Социально-педагогическая профилактика жестокого обращения с детьми в семье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 22:50, курсовая работа

Описание

Актуальность исследования. Современное российское общество переживает тяжелый переходный период трансформаций и реформ, с которыми связаны многочисленные нерешенные социально-экономические проблемы, нередко провоцирующие жестокость и насилие, а также утрату чувства безопасности у граждан.
Российские дети подвергаются жестокому обращению в семье, в школе, со стороны общества и государства, становятся жертвами межнациональных конфликтов и т.д. Тем не менее, доминирующим остается подход, согласно которому под статьи уголовного кодекса Российской Федерации подпадает незначительная часть действий с очевидным и ощутимым ущербом для здоровья ребенка, таких как убийства, истязания, телесные повреждения и т.д.

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 261.00 Кб (Скачать документ)

Чрезвычайно важную роль в предупреждении насилия над  детьми в семье играет право ребенкавыражать  свое мнение при решении в семье  любого вопроса, затрагивающего его  интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства.

Первое направление  основывается на том, что значительная часть случаев насилия над  детьми, по поводу которых граждане обращаются, являются преступлениями. Поэтому обязательным элементом помощи, оказываемой детям и их семьям, является правовая поддержка. Жестокое обращение с детьми как социальное явление обладает способностью к воспроизводству: дети, перенесшие насилие, став взрослыми, жестоко обращаются с собственными детьми.

Данная программа  направлена на работу со всеми учащимися  школы, разработана на основе Международной Конвенции ООН о правах ребенка (от 05.12. 1989г.), Конституции РФ, Семейного кодекса РФ, ФЗ №120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Регламента работы с неблагополучной семьей по предотвращению безнадзорности, социального сиротства и лишения родительских прав.

Объект  исследования: дети, подвергшиеся жестокому обращению.

Предмет исследования: жестокое обращение

Цели  программы:

1) Обеспечить  единый комплексный подход к  разрешению ситуаций, связанных с проблемами жестокого обращения с детьми.

2) Создать условия  для эффективного функционирования  системы профилактики по жестокому обращению с детьми.

Задачи программы:

1) защита прав  и законных интересов несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации;

2) раннее выявление  семейного неблагополучия и оказание  специализированной адресной помощи;

3) создание условий  для психолого-педагогической, медицинской  и правовой поддержки обучающихся;

4) осуществление  индивидуального подхода к обучающимся и оказание помощи в охране их психофизического и нравственного здоровья;

5) осуществление  консультативно-профилактической работы  среди обучающихся, педагогических работников, родителей.

Содержание  программы.

Программа содержит 4 блока:

• организационная  работа,

• диагностическая  работа,

• профилактическая работа с обучающимися,

• профилактическая работа с родителями.

Организационная работа направлена на разработку и  осуществление комплекса мероприятий по профилактике жестокого обращения с детьми, осуществление систематической работы с картотекой обучающихся «группы риска».

Диагностическая работа предполагает создание банка  данных об образе жизни семей обучающихся, о положении детей в системе внутрисемейных отношений, взаимоотношений подростков с педагогами школы, с одноклассниками.

Профилактическая  работа со школьниками включает предупредительно-профилактическую деятельность и индивидуальную работу с подростками с девиантным поведением.

Предупредительно-профилактическая деятельность осуществляется через систему классных часов, общешкольных мероприятий, с помощью индивидуальных бесед.

Профилактическая  работа с родителями предусматривает  установление неиспользованногорезерва семейного воспитания, нахождение путей  оптимального педагогического взаимодействия школы и семьи, включение семьи в воспитательный процесс через систему родительских собраний, общешкольных мероприятий с детьми и родителями, работу Совета школы. Программу реализует администрация школы (с привлечение заинтересованных ведомств), классные руководители, социальный педагог, педагог-психолог.

Ожидаемые результаты:

Реализация  программы даст возможность:

• ученикам и  педагогам лучше адаптироваться к социальным условиям;

• повысить свою самооценку;

• улучшить здоровье и качество жизни, отношения с окружающими;

• воспитать  у детей целеустремленность, чувство  ответственности, умение устоять перед употреблением вредных веществ и другими асоциальными проявлениями;

• способствовать процессу развития и формирования индивидуальности детей.

Планы мероприятий  по каждому блоку работы.

Организационная работа:

1) проведение  тематических педагогических советов;

2) планирование  работы по профилактики жестокого  обращения с детьми;

3) составление  социального паспорта класса, школы;

4) ведение картотеки учащихся из неблагополучных семей, обучающихся, стоящих на внутришкольном учете, на учете ПДН ОВД, КДН;

5) посещение  семей микрорайона школы, выявления  обучающихся, не посещающих школу;

6) выявление  и постановка на учет детей  с девиантным поведением, вовлечение их в спортивные секции и кружки.

Диагностическая работа:

1) анкетирование  учащихся с целью выявления  жестокого обращения с детьми;

1) проведение  диагностических методик с целью  изучения личности ученика;

2) анкетирование  родителей с целью выявления внутрисемейных отношений;

3) заполнение  личной карточки учащегося;

4) посещение  семей;

5) работа с  инспектором по делам несовершеннолетних, участковым инспектором;

6) работа со  специалистами из Социальной Защиты Населения

Профилактическая  работа со школьниками:

1) правовая просвещенность  несовершеннолетних;

2) индивидуальные  профилактические беседы с обучающимися, выявляющие причины отклонений в поведении (социальный педагог, педагог-психолог, классный руководитель, школьная медсестра, администрация школы);

3) использование  интерактивных методов воспитания;

4) тренинговые  занятия для школьников;

5) игры и дискуссии  для активизации познавательных  интересов школьников;

6) вовлечение  детей «группы риска» во внеурочную  деятельность:

-вовлечение  в творческую жизнь класса, школы, в спортивные секции, кружки;

-охват организационным  отдыхом в каникулярное время  и в течение всего года;

-оказание помощи  в трудоустройстве в летний  период;

7) организация  консультаций специалистами;

9) оказание психологической  помощи.

Профилактическая  работа с родителями:

1) правовая просвещенность  родителей;

2) выявление  социально опасных семей, социально  незащищенных семей и постановка  их на внутришкольный контроль;

3) посещение  семей по месту жительства;

4) проведение  родительского всеобуча:

- психолого-педагогические особенности несовершеннолетнего;

- создание эмоционального поля во взаимоотношениях;

- права и обязанности семьи;

- ричина детских  суицидов;

- профилактика правонарушений и преступлений;

- уголовный кодекс РФ. Семейный кодекс РФ. Административный кодекс РФ;

- права, обязанности, ответственность родителей несовершеннолетних;

- профилактика неблагоприятных взаимоотношений в семье и обществе;

- воспитание  детей в семье;

- проблемы внутреннего и внешнего общения семьи.

5) организация консультаций специалистов: социального педагога, психолога, медицинского работника;

6) организация  тематических встреч родителей  с работниками образования, правоохранительных органов, органов здравоохранения.

Планируемые результаты:

1 блок: Создать банк данных обучающихся и семей «группы риска». Разработать план мероприятий, необходимых для профилактики жестокого обращения с детьми.

2 блок: Получение информации о состоянии здоровья обучающихся, внутрисемейных взаимоотношениях. Составление характеристик микроклимата семьи.

3 блок: Сформировать у ребенка активную жизненную позицию, способствовать формированию привычки к здоровому образу жизни.

Активизировать  развитие познавательных интересов  обучающихся. Организовать правовое просвещение детей.

4 блок: Организация психолого-педагогического, правового просвещения родителей.

Формирование  духовно-нравственного взаимопонимания  детей и взрослых.

План мероприятий по противодействию жестокому обращению с детьми, защите их прав, профилактике суицида среди несовершеннолетних, оказанию помощи в трудной жизненной ситуации на 2013-2014 годы

1 Организация  комплексной систематической информационно-профилактической работы с привлечением специалистов учреждений здравоохранения и социально-психологических служб в отношении родителей (законных представителей) обучающихся и педагогов по противодействию жестокому обращению с детьми, защите их прав, профилактике суицида среди несовершеннолетних, оказанию помощи в трудной жизненной ситуации.

2 «Родительский  всеобуч»:

- противодействие жестокому обращению с детьми;

- предотвращение  конфликтных ситуаций в образовательной среде;

-профилактика  суицидального поведения среди несовершеннолетних;

- оказание помощи  и защита прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

- работа «Телефона доверия».

3 Организация  мониторинга уровня адаптации обучающихся 1,5,10 классов к новым условиям обучения.

4 Обучение учащихся  навыкам психологической адаптации.

5 Организация  и проведение мониторинга «Выявление уровня тревожности, определение акцентуации характера и самооценки, выявление агрессивности» с целью определения контингента обучающихся, склонных к суициду.

6 Осуществление  по итогам мониторинга В течение  Социально- соответствующей коррекционно-развивающей и консультативной работы с родителями, педагогами, обучающимися.

7 Проведение  работы с семьями, относящимися  к группе риска по жестокому обращению с детьми.

8 Ориентация  деятельности социально - психологической службы на необходимость изучения проблем семьи, подростковой и молодёжной среды, межличностных отношений, оказание социально-педагогической и психологической помощи семье.

9 Разработка  информационных, методических материалов для родителей и педагогических работников (буклеты, методические рекомендации, брошюры и т.д.) о построении взаимоотношений с детьми, профилактике конфликтных ситуаций, противодействию жестокому обращению, защите прав, профилактике суицида, оказании помощи в трудной жизненной ситуации.

10 Размещение  информации для обучающихся о  работе телефонов доверия и контактных телефонах других региональных служб на стендах школы.

Таким образом, разработанная программа профилактики жестокого обращения с детьми в семье на 2013-2014 годы  тесно коррелируют с выявленными проблемами организационного характера в результате проведенного анализа опыта работы общеобразовательных учреждений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

После рассмотрения проблемы социально-педагогической профилактики жестокого обращения с детьми в семье, мы пришли к следующим выводам:

1. Термин жестокое  обращение с детьми, в современном исследовании понимается как – осуществление родителями физического, психического и/или сексуального насилия над детьми.

2. В социальной педагогике выделяют следующие типы жестокого обращения с детьми: физическое насилие; пренебрежение; сексуальное насилие; жестокое психологическое обращение.

5. Система защиты  прав и интересов детей в  РФ включает в себя: принятие  новых Федеральных Законов, которые  защищают права ребенка в России; дополнение и изменение законодательных  актов, путем выполнения Конвенции о правах ребенка; реформирование пенсионного законодательства, с учетом социального обеспечения детей; принятие третьей части Гражданского кодекса РФ, гарантирующие права наследования детей; потребности детей учтены в нормативных правовых актах по социальной поддержке бедных семей; принятие Уголовно-процессуального кодекса РФ, с учетом международно-правовых стандартов и норм ООН в области правосудия несовершеннолетних; разработка нового национального плана действий в интересах детей до 2012 года.

6. Проблема жестокого обращения с детьми в семье имеет многомерную природу.  Это обуславливает необходимость комплексного  подхода к решению проблемы.  Ключ к эффективности такой комплексной помощи лежит в ее координации, которую целесообразно возлагать на социальные службы. Необходимо помнить, что, исследуя каждый отдельный случай,  мы сталкиваемся с противоречием между правом ребенка на защиту и правом семьи на неприкосновенность частной жизни. Необходимо фокусироваться не на расследовании, а на помощи ребенку. Важной частью профилактики является работа с общественным сознанием,  как в группе родителей,  так и среди профессионалов  (учителей,  социальных работников и др.), связанных с воспитанием детейПоследствия жестокого обращения в семье очень часто встречаются у воспитанников различных социально-педагогических учреждениях, в том числе и приютах. Поэтому социальные педагоги, работающие в них, особое внимание уделяют детям, подвергшимся жестокому обращению.

Информация о работе Социально-педагогическая профилактика жестокого обращения с детьми в семье