Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 22:34, курсовая работа
Цель работы: изучить особенности делового общения.
Задачи:
Изучить необходимую литературу по теме деловое общение.
Проанализировать условия, структуру и специфику делового общения.
Изучить различные методики по данной проблематике.
Проанализировать ведение переговоров в деловом общении.
Составить программу исследования в области делового общения.
Введение…………………………………………………………………………………………….…..3
Глава 1. Теоретические и методологические основы изучения делового общения………….5
1.1. Понятие и структура делового общения…………………………………………………………5
1.2. Деловые переговоры как форма делового общения…………………………………………….8
1.3. Методики изучения различных сторон делового общения…………………………………...15
Глава 2. Исследования социально-психологических аспектов делового общения………....21
2.1. Детерминанты поведения в деловом общении…………………………………………………21
2.2. Изучение индивидуально-психологических характеристик, коммуникабельность и коммуникативный контроль……………………………………………………………………..…..24
2.3. Особенности международных деловых переговоров…………………………………………27
Глава 3. Изучение деловых переговоров (проведение пилотажного исследования) на примере руководителей различных предприятий………………………………………….…..31
3.1. Программа социологического исследования
3.1.1. Методологический раздел……………………………………………………….………31
3.1.2. Процедурный раздел…………………………………………………………………….35
3.1.3. Характеристика выборочной совокупности……………………………………………36
3.2. Результаты пилотажного исследования……………..…………………….……………..…….37
Заключение……………………………………………………………………………………………41
Список литературы…………………..…………………………………………………………….....42
Приложение 1. Анкета
Приложение 2. Тест В.Ф.Ряховского
Приложение 3. Оценка самоконтроля по М.Снайдеру
Приложение 4. Тест «Ваш стиль общения»
Приложение 5. Тест «Умеете ли Вы вести деловое обсуждение»
Приложение 6. Тест «Умеете ли Вы вести деловые переговоры»
Приложение 7. Тест «Как Вы проводите переговоры»
Один из возможных подходов
к проблеме культурно-
Переход мирового сообщества на постиндустриальную стадию качественно изменил состояние макросреды личности. В частности, вместо традиционной конфронтации между Востоком и Западом все чаще говорят о противостоянии между богатым Севером и бедным Югом. Научно-техническая революция набирает силу сразу в ряде макрорегионов планеты. Существенные изменения наблюдаются в политической сфере: если раньше экономическое господство в мире находилось в прямой зависимости от накопленного страной капитала, материальных богатств, то в наши дни символом власти является контроль над энергоносителями и мировыми информационными сетями.
Глобальной тенденцией
Массированный поток
На региональном уровне, наряду с уже рассмотренными средствами массовой информации, на человеческое поведение наиболее активно влияют следующие факторы макросреды:16
Не менее существенную роль в детерминации человеческого доведения в деловом общении играет микросреда личности — та часть социальной среды, с которой непосредственно взаимодействует личность в процессе социальной деятельности. Здесь важно выделить два момента: а) личность испытывает воздействие в непосредственной или опосредованной форме всех без исключения элементов социальной среды, но главным образом взаимодействует именно с микросредой; б) существенным отличием микросреды является наличие не только прямых, но и обратных связей между личностью и ее окружением.
Иными словами, микросреда — это прежде всего поле активной социальной деятельности личности, объективная совокупность материальных и идеологических факторов, с которыми личность непосредственно взаимодействует в процессе общения с другими людьми. Социальные по своей природе отношения в условиях микросреды выступают в форме межличностного взаимодействия, строящегося на основе либо кооперации, сотрудничества, либо соревнования и конфронтации.
"Неформальные", межличностные
отношения не следует
Социальная группа — важный элемент микросреды, опосредующий детерминирующее воздействие общества на личность. Следовательно, макросреда воздействует на личность как непосредственно, так и в опосредованной форме, через ее влияние на те социальные группы, в жизни которых индивид непосредственно участвует. Взаимодействие между личностью и обществом в рамках микросреды выступает в качестве взаимодействия индивида и социальной группы.
Социальная группа — это более или менее устойчивая конкретно- историческая общность людей, в которой личность реализует свою предметно-деятельную сущность. Участие личности во многих видах социальной деятельности определяет ее принадлежность к самым различным социальным группам. Ее ближайшее социальное окружение составляет семья, учебная группа, трудовой коллектив, соседи, группы по интересам и т.д. Общим для всех этих групп является совместная деятельность людей, направленная на достижение общих целей, предполагающая определенную согласованность действий на основе обмена информацией и существования специальных средств контроля над выполнением отдельных функций. Обусловленность объективно существующей структурой общественных отношений и относительная самостоятельность составляют отличительные черты социальной группы.
С одной стороны, внутренняя
структура социальной группы
является отражением общих
С другой стороны, ей
Решающая роль в детерминации
человеческого поведения в
2.2. Изучение индивидуально-психологических характеристик, коммуникабельность и коммуникативный контроль
Рассмотрим такие
Было проведено исследование, направленное на выявление уровня развития коммуникативной компетентности. Основной целью определения уровня развития коммуникативных способностей является профилактика социальной дезадаптации.
Исследование проводилось на
базе НУЗ «Дорожная клиническая
больница на станции Красноярск ОАО
РЖД», Поликлиника №2 (детская), в
котором принимали участие женщ
В рамках исследования были
использованы следующие
По результатам методики М. Снайдера можем отметить, что у 21% (3 человека) женщин низкий уровень коммуникативного контроля, что характеризует их как людей высоко импульсивных и раскованных при различного рода взаимодействиях с окружающими, что может объясняться низкой дифференциацией поведения в различных ситуациях, обусловленной особенностями возрастного, а также социального развития. У 43% (6 человек) женщин выявлен высокий коммуникативный контроль. Это женщины, постоянно следящие за проявлениями своего поведения в ситуациях социальных контактов и управляющие эмоциональными состояниями, что, вероятно, обусловлено спецификой среды социального развития и воспитания. У 36% (5 человек) женщин выражен средний уровень коммуникативного контроля, что отражает их непосредственность в общении, искренность и доверчивость по отношению к другим. Данный тип проявления коммуникативного контроля, по утверждению М. Снайдера, является адекватным в структуре развития коммуникативных качеств личности. На рисунке 2 представлено процентное соотношение коммуникативного контроля, выявленного в ходе анализа полученных результатов тестирования.
Рис. 2. Результаты исследования по методике М. Снайдера
Таким образом, мы можем отметить, что респонденты в большинстве своем открыты для контактов, дифференцируют и соотносят свои эмоциональные проявления с поведением окружающих и собственно контекстом ситуации.
Следующим шагом исследования было проведение диагностики уровня общительности по методике В.Ф. Ряховского.
Большинство респондентов, 64% (9 человек),
характеризуются нормальным уровнем
коммуникабельности, что отражает их
любознательность, желание интересных
контактов и активного
Рис.3. Результаты исследования по методике В.Ф. Ряховского
В целом, по результатам диагностики по тесту В.Ф. Ряховского, уровень общительности группы можно охарактеризовать как достаточно высокий, что говорит о достаточном развитии коммуникативных навыков у большинства членов группы респондентов.
Заключительным шагом
Можно отметить, что большинство женщин, 72% испытуемых (10 человек) эмоционально неустойчивы, характеризуются низкой толерантностью к эмоциогенным факторам, неуверенностью в себе, повышенной раздражительностью, частым появлением волнения. 14% женщин (2 человека) склонны к озабоченности и огорчениям, откладывают решение сложных вопросов. И только 14% испытуемых (2 человека) эмоционально стабильны в поведении, спокойные, зрелые, уверенные в себе, чувственно постоянные, не боятся сложных ситуаций. На рисунке 4 представлено процентное соотношение эмоциональной устойчивости испытуемых, выявленной в ходе анализа полученных результатов тестирования.
Рис.4. Результаты исследования по тесту Р.Б. Кеттелла (форма С)
Делая общий вывод по
2.3. Особенности международных деловых переговоров
Время от времени интерес российских исследователей к международным переговорам пробуждается и порождает привлекающие внимание работы.
«Московская школа переговоров» провела исследование под названием “Переговорный стиль”. Более 800 переговорщиков из различных компаний по всей стране заполнили анкеты с вопросами – ситуациями. По результатам исследования, эксперты выявляли как наши люди ведут себя на различных стадиях переговоров, что ставит их в тупик, как они относятся к своим оппонентам и т.д. Результаты исследования эксперты сопоставили с западными, и дали ответ на вопрос, почему иностранцы считают русских довольно специфичными партнерами19.
Оказалось, что наш российский переговорщик от западного отличается прежде всего стратегией переговоров. Хотя в начале она довольно похожа на западную. Но это только в начале. Но, обо всем по прядку.
Итак, в начале встречи мы очень дипломатичны, приятны, выбираем политику нейтральной защищенности (я бы сказала приятно - отстраненную). На переговоры большинство опрошенных приходят подготовленными.