Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 22:34, курсовая работа
Цель работы: изучить особенности делового общения.
Задачи:
Изучить необходимую литературу по теме деловое общение.
Проанализировать условия, структуру и специфику делового общения.
Изучить различные методики по данной проблематике.
Проанализировать ведение переговоров в деловом общении.
Составить программу исследования в области делового общения.
Введение…………………………………………………………………………………………….…..3
Глава 1. Теоретические и методологические основы изучения делового общения………….5
1.1. Понятие и структура делового общения…………………………………………………………5
1.2. Деловые переговоры как форма делового общения…………………………………………….8
1.3. Методики изучения различных сторон делового общения…………………………………...15
Глава 2. Исследования социально-психологических аспектов делового общения………....21
2.1. Детерминанты поведения в деловом общении…………………………………………………21
2.2. Изучение индивидуально-психологических характеристик, коммуникабельность и коммуникативный контроль……………………………………………………………………..…..24
2.3. Особенности международных деловых переговоров…………………………………………27
Глава 3. Изучение деловых переговоров (проведение пилотажного исследования) на примере руководителей различных предприятий………………………………………….…..31
3.1. Программа социологического исследования
3.1.1. Методологический раздел……………………………………………………….………31
3.1.2. Процедурный раздел…………………………………………………………………….35
3.1.3. Характеристика выборочной совокупности……………………………………………36
3.2. Результаты пилотажного исследования……………..…………………….……………..…….37
Заключение……………………………………………………………………………………………41
Список литературы…………………..…………………………………………………………….....42
Приложение 1. Анкета
Приложение 2. Тест В.Ф.Ряховского
Приложение 3. Оценка самоконтроля по М.Снайдеру
Приложение 4. Тест «Ваш стиль общения»
Приложение 5. Тест «Умеете ли Вы вести деловое обсуждение»
Приложение 6. Тест «Умеете ли Вы вести деловые переговоры»
Приложение 7. Тест «Как Вы проводите переговоры»
3.1.2. Процедурный раздел программы
Проводится дифференцированное пилотажное исследование. Требования репрезентативности при формировании выборочной совокупности не соблюдаются. Но в исследовании будут участвовать только люди, занимающие руководящие должности и менеджеры, занимающиеся переговорами.
Методом сбора информации является анкетный опрос. Анкета, разработанная на основе программы исследования, включает в себя следующие смысловые блоки:
Результаты исследования будут обрабатываться вручную. Для ее анализа будут использованы следующие методы:
3.1.3. Характеристика выборочной совокупности
Исследование проводилось в Перми в мае 2011 года среди руководителей различных организаций.
В ходе исследования было опрошено 10 человек с 20 до 56 лет. Среди них мужчин 5 (50%), женщин 5 (50%).
Среди респондентов люди, имеющие высшее образование 7 (70%) человек, 2 (20%) человека с незаконченным высшим образованием и 1 (10%) человек со средним специальным образованием.
По уровню дохода: до 8000 руб. – 1 (10%), от 8000 до 15000 руб. – 2 (20%), от 15000 до 30000 – 4 (40%), более 30000 – 3 (30%) респондента.
По должности респонденты
Стаж работы в руководящей должности не более 1 года имеет 1 (10%) отвечающий, стаж работы 1-3 года имеют 3 (30%), стаж работы больше 3-х лет имеют 6 (60%) отвечающих.
Мало представлены респонденты, не имеющие высшего образования, что повлияло на проверку гипотезы «руководители, имеющие высшее образование, чаще и больше используют методы психологического влияния, чем лица, не имеющие высшего образования».
3.2. Результаты пилотажного исследования
В ходе исследования были изучены особенности ведения деловых переговоров и влияние различных факторов.
В рамках задачи, в которой надо было выяснить характерные черты ведения деловых переговоров, была выдвинута гипотеза «основной ценностью для людей в ведении переговоров является сохранить хорошие отношения с партнерами». Для проверки этой гипотезы был рассмотрен такой вопрос, как важность окончания деловых переговоров.
Таблица 1
Ценность окончания деловых переговоров | |||||
Частота |
Процент |
Валидный процент |
Кумулятивный процент | ||
Валидные |
дружеские отношения |
4 |
40,0 |
40,0 |
40,0 |
положительно для компании |
2 |
20,0 |
20,0 |
60,0 | |
компромисс |
4 |
40,0 |
40,0 |
100,0 | |
Итого |
10 |
100,0 |
100,0 |
Из таблицы 1 видно, что для респондентов
одинаково важно по окончании
переговоров как сохранить
В рамках задачи, в которой надо было выяснить преобладающий стиль ведения делового переговора, была выдвинута гипотеза «преобладающим стилем ведения деловых переговоров является серединный стиль». Для проверки этой гипотезы были рассмотрены вопросы о поведении в конфликтных ситуациях, о поведении в непредвиденных ситуациях, контролирование собственных эмоций, подготовке к предстоящим переговорам.
Таблица 2
Поведение в спорных ситуациях | |||||
Частота |
Процент |
Валидный процент |
Кумулятивный процент | ||
Валидные |
уступить |
1 |
10,0 |
10,0 |
10,0 |
согласие с противоп.ст, если так лучше |
8 |
80,0 |
80,0 |
90,0 | |
стою на своем |
1 |
10,0 |
10,0 |
100,0 | |
Итого |
10 |
100,0 |
100,0 |
Из таблицы 2 видно, что чаще всего респонденты прислушиваются к мнению другой стороны и только после этого делают окончательный вывод (80%). Уступает во время спора лишь (10%) респондентов.
Таблица 3
Поведение в незапланированных ситуациях | |||||
Частота |
Процент |
Валидный процент |
Кумулятивный процент | ||
Валидные |
уверенно |
2 |
20,0 |
20,0 |
20,0 |
чаще всего уверенно |
7 |
70,0 |
70,0 |
90,0 | |
нервничаю |
1 |
10,0 |
10,0 |
100,0 | |
Итого |
10 |
100,0 |
100,0 |
Из этой таблицы можно сделать вывод, что отвечающие чаще всего чувствуют себя уверенно во время деловых переговоров (70%), полностью уверены (20%), нервничают во время переговоров (10%).
Таблица 4
Контроль эмоций | |||||
Частота |
Процент |
Валидный процент |
Кумулятивный процент | ||
Валидные |
всегда |
5 |
50,0 |
50,0 |
50,0 |
иногда |
2 |
20,0 |
20,0 |
70,0 | |
плохо |
2 |
20,0 |
20,0 |
90,0 | |
никогда |
1 |
10,0 |
10,0 |
100,0 | |
Итого |
10 |
100,0 |
100,0 |
Таблица 4 показывает нам, что большинство респондентов всегда контролируют свои эмоции во время деловых переговоров (50%), иногда контролируют (20%), плохо контролируют лишь небольшое число респондентов (20%), и никогда не контролируют (10%).
Таблица 5
Подготовка к деловым | |||||
Частота |
Процент |
Валидный процент |
Кумулятивный процент | ||
Валидные |
никогда |
1 |
10,0 |
10,0 |
10,0 |
всегда |
2 |
20,0 |
20,0 |
30,0 | |
от ситуации |
7 |
70,0 |
70,0 |
100,0 | |
Итого |
10 |
100,0 |
100,0 |
Данная таблица показывает, что респонденты готовятся к предстоящим деловым переговорам в зависимости от ситуации (70%), всегда готовятся немногие (20%), ещё меньше респондентов никогда не готовится к деловым переговорам (10%).
Проанализировав таблицы, можно сказать, что в основном преобладают показатели точного стиля ведения деловых переговоров, но есть отклонение в таком показателе как «подготовка к деловым переговорам» - в зависимости от ситуации. Можно сделать вывод, что гипотеза подтвердилась частично.
Для решения такой задачи, как анализ влияния факторов на ведение деловых переговоров, были выдвинуты гипотезы «мужчины чувствуют себя увереннее в переговорах, чем женщины» и «руководители, имеющие высшее образование, чаще и больше используют методы психологического влияния, чем лица, не имеющие высшего образования». Для проверки первой гипотезы был поставлен вопрос об уверенности ведения деловых переговоров.
Таблица 6
Влияние пола на степень уверенности во время деловых переговоров (в абсолютных числах и % от числа опрошенных в каждой группе)
уверенность в ходе переговоров | |||||
всегда |
иногда |
редко | |||
пол |
муж |
Частота |
4 |
1 |
0 |
% в уверенность в ходе переговоров |
66,7% |
33,3% |
,0% | ||
жен |
Частота |
2 |
2 |
1 | |
% в уверенность в ходе переговоров |
33,3% |
66,7% |
100,0% |
Из таблицы видно, что мужчины чаще испытывают уверенность во время деловых переговоров (66,7%), чем женщины (33,3%). В категории «иногда испытывают уверенность во время делового разговора» мужчины (33,3%), женщины (66,7%). Можно сделать вывод, что мужчины чувствуют себя увереннее во время деловых переговоров, чем женщины. Следовательно, гипотеза подтвердилась.
Для проверки гипотезы «руководители, имеющие высшее образование, чаще и больше используют методы психологического влияния, чем лица, не имеющие высшего образования» были получены данные с помощью вопроса об использовании методов влияния на собеседника.
Таблица 7
Влияние образования на частоту использования методов влияния (в абсолютных числах и % от числа опрошенных в каждой группе) | ||||||
использование методов влияния |
Итого | |||||
часто |
редко |
нет | ||||
tip |
1,00 |
Частота |
4 |
1 |
1 |
6 |
% в tip |
66,7% |
16,7% |
16,7% |
100,0% | ||
2,00 |
Частота |
1 |
2 |
1 |
4 | |
% в tip |
25,0% |
50,0% |
25,0% |
100,0% | ||
1,00 – группа респондентов, имеющих высшее образование
2,00 – группа респондентов, имеющих образование незаконченное высшее и ниже
Таблица показывает, что респонденты, имеющие высшее образование, чаще используют методы влияния на собеседника во время делового переговора (66,7%), чем респонденты, имеющие образование ниже высшего (25,0%). Следовательно, гипотеза подтвердилась.
Заключение
В данной курсовой работе мы рассмотрели основные социально-психологические проблемы делового общения.
В 1 главе мы определили понятие делового общения, рассмотрели признаки делового общения (выделили четыре признака), определили структуру (коммуникативная сторона, интерактивная и перцептивная), выделили основные формы делового общения, такие как деловая беседа, деловые переговоры, деловые совещания, публичные выступления. Подробнее остановились на такой форме как деловые переговоры, были рассмотрены подходы к изучению переговоров. Также подробно остановились на методиках, изучающих различные стороны делового общения, такие методики как оценки уровня общительности Ряховского Р.Ф., оценка самоконтроля в общении по Снайдеру М., стиль делового общения Шепеля В.М. и другие.
Вторая глава была
посвящена изучению социально-психологичских
аспектов делового общения, выделению
основных детерминант поведения
в деловом общении (макро-, микро-среда,
индивидуально-психологические
В третьей главе мы попытались изложить результаты проведенного нами исследования. Полученные результаты позволяют нам сделать следующие выводы: переговорщики чаще всего ориентированы на компромисс и сохранение дружеских отношений. Преобладающим поведением во время делового общения является точный стиль: контролирование своих эмоций, чувство уверенности даже в незапланированных ситуациях, выслушивание стороны собеседника и только после этого высказывание окончательного вывода. Определи, что такие факторы как пол и образование оказывают существенное влияние на некоторые показатели ведения делового общения.
В целом можно сделать вывод, деловое общение – это то, без чего трудно представить нашу жизнь. Оно сопровождает нас всегда. И, если мы хотим быть успешными и эффективно научиться общаться с людьми, нужно совершенствовать себя, знать основные правила и механизмы, обеспечивающие деловое общение и делающие его результативным.