенные успехи
в работе с ними.
Недостаточный уровень характеризуется
межведомственной разобщенностью по целям,
задачам профилактической деятельности
субъектов; фрагментарностью и поверхностью
во взаимодействии с социальными учреждениями;
отсутствием интереса к взаимодействию
с другими субъектами профилактической
деятельности и решению проблем подростка
и его семьи; отсутствием потребности
в рефлексии собственного профилактического
опыта и пр. Данный уровень не обеспечивает
необходимой профилактической работы
с подростками17.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Детская беспризорность
- следствие современной социально
- экономической и духовно-нравственной
ситуации в России, которая характеризуется
нарастанием социального неблагополучия семей, падением их нравственного
уровня, дистанцированием школы от детей
с трудной судьбой, криминализацией среды,
ростом преступности среди взрослых и
порождает опасные для подрастающего
поколения и общества в целом тенденции:
рост числа граждан, лишенных родительских
прав, что предопределяет широкое распространение
социального сиротства и беспризорности
среди несовершеннолетних;
массовые нарушения прав детей;
рост ранней алкоголизации и
наркомании подростков, которые ведут
к увеличению числа преступлений, совершаемых
несовершеннолетними;
рост числа венерических заболеваний
среди несовершеннолетних; высокий
уровень беременности и родов
у девочек подростков;
омоложение преступности, увеличение
числа правонарушителей, не имеющих
средств к существованию.
Эти тревожные тенденции свидетельствуют
о необходимости совершенствования
государственной системы профилактики
беспризорности и правонарушений несовершеннолетних,
защиты их прав.
Современная практика профилактической
работы строится на принципах охранно-защитной
концепции и включает широкую сеть разных
ведомственных учреждений, оказывающих
социально-правовую, психолого-медико-педагогическую
помощь детям и семьям «группы риска».
За последние пять лет в России
органами исполнительной власти всех
уровней создано около 3 тыс. различных
служб и учреждений, проведена большая
работа по законодательному, нормативно-правовому
и кадровому обеспечению этого нового
направления социальной практики. Однако,
недостаточная эффективность профилактической
деятельности различных ведомств, отсутствие
логически организованной координации
между ними снижают результативность
их совместных усилий.
Недостаточное внимание уделяется
социально-правовому и медико-социальному
патронажу семей «группы риска»,
что приводит к их дальнейшей деморализации
и распаду.
При существующем положении, как показало
мое исследование, сотрудники органов
опеки и попечительства не в состоянии
в полной мере осуществить социальный
патронаж неблагополучных семей, выполнять
в полном объеме весь спектр действий,
связанных с устройством детей, оставшихся
без попечения родителей, на воспитание
в семью, обеспечить полноценную защиту
прав и интересов детей.
Серьезные недостатки имеются в
работе учреждений здравоохранения
по охране репродуктивного здоровья
подростков, лечению и реабилитации несовершеннолетних
наркоманов, алкоголиков. Именно поэтому
необходимо развивать сеть учреждений
для социальной реабилитации несовершеннолетних,
которые бы целостно решали проблемы подростков
коррекционно-реабилитационной работой
ориентируя ее как на ребенка, так и на
его семью. Такие центры имеют возможность
помочь ребенку, пока он еще не утратил
связи с семьей, другими институтами социализации,
т.к. спектр услуг предоставляемых Центром
несовершеннолетним, нуждающихся в государственной
помощи весьма широк.
Необходимо усовершенствовать
работу правоохранительных органов
по защите детей и подростков от
физического, психологического, сексуального
насилия, от вовлечения их в преступную
и антиобщественную деятельность.
Отлаживать координацию деятельности
разных ведомств в сфере профилактики
детской беспризорности и правонарушений.
Комиссии по делам несовершеннолетних
при органах исполнительной власти всех
уровней, которые должны осуществлять
координацию и контроль за этой деятельностью,
которые функционируют, по сути дела, на
общественных началах и не имеют в достаточной
степени ни норамтивно-правового, ни кадрового,
ни информационного обеспечения своей
деятельности.
В этих условиях, на мой взгляд, актуальной
задачей становиться формирование
государственной политики профилактики
детской безнадзорности и беспризорности,
ориентированной на решение проблем несовершеннолетних,
оказавшихся вне социальных связей, обеспечение
реальных прав детей на достойную форму
существования в социальной среде.
Конечно, в объеме одной курсовой
работы невозможно раскрыть тему в
полном объеме, однако я считаю, что
достигла поставленной цели в данной
работе. Я полностью и всесторонне
раскрыла необходимые вопросы и
понятия для понимания причин
и факторов, влияющих на безнадзорность
и беспризорность в семье, а так же разработаны
и предоставлены меры по профилактике
безнадзорности и беспризорности в семье.
Завершая работу, хотелось бы отметить,
что в виду неоднозначного подхода
в рассмотрении ряда вопросов относительно
профилактики безнадзорности и беспризорности
в семье данная тема будет оставаться
актуальной и предметом исследования
научных работ в будущем.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
Алексеева Л.С. Зависимость
отклоняющегося поведения подростка
от типа неблагополучной семьи. //Социальная помощь
семье и детям. Выпуск 1. Москва. 1999, с.-98.
Алексеева Л.С. Меновщиков В.Ю. семейная
психотерапия в центре психолого-педагогической
помощи. Москва. 1999, с.-62.
АлмазовБ.Н. Психологическая средовая
дезадаптация несовершеннолетних. Свердловск.
20001 с. -95.
Государство и дети: реальности России:
материалы Международной научноно-практической
конференции. Москва. 1999, с.-126.
Деев В.Г. Факторы формирования
отрицательных потребностей в подростковом
возрасте и их влияние на поведение.
//Проблемы формирования социальных потребностей.
Тбилиси. 2000.
Детская беспризорность как социальное
явление в России.//Российский журнал
социальной работы. 1999, №1.
Деятельность комиссий по делам
несовершеннолетних по профилактике безнадзорности
и правонарушений детей и подростков:
информационный бюллетень. Москва. Институт
социальной работы. 2000.
Закон о защите прав ребенка. Справочная
система Консультант.
Закон РФ «Об основах системы
профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних». Справочная система
Консультант.
Захаров А.И. Как предупредить отклонения
в поведении ребенка. Москва. 1999,
С.-95.
Захаров А.И. Неврозы у детей
и подростков. Ленинград. 1985, с.-248.
Конвенция о правах ребенка и
законодательство Российской Федерации:
справочник НИИ семьи. Москва. 1998.
Лоткин Д.Б. Как бороться с безнадзорностью.//Социальное
обслуживание. 1999,№12,с.-18-22.
Нормативно-правовые основы профилактики
и реабилитации социальной дезадаптации
детей и подростков: сборник документов.
Вып.2 Москва 2001.
Концепции совершенствования государственной
системы профилактики безнадзорности
и правонарушений, несовершеннолетних
в современных условиях. (Решения
межведомственной комиссии при Правительстве
РФ от 7.07.98 №1/10.// Бюллетень Министерства
труда и социального развития №3 1998, с.-21-41.
Первые итоги. Из опыта работы специализированных
учреждений по реабилитации социально-дезадаптированных
детей и подростков. М., 2001, с.-69.
Подросток: проблемы социальной адаптации.
Москва: институт молодежи. 1995, с.-161.
Проблемы детской безнадзорности
и беспризорности в Российской Федерации:
социально-политические последствия
и современные технологии решения/
Аналитический вестник Совета Федерации
ФС РФ. -2003. -№ 14 (207)
Сидоров П.И. Самореализующее поведение
у подростков как интегративное качество
личности девиантного образа жизни. Ленинград.
1991,с.-210.
Указ Президента РФ «О профилактике
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних,
защите их прав». От 6 сентября 1993, №1338.
Эйдмиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная
психотерапия. Ленинград. 1990, С.-106.
Энциклопедия социальной работы в
3 томах. Москва: Центр общечеловеческих
ценностей. 1993, с.-226.
1 Первые итоги. Из опыта работы
специализированных учреждений
по реабилитации социально дезадаптированных
детей и подростков. Москва. 2001, с.-69. 18.
2Первые итоги.
Из опыта работы специализированных
учреждений по реабилитации социально-дезадаптированных
детей и подростков. Москва. 2001, с.8
3 Алмазов Б.Н. Психологическаясредовая
дезадаптация несовершеннолетних. Свердловск.
20001 с. 21-22
4 Деев В.Г. Факторы формирования отрицательных
потребностей в подростковом возрасте
и их влияние на поведение. //Проблемы формирования
социальных потребностей. Тбилиси. 2000.
c.29-32
5 Нормативно-правовые основы профилактики
и реабилитации социальной дезадаптации
детей и подростков сборник документов.
Вып.2 Москва 2001. с.18
6 Нормативно-правовые основы профилактики
и реабилитации социальной дезадаптации
детей и подростков сборник документов.
Вып.2 Москва 2001. с.29-30
7 Лоткин Д.Б. Как бороться с безнадзорностью.//Социальное
обслуживание. 1999,№12,с.31-35.
8 Эйдмиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная
психотерапия. Ленинград. 1990, с.90-95
9 Захаров А.И. Как предупредить отклонения
в поведении ребенка. Москва.1999г. с.60
10 Конвенция о правах ребенка и законодательство
Российской Федерации: справочник НИИ
семьи. Москва. 1998. с.85-88
11 Захаров А.И. Как предупредить
отклонения в поведении ребенка.
Москва.1999г с.34-36
12 Конвенция о правах ребенка
и законодательство Российской
Федерации: справочник НИИ семьи. Москва.
1998 с.26-28
13 Социальный приют для детей
и подростков. Содержание и организация
деятельности. Москва. 1997, С.-201-205
14 Алмазов Б.Н. Психологическая средовая
дезадаптация несовершеннолетних. Свердловск.
20001 с. 38-41.
15 Детская беспризорность как социальное
явление в России.//Российский журнал социальной
работы. 1999, №1. с. 78
16 Детская беспризорность как социальное
явление в России.//Российский журнал социальной
работы. 1999, №1. с.16
17 Проблемы детской безнадзорности
и беспризорности в Российской Федерации:
социально-политические последствия и
современные технологии решения/ Аналитический
вестник Совета Федерации ФС РФ. -2003. -№
14 (207)
|