Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 20:10, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Социология".
Таким образом, социальнопсихологическая характеристика личности – это рассмотрение индивида в неразрывной связи с социальным окружением, т.е. с конкретными людьми и социальными группами, в состав которых он входит, пространством, где осуществляется его активная жизнедеятельность.
44.Статусно-ролевая концепция личности.
Ролевая теория личности описывает её социальное поведение 2-мя основными понятиями: “ социальный статус “ и “ социальная роль “ .
Каждый человек в социальной системе занимает несколько позиций . Каждая из этих позиций , предполагающая определённые права и обязанности , называется статусом. Человек может иметь несколько статусов. Но чаще всего только один определяет его положение в обществе . Этот статус называется главным или интегральным. Часто бывает так , что главный статус обусловлен его должностью (например , директор , профессор). Социальный статус отражается как во внешнем поведении и облике (одежде , жаргоне), так и во внутренней позиции (в установках , ценностях, ориентациях).
Различают предписанные и приобретенные статусы. Предписанный статус определен обществом независимо от усилий и заслуг личности. Он обусловливается происхождением, местом рождения, семьей и т.д. Приобретенный (достигнутый) статус определяется усилиями, способностями самого человека (например, писатель, врач, эксперт, консультант по управлению, доктор наук и т.д.).
Выделяют также естественный
и профессионально-должностной
Социальный статус обозначает конкретное место, которое занимает индивид в данной социальной системе. Совокупность требований, предъявляемых индивиду обществом, образует содержание социальной роли. Социальная роль- это совокупность действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе. Каждый статус обычно включает ряд ролей.
Одна из первых попыток систематизации ролей была предпринята Т. Парсонсом. Он считал, что каждая роль описывается 5 основными характеристиками:
Социальную роль следует рассматривать в 2-х аспектах:
Между
ними никогда не бывает
полного совпадения. Но каждый
из них имеет большое
значение в поведении
В нормальной структуре социальной роли обычно выделяются 4 элемента:
Следует отметить, что любая роль не является чистой моделью поведения. Главным связующим звеном между ролевыми ожиданиями и ролевым поведением служит характер индивида, т.е. поведение конкретного человека не укладывается в чистую схему.
Ролевые и статусные теории личности
Человек, будучи соц существом, взаимодействует с различными соци гр, участвует в кооперативных, совместных действиях. Однако практически не бывает такого положения, когда личность полностью принадлежит к какой-либо одной группе. Входя одновременно во многие соц. группы, он занимает в каждой из них разное положение, обусловленное взаимоотношениями с другими членами группы. Для анализа степени включения индивида в различные группы, а также положения, кот он занимает в каждой из них, и его функнальных возможностей по отношению к каждой группе используются понятия соц.статуса (статич хар-ка) и соц.роли (динамич). Соц статус - позиция индивида в общ, связ с опред правами и обяз; место индив/гр в иерархич организ структ общ. Хар-ки стат: ур дохода, образ, объем властн полном, престиж проф. Выдел осн (главн) статус – опред полож ч-ка в общ. Сущ также и неосн. Приписан – статус по крови. Достигн – получ в проц разв. Возрастной – пенсионер… Социальная роль - это поведение, ожидаемое от того, кто имеет определенный соц статус. Каждый индивид может иметь большое число статусов, и окружающие вправе ожидать от него исполнения ролей в соответствии с этими статусами.
45.Социализация индивида.
Социализация – это процесс усвоения индивидом норм и правил поведения, принятых в обществе. Это двухсторонний процесс, включающий в себя с одной стороны усвоение индивидом социального опыта с помощью вхождения в социальную среду, в систему связей и отношений, с другой стороны – процесс активного воспроизводства принципов системы социальных связей с помощью активной деятельности. Основные этапы социализации: дотрудовой (детство, юность), трудовой (зрелый возраст), послетрудовой (пожилой возраст).
Составные части процесса социализации: обучение (приобретение новых знаний), воспитание (воздействие духовной сферы на поведение), взросление и возмужание (процессы психического и физиологического становления организма). Проводники социализации: социальные институты, посредники, культура.
Институты, группы и отдельных людей, которые оказывают значимое влияние на социализацию, называют агентами социализации. На каждом этапе жизненного пути выделяются свои агенты социализации.
Социализация бывает первичная (родители, близкие, родственники, учителя, друзья, сверстники) и вторичная. Первичная социализация наиболее интенсивно происходит в детстве и юности. Вторичная охватывает вторую половину жизни. Десоциализация – отучение от старых ролей, норм, ценностей. Ресоциализация – обучение новым ролям, нормам взамен утерянных или недостаточно усвоенных.
Социализация детей и
взрослых имеют существенные различия.
Социализация взрослых отличается тем,
что это главным образом
Социализация также
46.Отклоняющееся поведение.
Девиантное поведение – это поведение, отклоняющееся от нормы (негативные и позитивные девиации), поступки и действия, отклоняющиеся от социальных норм.
Позитивная девиация – это такое отклоняющееся поведение, которое хоть и воспринимается многими как необычное, странное (ненормативное), но в то же время не вызывает неодобрения (сверхтрудолюбие, героизм и т.д.).
Негативная девиация – это такое отклоняющееся поведение, которое однозначно вызывает у большинства людей осуждение (преступность, пьянство и алкоголизм, наркомания, проституция, бродяжничество и т.д.).
Причины девиантного поведения:
Различают следующие формы девиантного поведения:
Индивидуальные отклонения – индивидуальное отклонение от норм в пределах одной субкультуры. Групповые отклонения – отклонения группы от общепринятой морали(субкультура).
Первичное отклонение – отклоняющееся поведение личности, которое в целом соответствует культурным нормам, принятым в обществе – такое отклонение воспринимается обществом как маленькая шалость, эксцентричность или ошибка.
Вторичное отклонение – отклонение, которое социально определяется как девиантное.
Теории девиантного поведения
4. Теория аномии (ввел Э.Дюркгейм)
4. Теория аномии (Э.Дюркгейм, Т.Парсонс, Р.Мертон)– девиантное поведение возникает как результат большого числа конфликтных норм, неопределенность в связи с этим возможного выбора линии поведения(аномия). Р.Мертон отмечает, что аномия появляется не от свободы выбора, но от невозможности многих индивидов следовать нормам, которые они полностью принимают. К примеру, в Америке – все стремятся к богатству, кто не может добиться этого легально (через талант, и т.д.), тот добивается нелегально. Таким образом, отклонения во многом зависят от культурных целей и институциональных средств, которых придерживается и которые использует та или иная личность.
Следует отметить, что девиантное поведение может иметь для общества и позитивное значение. Социальные отклонения могут стать средством прогрессивного развития, преодоления консервативных и реакционных стандартов поведения. Границы между отклоняющимся и неотклоняющимся поведением подвижны во времени и пространстве. Имеет место зависимость форм девиантного поведения от экономических, социальных, демографических, культурологических и др. факторов.
Кроме индивидуального существует и коллективное девиантное поведение. Многочисленные формы и типы девиантного поведения свидетельствуют о состоянии конфликта между личностными и общественными интересами. Среди множества факторов, обуславливающих девиантное поведение, можно выделить: