Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 22:34, курсовая работа
Цель работы: изучить особенности делового общения.
Задачи:
Изучить необходимую литературу по теме деловое общение.
Проанализировать условия, структуру и специфику делового общения.
Изучить различные методики по данной проблематике.
Проанализировать ведение переговоров в деловом общении.
Составить программу исследования в области делового общения.
Введение…………………………………………………………………………………………….…..3
Глава 1. Теоретические и методологические основы изучения делового общения………….5
1.1. Понятие и структура делового общения…………………………………………………………5
1.2. Деловые переговоры как форма делового общения…………………………………………….8
1.3. Методики изучения различных сторон делового общения…………………………………...15
Глава 2. Исследования социально-психологических аспектов делового общения………....21
2.1. Детерминанты поведения в деловом общении…………………………………………………21
2.2. Изучение индивидуально-психологических характеристик, коммуникабельность и коммуникативный контроль……………………………………………………………………..…..24
2.3. Особенности международных деловых переговоров…………………………………………27
Глава 3. Изучение деловых переговоров (проведение пилотажного исследования) на примере руководителей различных предприятий………………………………………….…..31
3.1. Программа социологического исследования
3.1.1. Методологический раздел……………………………………………………….………31
3.1.2. Процедурный раздел…………………………………………………………………….35
3.1.3. Характеристика выборочной совокупности……………………………………………36
3.2. Результаты пилотажного исследования……………..…………………….……………..…….37
Заключение……………………………………………………………………………………………41
Список литературы…………………..…………………………………………………………….....42
Приложение 1. Анкета
Приложение 2. Тест В.Ф.Ряховского
Приложение 3. Оценка самоконтроля по М.Снайдеру
Приложение 4. Тест «Ваш стиль общения»
Приложение 5. Тест «Умеете ли Вы вести деловое обсуждение»
Приложение 6. Тест «Умеете ли Вы вести деловые переговоры»
Приложение 7. Тест «Как Вы проводите переговоры»
5. В компании я редко оказываюсь в центре внимания.
6. В разных ситуациях и в общении с разными людьми я часто веду себя совершенно по-разному.
7. Я могу отстаивать только то, в чем я искренне убежден.
8. Чтобы преуспеть в делах и в отношениях с людьми, я стараюсь быть таким, каким меня ожидают видеть.
9. Я могу быть дружелюбным с людьми, которых я не выношу.
10. Я не всегда такой, каким кажусь.
Приложение 4. Тест «Ваш стиль общения» В.М.Шепеля
1. Я люблю действовать.
2. Я работаю над решением
3. Я считаю, что работа в командах более эффективна, чем на индивидуальной основе.
4. Мне очень нравятся различные нововведения.
5. Я больше интересуюсь будущим, чем прошлым.
6. Я очень люблю работать с людьми.
7. Я люблю принимать участие
в хорошо организованных
8. Для меня очень важными
9. Я против откладывании и проволочек.
10. Я считаю, что новые идеи должны быть проверены прежде, чем они будут применяться на практике.
11. Я очень люблю
12. Я всегда стараюсь искать новые возможности.
13. Я сам люблю устанавливать цели, планы и т.п.
14. Если я что-либо начинаю, то доделываю это до конца.
15. Обычно я стараюсь понять эмоциональные реакции других,
16. Я создаю проблемы другим людям.
17. Я надеюсь получить реакцию других на свое поведение.
18. Я нахожу, что действия, основанные на принципе "шаг за шагом", являются очень эффективными.
19. Я думаю, что хорошо могу понимать поведение и мысли других.
20. Я люблю творческое решение проблем.
21. Я все время строю планы на будущее.
22. Я восприимчив к нуждам других.
23. Хорошее планирование ~ ключ к успеху.
24. Меня раздражает слишком
25. Я остаюсь невозмутимым, если на меня оказывают давление.
26. Я очень ценю опыт.
27. Я прислушиваюсь к мнению других.
28. Говорят, что я быстро соображаю.
29. Сотрудничество является для меня ключевым словом.
30. Я использую логические методы для анализа альтернатив.
31. Я люблю, когда одновременно у меня идут разные проекты.
32. Я постоянно задаю себе вопросы.
33. Деля что-либо, я тем самым учусь.
34. Полагаю, что я руководствуюсь рассудком, а не эмоциями-
35. Я могу предсказать, как другие будут вести себя в той или иной ситуации.
36. Я не люблю вдаваться в детали.
37. Анализ всегда должен
38. Я способен оценить климат в группе.
39. У меня есть склонность не заканчивать начатые дела.
40. Я воспринимаю себя как решительного человека.
41. Я ищу такие дела, которые бросают мне вызов.
42. Я основываю свои действия на наблюдениях и фактах.
43. Я могу открыто выразить свои чувства.
44. Я люблю формулировать и
определять контуры новых
45. Я очень люблю читать.
46. Я воспринимаю себя как человека, способного интенсифицировать, организовать деятельность других.
47. Я не люблю заниматься
48. Я люблю достигать
49. Мне нравится узнавать что-
50. Я люблю разнообразие.
51. Факты говорят сами за себя.
52. Я использую свое воображение, насколько это возможно.
53. Меня раздражает длительная, кропотливая работа.
54. Мой мозг никогда не перестает работать.
55. Важному решению предшествует подготовительная работа.
56. Я глубоко уверен в том, что люди нуждаются друг в друге, чтобы завершить работу.
57. Я обычно принимаю решение, особо не задумываясь.
58. Эмоции только создают проблемы.
59. Я люблю быть таким же, как другие.
60. Я не могу быстро прибавить пятнадцать к семнадцати.
61. Я примеряю свои новые идеи к людям.
62. Я верю в научный подход.
63. Я люблю, когда дело сделано.
64. Хорошие отношения необходимы.
65. Я импульсивен.
66. Я нормально воспринимаю
67. Общение с другими людьми значимо само по себе.
68. Люблю, когда меня
69. Я люблю организовывать что-
70. Я часто перескакиваю с одного дела на другое.
71. Общение и работа с другими являются творческим процессом.
72. Самоактуализация является
73. Мне очень нравится играть идеями.
74. Я не люблю попусту терять время.
75. Я люблю делать то, что у меня получается.
76. Взаимодействуя с другими, я учусь.
77. Абстракции интересны для меня.
78. Мне нравятся детали.
79. Я люблю кратко подвести итоги, прежде чем прийти к какому-либо умозаключению.
80. Я достаточно уверен в себе.
Приложение 5. Тест «Умеете ли Вы вести деловое обсуждение»
1. Даю подчиненным нужные
2. У меня всегда много идей и планов.
3. Прислушиваюсь к замечаниям других.
4. В основном мне удается
5. Настраиваю сотрудников на то, чтобы они решили свои задачи самостоятельно.
6. Если меня критикуют, то защищаюсь, несмотря ни на что.
7. Когда другие приводят свои доводы, всегда прислушиваюсь.
8. Для того чтобы провести какое-то мероприятие, мне приходится строить планы заранее.
9. Свои ошибки, как правило, признаю.
10. Предлагаю альтернативы к предложениям других.
11. Защищаю тех, у кого есть трудности.
12. Высказываю свои мысли с максимальной убедительностью.
13. Мой энтузиазм заразителен.
14. Принимаю во внимание точки зрения других и стараюсь их включить в проект решения.
15. Обычно настаиваю на своей точке зрения и гипотезах.
16. С пониманием выслушиваю и
агрессивно высказываемые
17. Ясно выражаю свои взгляды.
18. Всегда признаюсь в том, что не все знаю.
19. Энергично защищаю свои
20. Стараюсь развивать чужие мысли так, как будто бы они были моими.
21. Всегда продумываю то, что могли бы ответить другие, и ищу контраргументы.
22. Помогаю другим советом, как организовать свой труд.
23. Увлекаюсь своими проектами, обычно не беспокоюсь о чужих работах.
24. Прислушиваюсь и к тем, кто имеет точку зрения, отличную от моей.
25. Если кто-то не согласен с моим проектом, то не сдаюсь, ищу новые пути, как переубедить другого.
26. Использую все средства, чтобы заставить согласиться с мной.
27. Открыто говорю о своих надеждах, опасениях и личных трудностях.
28. Всегда нахожу, как облегчить
другим поддержку моих
29. Понимаю чувства других людей.
30. Больше говорю о собственных мыслях, чем выслушиваю чужие.
31. Прежде чем защищаться, всегда выслушиваю критику.
32. Излагаю свои мысли системно.
33. Помогаю другим получить слово.
34. Внимательно слежу за
35. Меняю точку зрения для того, чтобы показать другим, что слежу за ходом их мыслей.
36. Как правило, никого не
37. Не притворяюсь, что уверен в своей точке зрения, если это не так.
38. Трачу много энергии на то, чтобы убедить других, как им нужно правильно поступать.
39. Выступаю эмоционально, чтобы вдохновить людей на работу.
40. Стремлюсь, чтобы при
Приложение 6. «Умеете ли вы вести деловые переговоры?»
1. Бывает ли, что вас удивляют реакции людей, с которыми вы сталкиваетесь в первый раз?
2. Есть ли у вас привычка
договаривать фразы, начатые
3. Часто ли вы жалуетесь, что вам не дают всего необходимого для того, чтобы успешно закончить порученную вам работу?
4. Когда критикуют мнение, которое
вы разделяете, или коллектив,
в котором вы работаете,
5. Способны ли вы предвидеть, чем вы будете заниматься в ближайшие 6 месяцев?
6. Если вы попадаете на
7. Считаете ли вы, что в любых
переговорах всегда кто-то
8. Говорят ли о вас, что вы упорны и твердолобы?
9. Считаете ли вы, что на переговорах всегда надо запрашивать вдвое больше того, что вы хотите получить в конечном итоге?
10.Трудно ли вам скрыть свое плохое настроение, например, когда вы играете в карты и проигрываете?
11.Считаете ли вы необходимым возразить по всем пунктам тому, кто на совещании высказал мнение, противоположное вашему?
12.Неприятна ли вам частая смена видов деятельности?
13.Заняли ли вы ту должность и получили ли ту зарплату, которые наметили для себя несколько лет назад?
14.Считаете ли вы допустимым
пользоваться слабостями
15.Уверены ли вы, что можете
легко найти аргументы,
16.Готовитесь ли вы старательно к встречам и совещаниям, в которых вам предстоит принять участие?
Приложение 7. Тест «Как Вы проводите переговоры»
1. Собеседник не дает мне шанса высказаться, у меня есть что сказать, но нет возможности вставить слово.
2. Собеседник постоянно перебивает меня во время беседы, переговоров.
3. Собеседник никогда не смотрит в лицо во время разговора, и я не уверен, слушает ли он меня.
4. Разговор с партнером часто вызывает чувство пустой траты времени.
5. Собеседник постоянно суетится: карандаш и бумага его занимают больше, чем мои слова и мысли.
6. Собеседник никогда не
7. Собеседник всегда отвлекает
меня вопросами и
8. Что бы я ни сказал, собеседник всегда охлаждает мой пыл.
9. Собеседник всегда старается отвергнуть мой пыл.
10. Собеседник искажает смысл моих слов и вкладывает в них другое содержание.
11. Когда я задаю вопрос, собеседник заставляет меня защищаться.
12. Иногда собеседник
13. Собеседник, не дослушав до конца, перебивает меня затем, чтобы
согласиться.
14. Собеседник при разговоре
сосредоточенно занимается
играет ручкой, курит сигарету, протирает стекла очков и т.д., и я твердо не уверен, что он при этом внимателен.
15. Собеседник делает выводы за меня.
16. Собеседник всегда пытается
вставить слово в мое
17. Собеседник смотрит на меня, не мигая.
18. Собеседник смотрит на меня, как бы оценивая. Это беспокоит.
19. Когда я предлагаю что-нибудь новое, собеседник говорит, что он думает так же.
20. Собеседник переигрывает, показывая, что интересуется беседой,
слишком часто кивает головой, ахает и поддакивает.
21. Когда я говорю о серьезном, собеседник вставляет смешные истории, шуточки, анекдоты.
22. Собеседник часто глядит на часы во время разговора.
23. Когда я вхожу в кабинет, он бросает все дела и все внимание обращает на меня.
24. Собеседник ведет себя так, будто я мешаю ему делать что-нибудь
важное.
25. Собеседник требует, чтобы все согласились с ним. Любое его высказывание завершается вопросом: Вы тоже так думаете? или Вы
не согласны?
1 Титова Л.Г. Деловое общение. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2006. – С. 61.
2 Чеховских, М.И. Психология делового общения. – М.: Новое знание, 2006. – С. 65.
3 Гримак Л.П. Резервы человеческой психики. Введение в психологию активности. Изд. второе, дополнение / Л.П. Гримак. – М., 2002. С.67
4 Скаженик Е.Н. Деловое общение. Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006.
5 Лебедева ММ. Вам предстоят переговоры. — М.: Экономика, 1993. — С. 86.
6 Мицич Н. Как проводить деловые беседы. — М.: Экономика, 1987.
7 Фишер Р., Юри У. Указ соч. С. 71—94.
8 Психология и этика делового общения: Учебник для вузов /Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. — 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
9 Психологические тесты для профессионалов/ авт. сост. Н.Ф. Гребень. – Минск: Соврем. шк., 2007.
10 Психология и этика делового общения: Учебник для вузов/Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. — 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. С. 385
11 Психология и этика делового общения: Учебник для вузов/ В.Ю. Дорошенко, Л.И. Зотова, В.Н. Лавриненко и др.;— 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. - 279 с.
12 Психология и этика делового общения: Учебник для вузов/Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. — 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. С. 386
13 Скаженик Е.Н. Деловое общение. Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006.
14 Психология и этика делового общения: Учебник для вузов/Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. — 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. С. 388
15 Психология и этика делового общения: Учебник для вузов/ В.Ю. Дорошенко, Л.И. Зотова, В.Н. Лавриненко и др.;— 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. - 279 с.