Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2012 в 07:40, контрольная работа
Любая социологическая теория всегда предлагает свой вариант ответа на вопрос о том, как строятся отношения между личностью и обществом, каковы закономерности поведения личности и чем они определяются. Поэтому каждая школа в социологии либо создаёт свою объяснительную модель личности, либо явно или неявно пользуется уже существующими моделями. Отсутствие единства в понимании того, что есть личность – характерная черта современной социологии. Понятие личность вводится для выделения, подчёркивания неприродной сущности человека и индивида, то есть акцент делается на социальном начале.
В своём первоначальном значении личность – это маска, роль, исполнявшаяся актёром в греческом театре. Для древних греков личность вне общины, вне полиса не существовала. В христианстве личность понималась как особая сущность, как синоним нематериальной души, а эпоха Ренессанса выдвигает на передний план самосознание, и личность практически отождествляется с понятием «Я».
Введение.
1. Понятие «Социализация личности»
2. Социализация личности: основные этапы и их особенности
3. Роль культуры в социализации личности.
Заключение
Практические задания
Список использованной литературы
Органичное взаимодополнение социализирующей и индивидуализирующей функций культуры прекрасно воплощено в творчестве Л. Н. Толстого, О. де Бельзака и других выдающихся мастеров культуры, нашло свое преломление и конкретизацию в деятельности американских социологов, поборников культурного детерминизма (Ф. Боаз, Р. Бенедикт, М. Мид). Р. Бенедикт, в частности, утверждал, что личности — это крошечные копии окружающей их культуры, поэтому «культура — предписание личности». Обосновывая решающую роль культуры в социальном становлении индивида, М. Мид сделала вывод: «культура — это источник личности».[8]
Заключение
Резюмируя рассмотрение понятий и понимания процесса социализации исследователями, представляющими психологию, социальную психологию и социологию можно сделать вывод о том, что социализацию личности можно рассматривать как «совокупность всех социальных и психологических процессов, посредством которых индивид усваивает систему значений, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Она включает в себя не только осознанные, контролируемые, целенаправленные воздействия, но и стихийные, спонтанные процессы, так или иначе влияющие на формирование личности.[9]
Таким образом, в процессе социализации, заложенные в человеке психобиологические способности не просто реализуются, а транслируются в социально-значимые свойства человеческой личности посредством воспитания, образования, приобщения индивида к культуре и при самом активном его участии. При этом личность формирует свой "Я" - образ на основании восприятия того, как о ней думают, как ее оценивают другие. Для того чтобы такое восприятие было успешным, личность принимает на себя роли других и глазами этих других смотрит на свое поведение и свой внутренний мир. Формируя свой "Я" - образ, личность социализируется
На основе этого
усвоения в ходе социализации происходит
формирование социальных качеств, свойств,
деяний, умений, благодаря которым
человек становится дееспособным участником
социального взаимодействия, полноправным
и активным членом общества.
Практические
задания
биологической конституцией человека;
необходимостью обеспечить «пригодность» индивида к жизни в обществе.
Исключите
неправильное суждение:
необходимостью обеспечить
целостность общества
и общественный порядок;
2. Выберите из перечисленных функций те, которые выполняют социализацию в обществе:
- введение индивида в мир культуры данного общества;
- создание условий
для эффективной совместной
- создание норм
социальной стабильности и
3. В 1920 г. в
Индии были найдены две
То, что личность развивается не просто путем автоматического развертывания природных задатков, доказывает опыт социальной изоляции человеческого индивида. Известны случаи, когда ребенок в детстве был лишен человеческого окружения и воспитывался в среде животных. Изучение восприятия подобными индивидами себя как отдельного существа в окружающем мире показало, что они не имеют собственного “Я” , так как у них полностью отсутствует представление о себе как об обособленном, отдельном существе в ряду других подобных им существ. Тем более такие индивиды не могут воспринимать свое различие и сходство с другими индивидами. В данном случае человеческое существо не может считаться личностью.
Среди многочисленных
сообщений о человеческих детях, воспитанных
дикими зверями, существует несколько
таких, которые выдержали тщательную проверку.
Наиболее документированно и детально
сообщение о найденных в 1920 г. в Индии двух
девочках — Камале, чей возраст был определен
в восемь лет, и Амале, которой было полтора
года. Их обнаружил миссионер в волчьем
логове и доставил в приют для сирот, где
каждый день делались записи об их поведении.
Когда девочки были найдены, они обладали
физическими качествами человеческих
существ, но вели себя во многом подобно
волкам. Они обнаруживали значител ьную
приспособленность к передвижению на
четырех ногах, могли есть только молоко
и мясо и, прежде чем взять в рот пищу, тщательно
ее обнюхивали. Испытывая жажду, они облизывали
губы. Наблюдения за этими девочками подтвердили
зависимость процессов формирования личности
от социального окружения. Социальные
ситуации, с которыми сталкивается ребенок
в процессе взросления, могут определяться
как ситуации собственно межличностного
взаимодействия (влияние «других людей»)
и как ситуации влияния общества в целом.
Последнее же всегда «больше», чем непосредственное
социальное окружение, так как включает
в себя помимо общественных отношений,
социальных институтов и коллективных
представлений еще и культуру (или культуры).
Процесс инкультурации начинается с момента
рождения — с приобретения ребенком первых
навыков и освоения речи, а заканчивается
вместе с жизнью. Он совершается по большей
части не в специализированных институтах
социализации, а под руководством старших
или на собственном опыте, т. е. происходит
научение без специального обучения. Конечный
результат процесса инкультурации — это
человек, компетентный в культуре, — в
языке, ритуалах, ценностях и т. п. Однако
М. Херсковиц особо подчеркивает, что процессы
социализации и инкультурации проходят
одновременно и без вхождения в культуру
человек не может существовать и как член
общества (Херсковиц М., 1967).
У Маугли из книжки возвращение в людское
сообщество протекало как по маслу. Однако
в реальной жизни судьба звериных воспитанников
довольно трагична. В отрыве от дикой природы
они очень быстро умирают. Кроме того,
их практически не удается адаптировать
к нормальной жизни в человеческом обществе.
Как говорится в статье Александра Волкова
"Между лесом и волком": "Дети, растущие
в полной изоляции, хоть и отличаются обостренным
развитием некоторых чувств, но в целом
ущербны "ex separatione", "от одиночества",
можно сказать, слабоумны. Во всем их поведении
виден зверь – не "человек общественный".
Чувства дикаря хранят его: он видит опасность
во тьме, слышит ее вдали. Он думает только
о том, как выжить; он не отвлекается на
посторонние размышления – он чувственный
зверь, а не рассуждающий человек; он весь
реакция, а не рефлексия... Даже половой
инстинкт не может развиться у человека,
если он был изолирован в детстве от других
людей. Это звучит странно, но примеры
несчастных дикарей в том убеждают".
Как правило, судьба современных "маугли"
однотипна: их помещают в психиатрическую
больницу, где они остаются до конца своей
недолгой жизни. Увы, человек, "воспитанный"
зверем, никогда не может стать полноценным
гражданином общества, и сказки о Маугли
и Тарзане остаются всего лишь красивыми
сказками. Не более.
Очень многое человек наследует не только от своих далеких животных предков, но и от своих непосредственных предков – родителей и родители родителей. Человеческое существо, рождаясь более беспомощным, нежели детеныши животных, тем не менее гораздо больше подготовлено к усвоению социального опыта. Если бы это было иначе, то вряд ли его удалось бы научить логическому мышлению и символическому языку. Ведь не может же этому обучиться обезьяна, несмотря на все старания ученых.
Степень биологически
закрепляемой социальной готовности человека
очень высока. Даже если все необходимое
для социализации заложено в человеческих
генах, которые требуют для своей реализации
определенных условий. Сказанное подтверждается
встречами с так называемыми феральными
людьми. Феральные люди – существа, выросшие
в изоляции от людей и воспитанные в общество
животных. Термин придумал в 18 в. шведский
ученый Карл Линней. Из социологов первым
изучил их американец Кингсли Дэвис в
1940 году. Все дети возвращенные в человеческую
среду, имели нормальные биологические
предпосылки к успешной социализации,
но были изолированы от нормальной социальной
среды. У них отсутствовали связная речь,
мышление, человеческие чувства. Дети,
найденные в логове зверей, были хорошо
приспособлены к передвижению на четырех
ногах; притрагиваясь к еде – мясу или
молоку – они предварительно ее обнюхивали;
испытывая жажду, они облизывали зубы;
дети сильно испытывали сильный страх
перед огнем и никогда не смеялись. Это
доказывает, что оставленный на произвол
судьбы человек перестает быть человеком.
События отдают его во власть природных
сил, дремлющих в человеке и готовых пробудиться,
как только исчезнут культурные «оковы».
Человеческому детенышу не помогает запас
генов, унаследованных от родителей.
Когда детей-зверенышей возвратили в общество,
они смогли усвоить лишь самые элементарные
навыки, овладеть устной речью, состоящей
из 30 слов. Но и этого не произошло бы не
генное наследство, биологическая предрасположенность
к обучению. «Изолянты» так и не научились
дружить, улыбаться, абстрактно мыслить,
вести беседу. В человеческом обществе
они прожили не более 10 лет. Итак, феральные
люди – продукт социальной изоляции человека.
Социальная среда играет решающую роль
в превращении биологического существа
в общественное.
4.
Объясните с точки зрения социализации,
почему пожилые люди испытывают больший
дискомфорт в современном российском
обществе, чем молодые?
В то время как у молодых этапы социализации ассоциируются с такими торжественными ритуалами, как конфирмация, церемония вручения диплома, свадьба и т.д., в пожилом возрасте жизнь скрашивают лишь изредка отмечаемые дни рождения да ежемесячное получение пенсии. Поэтому люди нехотя смиряются с наступающей старостью, вместо того чтобы принимать ее как новый и неповторимый этап жизни. Кроме того, на предыдущих этапах жизнь обычно приносит все новые радости и блага - увеличение дохода, власть, любовные приключения, а в пожилом возрасте человека ожидают главным образом потери.
Вместо вступления в новые общественные группы пожилые люди становятся все более одинокими - их дети уезжают, друзья умирают, вечером им страшно выйти из дома. Социализация пожилых отличается от социализации на более ранних этапах жизни еще и тем, что роли пожилых людей четко не определены. Вдова уже больше не жена, чиновник, ушедший на пенсию, уже не вице-президент. Положение вдовы и пенсионера даже нельзя считать ролями, поскольку они мало связаны с определенными нормами или идеалами. Не имея четко определенных ролей, люди пожилого возраста стремятся выглядеть молодыми в обществе, где высоко ценится энергия молодости. Подлинная роль стариков в этом обществе остается неясной. Люди, значительная часть жизни которых осталась позади, не пользуются особым престижем или почетом. Конкретный возраст, в том числе пожилой, определяет пригодность или непригодность, к выполнению социальных ролей и видов деятельности. С выходом на пенсию завершается активный период социализации, уменьшается нужность стариков в семье. Пожилой человек перестает выполнять главнейшую функцию - быть производителями материальных ценностей. Из производителя он превратился в потребителя, а тем самым в иждивенца. Хотя старый человек зачастую такой же беззащитный, слабый и беспомощный, как и ребенок, но в отличие от ребенка старик не являются целью жизни не для кого. Родители ищут эмоциональное удовольствие в общении с детьми, а в общении со своими пожилыми родителями они зачастую видят только обязанность. Старик - это человек, переставший служить и целью жизни, для своих выросших детей, как ребенок, и средством жизни, как взрослый. У него свое положение в структуре семьи и в социальной жизни общества.
Вместе с тем переход от зрелости к старости раскрывает новые социальные возможности и роли. Пожилые люди выступают партнерами, конкурентами или противниками других возрастных групп на рынке труда, в системе социализации и образования, в ведении домашнего хозяйства и в межличностном общении. Правда, во всех этих сферах их роль минимальна: на работе пожилых увольняют в числе первых, а принимают на работу в числе последних; по ведению домашнего хозяйства им оставляют простейшие функции (подмети пол, сходить в магазин), а принципиальные вопросы молодые оставляют за собой; проводить эффективное образование и социализацию в современном обществе пожилые не могут потому, что их знания по сравнению с молодежью быстро устаревают, а взгляды и манеры признаются архаичными.
Переход из фазы зрелости в фазу старости касается изменений трудового статуса, содержания работы, мотивации и отношения к жизни, а также отношения к работе как к источнику доходов и материального удовлетворения, трудоспособности, круга общения и самооценки. Непривычный избыток свободного времени, уход с производства и появление новых ролей вынуждают пожилого человека заново проходить процесс адаптации, хотя старение человеческого организма истощает резервы для повторной адаптации. В результате возникает чувство неуверенности в завтрашнем дне и средствах существования. Ощущения себя в положении социального иждивенца часто выражается в чувстве социального унижения.
До сих пор
десятилетиями, взрослея, человек накапливал
в себе потребность заботиться о других.
И вот теперь его лишают такой возможности,
предлагая "просто отдыхать". Невостребованная
потребность, резкая смена ценностных
ориентаций и установок изменяют личность.
Процесс старения многократно усиливается
под воздействие психологического груза.
Обостряются физические недуги и болезни.
Предчувствуя будущую ненужность, в традиционных
обществах (правда, не во всех) старые люди,
бывало, покидали насиженные места и уходили
умирать в одиночестве. В современном
обществе сделать такой переход менее
болезненным могут дополнительная работа
пенсионеров в общественном производстве,
привлечение их к активной общественной
и политической деятельности.
Специалисты обнаружили закономерность:
с возрастом снижается способность адаптироваться
к социальным изменениям. Чем старше человек,
тем больше он не удовлетворен различными
сторонами жизни. Психологи отмечают:
старики становятся ворчливее, раздражительнее
и угрюмее. Но известно и другое: с возрастом
человек больше дорожит жизнью и ценит
каждый лишний ее день.
Прекращение работы и выход на
пенсию ведут к негативным последствиям:
вынужденное увеличение и бытовых нагрузок,
материальная зависимость от родственников,
уменьшение авторитета и престижа, чувство
изолированности, боязнь одиночества.
Образ жизни и досуг становятся пассивными,
малоподвижными и однообразными (сидение
на лавочке у дома или в сквере) неспешные
и укороченные прогулки, чтение газет
и просмотр телепередач больше прежнего).
Ощущение
приближения старости и чувство бесперспективности
возникают потому, что у стариков теряется
то, что свойственно другим возрастным
группам, а именно - наличие жизненных
планов. Жизненный план - идеализированная
картина предстоящей жизни, стержнем которой
служит предполагаемая траектория социальной
карьеры и сумма возможных достижений.
В молодом возрасте жизненные планы принимают
форму неопределенной мечты, смутных желаний,
в зрелом - четко выстроенной должностной
карьеры, а в пожилом возрасте они исчезают.
Благодаря жизненным планам социализация
молодых в современном обществе, их стихийного
и неуправляемого процесса превращается
в целенаправленную стратегию поведения.
Зрелый индивид сверяет с поставленной
целью то, чего он реально достиг, и вносит
необходимые поправки. Но пожилой человек
в современном обществе, подобного уже
сделать не может - впереди у него нет необходимого
запаса времени и сил. Жизненные планы
ориентируют человека особым образом:
они вносят мотивацию достижения. Но у
пожилых нет того, ни другого. Поэтому
у них преобладают пассивные формы деятельности
и стихийное приспособление к новым социальным
ролям.