Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 22:50, курсовая работа
Актуальность исследования. Современное российское общество переживает тяжелый переходный период трансформаций и реформ, с которыми связаны многочисленные нерешенные социально-экономические проблемы, нередко провоцирующие жестокость и насилие, а также утрату чувства безопасности у граждан.
Российские дети подвергаются жестокому обращению в семье, в школе, со стороны общества и государства, становятся жертвами межнациональных конфликтов и т.д. Тем не менее, доминирующим остается подход, согласно которому под статьи уголовного кодекса Российской Федерации подпадает незначительная часть действий с очевидным и ощутимым ущербом для здоровья ребенка, таких как убийства, истязания, телесные повреждения и т.д.
В общеобразовательных учреждениях города Шебекино и Шебекинского района ведется работа по социально- педагогической профилактике жестокого обращения с детьми в семье. В школах активно используют следующие модели помощи семьям и детям: - педагогическая; - социальная; - психологическая; - диагностическая; - медицинская.
Использование той или иной модели зависит от характера причин вызывающих проблему жестокого обращения с детьми.
Педагогическая модель базируется на предположении о недостаточной педагогической компетентности родителей. Субъектом жалобы выступает ребенок. Используя данную модель, педагоги ориентируются не столько на индивидуальные возможности родителей, сколько на универсальные с точки зрения педагогики и психологии способы воспитания.
Социальная модель используется в тех случаях, когда семья нуждается в помощи внешних сил (пособия, разовые выплаты и т.п.), а не только в анализе жизненной ситуации.
Психологическую модель используют, когда причины трудностей ребенка лежат в области общения, в личностных особенностях членов семьи. Данная модель предполагает анализ семейной ситуации, психодиагностику личности, диагностику семейных взаимоотношений. Практическая, помощь в преодолении барьеров общения и причин его нарушений.
Диагностическая модель основывается на предположении дефицита у родителей специальных знаний о ребенке или своей семье. Объект диагностики – медицинская модель предполагает, что в основе семейных трудностей лежат болезни. Помощь заключается в проведении психотерапии Эта модель носит профилактический характер, особенно в ней нуждаются дисфункциональные семьи, так как она направлена на повышение психолого-педагогической культуры родителей, расширение и укрепления потенциала семьи.
Объектом воздействия могут быть все взрослые члены семьи, ребенок и сама семья, в целом как коллектив. Действуя в интересах ребенка, они призваны оказывать необходимую помощь и поддержку семье. В их задачи входит установление контактов с семьей, выявления проблем и трудностей семьи, стимулирование членов семьи к участию в совместной деятельности, оказание посреднических услуг в установлении связей с другими специалистами (психологами, медицинскими работниками, представителями правоохранительных органов и органов опеки и попечительства и др.)
В общеобразовательных учреждениях используют три направления деятельности с семьей: образовательное, психологическое, посредническое.
В использовании образовательного направления они помогают родителям в воспитании и обучении, т.е. просвещают родителей в целях укрепления воспитательного потенциала семьи.
В психологическом направлении социальные педагоги включают социально-психологическую поддержку и коррекцию, основанную на психологической и диагностической моделях, направленную на формирование благоприятной психологической атмосферы в семье. Оказание поддержки в союзе с психологом становится наиболее эффективным. Коррекцию отношений они осуществляют в том случае, когда в семье наблюдались факты психологического насилия над ребенком (оскорбление, унижение, пренебрежение его интересами и потребностями).
Посредническое направление. Специалисты помогают в организации досуга. Так же их помощь в координации направлена на установление и актуализацию связей семьи с различными ведомствами социальной помощи и поддержки. Помощь в информировании направлена на информирование семьи по вопросам социальной защиты. Данное направление основано на использовании медицинской и социальной модели.
Работая с семьей, специалисты выступают, как правило, в трех ролях: советник, консультант, защитник. Советник – информирует семью о важности и возможности взаимодействия родителей и детей в семье; рассказывает об особенностях развития ребенка; дает педагогические советы по воспитанию детей. Консультант – консультирует по вопросам семейного законодательства; вопросам межличностного взаимодействия в семье; разъясняет родителям способы создания условий, необходимых для нормального развития и воспитания ребенка в случае, когда приходится сталкиваться с отстраненностью родителей от процесса воспитания детей.
В практике работы с семьей работники учреждений используют две формы работы, краткосрочные и долгосрочные. Среди краткосрочных форм выделяют кризисинтервентную и проблемно-ориентированную модель взаимодействия.
Кризисинтервентную модель работы с семьей предполагает оказание помощи непосредственно в кризисных ситуациях, которые могут быть обусловлены изменениями в естественном жизненном цикле семьи или случайными травмирующими обстоятельствами
Проблемно ориентированная модель направлена на решение конкретных задач, заявленных и признанных семей, то есть в центре этой модели находится требование, чтобы мы, концентрировали усилия на той проблеме, которую осознала семья и над которой она готова работать. Данная модель предписывает решать проблему совместными усилиями. Работа протекает в духе сотрудничества с акцентом на стимулирование возможностей членов семьи в решении их собственных трудностей. Успешное решение проблемы создает положительный опыт для решения последующих проблемных ситуаций самостоятельно.
К долгосрочным формам работы относится:
Таким образом, рассмотренные нами основные модели, нормы и этапы социально-педагогической профилактики жестокого обращения с детьми в семье, используемые в практике работы общеобразовательных учреждений города Шебекино и Шебекинского района, прежде всего, способствуют, коррекции детско-родительских взаимоотношений, улучшению семейного микроклимата и призваны, в целом стабилизировать институт совместной семьи.
Так же деятельность социальных педагогов в городе Шебекино и Шебекинском районе направлена на организацию педагогического процесса, формирование направленности личности учащихся на познание, восстановление его нарушенных связей со школой, разработку комплексных коррекционно-реабилитационных программ несовершеннолетних, направленных на вывод их из трудной жизненной ситуации. Основными задачами является профилактика безнадзорности и беспризорности, а также социальная реабилитация несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Структурой профессиональной деятельности социальных служб предполагает наличие следующих компонентов: субъекта (того, кто ее осуществляет), объекта (того, для кого она специально организована, на кого направлена), цели (к чему она стремится), функций (какие при этом функции выполняются), средств (при помощи каких методов и технологий достигается ее цель).
Цель деятельности это сохранение и восстановление разрушенных социальных связей, создание условий для психологического комфорта и безопасности ребенка, удовлетворение его потребностей с помощью социальных, правовых, психологических, медицинских, педагогических механизмов предупреждения и преодоления негативных явлений в семье, школе, ближайшем окружении и других социумах, т.е. социальная поддержка ребенка во время его пребывания в приюте.
Основными задачами являются: максимальное развитие психических процессов у несовершеннолетних (воображение, восприятие, внимание, память, мышление, речь и т.д.); развитие устойчивой положительной школьной мотивации, школьных навыков, коррекция учебных знаний и умений; ликвидация пробелов в усвоении программного материала по учебным предметам общеобразовательного цикла; повышение уровня воспитанности несовершеннолетних; развитие социально приемлемых форм поведения; коррекция и компенсация нарушенных или непродуктивно функционирующих психофизических функций (процессов). Специалисты работают в тесной взаимосвязи с другими специалистами отделения: психологами, воспитателями, дефектологом, логопедом, других отделений центра (правового, патронажной службы) Такое сотрудничество позволяет быстро собрать относительно полные сведения о ребенке, его жизненной ситуации и наметить пути дальнейшей работы с ним.
Поскольку их деятельность,
в первую очередь, связана с диагностикой
проблем ребенка и среды, мы должны
знать и уметь применять
Школы города и района активно сотрудничают с Комплексным центром социального обслуживания населения управления социальной защиты населения администрации Шебекинского района. В состав Комплексного центра входит отделение социальной помощи, срочная служба, отделение социально-педагогической помощи семье и детям. В отделении социально-педагогической помощи семье и детям осуществляется оказание семьям и детям, попавших в трудную жизненную ситуацию, помощи в реализации законных прав и интересов, содействие в улучшении их социального и материального положения, а также психологического статуса.
В городе Шебекино и Шебекинском районе насчитывается около 50 детей, подвергшихся жестокому обращению со стороны родителей, 24 из них уже лишили родительских прав, дети направлены в детские дома. С остальными ведется работа по исправлению ситуации.
Таким образом, в городе Шебекино и Шебекинском районе широко развита работа общеобразовательных учреждений по социально-педагогической профилактике жестокого обращения с детьми в семье. Деятельность социальных педагогов направлена на предотвращение случаев жестокого обращения с детьми в семье и коррекцию детско-родительских отношений. В школах города и района активно ведется пропаганда воспитания детей в атмосфере любви, добра, теплоты и взаимопонимания. В случае выявления жестокого обращения ведется работа по предотвращению повторных действий насильственного характера.
3.2. Программа профилактики жестокого обращения с детьми в семье
Обоснование проблемы исследования. За последние десятилетия в России и ее регионах произошли глубокие перемены во всех сферах: экономике, политике, социальной структуре. Воспитание ребенка, забота о его здоровье и благополучии – это трудоемкий процесс, требующий от родителей много сил и терпения. Как показывает практика, даже в благополучных семьях, где родители испытывают искреннюю любовь и привязанность к своим детям, в воспитательном процессе могут использоваться такие формы воздействия на ребенка, как телесные наказания, запугивание, лишение ребенка общения или прогулки. При этом большинство родителей хорошо понимают, что такая тактика воспитания – это нарушение прав их детей, а также причина возможных отклонений в психическом и физическом развитии ребенка. Положение ребенка в семьях с более низким уровнем культуры, в семьях, где ребенок становится обузой, а не радостью жизни, значительно хуже. Указанные выше способы воспитания, которые для первой группы семей являются скорей исключением, здесь становятся нормой. Ситуация еще более обостряется, если один или оба родителя страдают зависимостью от алкоголизма или наркомании, или если семья испытывает постоянные финансовые трудности. Поэтому проблема насилия и жестокого обращения с детьми в семье сегодня – это тот вопрос, который нужно не просто обсуждать, но и принимать меры по его решению.
Организация Объединенных Наций во Всеобщей декларации прав человека в Декларации прав ребенка провозгласила, что дети вследствие своей физической и умственной незрелости имеют право на особую заботу и помощь, включая надлежащую правовую защиту. Должна включаться поддержка ребенка и лиц, которые о нем заботятся, предупреждение и выявление, расследование и лечение в связи со случаями жестокого обращения с ребенком, а в случае необходимости возбуждение судебной процедуры.
Актуальность профилактики жестокого обращения с детьми связана с тем, что насилие в отношении детей или пренебрежение их основными потребностями оказывают негативное влияние на психическое развитие ребенка, нарушают его социализацию, порождают безнадзорность и правонарушения несовершеннолетних. Многие дети – жертвы насилия - уходят из дома или детских учреждений, втягиваются в асоциальное поведение, начинают употреблять алкоголь или наркотики. Наиболее эффективным направлением защиты детей от жестокого обращения являются меры ранней профилактики. В тех же случаях, когда ребенок пострадал от той или иной формы насилия, он нуждается в психологической помощи, поскольку результаты исследований психологов убедительно свидетельствуют о том, что насилие, перенесенное в детском возрасте, неизбежно сопровождается эмоциональными и поведенческими нарушениями. Чем раньше будут выявлены неблагополучные семьи и дети, находящиеся в них, чем эффективнее будет организована профилактическая работа, тем выше будет вероятность предупреждения жестокого обращения с детьми в кровной семье.
Информация о работе Социально-педагогическая профилактика жестокого обращения с детьми в семье