Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 20:10, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Социология".
Некоторые группировки гопников носили свою «униформу». Йошкаролинские гопники, например, носили широкие штаны (за что их иногда называли «широкоштанниками»).
Начиная с 1991 – 93 годов проблема криминальных молодежных группировок в российских городах становится менее острой, что объясняется как усилиями общественности и МВД (точнее – ОМОНа), так и тем обстоятельством, что деятельность этих группировок стала смещаться в сферу контроля над бизнесом и самого бизнеса.
В середине 90-х годов появляется новое поколение гопников, не контролируемое организованной преступностью или контролируемое в меньшей степени. Они быстро проявили себя как «культурные враги» большинства молодежных субкультур: байкеров, рэперов, рейверов, хиппи, готов. Любой подросток, принадлежащий к иной субкультуре, может быть избит, подвергнут сексуальному насилию, ограблен.
Что же делать с этими «неформалами»?
Юные «неформалы» своей
активностью постоянно
Сегодня надо помогать людям, стремящимся, пусть и непривычным образом, проявить свою гражданскую позицию, заявить о собственном мнении. Для того чтобы судить – во благо или во вред своим членам и обществу в целом действует группа или объединение, – нужно изучать их деятельность, идти на контакт с ними.
Писатель и публицист Леонид Жуховицкий предложил три модели отношения к «неформалам»:
1. Не относиться никак, т.е. просто принимать их как факт, спокойно и с пониманием.
2. Более трудоемкая, но
и более продуктивная –
3. Считать «неформалов»
датчиками на теле эпохи,
Наиболее серьезную проблему представляют молодежные неформальные объединения экстремистской направленности («криминальные» субкультуры). В западных странах, в частности в Германии, накоплен богатый опыт по предотвращению увеличения числа экстремистских неформальных объединений молодежи и снижению числа их участников [13].
Как наиболее результативное направление работы с молодыми людьми, участвующими в подобного рода объединениях, выделяется акцептированная работа. Среди основных положений акцептированной работы с молодежью выделяют: 1) необходимость предложения и обеспечения социального пространства (предоставление помещений, в которых неформалы могли бы встречаться и проводить свободное время); 2) принятие объединения как важной социальной группы, социализационной инстанции; 3) совместную работу при обоюдном доверии и признании (при этом не следует навязывать молодым людям собственные мнения и представления, беседы должны ориентировать на возбуждение сомнений в неформалах относительно их взглядов и действий).
Акцептированная работа –
это часть комплексной
Основными факторами, направленными
на снижение участия молодых людей
в неформальных объединениях экстремистской
направленности, являются: 1) создание
условий для успешной интеграции
молодых граждан в общество, облегчение
процесса адаптации в нем; 2) содействие
получению первого
Для успешного решения проблемы неформальных экстремистских объединений молодежи в России необходимы теоретические и практические исследования, которые надо осуществлять систематически, в рамках цельной государственной программы, при отслеживании динамики ситуации.
42.Социологические теории культуры.
Теории социального конфликта. В основе развития, утверждал американский ученый Ч.Р.Миллс, крайне критически относившийся к традиционной социальной науке, лежит конфликт, а не конформизм, согласие, интеграция. Общество всегда находится в состоянии нестабильности, потому что в нем идет постоянная борьба между различными социальными группами, олицетворяющими те или иные интересы. Более того, опираясь на идеи К.Маркса, М.Вебера, В.Парето и Г.Моска, Миллс утверждал, что высшим проявлением этого конфликта является борьба за власть. Другой теоретик-конфликтолог, немецкий социолог Р.Дарендорф считает, что все сложные организации основываются на перераспределении власти. По его мнению, в основе конфликтов лежат не экономические, а политические причины. Источником конфликтов является так называемый политический человек. Ранжируя конфликты (конфликты противников одного уровня, конфликт противников, находящихся в отношении подчинения, конфликт целого и части), он получил 15 типов и подробно проанализировал возможность их «канализации» и регулирования. Еще один сторонник этой теории, американский социолог Л.Козер, определил социальный конфликт как идеологическое явление, отражающее устремления и чувства социальных групп или индивидов в борьбе за власть, за изменение социального статуса, перераспределение доходов, переоценку ценностей и т.п. Большинство представителей этого направления подчеркивают ценность конфликтов, которые предотвращают окостенение общества, открывают дорогу инновациям, становятся источником развития и совершенствования. Вместе с тем эта позиция отвергает стихийность конфликтов и ратует за возможность и необходимость их регулирования.
Бихевиоризм. Творческий импульс
этой теории состоит в том, что
на первое место выдвигается сознательная
человеческая деятельность, необходимость
изучения межличностного взаимодействия
вместо овеществления социальных отношений,
реализуемого структурно-функциональным
подходом. Другой особенностью этого
направления была опора на изучение
конкретного состояния
Теория социального обмена. Наиболее яркие ее представители американские социологи Дж.Хоманс и П.Блау исходили из примата роли человека, а не системы. Они отстаивали огромную значимость психических качеств человека, ибо для того, чтобы объяснить поведение людей, необходимо знать их душевное состояние. Но главное в этой теории, по Блау, заключается в том, что люди постоянно стремятся получить вознаграждение (одобрение, уважение, статус, практическую помощь) за свои действия. И вступая во взаимодействие с другими людьми, они получают это, хотя взаимодействие не всегда будет равным и удовлетворяющим всех его участников.
Символический интеракционизм.
В поиске выхода из противоречий бихевиористского
подхода представители данной теории
стали объяснять поведение
Феноменологическая социология.
Свое начало она берет от философской
концепции немецкого ученого
Э.Гуссерля. На основе данной теории возникла
«социология обыденного сознания»,
обоснованная в трудах австрийского
философа и социолога А.Шюца. В
центре внимания сторонников
В рамках феноменологической
концепции сложились две
В последнюю четверть века 20 в. получила распространение мир-системная социология, основоположник которой немецкий социолог, работающий в США, У.Валлерстайн, рассматривает процессы развития общества с точки зрения глобализационных процессов, интенсивность которых стала ощутимой реальностью.
Современная социология продолжает
порождать новые теории и концепции.
По мнению французского социолога А.Турена,
особенность современной
Но особенно привлекательными
для новейших концепций социологии
становятся идеи роли человека как
активного социального
43.Личность как субъект и объект социальной деятельности
Как ранее отмечалось, личность
– не только объект, но и субъект
социальных отношений и сознательной
деятельности. Это означает, что
каждый человек так или иначе
влияет на других людей, по крайней
мере, в тех сферах, где он вступает
с ними в реальное взаимодействие.
Индивид оказывает воздействие
и на общество в целом, например,
отдавая свой голос за того или
иного кандидата, принимая участие
в демонстрациях, митингах, забастовках,
акциях протеста и других массовых
социальнополитических
Не будет преувеличением сказать, что личность субъект исторического процесса, поскольку именно человек является его подлинным действующим лицом. По мнению всемирно известного психолога К. Г. Юнга, каждый "индивид должен иметь мужество признать, что, в действительности, именно он, индивид, является той осью, вокруг которой вращается сознание, общество и история. Ничто не может произойти без его участия, неважно сознательного или бессознательного".