Социально-педагогическая профилактика жестокого обращения с детьми в семье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 22:50, курсовая работа

Описание

Актуальность исследования. Современное российское общество переживает тяжелый переходный период трансформаций и реформ, с которыми связаны многочисленные нерешенные социально-экономические проблемы, нередко провоцирующие жестокость и насилие, а также утрату чувства безопасности у граждан.
Российские дети подвергаются жестокому обращению в семье, в школе, со стороны общества и государства, становятся жертвами межнациональных конфликтов и т.д. Тем не менее, доминирующим остается подход, согласно которому под статьи уголовного кодекса Российской Федерации подпадает незначительная часть действий с очевидным и ощутимым ущербом для здоровья ребенка, таких как убийства, истязания, телесные повреждения и т.д.

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 261.00 Кб (Скачать документ)

В последние  годы и в нашей стране намечается поворот от замалчивания к наблюдению и изучению фактов насилия в семье.  Так, российскими учеными  (С.В. Ильиной, А.Д. Кошелевой, О.С. Лобза,

Е.Т. Соколовой  и др.) выявлены  «сензитивные к  насилию» периоды развития ребенка,  когда анатомо-физиологические, гормональные, эмоционально-личностные и психосоциальные изменения делают его легко травмируемым. Такими считаются,  прежде всего,  дошкольный и подростковый периоды.

Статистика  показывает, что у детей-жертв  насилия факторы риска значительно возрастают:

1. Дети-жертвы  в 7 раз чаще злоупотребляют  алкоголем или нар-

котиками.

2. Дети-жертвы  в 10 раз чаще совершают попытки  суицида. 

3.  Дети-жертвы  составляют 60-70%  беглецов, 98%  детской  проституции падает на них. 

4. 60% детей-жертв  страдает от проблем питания.

5. 98%  индивидов,  страдающих от множественных  личностных

расстройств, имеют  историю сексуального насилия в  детстве.

6. У 85% пациентов  психиатрических клиник выявляются  история

сексуального злоупотребления  в детстве.

Главным последствием детской сексуальной травмы современные

исследователи считают «утрату базового доверия  к себе и миру».

Основными последствиями  физического насилия для детей  являются отсутствие контроля над своей  импульсивностью, снижение способности  к самовыражению, отсутствие доверия к людям, депрессии. Непосредственно после травмы могут возникать острые состояния страха. Кроме того,  отсроченными последствиями физического насилия могут быть садистские наклонности. Последствия эмоционального насилия такие, как неразвитость или разрушение эмоциональных отношений с ближним семейным окружением,  могут рассматриваться в качестве механизмов развития пограничной личностной структуры,  причем неразвитость этих отношений лежит в основе психопатического варианта аномалий, а нарушения – в основе неврастенического варианта. 

Во-вторых, они никому не доверяют (и, прежде всего, взрослым). Дети-жертвы насилия,  как правило,  боятся других людей,  особенно взрослых,  считают их опасными, враждебными и отрицают саму возможность обращения к ним за помощью. Часто девизом таких детей становятся слова: «Никому не верь, ни на что не надейся, никого ни о чем не проси». Часто они стремятся «спрятаться за спиной более сильного».

В-третьих, они имеют крайне слабый контакт со своим телом и со своими подлинными чувствами. В свое время жертвы насилия, для того чтобы выжить, были вынуждены подавить или вытеснить свои самые сильные чувства. Результатом такого подавления часто становится диссоциация, то есть расщепленность, разделеность «Я». Наиболее частая форма проявления диссоциации –  расщепленность телесных ощущений и осознания.

Неблагополучная семья для  ребенка – это не синоним антисоциальной или асоциальной семьи. Существует великое множество семей, о которых ничего плохого не скажешь с формальной точки зрения, но, тем не менее, для данного ребенка эта семья является неблагополучной. 

Интегративные и дезинтегративные семьи,  которые различаются по степени сплоченности. В дезинтегративной семье все члены семьи обособлены друг от друга. В интегративной семье каждый неотделим от семейной группы. Семья может быть и суперинтегрированной, например, неполная семья – мать и ребёнок. В высокоинтегрированных семьях ребёнок теряет чувство автономности, и потеря одного из членов семьи или боязнь этой потери могут делать жизнь ребёнка невыносимой. Гармоничные и дисгармоничные семьи различаются по степени психологического и ценностно-ориентационного соответствия между членами семьи. Если ценностные ориентации не совпадают,  то один из членов семьи старается авторитарными методами навязать другим свои нормы, свой стиль поведения, в этом случае возникают суицидоопасные ситуации.

Корпоративные и альтруистические семьи.  В альтруистических семьях каждый считает себя ответственным  за благополучие остальных. В корпоративных семьях общение строится на договорных началах. Каждый выполняет свои функции при условии, что остальные также выполняют свои. В этих семьях, по сравнению с альтруистическими, более возможен суицид подростка, особенно если он является «помехой» для остальных членов семьи.

Открытые и  закрытые семьи. В открытых семьях связи  с внешним миром очень многообразны, и члены семьи стараются расширить их.

В закрытых же, наоборот, связь с внешним миром ограничена, поэтому они являются суицидально более опасными, нежели открытые семьи.

Гибкие и консервативные семьи. Гибкие семьи обладают способностью быстро адаптироваться к изменяющимся внешним условиям, консервативные семьи  такой способностью не обладают.

Авторитарные и демократические  семьи. В авторитарных семья власть находится в руках одного члена семьи,  от которого зависиттпринятие решения.  Грубый нажим со стороны властного родителя может вызвать у подростка протест и привести к суициду. В демократических же семьях существует равенство в принятии решения. В них гораздо реже можно встретить попытки самоубийства [23. 54].

Жестокое обращение с  детьми (а это несовершеннолетние граждане до 18 лет) включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемое родителями,  опекунами,  попечителями  (другими членами семьи ребёнка),  педагогами,  воспитателями,  представителями органов правопорядка.

Таким образом, плохое обращение  с ребёнком может рассматриваться  как одна из нескольких переменных, могущих способствовать различным  последствиям в развитии. Клиницисты и исследователи должны постоянно учитывать сложность связи между жестоким обращением с ребёнком и его последствиями. Принимая во внимание влияние различных переменных,  можно отметить существование множества путей к адаптивным и неадаптивным результатам в развитии. Терапевтические вмешательства так же могут быть направлены на большое количество различных целей или переменных.

Факторы плохого обращения.  К.А. Кендл-Тейкет и др. (1993) рассмотрели  влияние этих факторов на развитие детей-жертв сексуального насилия на материале 25 случаев. Их обзор показал, что сексуальное злоупотребление, характеризующее высокой частотой сексуальных контактов,  большой длительностью, применением силы,  оральным,  анальным или вагинальным проникновением и тесной связью между ребёнком и насильником, связано с более многочисленными симптомами.  Клиницист,  проводящий освидетельствование детей-жертв физического насилия,  должен учитывать, что частота и степень тяжести злоупотребления могут влиять на связь между злоупотреблением и последствиями в развитии.

Индивидуальные  факторы. Уровень развития ребёнка  влияет на последствия жестокого  обращения различным образом.  Интерпретация и понимание детьми плохого обращения играют значительную роль в их приспособлениях к нему. Насилие может принимать различные значения и смысл для детей,  находящихся на разных этапах развития. Некоторые очень маленькие дети могут даже не знать, что они подверглись насилию  (например,  сексуальному злоупотреблению).  Они начинают осознавать смысл случившегося с ними только,  когда становятся старше и лучше понимают социальные запреты и санкции,  связанные с этим поведением.

Предкризисное приспособление – ещё один фактор, который необходимо рассмотреть. М. Раттер (1993) указывает, на то, что коэффициент интеллекта выше среднего и позитивный школьный опыт являются компенсаторными факторами.  Успех в этих областях порождает и укрепляет чувства самоуважения и собственной ценности, смягчающее влияние неблагоприятных событий. А.С. Мастен и др.(1990) и Е.Е. Вернер расширили эти области, включив атлетические, механические или артистические занятия,  а не только школьные.

Следовательно, ребёнок, имеющий успехи в этих областях,  может быть более способен противостоять негативному влиянию злоупотребления или пренебрежения.

 Семейные факторы. Хороший и стабильный уход увеличивает шансы на возникновение привязанности к родителям,  основанный на чувстве безопасности, которая может,  в свою очередь,  послужить значительным компенсаторным фактором для тех детей, которые впоследствии подвергаются насилию. Такие дети рассматривают насилие как несчастный случай, говорящий больше о том,  что конкретный обидчик не достоин доверия или даже опасен, а не о том, что все люди плохие. Следовательно, способность этих детей образовывать здоровые и близкие взаимоотношения с другими может не подвергнуться пагубному влиянию, хотя они могут проявлять некоторые локализованные симптомы,  связанные с тревогой.

Изучая проблему насилия над ребёнком в семье,  остановимся на анализе помощи приюта,  как одной из крайних мер изолирования ребёнка от негативной ситуации в семье.

 В России  в настоящее время нет каких-либо  специальных учреждений, оказывающих  психолого-медицинскую или юридическую  помощь детям, пострадавшим от  насилия. Эти дети концентрируются в учреждениях Министерства социальной защиты – в приютах. Это своеобразные учреждения, поскольку они собирают не только детей, пострадавших от тех или иных форм жестокого обращения, но и детей, проживавших в семьях, где есть угроза их жизни и здоровью. Такие дети помещаются в приюты либо сотрудниками внутренних дел, либо социальными педагогами.

Комплексная программа  помощи детям,  пострадавшим от насилия, в условиях приюта предусматривает  следующие моменты:

1. Тесное взаимодействие и сотрудничество с другими учреждениями и организациями района, занимающимися оказанием помощи детям: медицинскими, образовательными службами, органами социальной защиты,  опеки и попечительства,  внутренних дел,  центром семейного воспитания.

2. Включение в каждое из направлений программы диагностической и коррекционной части,  тщательный отбор и адаптация существующих или разработка новых методик.

3. Привлечение  к диагностической и коррекционной  работе квалифицированных специалистов,  постоянное обучение и тренинги персонала для работы с контингентом детей приюта.

4. Коллективное  обсуждение трудных случаев, отслеживание  динамики изменения состояния  детей за время пребывания  в приюте, сочетание комплексного  подхода с обязательным учётом  индивидуальных особенностей ребёнка при решении вопроса об объёме и формах оказании ему помощи.

Кажется, пережив  насилие, уже невозможно совершить  его. Но опыт говорит об обратном: проблема насилия циклична. Будучи взрослым и не справившись с отпечатком детской травмы, человек имеет следующие проблемы внутриличностного и межличностного характера:

- жестокость,  проявления насильственных ситуаций  в жизни,  отсутствие заботы  в собственной семье; 

- дезорганизованная  и проблемная семья; 

- отсутствие  интереса к жизни, негативизм;

- невозможность  построения конструктивного общения  как внутри семьи, так и вне  нее;

- саморазрушающее  поведение и др. 

Таким образом,  изучая проблему социализации детей,  подвергшихся насилию, мы дали теоретическое  обоснование понятию  «социализация»,  рассмотрели сферы социализации  (В.В.  Новиков),  её социально-психологические механизмы  (Н.И. Шевандрин),  понятие семейной социализации  (А.И. Антонов), уточнили понятие  «ущербной социализации», выделили её признаки  (страхи, внешние проявления, неспособность выразить свои чувства вербально, вовлечение в борьбу родителей и др.).

Анализируя  проблемы ущербной социализации,  дали классификацию последствий насилия,  учитывая возрастные характеристики детей  и форму насилия,  рассмотрели  типологию кризисных семей («семья-санаторий», «семья-крепость», «семья – третий лишний»).

Проанализировав труды Сафоновой Т.Я. и др., Дж. Пирса, М. Раттера, мы изучили влияние  плохого обращения на развитие ребёнка, установили, что данные факторы подразделяются на:

- факторы плохого  обращения; 

- индивидуальные  факторы; 

- семейные факторы; 

- факторы окружения. 

Изучая опыт приютов, мы установили пути и причины  помещения детей в приюты,  а также рассмотрели комплексную  программу помощи детям, пережившим жестокое обращение.

Таким образом, проблема жестокого обращения с детьми в семье имеет многомерную природу. Это обуславливает необходимость комплексного  подхода к решению проблемы. Ключ к эффективности такой комплексной помощи лежит в ее координации, которую целесообразно возлагать на социальные службы. Необходимо помнить, что, исследуя каждый отдельный случай, мы сталкиваемся с противоречием между правом ребенка на защиту и правом семьи на неприкосновенность частной жизни. Необходимо фокусироваться не на расследовании, а на помощи ребенку. Важной частью профилактики является работа с общественным сознанием, как в группе родителей, так и среди профессионалов (учителей, социальных работников и др.), связанных с воспитанием детей.

 

 

2.2 Социально-педагогическая  профилактика жестокого обращения с детьми в семье: понятия и основные направления

 

 

Насилие в семье – огромная социальная и социально-психологическая проблема. К сожалению, это явление достаточно распространенное во всем мире и во всех слоях населения.  Провоцируют и стимулируют семейные конфликты пьянство одного или обоих родителей, а также грубость, переходящая в жестокость в отношении между супругами и в их отношении к детям.

Жестокое обращение  в семье наносит детям серьезные  психические травмы. А объяснение этому простое: жестокость родителей порождает жестокость детей – прочный круг замыкается. В других случаях дети, пытаясь как-то приспособиться к трудной ситуации, избежать жестокости старших, вынуждены искать различные средства самозащиты. Наиболее распространенные из них – ложь и хитрость, которые в дальнейшем становятся устойчивыми чертами детского характера.

Проблема насилия, например, в семье отражает дисгармонию, существующую  во взаимоотношениях в обществе  [3, 26].

Информация о работе Социально-педагогическая профилактика жестокого обращения с детьми в семье