Работа с социально-опасными семьями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 10:53, реферат

Описание

Современная ситуация в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре характеризуется поиском путей повышения качества жизни и укрепления института семьи. Благополучие семей с детьми является одним из приоритетных направлений социальной политики, призванной обеспечить создание необходимых условий в жизненном становлении семьи и выполнении ее социально значимых функций.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………….

Условные сокращения……………………………………………………………….

Раздел I. Теоретические основы организации участковой социальной работы ………………………………………………………………………………………..

Основные модели участковой службы в системе государственных учреждений социальной защиты населения ……………………………………………….
Зарубежный опыт организации социальной участковой службы ………………………………………………………………………………………………....
Способы организации участковых социальных служб ………………………………………………………………………………………….……...

Раздел II. Участковая социальная работа – практический аспект ………………………………………………………………………………………………...

Технология участковой социальной работы …………………………..…..
Содержание форм работы, осуществляемых участковым специалистом по социальной работе ………………………………………………………………………..
Примерные документы, оформляемые участковым специалистом по социальной работе …………………………………………………………………………...

Раздел III. Из опыта работы участковых социальных служб учреждений социального обслуживания Ханты-Мансийского автономного округа – Югры ………………………………………………………………………………………………....

Участковая социальная работа – технология профилактики семейного неблагополучия ……………………………………………………………………….….…..
Организация деятельности участковой социальной службы и ее место в системе профилактики семейного неблагополучия …………………………………...…..
Технология работы с семьей и детьми в рамках программы «Участковая социальная работа»…………………………………………………………………………...
Первый опыт реализации программы «Активная поддержка родительства» в учреждении социального обслуживания Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Центр социальной помощи семье и детям «Зазеркалье» ………………………………………………………………………………………………....

Приложение ……………………………………………………………….………….

Список литературы …………………………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

Участковая социальная работа с правк..doc

— 795.00 Кб (Скачать документ)

4. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ  РЕАБИЛИТАЦИИ

В соответствии с установленными сроками, реализация программы реабилитации завершается  проведением диагностики и составлением заключения (снятие с учета).

При проведении реабилитационных мероприятий  с семьей, не принесших положительного результата, специалист по социальной работе направляет в Комиссию по делам несовершеннолетних, защите их прав представление на семью для принятия мер:

  • в случае выявления потенциала - применить меры воздействия;
  • в случае деградации и злостного уклонения от воспитания и содержания  несовершеннолетнего - решить вопрос о целесообразности лишения родительских прав.

5. СНЯТИЕ СЕМЬИ С  УЧЕТА

Основным критерием полной реабилитации семьи является наличие жилья, стабильное финансовое обеспечение, поддержка  со стороны близких (родственников, друзей, соседей и т.п.). Частично реабилитированы те семьи, в которых произошли значительные изменения, но требуются наблюдение и контроль. Если ситуация в семье начала меняться и есть основания считать, что этот процесс стабилен, хотя ощутимых результатов еще не произошло, то такой семье оказывается дальнейшая помощь. Не реабилитированной считается семья, в которой никаких изменений не произошло.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Принято:

на заседании  методического совета

БУ «Центр социальной помощи

семье и  детям «Доверие»

«____»________ «____»

Протокол  № ________

УТВЕРЖДЕНО:

Директор Бюджетного учреждения социального  обслуживания Ханты-Мансийского автономного  округа-Югры «Центр социальной помощи семье и детям «Доверие»

______________В.Н. Добрынкина


 

Инструкция  по проведению социального патронажа семьи

 

                                         Социальный патронаж семьи

Цель: наблюдение семьи в естественных условиях, раннее выявление ее проблемных ситуаций и своевременное оказание помощи.

Принципы проведения социального патронажа:

    • самоопределение клиента;
    • добровольность принятия помощи;
    • конфиденциальность полученной информации.

Практика проведения патронажей всегда дифференцирована и зависит от существа проблемы (насилие в семье, малообеспеченность и т.д.), ее масштабов (затрагивает одного из членов семьи, всю семью, семью и ее ближайшее окружение), места действия.

Алгоритм проведения социального патронажа семьи:

  1. Всестороннее изучение жизненной ситуации семьи, определение системы связей семьи – внутренних и внешних.
  2. Определение социального статуса семьи и степени ее неблагополучия.
  3. Определение возможных и необходимых путей помощи и поддержки семьи.
  4. Организация оказания помощи всей семье, а не только непосредственно жертве или виновнику возникших трудностей, воздействуя на разных участников ситуации — и мешающих, и способствующих самореализации семейной группы в целом.
  5. Передача членам семьи необходимых социальных знаний, формирование умений и навыков решения социальных проблем.
  6. Организация контроля за выполнением рекомендаций и реализации реабилитационных мероприятий.
  7. Заполнение необходимой отчетной документации (социальная карта семьи, акты проведения социального патронажа и иные).

    Действия  участкового специалиста при постановке семьи на патронаж:

    • Прием заявления на установление патронажа:                           
  • Составление договора о согласии сторон по патронажу семьи:
    • знакомство с членами семьи, сообщение о цели визитов и возможной помощи. 
    • Заполнение информационного листа:
    • выяснение состава и условий проживания семьи, взаимоотношений в ней, методов воспитания детей, финансовой ситуации, существенных особенностей здоровья членов семьи;
    • сбор сведений о событиях, значимых для ребенка или родителя (потеря работы, родственников, развод и пр.);
    • выделение проблем, которые можно решить через учреждения социальной защиты (экономические, правовые, психологические проблемы; проблемы семейного воспитания).
    • Формирование плана реабилитации семьи:
    • определение задач;
    • составление плана конкретных реабилитационных мероприятий;
    • прогнозирование социального эффекта.
    • Реализация плана реабилитации семьи:
    • стимулирование семьи и детей к самостоятельному выходу из сложившейся ситуации;
    • включение родителей в систему общественно значимых отношений, благодаря которым они смогут успешно усваивать позитивный социальный опыт;
    • фиксирование в патронажном листе проводимых мероприятий и результатов с выводами о ситуации.

 

*  Реабилитационный совет:

    • внеплановый — при отрицательной динамике;
    • плановый — раз в 3 месяца.
    • Проведение промежуточного контрольного обследования ситуации в семье:
    • корректировка плана реабилитации;
    • анализ семейной ситуации:
      • формулирование для членов семьи (родителей) сути стоящих перед ними проблем;
      • совместный выбор тактики дальнейших действий;
      • информация о видах помощи, которые могут быть предложены;
      • сообщение подробных адресов социальных служб.
  • Снятие семьи с патронажа:
    • закрытие контактных отношений;
    • при необходимости установление связей с другими специалистами, работающими с семьей: социальными педагогами школ, инспекторами по охране прав ребенка, специалистами органов образования, здравоохранения, УВД и др.
  • Курирование:
    • контроль ситуации (через 3 месяца после снятия с патронажа).
  • Положительная реабилитация семьи:
    • закрепление позитивных эффектов;
    • информационно-психологическая поддержка.
  • Рецидив:
    • Анализ проблем семьи:
      • трудная жизненная ситуация — постановка на патронаж;
      • социально опасное положение — направление семьи в другие учреждения и организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                  СОЦИАЛЬНЫЙ   ПАТРОНАЖ

 

 

 

    1. экстренный – семья посещается каждый день или не менее двух раз в неделю, если в семье существует угроза для здоровья и жизни ребенка и требуется экстренное принятие мер;

 

    1. срочный – посещение семьи один раз в неделю, если родители находятся в такой ситуации, когда не могут обеспечить необходимые потребности семьи;

 

    1. периодический – посещение семьи два раза в месяц с целью проведения мер по реабилитационной программе или при необходимости постоянного контроля за семьями, прошедшими экстренный и срочный патронаж;

 

    1. контрольный – посещение семьи один раз в месяц, если обстановка в семье стабилизировалась, отношение родителей к детям изменилось, дети посещают школу, родители обеспечивают необходимые потребности для жизнедеятельности семьи, т.е. предполагается снятие ее с патронажного учета;

 

    1. социального контроля - патронаж с целью контроля ситуации в семье, не выразившей добровольного согласия на сотрудничество со специалистами отделения (1 раз в квартал) или снятой с учета (1 раз в квартал в течение года).

 

 

 

                                                                                         Принято:

                                                                                                        на заседании методического совета

                                                                                                        БУ «Центр социальной помощи

                                                                                                        семье и детям «Доверие»

                                                                                                        «____»________ «____»

                                                                                                        Протокол  № ________

 

                                           Памятка

                                         о проведении консультаций

 

 

Цель консультативной деятельности: помощь семье в систематизации и объективной оценке стоящих перед ней проблем, ознакомлении с различными стратегиями их решения, расширении социальных возможностей, актуализации внутренних ресурсов семьи.

 

Приемы  консультирования:

 

  1. эмоциональное «заражение» (например, передача положительных эмоций);
  2. внушение (например, вера  в  свои возможности, успешное разрешение сложившейся трудной жизненной ситуации);
  3. убеждение;

 

Задачи  консультирования:

 

    • образовательные,
    • психологические,
    • психолого-педагогические.

 

Алгоритм  проведения консультации:

 

  1. Установление контакта.
  2. Выявление в ходе беседы проблем, стоящих перед семьей, оказание помощи в формулировании запроса семьи.
  3. Диагностика психического состояния членов семьи во время беседы, их эмоциональных реакций, определение реакций на имеющиеся проблемы и уровня мотивации к их преодолению.
  4. Определение направлений помощи семье.
  5. Ознакомление семьи с планом предстоящей работы, выяснение их мнения и пожеланий.
  6. Внесение, в случае необходимости, корректировок в предстоящий план работы с семьей, определение сроков и этапов его реализации.
  7. Информирование семьи о службах, функционирующих на территории муниципального образования, специалистах, формах работы на базе УСО по решению возникшей трудной жизненной ситуации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Супервизорство

 

Профессия социального работника  дает немало полезного для самого специалиста, позволяя глубоко и  близко познать разных людей, доставляет чувство удовлетворенности, особенно, когда специалист ощущает, что его ценят клиенты за помощь.

Эта профессия связана с высокой  эмоциональной нагрузкой, ответственностью. Представителям этой профессии грозит опасность «синдрома сгорания», который выражается в возникновении депрессивного состояния, чувства усталости и опустошенности, в недостатке энергии и энтузиазма, утрате способности видеть положительные результаты своего труда. Кто может оказать помощь специалисту?

Для решения проблем специалиста, поддержания его в кризисных  ситуациях и оказания ему помощи в достижении позитивных результатов  в реабилитации семьи и детей был введен институт супервизорства, широко распространенный в зарубежных странах. В Энциклопедии социальной работы, изданной в переводе с английского языка, данное понятие означает «контроль и наблюдение в социальной работе». Однако контроль и наблюдение - это часть профессионального супервизорства. Наиболее близким по содержанию в русском языке понятию «супервизор» является понятие «наставник».

Функции супервизии можно  рассматривать в зависимости  от выполняемых задач:

Функции

Задачи

Контроль

Проконтролировать действия специалиста, выявить соответствие его знаний и навыков

Оценка

Оценить выбранную и  используемую специалистом стратегию, программу реабилитации

Обучение

Включить нового специалиста  в деятельность отделения, учреждения; познакомить с новыми методами и технологиями социальной работы

Информирование

Передавать определенную информацию

Человеческое участие

Поддерживать специалиста  в выбранной им стратегии взаимодействия с клиентом

Разработка плана работы

Помогать при затруднении специалиста в выработке дальнейших действий по разрешению проблемной ситуации, форм взаимодействия с клиентом

Поиск новых ресурсов

Поддерживать специалиста  и клиента в тупиковой ситуации


 

В деятельности супервизора можно  выделить три  основные функции:

Информация о работе Работа с социально-опасными семьями