Психологические аспекты причин беспризорности в подростковом возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 12:19, дипломная работа

Описание

Безнадзорный – несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению или содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц.

Работа состоит из  17 файлов

Вступительное слово.doc

— 25.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Введение диплома.doc

— 40.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

ВВЕДЕНИЕ.doc

— 109.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Диплом Павлова Инна.doc

— 94.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Документ Microsoft Word.doc

— 298.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Документ Microsoft WordПолезно.doc

— 25.00 Кб (Скачать документ)

Исследования.doc

— 227.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Копия Скачала.doc

— 309.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ.doc

— 462.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Подростковый возраст.doc

— 322.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Скачала.doc

— 309.50 Кб (Скачать документ)

 

Основу эффективности  взаимодействия субъектов профилактики безнадзорности составляют принципы. Реализация их требования обеспечивает наиболее полную интеграцию усилий всех субъектов профилактики безнадзорности по месту жительства. Изучение специфики  реализации взаимодействия субъектов профилактики безнадзорности, позволили выделить следующие принципы: принцип территориальности; принцип педагогизации среды; принцип открытости воспитательной среды; принцип субъектности; принцип уважения личного достоинства подростка. Представленные принципы взаимосвязаны между собой и представляют систему принципов. Она требует учета требований каждого принципа в процессе взаимодействия.

Изучение различных подходов к  определению эффективности взаимодействия субъектов профилактики безнадзорности по месту жительства позволило выявить качественные характеристики, критерии их оценки и показатели: сотрудничество основных субъектов по месту жительства в профилактической деятельности (желание участников взаимодействия к профилактике безнадзорности по месту жительства; доступность информационной базы о подростках и их семьях; заинтересованность участников взаимодействия в решении проблем безнадзорного подростка и его семьи; обмен опытом участников взаимодействия по профилактике безнадзорности); отношение к взаимодействию (отношение семьи к оказанию помощи специалистами субъектов профилактики безнадзорности по месту жительства; отношение подростка к оказываемой помощи; отношение подростка к решению собственных проблем; отношение социального учреждения, специалистов к решению проблем подростка, склонного к безнадзорности и его семьи во взаимодействии с другими учреждениями профилактики безнадзорности по месту жительства); полнота реализации функций и полномочий субъектов профилактики в процессе взаимодействия (ответственность и самостоятельность в выборе форм и методов квалифицированной социальной поддержки и защиты прав безнадзорного подростка; умение разработать индивидуальную профилактическую программу, социальный проект и реализовать ее (его); профессиональная компетентность специалистов субъектов взаимодействия; повышение профессиональной культуры и мастерства специалистов учреждений профилактики безнадзорности по месту жительства).

Полученные данные были систематизированы  и позволили выявить уровни взаимодействия: интеграционный, репродуктивно-положительный, достаточный, недостаточный.

Интеграционный уровень характеризуется  успешной совместной деятельностью  всех субъектов в разработке стратегии  профилактической деятельности и ее реализации; системным характером профилактической деятельности, позволяющей планомерно и последовательно решать профилактические задачи; продуктивным взаимодействием всех заинтересованных сторон в решение проблем подростков и их семей; ответственным отношением каждого субъекта к взаимодействию и достижению эффективности в совместной профилактической деятельности; мониторингом успешности взаимодействия в профилактике безнадзорности, условий, обеспечивающих удовлетворение потребностей и интересов подростков в духовном, нравственном и физическом развитии, успешной их социализации. Данный уровень обеспечивает учет всех подростков, их семей по месту жительства и действенность профилактической социально-педагогической деятельности.

Репродуктивно-положительный  характеризуется дифференциацией усилий субъектов взаимодействия в профилактике безнадзорности и беспризорности по месту жительства, обеспечивающей значительный охват подростковой среды; профилактической деятельностью, которая строится планомерно и последовательно; взаимодействием по отдельным направлениям, проведением отдельных профилактических мероприятий; ответственным отношением каждого субъекта к выполнению своих функциональных задач; участием в оценке успешности взаимодействия в профилактике безнадзорности, условий, обеспечивающих удовлетворение основных потребностей и интересов подростков в духовном, нравственном и физическом развитии, успешной их социализации. Данный уровень обеспечивает учет значительной части подростков, их семей по месту жительства и действенность профилактической социально-педагогической деятельности.

Достаточный уровень характеризуется  взаимодействием субъектов в  профилактике безнадзорности по месту  жительства преимущественно к подросткам «группы риска» и их семьям; профилактической деятельностью субъектов в рамках своего функционального назначения; взаимодействием по отношению к отдельным семьям и проблемным подросткам; недостаточным желанием сотрудничать с другими субъектами профилактики. Данный уровень обеспечивает учет основной массы подростков, относящейся к «группе риска» по месту жительства и определенные успехи в работе с ними.

Недостаточный уровень характеризуется  межведомственной разобщенностью по целям, задачам профилактической деятельности субъектов; фрагментарностью и поверхностью во взаимодействии с социальными учреждениями; отсутствием интереса к взаимодействию с другими субъектами профилактической деятельности и решению проблем подростка и его семьи; отсутствием потребности в рефлексии собственного профилактического опыта и пр. Данный уровень не обеспечивает необходимой профилактической работы с подростками17.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Детская беспризорность - следствие современной социально - экономической и духовно-нравственной ситуации в России, которая характеризуется  нарастанием социального неблагополучия семей, падением их нравственного уровня, дистанцированием школы от детей с трудной судьбой, криминализацией среды, ростом преступности среди взрослых и порождает опасные для подрастающего поколения и общества в целом тенденции:

рост числа граждан, лишенных родительских прав, что предопределяет широкое распространение социального сиротства и беспризорности среди несовершеннолетних;

массовые нарушения прав детей;

рост ранней алкоголизации и  наркомании подростков, которые ведут  к увеличению числа преступлений, совершаемых несовершеннолетними;

рост числа венерических заболеваний  среди несовершеннолетних; высокий  уровень беременности и родов  у девочек подростков;

омоложение преступности, увеличение числа правонарушителей, не имеющих  средств к существованию.

Эти тревожные тенденции свидетельствуют  о необходимости совершенствования  государственной системы профилактики беспризорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав.

Современная практика профилактической работы строится на принципах охранно-защитной концепции и включает широкую сеть разных ведомственных учреждений, оказывающих социально-правовую, психолого-медико-педагогическую помощь детям и семьям «группы риска».

За последние пять лет в России органами исполнительной власти всех уровней создано около 3 тыс. различных служб и учреждений, проведена большая работа по законодательному, нормативно-правовому и кадровому обеспечению этого нового направления социальной практики. Однако, недостаточная эффективность профилактической деятельности различных ведомств, отсутствие логически организованной координации между ними снижают результативность их совместных усилий.

Недостаточное внимание уделяется  социально-правовому и медико-социальному  патронажу семей «группы риска», что приводит к их дальнейшей деморализации и распаду.

При существующем положении, как показало мое исследование, сотрудники органов  опеки и попечительства не в состоянии  в полной мере осуществить социальный патронаж неблагополучных семей, выполнять  в полном объеме весь спектр действий, связанных с устройством детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью, обеспечить полноценную защиту прав и интересов детей.

Серьезные недостатки имеются в  работе учреждений здравоохранения  по охране репродуктивного здоровья подростков, лечению и реабилитации несовершеннолетних наркоманов, алкоголиков. Именно поэтому необходимо развивать сеть учреждений для социальной реабилитации несовершеннолетних, которые бы целостно решали проблемы подростков коррекционно-реабилитационной работой ориентируя ее как на ребенка, так и на его семью. Такие центры имеют возможность помочь ребенку, пока он еще не утратил связи с семьей, другими институтами социализации, т.к. спектр услуг предоставляемых Центром несовершеннолетним, нуждающихся в государственной помощи весьма широк.

Необходимо усовершенствовать  работу правоохранительных органов  по защите детей и подростков от физического, психологического, сексуального насилия, от вовлечения их в преступную и антиобщественную деятельность.

Отлаживать координацию деятельности разных ведомств в сфере профилактики детской беспризорности и правонарушений. Комиссии по делам несовершеннолетних при органах исполнительной власти всех уровней, которые должны осуществлять координацию и контроль за этой деятельностью, которые функционируют, по сути дела, на общественных началах и не имеют в достаточной степени ни норамтивно-правового, ни кадрового, ни информационного обеспечения своей деятельности.

В этих условиях, на мой взгляд, актуальной задачей становиться формирование государственной политики профилактики детской безнадзорности и беспризорности, ориентированной на решение проблем несовершеннолетних, оказавшихся вне социальных связей, обеспечение реальных прав детей на достойную форму существования в социальной среде.

Конечно, в объеме одной курсовой работы невозможно раскрыть тему в  полном объеме, однако я считаю, что  достигла поставленной цели в данной работе. Я полностью и всесторонне  раскрыла необходимые вопросы и  понятия для понимания причин и факторов, влияющих на безнадзорность и беспризорность в семье, а так же разработаны и предоставлены меры по профилактике безнадзорности и беспризорности в семье.

Завершая работу, хотелось бы отметить, что в виду неоднозначного подхода  в рассмотрении ряда вопросов относительно профилактики безнадзорности и беспризорности в семье данная тема будет оставаться актуальной и предметом исследования научных работ в будущем.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Алексеева Л.С. Зависимость  отклоняющегося поведения подростка  от типа неблагополучной семьи. //Социальная помощь семье и детям. Выпуск 1. Москва. 1999, с.-98.

Алексеева Л.С. Меновщиков В.Ю. семейная психотерапия в центре психолого-педагогической помощи. Москва. 1999, с.-62.

АлмазовБ.Н. Психологическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. Свердловск. 20001 с. -95.

Государство и дети: реальности России: материалы Международной научноно-практической конференции. Москва. 1999, с.-126.

Деев В.Г. Факторы формирования отрицательных потребностей в подростковом возрасте и их влияние на поведение. //Проблемы формирования социальных потребностей. Тбилиси. 2000.

Детская беспризорность как социальное явление в России.//Российский журнал социальной работы. 1999, №1.

Деятельность комиссий по делам  несовершеннолетних по профилактике безнадзорности и правонарушений детей и подростков: информационный бюллетень. Москва. Институт социальной работы. 2000.

Закон о защите прав ребенка. Справочная система Консультант.

Закон РФ «Об основах системы  профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Справочная система Консультант.

Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. Москва. 1999, С.-95.

Захаров А.И. Неврозы у детей  и подростков. Ленинград. 1985, с.-248.

Конвенция о правах ребенка и  законодательство Российской Федерации: справочник НИИ семьи. Москва. 1998.

Лоткин Д.Б. Как бороться с безнадзорностью.//Социальное обслуживание. 1999,№12,с.-18-22.

Нормативно-правовые основы профилактики и реабилитации социальной дезадаптации детей и подростков: сборник документов. Вып.2 Москва 2001.

Концепции совершенствования государственной  системы профилактики безнадзорности и правонарушений, несовершеннолетних в современных условиях. (Решения  межведомственной комиссии при Правительстве  РФ от 7.07.98 №1/10.// Бюллетень Министерства труда и социального развития №3 1998, с.-21-41.

Первые итоги. Из опыта работы специализированных учреждений по реабилитации социально-дезадаптированных  детей и подростков. М., 2001, с.-69.

Подросток: проблемы социальной адаптации. Москва: институт молодежи. 1995, с.-161.

Проблемы детской безнадзорности и беспризорности в Российской Федерации: социально-политические последствия  и современные технологии решения/ Аналитический вестник Совета Федерации  ФС РФ. -2003. -№ 14 (207)

Сидоров П.И. Самореализующее поведение у подростков как интегративное качество личности девиантного образа жизни. Ленинград. 1991,с.-210.

Указ Президента РФ «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав». От 6 сентября 1993, №1338.

Эйдмиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. Ленинград. 1990, С.-106.

Энциклопедия социальной работы в 3 томах. Москва: Центр общечеловеческих ценностей. 1993, с.-226.

1 Первые итоги. Из опыта работы  специализированных учреждений  по реабилитации социально дезадаптированных детей и подростков. Москва. 2001, с.-69. 18.

2Первые итоги.  Из опыта работы специализированных  учреждений по реабилитации социально-дезадаптированных  детей и подростков. Москва. 2001, с.8

3 Алмазов Б.Н. Психологическаясредовая дезадаптация несовершеннолетних. Свердловск. 20001 с. 21-22

4 Деев В.Г. Факторы формирования отрицательных потребностей в подростковом возрасте и их влияние на поведение. //Проблемы формирования социальных потребностей. Тбилиси. 2000. c.29-32

5 Нормативно-правовые основы профилактики и реабилитации социальной дезадаптации детей и подростков сборник документов. Вып.2 Москва 2001. с.18

6 Нормативно-правовые основы профилактики и реабилитации социальной дезадаптации детей и подростков сборник документов. Вып.2 Москва 2001. с.29-30

7 Лоткин Д.Б. Как бороться с безнадзорностью.//Социальное обслуживание. 1999,№12,с.31-35.

8 Эйдмиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. Ленинград. 1990, с.90-95

9 Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. Москва.1999г. с.60

10 Конвенция о правах ребенка и законодательство Российской Федерации: справочник НИИ семьи. Москва. 1998. с.85-88

11 Захаров А.И. Как предупредить  отклонения в поведении ребенка.  Москва.1999г с.34-36

12 Конвенция о правах ребенка  и законодательство Российской  Федерации: справочник НИИ семьи. Москва. 1998 с.26-28

13 Социальный приют для детей  и подростков. Содержание и организация  деятельности. Москва. 1997, С.-201-205

14 Алмазов Б.Н. Психологическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. Свердловск. 20001 с. 38-41.

15 Детская беспризорность как социальное явление в России.//Российский журнал социальной работы. 1999, №1. с. 78

16 Детская беспризорность как социальное явление в России.//Российский журнал социальной работы. 1999, №1. с.16

17 Проблемы детской безнадзорности и беспризорности в Российской Федерации: социально-политические последствия и современные технологии решения/ Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. -2003. -№ 14 (207)


Введение  
Характеризуя масштаб проблемы, необходимо обратить внимание на различие в понятиях «беспризорные» и «безнадзорные» дети. Беспризорные дети - это те, кто не имеет определенного места жительства и (или) места пребывания.  
Такие дети составляют не более 1/10 от числа безнадзорных, к которым, мы относим всех, за поведением которых отсутствует контроль вследствие неисполнения или не надлежащего исполнения обязанностей по воспитанию, обучению, содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц. Количество безнадзорных детей, составляет около 1 млн. человек.  
Девиантные отклонения воспитанников детских домов: мифы и реальность  
Объект исследования – реальный возраст первых девиантных проявлений воспитанников детского дома и меры, принимаемые сотрудниками детского дома по предотвращению возможных девиаций. Цель – развенчание основных заблуждений общества относительно воспитанников детских домов, определить основные способы и виды мер по профилактике девиантных отклонений, а также их специфику. Рост девиаций в девяностые годы в среде воспитанников детских домов, как наиболее уязвимой и незащищенной ячейки общества, вызвал к жизни миф о девиантной распущенности воспитанников детских домов.  
Проведенное мной исследование в форме анкеты методом целевой бесповторной выборки, развернутого интервью с воспитанниками детских домов и воспитателями. Демонстрирует, что в большинстве случаев представления общества о воспитанниках детских домов являются ошибочными.  
Наиболее ярко мы можем это проследить на примерах представления общества о проявлениях наркомании и суицидальных явлений в среде воспитанников детских домов.

Проблемы беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних  
Дети до 7 лет практически не уходят из дому. В 8-9 лет это случается обычно из-за педагогической некомпетентности родителей, а также при стремлении некоторых детей к повышенной коммуникативности. Чаще всего побеги из дома совершают подростки в 10-13 лет. К числу причин может относиться отсутствие должной заботы о них родителей, наказание по пустякам.  
Основными побудителями к бегству являются: принадлежность к социально неблагополучной семье; стыд за родителей (например, алкоголиков, недостойно себя ведущих с окружающими людьми и т.д.); безразличие родителей к трудностям их детей в школе.  
Побеги подростков из дому могут совершаться под влиянием товарищей. В подобных случаях следует не только пресекать бродяжнический образ жизни подростка, но и сделать для него привлекательным пребывание в семье, ученическом коллективе общественной организации.  
Подростки могут покинуть родной очаг и из-за излишнего контроля и авторитарного стиля поведения родителей. К этому добавляется тяга к путешествиям. Подчас побег из дому совершают дети с повышенной активностью поведения. Это связано с тем, что их большая живость и неугомонность вызывают негативные реакции со стороны взрослых и часто ведут к конфликту. Кроме того, бродяжничество открывает полный простор для проявления их активности и инициативы.  
Дольше всего в побеге остаются не успевающие по ряду учебных предметов подростки. Стеснительные, замкнутые школьники решаются на уход из дому обычно под влиянием более старших и опытных товарищей.  
В последние годы в России появилось заметное количество подростков-бомжей. Часто они похищаются членами преступных организаций и используются для рабского труда в сельскохозяйственном производстве, в стихийных рынках, вовлекаются в детскую проституцию и наркоманию, что увеличивает вероятность распространения СПИДа. Другая опасность - хулиганство, мелкие кражи, разбой и вымогательство, вызванные необходимостью иметь кусок хлеба.  
Для решения обозначенной проблемы представляется целесообразным сделать следующее:  
1. Совершенствовать государственную политику в отношении семьи, так как именно работа с семьей, поддержка ее на всех уровнях - государственном, местном является главным условием профилактики социального сиротства. Необходимо развивать систему комплексной помощи молодым семьям (кредитование, информационная, консультативная и прочие.).  
2. Скоординировать действия всех заинтересованных российских ведомств по борьбе с причинами детской беспризорности, в частности Министерству образования организовать социальный патронат «семей риска». Бороться следует с причинами появления этой категории детей.  
3. СМИ организовать регулярное освещение данной проблемы в периодических изданиях, на телевидении и радио, формируя соответствующее общественное мнение.  
4. Привлечь к обсуждению проблемы гражданских активистов, общественные организации, деятелей культуры и религии.  
5. Разработать новый механизм родительской ответственности за ненадлежащее выполнение родительских обязанностей, возможно введение уголовной ответственности в виде обязательных работ.  
6. Проанализировать и обобщить положительный опыт регионов по профилактике детской беспризорности и безнадзорности и направить соответствующие рекомендации в регионы с неблагополучной ситуацией.  
7. Улучшить систему досуга несовершеннолетних, увеличить количество оздоровительных учреждений для детей.  
8. Организовать трудовые и военно-патриотические лагеря для неблагополучных подростков, развивать систему детских общественных организаций типа скаутского движения и ДИМСИ (детские и молодежные социальные инициативы).  
9. Развивать сеть реабилитационных учреждений для несовершеннолетних.  
10. Искать и апробировать новые формы работы в плане профилактики безнадзорности, преступности, алкоголизма, наркомании и СПИДа среди несовершеннолетних.  
11. Совершенствовать законодательную базу по данной проблеме во избежание отставания ее от реалий жизни.  
К вопросу о цветодиагностике в социальной работе с безнадзорными детьми  
Сегодня технологии арт-терапии прочно входят в систему социальной и социально-педагогической работы с несовершеннолетними группы социального риска, находящихся на учете в специализированных учреждениях: социальных приютах, социально-реабилитационных центрах, школах-интернатах и др. Спектр направлений реализации данной технологии весьма широк. По результатам проводимого нами исследования, в работе с безнадзорными детьми и несовершеннолетними, находящимися в социально-опасном положении и трудной жизненной ситуации, наиболее эффективна, информационно значима цветодиагностика. Это обусловлено рядом факторов:  
особым социальным статусом детей данной категории;  
характерологическими особенностями развития личности безнадзорного ребенка;  
специфическими проблемами, связанными с общением и взаимодействием уличного ребенка со сверстниками, родителями, взрослыми людьми.  
Наиболее успешно показала себя проективная методика "Цветовое зеркало" - мощный инструмент познания личности. Она позволяет составить целостное представление о характере человека, его интересах и движущих мотивах поведения, о его установках по отношению к миру, к окружающим его людям и, в ряде случаев, определить его психологический тип.  
Экспресс-тест "Цветовое зеркало" разработан для диагностики текущего состояния человека, его личностных качеств и особенностей эмоционально-мотивационной сферы; для оценки текущего состояния ребенка и прогноза его психического развития; для определения психологического типа личности (по Юнгу), прогноза сильных и слабых сторон личности конкретного человека.  
Теоретической основой теста "Цветовое зеркало" послужили идеи:  
И. Гете о психологической сущности цвета и его модель цветового круга в форме шестиконечной звезды;  
В.М. Вундта о ранжировании цветовых стимулов в экспериментальной психологии;  
В. Кандинского о цветовой символике, о глубоком влиянии на личность воспринимаемых цветов, их оттенков и сочетаний;  
К.Г. Юнга, разработавшего отличную от всех других, неклиническую типологию личности.  
Области применения теста «Цветовое зеркало»:  
·        экспресс-оценка психического здоровья детей и взрослых,  
·        психологическое консультирование,  
·        профессиональная ориентация школьников и взрослых,  
·        профессиональный отбор и профподбор,  
·        формирование кадрового резерва,  
·        диагностика межличностных отношений в малых группах, трудовых коллективах и др.  
«Цветовое зеркало» представляет собой простую и быструю в применении версию полного клинического теста. Методика дает возможность получить специалисту ориентировки несовершеннолетних в самих себе и в характере своих близких. «Цветовое зеркало» позволяет учитывать индивидуальные личностные особенности ребенка в работе с ним, а также динамику их проявлений при проведении коррекционной, социально-педагогической и психосоциальной работы.  
В целях изучения структуры и направленности жизненных планов безнадзорных детей, мы использовали данную методику как профилактически-диагностический экспресс-тест. Он проводился нами в ряде областных и городских социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних г. Орла.  
Возраст исследуемых от 4 до 16 лет. Продолжительность выполнения теста 10-15 минут.  
В тестировании участвовал 51 ребенок.  
I. Возраст от 4 - 7 лет мальчиков было 25,5%, девочек – 17,7 %; от 8 – 11 лет мальчиков – 13,7 %, девочек – 13,7 %; от 14 – 16 лет мальчиков – 17,7%, девочек – 11,8%.  
II. Из полных семей мальчиков было 15,7%, девочек – 15,7 %; из неполных семей (есть или мать, или отец) мальчиков – 41,2%, девочек – 27,5 %.  
III. В городе проживает 23,5% мальчиков и 21,6% девочек, а в сельской местности – 33,3% мальчиков и 21,6% девочек.  
IV. Существуют различные причины поступления несовершеннолетних в реабилитационный центр:  
·                   трудная жизненная ситуация наблюдается у 25,5% девочек и 29,4% мальчиков;  
·                   оставшихся без попечения мальчиков наблюдается 15,7%;  
·                   социально опасное положение в семье у мальчиков 11,8 % и 17,7% у девочек.  
·                   Социальный статус родителей:  
·                   родители работают у 13,7% мальчиков и 17,6% девочек,  
·                   не работают у 15,7% мальчиков и 25,5% девочек,  
·                   родители, ограниченны в родительских правах у мальчиков 9,8%,  
·                   родители находятся в местах лишения свободы у 17,6% мальчиков.  
Интерес к тесту у каждого ребёнка был разнообразный. У 23,5 % девочек и 29,4 % мальчиков этот тест вызвал желание поиграть, у 13,7 % девочек и 19,6 % мальчиков отсутствовало внимание к тесту. Это говорит о том, что у большинства детей проявлялся интерес к тесту. Для проведения теста необходимо: 23 цветных квадрата, чёрное поле с белым крестом и белое поле с чёрным крестом. Тест проводился с каждым несовершеннолетним индивидуально.  
Чтобы понять не только то, что лежит на поверхности, а поставить глубокий диагноз, надо использовать большее количество цветов.  
Полученные данные показали, что у большинства несовершеннолетних подростков на первый план выходят склонности работать руками, интерес ко всему живому, речь идёт о способности к практической деятельности. Эти дети очень нервные, почти не могут сосредоточиться на чём – либо. Может быть у них есть виртуозная одарённость, но её надо развивать углублять.  
Результаты показывают, что есть дети, у кого налицо активные информационные интересы, они деятельны, умеют формировать свои мысли, впоследствии могли бы стать журналистом или писателем.  
Наблюдаются склонности приспосабливаться к обстоятельствам, деловой направленности мышления.  
Тесты Фрилинга в аспекте профдиагностики дают полное представление о будущих направлениях в жизни безнадзорных и несовершеннолетних группы социального риска. Проведя это исследование, стало ясно, что с этими детьми надо работать, развивать их логическое мышление и интеллект.  
Интегративные показатели жизненного плана безнадзорных подростков  
Жизненный план является внешним коррелятом сложнейшего процесса овладения безнадзорным подростком своим внутренним миром, оформления его мировоззрения. Это определенная система приспособления к окружающей действительности, впервые осознаваемая ребенком в подростковом возрасте. Так как именно в этот период происходит «осязание» собственной индивидуальности, открытие «Я», установка на сознательное построение своей жизни, постоянное врастание в различные сферы общественной жизни. Параллельно с этим происходят психологические процессы самооценивания, формирования самоотношения.  
Категория «жизненный план» безнадзорных несовершеннолетних в рамках проводимого нами исследования рассматривается как совокупность трёх основных составляющих:  
Психолого-социальная. По отношению к безнадзорным несовершеннолетним профессиональное самоопределение выступает как активный долговременный процесс формирования личностью своего отношения к профессионально-трудовой сфере и способ его самореализации через согласование внутриличностных и социально- профессиональных потребностей с помощью самоанализа, самопознания и самоориентирования собственных способностей и ценностных ориентаций. В роли внутриличностных детерминирующих факторов профессионального самоопределения выступают: приоритетные интересы безнадзорного подростка в сфере профессионального становления, личностная направленность, темперамент, уровень эмпатии, тип акцентуации личности, стремление к риску в достижении целей, потребность аффилиации.  
По результатам нашего исследования, в большинстве (89,7%) подростка имеют иждивенческие интересы («пусть другие работают, только не я..»). При этом фактически отсутствует образ социально приемлемого трудового пути кого-нибудь из близких (родителей, родственников и т.д.)  
Социальная. Социально-мотивационная направленность личности обездоленного подростка - динамический процесс формирования мотивов, которые обуславливают выбор жизненного пути, а также определяют возникновение, направление и способы осуществления конкретных форм профессиональной и иных видов деятельности в непосредственной зависимости от возрастных, социально- личностных характеристик безнадзорных несовершеннолетних.  
Детерминирующее влияние на формирование социальной направленности безнадзорных несовершеннолетних подростков оказывает ведущий «мотивационный комплекс личности».  
В процессе формирования социально направленных мотивов «внутренний фильтр» играет ведущую роль. Чем более зрелым в социальном плане является подросток, чем меньшее время он пробыл в уличной среде, с её «безвременным пространством», тем больше его устремлений направлено в будущее, тем больше у него формируется социально позитивных мотивационных установок, связанных с намечаемой жизненной перспективой.  
По своему виду мотивы выбора жизненной перспективы можно разделить на три группы:  
·                   общая мотивировка;  
·                   ссылка на пример;  
·                   немотивированный выбор.  
Подавляющее большинство безнадзорных несовершеннолетних подростков осуществляют немотивированный выбор, что обусловлено неспособностью (ввиду различных психосоциальных обстоятельств) к планированию будущей жизни. В других же случаях, когда безнадзорные несовершеннолетние осуществляют, так или иначе, мотивированный выбор, более 50% из них делают это, ориентируясь на перспективу удовлетворения своих потребностей и получения материальной выгоды. Здесь прослеживается потребительское отношение к социальному окружению, государству, жизни в целом.  
Индивидуально–психологическая. Ведущим показателем данной составляющей жизненного плана является самооценка как показатель сформированности представлений безнадзорных подростков о себе, их психологической готовности к определению социально - позитивного жизненного плана и его реализации.  
На основании этого мы выделяем два основных приоритетных процесса, непосредственно зависящих от самооценки:  
·                   самовоспитание;  
·                   прогнозирование своей жизненной позиции.  
В процессе исследования нами выделены характеристики трёх уровней адекватности самооценки обездоленного несовершеннолетнего:  
Высокий уровень присущ тем безнадзорным несовершеннолетним, чья самооценка интересов, способностей, личных качеств полностью совпадает с оценкой родителей (или лиц их заменяющих), школьных учителей, воспитателей социально-реабилитационных центров и интернатов, специалистов по социальной работе и отчасти ближайшего социального окружения. Это подтверждается деятельностью с достигнутыми успехами подростка в различных видах занятий и организацией своего свободного времени. Высокая самооценка может быть и у криминально настроенного ребенка, когда одобряемый криминальными авторитетами, он подтверждает свою самооценку «результативностью и успехами», которые в кратчайшее время приводят его в колонии для несовершеннолетних.  
Средний уровень наблюдается в том случае, когда подростки частично переоценивают или недооценивают свои возможности по сравнению с оценкой взрослых. Жизненная стратегия определяется на основе познавательного интереса к различным видам деятельности без учета своей пригодности.  
Низкий уровень имеет место тогда, когда заметна резкая переоценка или недооценка своих интересов, способностей, личных качеств по сравнению с оценкой учителей, воспитателей, специалистов по социальной работе.  
Как показало наше исследование, подавляющее большинство безнадзорных несовершеннолетних имеет заниженную самооценку, которая по нашим предположениям может являться изначально заложенной психофизической особенностью ребенка, так и следствием прохождения процесса социализации в крайне неблагоприятной социально-педагогической и психосоциальной обстановке.  
Таким образом, категория «жизненный план» выступает для нас как совокупность внутриличностных и психосоциальных особенностей несовершеннолетних, определяющих и характеризующих процесс жизненного самоопределения и социальной зрелости безнадзорного ребенка, и, находящихся в прямой зависимости от социально-педагогических условий протекания процесса его социализации и жизнедеятельности.

Заключение  
Российская Федерация переживает сложный переходный этап своего социально-экономического развития. В социальной сфере это проявляется ростом таких негативных явлений, как преступность, наркомания, алкоголизм.  
При этом последние десятилетие идет тенденция на усиление девиантной активности молодежи и лиц переходного юношеского возраста, существенная часть которых это воспитанники детских домов, домов-интернатов и домов-инвалидов. Незащищенность детей – сирот перед вовлечением их в девиантное поведение усугубляется негативным отношением со стороны других членов общества, порожденным мифами различного рода.

Список литературы  
1.                 Новое начало. Международный комитет по обслуживанию АИ. / Лос-Анджелес, Калифорния, 2008.  
2.                 Сельчонок К.В. Психология зависимости/ сост. К.В. Сельчонок. Харвест, 2007.  
3.                 Клишина Е.А. Профсоюз «Рулетка». //Свободный курс, 2007, №9.  
4.                 Кондрашенко В.Т. (2008) Девиантное поведение у подростков: Диагностика. Профилактика. Коррекция.: Учебное пособие./ В.Т. Кондрашенко, С.А. Игумнов. – Мн.: Аверсов  
5.                 Нелидова А.А. (2005) Психологическое обеспечение социальной адаптации воспитанников детского дома. / А.А. Нелидова, Т.Т. Щелина //Психосоциальный вестник. №2.  
6.                 Прихонсан А.М. (2007) Психология сиротства./ А.М. Прихонсан, Н.Н. Толстых. – 4-е изд., - СПб.: Питер



 

Введение

В России в настоящее время актуализируется  проблема детской беспризорности, которую  все чаще связывают с явлениями  социальной и школьной дезадаптации, возникновением наркомании и токсикомании, проституции, бродяжничества и безнадзорности.

Детскую беспризорность и безнадзорность политологи, социологи и правоведы нашего времени относят к социальным болезням, характерным для любого цивилизованного государства, в том числе и России, напрямую связанным с политическим, экономическим развитием страны, функционированием его правовой системы1.

Проблемы детской беспризорности и безнадзорности приобрели угрожающий характер, т. к. число беспризорных детей из года в год неуклонно растет.

Анализ реальных шагов, которые  предпринимают власти в отношении  защиты прав и интересов подрастающего поколения в целом и его наименее социализированных групп в частности, убеждает в том, что затрачиваемые государством усилия в этом направлении нельзя назвать адекватными сложившейся острой ситуации в отношении детей и подростков, отчужденных от институтов воспитания.

Эта социальная проблема, присуща  не только России, за рубежом она  получила название «дети улицы», которая  существует в большинстве крупных  городов мира. Она является в определенной степени признаком неразвитости экономики и соответствующих государственных и общественных институтов, призванных осуществлять социальную поддержку детей и подростков. Однако данный феномен присутствует и в странах с развитой экономикой и отлаженными службами социального обеспечения, из этого следует необходимость, углубленного изучения всех факторов, определяющих уход и вовлечение детей в уличную жизнь в условиях местной специфики.

Актуальность темы исследования обосновывается рядом аргументов. Детское население (от рождения до 18 лет) не является саморазвивающейся системой. Будучи самой незащищенной частью общества, оно всеми сторонами своего существования и развития включено во все многообразие общественных структур и отношений. Оно воспроизводит и обновляет общество, становясь его частью. Без детей воспроизводство общества невозможно. От качественных и количественных характеристик детского населения зависит будущее нации и государства.

Сущность и  причины беспризорности

Детская беспризорность – социальное явление, при котором происходит отрыв детей от семьи с утратой постоянного места жительства. Отличительными признаками беспризорности являются: полное прекращение связи с семьёй, родителями, родственниками; проживание в местах, не предназначенных для человеческого жилья; добывание средств к жизни способами, не признаваемыми в обществе (попрошайничество, воровство); подчинение неформальным законам2.

Понятие беспризорности отличается от понятия безнадзорности. В Федеральном  законе от 25 июня 1999 года «Об основах  системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»3 даны следующие определения:

  • безнадзорный – несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц;
  • беспризорный – безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания.

Т.о. в соответствии с  законом, отличие беспризорного  от безнадзорного состоит в отсутствии места жительства. В ряде публикаций понятия «беспризорность» и «безнадзорность» смешиваются.

В отечественной правовой науке  беспризорность и безнадзорность принято  рассматривать как стадии одного процесса, одной «социальной болезни»4.

К отличительным признакам, позволяющим считать ребенка беспризорником относятся5:

– полное прекращение всякой связи с семьей, родителями, родственниками;

– проживание в местах, не предназначенных для человеческого жилья;

– добывание средств к жизни способами, не признаваемыми в обществе (попрошайничество, воровство и пр.);

– подчинение «неписаным» законам, продиктованным признаваемым среди беспризорников авторитетом.

С другой стороны, согласно данным правоохранительных органов, в современной России появилась  категория беспризорников, тесно связанных с криминальным миром, которые могут позволить себе снимать достаточно комфортное жилье6.

Беспризорные дети отличаются более  сильным инстинктом самосохранения, повышенной возбудимостью, склонностью  к искусственным возбудителям (наркотикам, алкоголю и т.п.). Некоторые из них преждевременно начинают половую жизнь7. Они также отличаются выносливостью, активностью, солидарностью в групповых действиях8.

Криминалисты отмечают, что у  беспризорников жизненные цели могут  смещаться в сторону психологического комфорта, получения «сиюминутных удовольствий»9.

Для беспризорника, начинающего общаться с себе подобными, все неудобства жизни (голод, холод, гигиеническая  запущенность, страх и т.п.) начинают приобретать притягательную силу10. С точки зрения криминалистов дети, перестающие вести так называемый нормальный образ жизни, отличаются от других и тем, что жизненные цели у них смещаются в сторону психологического комфорта, компанейско-группового характера, сиюминутных удовольствий, потребительства, наживы11.

У них фиксируется ослабление чувства  стыда, равнодушное отношение к  переживаниям других, агрессивность, грубость, лживость, несамокритичность и пр.12 Таков далеко не полный перечень признаков социальной болезни, именуемой детской беспризорностью. Но даже те ее признаки, которые стали предметом пристального внимания главным образом психологов, в конце концов ведут к деградации личности ребенка, которой сопутствует ориентация на асоциальное, преступное поведение.

Беспризорность вызывается причинами социально-экономического характера, такими как войны, революции, голод, стихийные бедствия и другие изменения условий жизни, влекущие за собой сиротство детей.

Росту беспризорности способствуют экономические  кризисы, безработица, нужда и детская  эксплуатация, конфликтная обстановка в семьях, асоциальное поведение родителей, жестокое обращение с детьми. Выделяются также медико-психологические причины (склонность некоторых несовершеннолетних к асоциальному поведению)13.

В последнее время, по словам сотрудника МВД, все больше малолетних преступников оказываются детьми из весьма благополучных семей. «Вы глубоко ошибаетесь, если думаете, что балластом для общества могут стать только дети люмпенов, которые не получили ни должного материального содержания для своего развития, ни любви со стороны родителей, – специалист Московского реабилитационного центра для детей наркоманов. – Все чаще на социальное дно попадают дети из благополучных, на первый взгляд, семей. Занятые работой по 24 часа в сутки папы и мамы перекладывают воспитание детей на совершенно чужих им людей. Любовь же свою родители выражают чрезмерным количеством подарков. Дети – сверхчуткие существа, они подсознательно чувствуют, что подарки – это откуп за невнимание. Они понимают, что никому не нужны. Отсюда в душе ребенка копится злость, растут жестокость и желание идти против всех и вся». Среди таких детей, по словам специалиста центра, немалое число наркоманов, преступников. Эти дети идут на преступления не ради куска хлеба, как делают их обездоленные ровесники, а из подсознательного чувства мести за невнимание.

Также детская беспризорность тесно  связана с социальным сиротством, только за последние два года, в  четыре раза выросло число родителей, лишенных родительских прав. Федеральный  закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей и сирот, и детей оставшихся без попечения родителей», содержит нормы, обеспечивающие приоритетную защиту интересов детей и сирот, и детей оставшихся без попечения родителей, в области здравоохранения, образования, трудоустройства, права на жилье, но его положения, к сожалению не исполняются.

Право детей на жилье, оно не соблюдается  практически везде. В субъектах  Российской Федерации низка активность органов опеки и попечительства, их деятельность, вопреки требованиям  статьи 123 Семейного Кодекса, сведена в основном к тому, что дети подыскиваются для тех граждан, которые сами обратились за просьбой об усыновлении ребенка.

Также одной из основных причин этого  явления стало разрушение государственной  инфраструктуры социализации и общественного воспитания детей без формирования новой эффективной структуры социализации и досуга детей в условиях рыночных отношений. Существенно сократилось число, выросла платность и снизилась доступность для семей детских дошкольных учреждений, образовательных заведений, домов детского творчества, детских санаториев, домов культуры, спортивных учреждений, музеев, учреждений семейного отдыха и досуга и летнего отдыха детей, музыкальных и художественных школ. Негативную роль сыграла отмена обязательного среднего общего образования и коммерциализация профессионального образования. После окончания 9-го класса многие 15-летние подростки не работают и не учатся. Общеобразовательная школа перестала отвечать за всеобщность образования. Увеличивается число никогда не учившихся детей. Дети вытесняются на улицу.

Еще одной причиной безнадзорности является кризис семей: рост бедности, ухудшение условий жизнедеятельности  и разрушение нравственных ценностей  и воспитательного потенциала семей.

В результате роста смертности мужчин в молодых возрастах, разводов и внебрачной рождаемости увеличивается число неполных семей, имеющих меньшие возможности для содержания и воспитания детей. В неполной семье воспитывается сегодня каждый седьмой российский ребенок. Ослаб воспитательный потенциал семей, разрушаются их нравственные устои, утрачиваются фундаментальные человеческие ценности. Увеличивается число детей, пострадавших от жестокости родителей, психологического, физического и сексуального насилия. В больницы помещаются малолетние дети, длительное время остающиеся без присмотра и пищи. Пополняется число детей из семей, в которых родители потеряли способность накормить и одеть детей, дать им образование и воспитание. Из-за пьянства, наркомании, аморального образа жизни, отказа от содержания и воспитания детей государство вынуждено лишать родителей родительских прав



 

Сформировалась новая  система коммерческой и криминальной эксплуатации детской безнадзорности. Растет детская наркомания и алкоголизация, дети вовлекаются в криминальные сообщества.

Неблагоприятное влияние на социализацию детей зачастую оказывают средства массовой информации, ведущие открытую и скрытую пропаганду сексуальной  вседозволенности, порнографии, насилия, преступности, наркомании. Изменились репертуары детских театров и кино, политика книгоиздания для детей. В детской и молодежной среде часто культивируются худшие образцы заграничной морали и культуры.

Проблема безнадзорных детей –  это комплексная социальная проблема. Дети, оказавшиеся по тем или иным причинам на улице, нуждаются в разнообразной помощи. Данные специальных исследований и практика работы социальных служб для безнадзорных детей в Санкт-Петербурге показывают, что около 30% из них нуждаются в помощи психолога, около 50% – нуждаются в услугах врача (различных конкретных специальностей), 70% необходима активная помощь и сотрудничество со стороны родителей, почти 80% нужна широкая, многоаспектная помощь социальных служб.

История беспризорности в  России

Следует отметить, что детская беспризорность как явление берет свое начало со времени образования семьи как ячейки общества.

В дохристианской Руси в родовой  общине славян существовала традиция заботиться о сиротах «всем миром»14. С принятием христианства связывают начало государственной политики заботы о детях. Статья 99 Русской Правды вменяла в обязанности опекунам «печаловаться» о сиротах. Термин «печаловаться» означал заботу по воспитанию сирот, покровительство тем, кто «не дюже ся будут (т.е. не смогут) сами собою печаловаться».

Собственно государственная политика призрения детей-сирот начинается, по мнению исследователей, со времен царствования Ивана Грозного, когда появились первые сиротские дома, которыми ведал Патриарший приказ. В XVI в. Стоглавым собором каждой церкви было определено открывать училище «для наставления детей грамоте», а для «сирых и немощных» создавать при церкви богадельни.

Дальнейшее развитие государственная  система призрения получила при  Петре I, который поощрял открытие приютов, куда принимали незаконнорожденных с соблюдением анонимности происхождения. Один из первых в России крупных сиротских государственных домов был построен в 1706 г. новгородским митрополитом Ионой при Холмово-Успенском монастыре. «Сиротским монастырям» было приказано обучать детей грамоте, а также создавать школы, где учить сирот арифметике и геометрии. В июне 1718 г. Петр 1 издает указ, по которому было велено «малолетних и нищих ребят, бив батоги, посылать на суконный двор и к прочим мануфактурам». Поскольку богадельни и госпитали были переполнены, то царским распоряжением сирот отдавали на воспитание в семьи, а мальчиков 10 лет и старше – в матросы.

Дальнейшее развитие система призрения  получила при Екатерине II. Под патронажем императрицы существовали «воспитательные  дома» и приюты, главное назначение которых состояло в том, чтобы на время укрыть ребенка от беды, а затем определить «в семью благонравного поведения».

В XIX в. число детей в воспитательных домах быстро росло, а условия жизни ухудшались. Чрезвычайная скученность, недостаточное питание, отсутствие ухода и медицинской помощи приводили к чрезвычайно высокой детской смертности. Так, при Александре I смертность в воспитательных домах доходила до 75%.

Во второй половине XIX в. в развитии образования происходят существенные перемены. В педагогике активно начинают развиваться гуманистическое, духовное и нравственное направления. Педагогическая общественность обращается к вопросам самосовершенствования личности, свободного воспитания, реформирования образования.

Развивалось законодательство, были учреждены суды для несовершеннолетних; исправительные заведения для подследственных и подсудимых. Эти заведения находились в тесной связи с судами.

К 1917 г. на территории России располагалось 538 детских приютов, где воспитывались 29650 детей.

В эту эпоху судебных реформ в России сформировались основные направления деятельности государства и общества по предупреждению правонарушений несовершеннолетних. Государство направляло свои усилия преимущественно на развитие правовых основ превентивной политики, практические шаги осуществляли общественные силы.15

В России беспризорность приняла угрожающий характер после 1-й мировой войны  и Октябрьской Революции 1917 (к 1922 насчитывалось около 7 млн. беспризорных). Проблемами беспризорности занимались Государственный совет защиты детей (1919, председатель А.В. Луначарский), Наркомпрос РСФСР, комиссия по улучшению жизни детей при ВЦИК (1921, Деткомиссия ВЦИК, председатель Ф.Э. Дзержинский), социальные инспекции на местах, «Фонд имени В.И. Ленина для оказания помощи беспризорным детям» (1924). Опытные педагоги стремились создавать беспризорным детям максимальные возможности для нормального развития, проявления самостоятельности, инициативы, полезной творческой деятельности. В 1926 приняты Положение о мероприятиях по борьбе с детской беспризорностью в РСФСР и Постановление ЦИК и СНК СССР «О мероприятиях по борьбе с детской беспризорностью».

Система ликвидации беспризорности включала выявление и контроль за безнадзорными  детьми, неблагополучными семьями, социальную помощь и профилактику беспризорности. Организовывались детские воспитательные учреждения интернатного типа – детские дома, трудовые коммуны, школы-колонии, школы-коммуны, детские городки (представляли собой объединение нескольких детских домов, школ, ФЗУ с обслуживающей их инфраструктурой и подсобными учреждениями) и прочие.

В 1919 году в детских домах воспитывалось 125 тысяч детей, в 1921−1922 годах – 540 тысяч детей. Применялись такие  формы работы с беспризорными  детьми, как патронат, усыновление, опека и попечительство.

Ликвидация беспризорности также  требовала проведения санитарной обработки  обитателей подвалов и улиц, в необходимых  случаях лечения, организации питания  и учебы детей, предоставления жилья  и работы подросткам. Для этого  на предприятиях были введены специальные семипроцентные квоты для производственного обучения и трудоустройства подростков. Активное участие в работе с детьми и подростками «с улицы» принимали и комсомольцы.

Через 200 созданных в 1921 г. приемников-распределителей, рассчитанных на прием от 50 до 100 детей одновременно, в первый год целенаправленной государственной борьбы с беспризорностью прошло более 540 тысяч детей. Несмотря на очевидные трудности восстановительного периода, к 1925 г. в РСФСР уже имелось более 280 детских домов, 420 «трудовых коммун» и 880 «детских городков».

Опасность беспризорности вновь возникла в годы Великой Отечественной  войны.

К концу 1940-х гг., беспризорность заменили терминами «детская безнадзорность»  и «преступность несовершеннолетних».

Модель советского «счастливого детства» эпохи сталинизма представляла собой слаженный государственный механизм воспитания советских граждан. Государство не давало автономии семьи и за невыполнение обязанностей по воспитанию детей могло повлечь применение предусмотренных законом принудительных мер (лишение родительских прав, помещение детей в детские дома). Начиная с самого раннего возраста, ребенок должен был пройти все основные этапы советской социализации: детские ясли, сад, школа, средние или высшие учебные заведения. В том случае, когда он оставался сиротой, его воспитанием полностью занимались государственные детские учреждения (дома ребенка, детские дома).

Другую часть этой модели составляли детские учреждения (колонии, специальные  детские дома и т.д.), которые изымали, наказывали, перевоспитывали, возвращали обратно в «советское детство» тех детей, чье поведение не вписывалось в рамки официальной концепции детства (беспризорных и безнадзорных, совершавших проступки и преступления). Общеобразовательные школы вместе с пионерской организацией и комсомолом фактически взяли на себя основную нагрузку по воспитанию детей и подростков. В связи с большой занятостью родителей, школа брала на себя многие ее функции: она помогала ребенку преодолевать экстремальность жизни военных и первых послевоенных лет, была эффективным инструментом официальной советской социализации.

Дома ребенка, детские дома также  не всегда могли обеспечить детям  – беспризорникам прохождение всех этапов «эталонной» социализации, поскольку  находились в тяжелом материально-бытовом положении. Все это способствовало распространению аномального поведения среди детей (бегство из детских домов и других учреждений, нищенство, бродяжничество, преступления и т.д.). Для борьбы с его последствиями действовала целая сеть государственных учреждений (детские комнаты милиции, приемники – распределители, трудовые и трудовые воспитательные колонии). Карательно-репрессивные меры в отношении подростка, совершившего проступок, создавали замкнутый круг. Оступившись и попав в криминальную среду, он обычно не мог выйти из нее. Так, государственная политика в этой сфере, пытавшаяся каким-то образом улучшить ситуацию с подростковой девиацией, фактически способствовало ее росту.

Новый всплеск беспризорности наблюдается  в России с начала 1990-х годов. В документах Совета Федерации причинами возникновения и роста беспризорности называются разрушение государственной инфраструктуры социализации и воспитания детей, а также кризис семей (рост бедности, ухудшение условий жизнедеятельности, разрушение нравственных ценностей и воспитательного потенциала семей).

По данным Министерства Труда РФ, приведенным Московским городским  центром «Дети улиц», ежегодно выявляется свыше 100 тыс. детей, оставшихся без попечения родителей (в 1999 – 113,9 тыс. человек). Подавляющее большинство из них – социальные сироты, то есть брошенные родителями или отобранные у родителей, не выполняющих своих обязанностей по воспитанию и содержанию ребенка16.

В 2004 году в России было зарегистрировано более 154 тысяч преступлений, совершённых несовершеннолетними, а также 60–70 тысяч преступлений, совершённых детьми, не достигшими возраста привлечения к уголовной ответственности. За нарушения правопорядка в милицию было доставлено более 1 млн несовершеннолетних. К началу 2005 года на учёте в подразделениях по делам несовершеннолетних МВД России состояло свыше 655 тыс. детей и подростков17. Беспризорные дети, лишённые средств к существованию, могут подвергаться коммерческой и криминальной эксплуатации. Беспризорники вовлекаются в криминальные сферы деятельности (работа на улице во вредных условиях, проституция, порнографический бизнес, торговля табачной, алкогольной продукцией и т.д.), связанные с риском для здоровья, психологического и социального развития.

С 1994 по 2002 год в 1,9 раза выросло число детей, больных алкоголизмом, в 3,3 раза – токсикоманией, в 17,5 раз – наркоманией. Значительно увеличилось количество детей, больных сифилисом, другими венерическими заболеваниями, СПИДом18.

В 2010 году Министерство внутренних дел обнародовало удручающую статистику о детях. Как выясняется, низкая рождаемость в России – еще полбеды. Печальную картину детства довершает такое явление, как массовая беспризорность: таковых детей на сегодняшний день – уже 2,17% от общего количества.



 

Примерно таким же числом беспризорников Россия могла «похвастаться» разве что после окончания Гражданской войны. Кстати, даже после Великой Отечественной войны, которая унесла жизни десятков миллионов советских граждан – что, казалось бы, является неизбежной предпосылкой для массовой беспризорности, – государство все-таки изыскало средства и возможности для того, чтобы справиться с этой проблемой.

По-настоящему массовый характер в  последние годы приобрело такое  позорное явление, как социальное сиротство (как говорят в таких случаях, «сироты при живых родителях»). Можно сказать, что это является настоящим бичом современной России, который ежедневно множит армию детей-беспризорников.

Безусловно, среди родителей, отказавшихся от воспитания собственных детей, есть много откровенно безответственных лиц, которые сделали такой выбор добровольно, или же находясь в сложных жизненных обстоятельствах. Однако не секрет, что после введения института ювенальной юстиции в России участились совершенно вопиющие случаи, когда органы опеки насильственным образом изымают детей из якобы «неблагополучных» семей, зачастую – под совершенно надуманными предлогами. Представители общественных организаций, занимающихся этой проблемой, сообщают, что в тех регионах России, где проходит апробацию ювенальная юстиция, количество изъятий детей из семей возросло в несколько раз. Что, в принципе, легко объяснимо с точки зрения общей идеологии искусственно насаждаемой в России антисемейной концепции ювенальной юстиции. Не секрет, что западная правовая система (которая является образцом для отечественных эпигонов), в частности, предусматривает изъятие детей на основаниях, которые для нас еще недавно казались абсолютно недопустимыми и абсурдными (например, в случае квалификации уполномоченными органами жилищных условий «плохими»).

Другим «сравнительно честным  способом» отъема детей даже из самых  благополучных семей является намеренно  широкая трактовка понятия «насилия над детьми». Во многих странах Евросоюза  уже приняты законы, запрещающие  любое телесное наказание, к которым относят в т. ч. шлепок или постановку ребенка в угол. Практически все нетелесные наказания трактуются как «психическое насилие». В Англии, например, родители не могут в наказание лишить детей карманных денег, поскольку законом предусмотрена некая сумма, которую они должны давать детям независимо от их поведения. Стараниями российских ювеналов теперь и в России граждан в судебном порядке отправляют на исправительные работы за «жестокое обращение с детьми» только за то, что, скажем, папа (цитируем одно из постановлений) «выражал словесно и жестами угрозы побоями» (т.е. говорил что-то вроде «Что, ремня захотел?»), когда он в очередной раз (после всевозможных предупреждений и уговоров «по-хорошему») вновь застал своего сорванца за таким «увлекательным» занятием, как выкручивание рук младшему братику.

Безусловно, трудно отрицать необходимость  профилактики насилия в отношении  детей, которое в российских семьях, к сожалению, имеет место. Но при  этом такое вмешательство ни в  коем случае не должно подрывать базовые устои семейных отношений, которые основываются на авторитете взрослых и их способности заниматься воспитанием и формированием личности своих собственных детей. И уж тем более не должно приводить к появлению новых беспризорников из числа детей, которые еще вчера росли, окруженные родительской заботой и вниманием во вполне благополучных семьях.19

Профилактика беспризорности

В 90-е годы государством создана  новая система реабилитации детей  и подростков, находящихся в трудной  жизненной ситуации. В ней участвуют все министерства и ведомства социальной направленности.

Только наращивание числа специализированных учреждений для беспризорных и безнадзорных детей не решает проблемы. Необходимо бороться с причинами, а не с последствиями  негативных процессов, порождающих попадание детей в трудную жизненную ситуацию.

Требуется полный учет и оздоровление всех неблагополучных семей: трудоустройство  родителей, лечение их от алкоголизма, оказание помощи по нормализации внутрисемейных отношений, в решении правовых, медицинских, жилищных и иных проблем, обеспечение постоянного патронажа проблемных и кризисных семей. Для выявления кризисных семей и работы с ними нужна совместная деятельность всех органов власти и управления и всех учреждений и отраслей социальной сферы на территории (комиссий по делам несовершеннолетних, инспекций по делам несовершеннолетних, учреждений образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, занятости населения, жилищно-коммунального хозяйства, органов внутренних дел, прокуратуры, органов опеки и попечительства и др.).

Не все семьи поддаются реабилитации. Важно развивать альтернативные формы семейного воспитания детей: усыновления, опеки и попечительства, приемные семьи, семейные группы.

Однако главной задачей является обеспечение полноценного физического, психического и духовного развития, профессионального образования и здорового досуга всех детей на каждой территории.

Эту задачу невозможно решить без  участия самих семей, общественных организаций, религиозных конфессий, научных учреждений, волонтеров, промышленников и предпринимателей.

Ликвидация беспризорности и профилактика безнадзорности требуют комплексного подхода к реализации государственной  политики поддержки семьи и детства, изменения ее приоритетов.20

Отношение к вопросам сохранения семьи надо менять. Нужно проводить четкую государственную и социальную политику в интересах семьи, создавая благоприятные социально-экономические условия для стабилизации и повышения жизненного уровня семей, находящихся за чертой бедности, дети из которых, как правило, пополняют ряды беспризорных и безнадзорных. Необходимо изменить инфраструктуру здравоохранения, образования, культуры, обеспечив их доступность детям из семей всех типов.

Детская безнадзорность и беспризорность тесно связана с социальным сиротством. Проблема социального сиротства вызывает особую обеспокоенность. По разным причинам дети остаются без родительского попечения при живых родителях. За последнихегода в четыре раза выросло число родителей, лишенных родительских прав. Много стало детей, осиротевших социально.

Но сегодня абсолютно понятно, что более раннее вторжение в  кризисную семью, адекватная помощь взрослым и детям – это есть перспектива.21

Органам государственной власти всех уровней, органам местного самоуправления необходимо признать семейное устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечительства родителей, приоритетным направлением политики в интересах семьи и детей. Однако на самом деле это происходит не так, потому что отсутствует достаточная, адресная социальная помощь семьям, в том числе малообеспеченным, которые взяли детей на воспитание. Для этого необходимо менять механизмы распределения бюджетных средств, предназначенных на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также создавать системы экономических гарантий, органами местного самоуправления и семьям, которые приняли к себе детей.

Необходимо усилить уголовное  преследование родителей и других лиц, допускающих истязание детей, за оставление их в опасном состоянии, в том числе истощение, неоказание медицинской помощи, хулиганские действия, вовлечение в пьянство, проституцию и преступную деятельность. Закон на защите детей, но следственная и судебная практика по этим составам преступлений в отношении родителей пока не сложилась.

Практически сегодня  бездействует 156 статья Уголовного кодекса  Российской Федерации22, да и ряд других. Любое преступление должно быть наказано, в особенности против детей. И, конечно же, надо усилить уголовную ответственность в отношении лиц, вовлекающих детей в преступную деятельность, занимающихся сексуальной эксплуатацией детей и подростков.

Результаты прокурорского надзора  показывают широко распространенное несоблюдение российского законодательства по вопросам, связанным с беспризорностью.

Следствием всех вышеперечисленных проблем является рост детской преступности.

Как известно, уже на протяжении довольно большого периода времени наблюдается  рост общей преступности в целом, что безусловно связано с количественным ростом преступности несовершеннолетних.

Беспризорные дети, являясь так  называемой группой риска, не имея средств  к существованию, изыскивают их доступным  для себя способом. И не всегда законным путем. И как следствие, постоянно  пополняют ряды несовершеннолетних преступников.

На сегодняшний день в России нет ни одной государственной структуры, ответственной за социально-психологическое состояние семьи. В отношении же детей-сирот преобладает установка на их содержание в учреждениях интернатного типа, то есть в изоляции от общества. Между многочисленными ведомствами, занимающимися вопросами детей, отсутствует какая-либо взаимосвязь.23 Нет какого-либо координационного центра, в обязанности которого входили бы разработка и осуществление стратегии деятельности государства в интересах детей. Представителей неправительственных организаций, которые добровольно взяли на себя роль контролеров, таскают по инстанциям и отчитывают за то, что они пытаются бороться за права детей, которых продолжают не обувать, не одевать, не кормить, не воспитывать, не учить, а нередко – применять к ним насилие.

Существует три основных направления  совершенствования работы органов  власти:

  1. Следует настойчиво совершенствовать существующую систему путем развития правовых, организационных, финансовых, информационных и других механизмов взаимодействия между органами, учреждениями и организациями участвующими в работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, их социальной реабилитации.
  2. Необходимо создать специальный орган управления (желательно при Совете Безопасности РФ), отвечающий за решение указанной проблемы и координацию действий различных ведомств, учреждений и организаций.
  3. Целесообразно передать функции по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, их социальной реабилитации одному из ныне действующих органов власти (например, МВД). Одним из основных критериев предпочтения той или иной структуры является ее способность резко сократить организационные издержки, консолидировать и направить ограниченные материальные, финансовые и другие ресурсы на устранение детской беспризорности и безнадзорности – серьезной угрозы национальной безопасности России.

Правительству Российской Федерации и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации  необходимо принять неотложные меры по ликвидации беспризорности и создать условия для полноценной социализации детей:

  • ужесточить контроль за полной реализацией мер, предусмотренных Федеральным законом «Об основах системы профилактики и безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
  • восстановить роль школы в обеспечении воспитания, всеобщей грамотности, внешкольного воспитания и досуга детей, усилить ее работу с неблагополучными семьями;
  • привлечь учреждения культуры и спорта, досуговые учреждения к целенаправленной работе с семьей и детьми;
  • создать в каждом регионе инфраструктуру, обеспечивающую полноценную социализацию всех категорий детей, попавших в трудную жизненную ситуацию (беспризорных детей, несовершеннолетних правонарушителей, детей из неблагополучных семей, нуждающихся в социальной реабилитации, детей-сирот и оставшихся без попечения родителей, детей с аномалиями в развитии, детей-инвалидов, детей наркоманов и алкоголиков, детей – жертв насилия и др.);

продолжение    



 

  • ввести общегосударственную систему учета (банк данных) беспризорных и безнадзорных детей, в том числе не работающих и не учащихся детей, а также банк данных пропавших детей, которых разыскивают родители, опекуны, интернатные учреждения;
  • внедрить системы индивидуального комплексного сопровождения (патронажа) каждого ребенка, попавшего в трудную жизненную ситуацию, контроля за его развитием в государственном и негосударственном учреждении, в приемной и опекунской семье;
  • внедрить новые инновационные модели семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей (приемные семьи, семейные группы);
  • обеспечить учет реальных расходов семей на содержание и воспитание детей в государственной политике в области оплаты труда, налоговой политике, а также при реформировании образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, туризма, жилищно-коммунального хозяйства;
  • создать федеральное министерство по работе с семьей и молодежью, а также управленческие структуры на региональном уровне.

Заключение

Среди проблем, характеризующих неблагополучие российского общества, одна из наиболее острых – детская безнадзорность и беспризорность. Основные причины, способствующие росту безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, – социально-экономическая трансформация общества, изменения привычного уклада жизни и нравственно-ценностных ориентаций населения, ослабление воспитательных возможностей семьи и школы.

Мощным фактором детской безнадзорности становится нарушение прав детей  в области образования, оздоровления, получения профессии и жилья, неоперативное решение органами опеки и попечительства вопросов жизнеустройства и воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.

В РФ сложилась тревожная ситуация: дети из числа беспризорных все более  активно вовлекаются в занятие проституцией, секс-бизнес, используются в съемках порнофильмов. Получили распространение общественно опасные деяния, связанные с использованием беспризорных детей в мероприятиях, которые могут причинить существенный вред их психическому, духовному и нравственному развитию. Многие из таких мероприятий имеют непристойный или откровенно сексуальный характер, нарушают духовно-нравственные нормы общества.

Растущая из года в год беспризорность детей – следствие социальных и экономических потрясений в обществе. За истекшее десятилетие появилось множество факторов, подрывающих стабильность семьи, препятствующих родителям воспитывать своих детей. К примеру, фактор дефицита времени. Оказалось, что у взрослых для занятий с детьми не остается времени. Или фактор нехватки средств. Не секрет, что бедствуют многие российские семьи, где родители потеряли работу, многим не хватает средств, чтобы обеспечить нормальное питание своим детям. В основательно дезорганизованном обществе образовательные учреждения на протяжении последнего десятилетия с катастрофической быстротой теряли свою воспитательную функцию.

Сфера детского досуга, спорта, перешедшая в область платных услуг, также  требует затрат со стороны семьи.

Проблема беспризорности тесно  смыкается с такими негативными явлениями, распространенными в среде несовершеннолетних, как правонарушения, алкоголизм, наркомания, проституция.

В зарубежных странах существуют различные  категории социальных работников, занимающиеся проблемами реабилитации подростков. Кроме участковых, действующих непосредственно в общине, ряд социальных работников функционирует в образовательных и лечебных учреждениях, молодежных и подростковых центрах, проводя индивидуальную и групповую работу.

В Российской Федерации объектами  первичной работы являются дети и подростки, которые не были замечены в проявлении антиобщественных поступков, но пребывают долгое время в социально-опасном положении.

Объектом вторичной профилактики являются беспризорные дети и подростки  различного возраста, начиная с дошкольного и заканчивая юношеским. Работа в отношении таких детей нацелена на развитие форм общественного и государственного воздействии с целью коррекции поведения и социальной адаптации детей, находящихся в зоне социального риска.

Работа с детской  беспризорностью на третьем уровне осуществляется исправительно-воспитательными учреждениями, а также специализированными социально-реабилитационными учреждениями, которые играют решающую роль в предупреждении преступности.

В настоящее время сложилась  определенная система коррекционно-реабилитационной работы с несовершеннолетними, находящимися в трудной жизненной ситуации. Эта система включает в себя различные государственные и общественные организации, которые в пределах своей компетенции осуществляют меры по ликвидации девиантного поведения среди несовершеннолетних.

Проблема беспризорности детей  весьма сложная и многосторонняя, в связи с чем ее решение  займет длительный период и потребует  объединения усилий всех общественных сил.

Список использованной литературы

  1. Адлер А. Беспризорные дети. – Ф.-на Майне. 1997. С. 135.
  2. Алмазов Б.Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних / Дис. на соиск. уч. степ. к.п.н. – Свердловск, 1986.
  3. Аналитический вестник №14 (207) Государственная политика в сфере профилактики

и реабилитации детской беспризорности и безнадзорности М.В. Гордеева.

  1. Балкин Ж.К., Как мы боремся с беспризорностью. // Итоги, 2001 г., №6.
  2. Беляева Л.И. Материалы конференции «Подросток и закон». Институт «Открытое общество» (Фонд Сороса). – М.: Юристъ, 2002. С. 3
  3. Волкова Н., Величко О. Профилактика безнадзорности и правонарушений совершеннолетних // Законность, 2000.. №7
  4. В России – «третья волна» беспризорности, безнадзорности, неграмотности и преступности подростков // NEWSru.com, 1 июня 2005
  5. Говоров К. «Беспризорность в России: как после Гражданской войны.» 2010 г. Источник news.km
  6. Дармодехин С.В. Безнадзорность детей в России // Педагогика, 2001. №5
  7. Климантова Г.И., Федотовская Т.А. О профилактике беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации // Аналитический вестник. Сер. №46 «Основные проблемы социального развития России», 2002. №20 (176). С. 24
  8. Кривоносов А.Н. Исторический опыт борьбы с беспризорностью // Государство и право, 2003. №7.
  9. Криминология / Под ред. Гуляева В.П. – М.: Юридическая литература, 1997.
  10. Нечаева А.М. Детская беспризорность – опасное социальное явление // Государство и право, 2001. №6
  11. Подросток мигрант (Информация Московского городского центра «Дети улиц») // Социальное обеспечение, 2002. №12. С. 2
  12. Проблемы общей теории права и государства / Учебник для ВУЗов под ред. В.С. Нерсесянца. – М.: Норма, 2002. С. 163; Пугачев В.П. Политология. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001.
  13. Российская педагогическая энциклопедия / Под ред. д.п.н., проф. В.М. Константинова. – М.: Знания, 1993.
  14. Слуцкий Е.Г. Беспризорность в России: вновь грозная реальность // Социс, 1998. №3.
  15. Уголовный кодекс РФ.
  16. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
  17. Федотовская Т.А., заместитель начальника отдела проблем социальной политики Аналитического управления Аппарата Совета Федерации. «О профилактике беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации». Аналитический вестник №20 (176), Москва 2002 г. с. 27.

1 Проблемы общей теории  права и государства / Учебник  для ВУЗов под ред. В.С. Нерсесянца. – М.: Норма, 2002. С. 163; Пугачев В.П.  Политология. – М.: ООО «Издательство  АСТ», 2001. С. 243.

2 Нечаева А. М. Детская беспризорность — опасное социальное явление // Государство и право, 2001. № 6. С. 59.

3 Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

4 Нечаева А.М. Детская беспризорность – опасное социальное явление // Государство и право, 2001. № 6. С. 59.

5 Нечаева А.М. Указанное сочинение,  с. 59

6 Волкова Н., Величко О. Профилактика  безнадзорности и правонарушений  совершеннолетних // Законность, 2000..№  7. С. 3.

7 Российская педагогическая энциклопедия / Под ред. д.п.н., проф. В. М. Константинова. — М.: Знания, 1993. С. 85

8 Дармодехин С. В. Безнадзорность детей в России // Педагогика, 2001. № 5. С. 4.

9 Криминология / Под ред. Гуляева  В. П. — М.: Юридическая литература, 1997. С. 289.

10 Алмазов Б.Н. Психическая средовая  дезадаптация несовершеннолетних / Дис. на соиск. уч. степ. к.п.н. - Свердловск, 1986. С. 89

11 Криминология / Под ред. Гуляева  В.П. - М.: Юридическая литература, 1997. С. 289

12 Адлер А. Беспризорные дети. - Ф.-на Майне. 1997. С. 135.

13 Слуцкий Е. Г. Беспризорность в России: вновь грозная реальность // Социс, 1998. № 3. С. 117—119.

14 Кривоносов А. Н. Исторический  опыт борьбы с беспризорностью  // Государство и право, 2003. № 7. С. 92

15 Беляева Л.И. Материалы конференции "Подросток и закон". Институт "Открытое общество" (Фонд Сороса). - М.: Юристъ, 2002. С. 3.

16 Подросток мигрант (Информация  Московского городского центра  «Дети улиц») // Социальное обеспечение, 2002. № 12. С. 2

17 В России — «третья волна» беспризорности, безнадзорности, неграмотности и преступности подростков // NEWSru.com, 1 июня 2005

18 Климантова Г. И., Федотовская Т. А. О профилактике  беспризорности и безнадзорности  несовершеннолетних, находящихся в  трудной жизненной ситуации // Аналитический  вестник. Сер. № 46 «Основные проблемы социального развития России», 2002. № 20 (176). С. 24

19 Кирилл Говоров. "Беспризорность в России: как после Гражданской войны." 2010 г. Источник news.km

20 Федотовская Т.А., заместитель  начальника отдела проблем социальной политики Аналитического управления Аппарата Совета Федерации. "О профилактике беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации". Аналитический вестник №20 (176), Москва 2002г. с27.

21 Аналитический вестник № 14 (207) Государственная политика в сфере профилактики

и реабилитации детской беспризорности и безнадзорности М.В. Гордеева

22 Уголовный кодекс РФ.Статья 156. Неисполнение обязанностей по  воспитанию несовершеннолетнего

(в ред. Федерального закона  от 27.07.2009 N 215-ФЗ)

23 Балкин Ж.К., Как мы боремся с беспризорностью. // Итоги, 2001 г., № 6.

Ссылки (links):

  • http://www.newsru.com/russia/01jun2005/generation.html
  • http://www.budgetrf.ru/Publications/Magazines/VestnikSF/2002/vestniksf173-17/vestniksf173-17070.htm
  • http://news.km.ru/besprizornost_v_rossii_kak_posle

точечный рисунок.bmp

— 0 байт (Скачать документ)

Диплом 111.doc

— 173.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Информация о работе Психологические аспекты причин беспризорности в подростковом возрасте