Шпаргалка по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 20:10, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Социология".

Работа состоит из  1 файл

лекции по общей социологии.docx

— 200.92 Кб (Скачать документ)

 

Некоторые группировки гопников носили свою «униформу». Йошкаролинские гопники, например, носили широкие штаны (за что их иногда называли «широкоштанниками»).

 

Начиная с 1991 – 93 годов проблема криминальных молодежных группировок  в российских городах становится менее острой, что объясняется  как усилиями общественности и МВД (точнее – ОМОНа), так и тем  обстоятельством, что деятельность этих группировок стала смещаться  в сферу контроля над бизнесом и самого бизнеса.

 

В середине 90-х годов появляется новое поколение гопников, не контролируемое организованной преступностью или  контролируемое в меньшей степени. Они быстро проявили себя как «культурные  враги» большинства молодежных субкультур: байкеров, рэперов, рейверов, хиппи, готов. Любой подросток, принадлежащий  к иной субкультуре, может быть избит, подвергнут сексуальному насилию, ограблен.

 

Что же делать с этими «неформалами»?

 

Юные «неформалы» своей  активностью постоянно испытывают взрослых на умение мыслить нешаблонно.

 

Сегодня надо помогать людям, стремящимся, пусть и непривычным  образом, проявить свою гражданскую  позицию, заявить о собственном  мнении. Для того чтобы судить –  во благо или во вред своим членам и обществу в целом действует  группа или объединение, – нужно  изучать их деятельность, идти на контакт  с ними.

 

Писатель и публицист  Леонид Жуховицкий предложил три  модели отношения к «неформалам»:

 

1. Не относиться никак,  т.е. просто принимать их как  факт, спокойно и с пониманием.

 

2. Более трудоемкая, но  и более продуктивная – поощрять  и стимулировать их творческое  начало, выделяя хотя бы скромные  средства на всевозможные смотры, конкурсы и фестивали. 

 

3. Считать «неформалов»  датчиками на теле эпохи, внимательно  изучать их показания и не  обижаться на этот нестандартный  инструмент познания [14:120].

 

Наиболее серьезную проблему представляют молодежные неформальные объединения экстремистской направленности («криминальные» субкультуры). В западных странах, в частности в Германии, накоплен богатый опыт по предотвращению увеличения числа экстремистских неформальных объединений молодежи и снижению числа их участников [13].

 

Как наиболее результативное направление работы с молодыми людьми, участвующими в подобного рода объединениях, выделяется акцептированная работа. Среди основных положений акцептированной работы с молодежью выделяют: 1) необходимость предложения и обеспечения социального пространства (предоставление помещений, в которых неформалы могли бы встречаться и проводить свободное время); 2) принятие объединения как важной социальной группы, социализационной инстанции; 3) совместную работу при обоюдном доверии и признании (при этом не следует навязывать молодым людям собственные мнения и представления, беседы должны ориентировать на возбуждение сомнений в неформалах относительно их взглядов и действий).

 

Акцептированная работа –  это часть комплексной социально-педагогической деятельности, направленной на отвлечение молодых людей от участия в  экстремистских объединениях. Такая  деятельность немыслима без совместной работы специальных социально-педагогических служб, медицинских, правовых учреждений, органов внутренних дел.

 

Основными факторами, направленными  на снижение участия молодых людей  в неформальных объединениях экстремистской направленности, являются: 1) создание условий для успешной интеграции молодых граждан в общество, облегчение процесса адаптации в нем; 2) содействие получению первого профессионального  образования, дальнейшее повышение  уровня квалификации; 3) забота о молодых  семьях, помощь в создании условий  для благополучной семейной жизни; 4) работа с молодыми иностранцами, детьми переселенцев, преодоление враждебного отношения к своим сверстникам из других стран; 5) реализация программы, направленной на обеспечение занятости молодых людей в свободное время.

 

Для успешного решения  проблемы неформальных экстремистских объединений молодежи в России необходимы теоретические и практические исследования, которые надо осуществлять систематически, в рамках цельной государственной  программы, при отслеживании динамики ситуации.

 

42.Социологические теории культуры.

 

Теории социального конфликта. В основе развития, утверждал американский ученый Ч.Р.Миллс, крайне критически относившийся к традиционной социальной науке, лежит  конфликт, а не конформизм, согласие, интеграция. Общество всегда находится  в состоянии нестабильности, потому что в нем идет постоянная борьба между различными социальными группами, олицетворяющими те или иные интересы. Более того, опираясь на идеи К.Маркса, М.Вебера, В.Парето и Г.Моска, Миллс  утверждал, что высшим проявлением этого конфликта является борьба за власть. Другой теоретик-конфликтолог, немецкий социолог Р.Дарендорф считает, что все сложные организации основываются на перераспределении власти. По его мнению, в основе конфликтов лежат не экономические, а политические причины. Источником конфликтов является так называемый политический человек. Ранжируя конфликты (конфликты противников одного уровня, конфликт противников, находящихся в отношении подчинения, конфликт целого и части), он получил 15 типов и подробно проанализировал возможность их «канализации» и регулирования. Еще один сторонник этой теории, американский социолог Л.Козер, определил социальный конфликт как идеологическое явление, отражающее устремления и чувства социальных групп или индивидов в борьбе за власть, за изменение социального статуса, перераспределение доходов, переоценку ценностей и т.п. Большинство представителей этого направления подчеркивают ценность конфликтов, которые предотвращают окостенение общества, открывают дорогу инновациям, становятся источником развития и совершенствования. Вместе с тем эта позиция отвергает стихийность конфликтов и ратует за возможность и необходимость их регулирования.

 

Бихевиоризм. Творческий импульс  этой теории состоит в том, что  на первое место выдвигается сознательная человеческая деятельность, необходимость  изучения межличностного взаимодействия вместо овеществления социальных отношений, реализуемого структурно-функциональным подходом. Другой особенностью этого  направления была опора на изучение конкретного состояния человеческих отношений в рамках определенных социальных организаций и социальных институтов, что позволяло теоретические  схемы насыщать «кровью и плотью»  окружающей социальной реальности. (См. также БИХЕВИОРИЗМ).

 

Теория социального обмена. Наиболее яркие ее представители  американские социологи Дж.Хоманс и П.Блау исходили из примата роли человека, а не системы. Они отстаивали огромную значимость психических качеств человека, ибо для того, чтобы объяснить поведение людей, необходимо знать их душевное состояние. Но главное в этой теории, по Блау, заключается в том, что люди постоянно стремятся получить вознаграждение (одобрение, уважение, статус, практическую помощь) за свои действия. И вступая во взаимодействие с другими людьми, они получают это, хотя взаимодействие не всегда будет равным и удовлетворяющим всех его участников.

 

Символический интеракционизм. В поиске выхода из противоречий бихевиористского подхода представители данной теории стали объяснять поведение людей  с точки зрения того значения, которое  личность или группа придает тем  или иным аспектам ситуации. Американский социолог Дж.Г.Мид как создатель этой теории сосредоточил свое внимание на исследовании процессов «внутри» поведения как целого. Сторонники этого подхода огромное значение придавали языковой символике. Для них характерно представление о деятельности как совокупности социальных ролей, которая олицетворяется в виде языковых и других символов, что послужило основанием для наименования этого направления как «ролевая теория».

 

Феноменологическая социология. Свое начало она берет от философской  концепции немецкого ученого  Э.Гуссерля. На основе данной теории возникла «социология обыденного сознания», обоснованная в трудах австрийского философа и социолога А.Шюца. В  центре внимания сторонников феноменологического  подхода оказывается не мир в  целом, как у позитивистов, а человек  в его специфическом измерении. Социальная реальность, по их мнению, не есть некоторая объективная данность, которая находится изначально вне  субъекта и только потом посредством  социализации, воспитания и образования  становится его составляющей. У феноменологов  социальная реальность «конструируется» посредством образов и понятий, выражаемых в коммуникации. Социальные события, согласно их представлениям, лишь кажутся объективными, тогда как в действительности они предстают как мнения индивидов об этих событиях. Поскольку же именно мнения образуют социальный мир, постольку понятие «значение» оказывается в центре внимания этой школы

 

В рамках феноменологической концепции сложились две крупные  школы – социология знания и этнометодология (последний термин сконструирован по аналогии с этнографическим термином этнонаука – зачаточные знания в  примитивных обществах). Что касается социологии знания, то она представлена К.Маннгеймом, который обращал основное внимание на изучение тех структур, в которых так или иначе присутствуют взаимосвязи мышления и общества. Именно с этих позиций он подходил к трактовке идеологии, истины, роли интеллектуальной жизни в обществе. Эти идеи были развиты американцем П.Бергером и немцем Т.Лукманом, которые стремились обосновать необходимость «узаконения» символических универсалий общества, ибо внутренняя нестабильность человеческого организма требует «создания самим человеком устойчивой жизненной среды». Американский социолог Г.Гарфинкель, будучи одним из самых ярких и последовательных представителей этнометодологии, сформулировал ее программное положение: «Черты рациональности поведения должны быть выявлены в самом поведении». В соответствии с этим основная задача социологии – выявление рациональности обыденной жизни, которая противопоставляется научной рациональности.

 

В последнюю четверть века 20 в. получила распространение мир-системная социология, основоположник которой немецкий социолог, работающий в США, У.Валлерстайн, рассматривает процессы развития общества с точки зрения глобализационных процессов, интенсивность которых стала ощутимой реальностью.

 

Современная социология продолжает порождать новые теории и концепции. По мнению французского социолога А.Турена, особенность современной социологии состоит в изменении предмета исследования и исследовательских  ориентаций. Если в середине 20 в. вся проблематика сосредоточивалась вокруг понятия социальной системы, то теперь она сосредоточивается вокруг понятия действия и активного деятеля (актора). В историческом плане можно сказать, что Макс Вебер одержал победу над Эмилем Дюркгеймом. Классический подход к социологии, в рамках которого она понимается как наука о социальных системах, почти исчез. Влияние наиболее видных представителей этой традиции – Парсонса и Мертона – ослабло. Соответственно изменился и категориальный аппарат: понятия социальных институтов, социализации, интеграции не являются более центральными социологическими понятиями. Гораздо большее значение приобретают понятие кризиса, риска и близких к ним категорий – дезорганизации, насилия, хаоса. Кроме того, в рамках франкфуртской школы, основное содержание теорий которой состоит в определении роли и значения политической власти, исследуется содержание идеологий, причины радикализации поведения, условия формирования социальных движений и акций протеста. Все более популярным вариантом социологического мышления становится теория рационального выбора, которую предложил американский социолог Н.Коулмен. Понятие системы им также отрицается. Главное внимание сосредоточивается на понятиях ресурсов и мобилизации. Оригинальным вкладом в современную социологию является концепция П.Бурдье о социальном поле, о социальном капитале и социальном пространстве.

 

Но особенно привлекательными для новейших концепций социологии становятся идеи роли человека как  активного социального субъекта, под влиянием которого осуществляются преобразования как в макро-, так и в мезо- и микросреде. В этой связи наиболее распространенными становятся такие определения социологии. «Социология – это наука о социальном поведении» (П.А.Сорокин). «Социология – это научное изучение человеческого поведения и социального окружения человека, которое влияет на это поведение» (К.Дуб). «Социология – это наука о методах исследования человеческого поведения» (Ст.Мур, Б.Хендри). «Социология – это систематическое изучение общества и социальной активности человеческого бытия. В качестве специфической дисциплины ее рассматривают в виде знания о том, как реальный человек думает и действует в облике социального творца» (Дж.Мейсионис). Таким образом, лицо современной социологии во все большей мере определяют теории, которые восходят к человеку, его сознанию, поведению в реальных социально-исторических условиях. Иначе говоря, практически все социологи в конце 20 – начале 21 вв. в прямой или косвенной форме исходят из проблем человека, индивида как социального существа, считая сознание и поведение основным критерием общественных изменений. Именно гуманистическая направленность, человеческое измерение общественной науки является важнейшей характеристикой состояния и развития социологии, что позволяет определить ее содержание как концепцию социологии жизни, которая в своей сущности учитывает состояние и тенденции общественного сознания и поведения в тесной связи с объективными условиями их существования.

 

43.Личность как субъект и объект социальной деятельности

 

Как ранее отмечалось, личность – не только объект, но и субъект  социальных отношений и сознательной деятельности. Это означает, что  каждый человек так или иначе  влияет на других людей, по крайней  мере, в тех сферах, где он вступает с ними в реальное взаимодействие. Индивид оказывает воздействие  и на общество в целом, например, отдавая свой голос за того или  иного кандидата, принимая участие  в демонстрациях, митингах, забастовках, акциях протеста и других массовых социальнополитических действиях.

 

Не будет преувеличением сказать, что личность субъект исторического  процесса, поскольку именно человек  является его подлинным действующим  лицом. По мнению всемирно известного психолога К. Г. Юнга, каждый "индивид  должен иметь мужество признать, что, в действительности, именно он, индивид, является той осью, вокруг которой  вращается сознание, общество и история. Ничто не может произойти без  его участия, неважно сознательного  или бессознательного".

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"