Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 22:50, курсовая работа
Актуальность исследования. Современное российское общество переживает тяжелый переходный период трансформаций и реформ, с которыми связаны многочисленные нерешенные социально-экономические проблемы, нередко провоцирующие жестокость и насилие, а также утрату чувства безопасности у граждан.
Российские дети подвергаются жестокому обращению в семье, в школе, со стороны общества и государства, становятся жертвами межнациональных конфликтов и т.д. Тем не менее, доминирующим остается подход, согласно которому под статьи уголовного кодекса Российской Федерации подпадает незначительная часть действий с очевидным и ощутимым ущербом для здоровья ребенка, таких как убийства, истязания, телесные повреждения и т.д.
Агрессивность
и жестокость в воспитании детей
формирует людей
Необходимо рассмотреть причины жестокого обращения с детьми в семье, в четырех контекстах.
Социокультурный контекст подразумевает анализ классовой структуры общества и экономического состояния отдельных классов (работа / безработица; благосостояние / ситуация бедности; условия проживания). Кроме того, здесь следует учитывать в чем-то, специфические для каждого общества установки и отношение к насилию, отношения между поколениями и полами, ролями родителей и детей, формальные и не формальные социальные сети и т.д. [19, 83].
Семейный контекст включает в себя анализ изменений структуры семьи (снижение рождаемости, плюрализм форм супружества и семьи, частоту разводов и разрыва отношений), специфическую структуру отношений и их динамику (большое количество конфликтов между поколениями, неадекватное распределение власти, двусмысленные области взаимоотношений, конфликты и коллизии между супругами, ролевые изменения в отношениях между родителями и детьми), а также фрагментарность семейных отношений и частые нововведения и изменения [19, 85].
Индивидуальный контекст родителей опирается на предписанное понимание силы и слабости. Он включает в себя: представления родителей о здоровом образе жизни, специфический взгляд на собственный опыт детства, уровень самооценки и самоконтроля, представления о воспитании и воспитательных методах, степень приспособления к фрустрациям и способность бороться со стрессами. При рассмотрении индивидуального контекста детей следует учитывать, что дети не только объекты воздействия других, но и сами – действующие лица, они не просто реагируют на все происходящее, но сами создают ситуацию и в определенной мере управляют действиями своих родителей как агентов интеракции [19, 87].
Кризисный контекст должен предусматривать изучение: дефицита средств и возможностей для установления и поддержания бесконфликтной ситуации в семье; нагрузок, вызванных социальными изменениями, и снижение сопротивляемости родителей в кризисных ситуациях; компетентности взрослых людей решать конфликт и изменять свои представления о детях в процессе их взросления и т.д. [19, 90].
Насилие в целом является актуальной темой для современной России, где число тяжких преступлений против личности не выражает, сколько бы то ни было очевидной тенденции к уменьшению. Проблема предотвращения насилия над детьми в условиях ухудшения общей экономической и социальной ситуации в России становится чрезвычайно актуальной. Она рождает множество практических вопросов этического, гуманистического, социально-экономического, правового, медицинского, образовательного характера, решить которые можно только совместными усилиями, вовлекая в рассмотрении планы охраны материнства и детства в целом.
Особенность российской ситуации состоит в том, что на обсуждение проблемы насилия над детьми, как и в целом насилия против личности, до недавнего времени было своего рода табу. Закрытой была тема внутрисемейных конфликтов, считалось неприличным вмешиваться в семейные отношения. Отдельные случаи, которые все же становились достоянием средств массовой информации, трактовались как действия уголовников и маньяков. Лишь теперь общество начинает осознавать катастрофические масштабы проблемы. Стало явным, что российские дети, так же как дети других стран (а может быть и в большей степени), подвергаются насилию в семье, в школе, со стороны общества и государства, становятся жертвами национальных и этнических конфликтов.
Осознав глубину проблемы, первыми стали активно действовать общественные организации России с различной степенью изобретательности и вовлеченности. В сентябре 1993 года вышел указ Президента РФ «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав», где впервые рассматривается создание приютов как основа профилактики детской безнадзорности. В настоящее время создаются первые кризисные центры для детей, ставших жертвами насилия. Как правило, жертвам и их семьям предоставляется очень ограниченный ассортимент консультативных услуг. А о консультативных услугах для правонарушителей и говорить не приходится [12, 87].
Проблемы жестокого
обращения и пренебрежения
Явление жестокого
обращения и пренебрежения
Проведение исследований по такой закрытой и необычайно чувствительной проблеме, как жестокое обращение с детьми, сопряжено с рядом методологических и практических трудностей.
В словаре-справочнике
основных понятий социально-
Действующее определения должны быть по возможности конкретными и специфическими, чтобы выбрать соответствующие примеры и провести сравнение в исследовании. Нет единого определения, которое бы подходило для всех целей. Нет понятий, с которыми бы все были согласны, которые использовались бы всеми профессиональными, судебными органами, психологами, медицинскими работниками.
Насилие – это умышленное применение человеком, группой различных форм принуждения в отношении к конкретному лицу, группе с целью достижения каких-либо целей [25, 56]. Насилие – категория социально-правовая. Поэтому при его определении нельзя обойтись без указания на его социально-правовые признаки. По определению В.Н. Гурова насильственное воздействие на человека всегда совершается против воли потерпевшего, с умышленной формой вины и причиняет вред здоровью личности. Также, к признакам насилия, прежде всего, относятся последствия, которые выражаются в причинении человеку физической или психической травмы [23, 108].
Таким образом, жестокое обращение с детьми – осуществление родителями физического или психического насилия над детьми [25, 30]. Причинами жестокого обращения с детьми является общий агрессивный фон общества, обычно определяемый как массовые враждебные действия, направленные на причинения страдания, физического или психического вреда или ущерба либо даже на уничтожение данной массой (толпой) других людей или общностей. Что и является проявлением агрессивности.
Важную роль в предупреждении жесткого обращения с детьми играют органы опеки и попечительства. Согласно статье 56 Семейного кодекса Российской Федерации при нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при жестоком обращении с ним, ребенок вправе самостоятельно обращаться за защитой в орган опеки и попечительства. Таким образом, органы опеки и попечительства являются наиболее доступным для детей любого возраста, а также для лиц, заинтересованных в их судьбе, государственным институтом, призванным предупреждать насилие над детьми в семье.
Профилактическая направленность деятельности органов опеки и попечительства подчеркивается: 1) в статье 121 Семейного кодекса Российской Федерации, которая возлагает на органы опеки и попечительства обязанность по защите прав и интересов детей в случаях, когда действиями или бездействием родителей создаются условия, представляющие угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующие их нормальному воспитанию и развитию; 2) в статье 16 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», согласно которой должностные лица органов опеки и попечительства должны использовать предоставленные им законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации полномочия в целях предупреждения безнадзорности, беспризорности и правонарушений, а также антиобщественных действий несовершеннолетних. Насилие в семье, уклонение родителей от исполнения обязанностей по воспитанию своих детей является одной из наиболее значимых причин детской безнадзорности и беспризорности, совершения несовершеннолетними преступлений и правонарушений.
Семейный кодекс Российской Федерации, Федеральные законы от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» и от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» создают правовую базу для работы по профилактике жестокого обращения с детьми, а также с детьми, ставшими жертвами жестокого обращения.
Анализ норм семейного и гражданского законодательства позволяет выделить следующие направления работы органов опеки и попечительства по предупреждению жестокого обращения с детьми:
- внесудебное разрешение конфликтов, связанных с воспитанием детей, а также с отношениями между членами семьи;
- обращение с иском в суд при грубом нарушении родителями прав и законных интересов ребенка;
- участие в судебном рассмотрении споров, связанных с воспитанием детей, включая подготовку заключения по существу спора;
- принятие органами опеки и попечительства правовых актов, направленных на защиту прав и законных интересов детей, решений по вопросам, отнесенным к их компетенции.
Внесудебное разрешение конфликтов, связанных с воспитанием детей, а также с отношениями между членами семьи должно заключаться, прежде всего, в выявлении и оперативной организации учета детей, оказавшихся в ситуации, когда действиями или бездействием родителей создаются условия, представляющие угрозу их жизни или здоровью либо препятствующие их нормальному воспитанию и развитию, проведении индивидуальной профилактической работы с такими детьми и их семьями.
Именно на органах опеки и попечительства лежит обязанность урегулирования конфликтов, связанных с воспитанием детей, а также конфликтных отношений между членами семьи путем поиска компромисса, разъяснения сторонам конфликта требований закона и необходимости строго соблюдения принципа наилучшего обеспечения интересов ребенка.
Органы опеки и попечительства разрешают разногласия между опекуном ребенка и несовершеннолетними родителями ребенка (статья 62 Семейного кодекса Российской Федерации), а также возникающие между родителями разногласия, касающиеся воспитания и образования детей (ст. 64 Семейного кодекса Российской Федерации); принимают решение о порядке общения дедушки, бабушки, братьев, сестер и других родственников с ребенком (статья 67 Семейного кодекса Российской Федерации).
В федеральном законодательстве пока нет понятия социального патроната. Вместе с тем, в трети субъектов Российской Федерации в региональных законах предусмотрен социальный патронат как форма профилактической работы с ребенком, проживающим в семье, в которой действиями или бездействием родителей создаются условия, представляющие угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующие их нормальному развитию и воспитанию.
Инициирование вопроса о лишении родительских прав должно рассматриваться в качестве крайней меры воздействия на родителей, применяемой только в тех случаях, когда иные меры не дали результата.
Участие в судебном рассмотрении споров, связанных с воспитанием детей, включая подготовку заключения по существу спора.
Для профилактики
насилия над детьми важно не только
право органов опеки и
К делам такой категории относятся дела:
1) об осуществлении родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка (статья 66 Семейного кодекса Российской Федерации);
2) о лишении родительских прав и о восстановлении в родительских правах (статьи 69 и 72 Семейного кодекса Российской Федерации);
3) об ограничении родительских прав и об отмене ограничения родительских прав (статьи 73 и 76 Семейного кодекса Российской Федерации);
Органы опеки и попечительства участвует в деле в качестве третьей стороны, что наделяет их широким кругом прав по сбору и исследованию доказательств, использование которых в полном объеме обеспечивает принятие судом решения, соответствующего интересам ребенка. Тем самым минимизируется риск жестокого обращения с ребенком.
Принятие органами опеки и попечительства правовых актов, направленных на защиту прав и законных интересов детей, решений по вопросам, отнесенным к их компетенции.
Чрезвычайно важную роль в предупреждении насилия над детьми в семье имеет право ребенка выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства (статья 57 Семейного кодекса Российской Федерации). Содействовать реализации этого права ребенка призваны органы опеки и попечительства. Так, в случае возникновения споров о воспитании ребенка эти органы опрашивают детей, не достигших десяти лет, и информируют об их мнении суд. Согласно постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 1998 г. № 10 «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей» именно орган опеки и попечительства принимает решение о возможности допроса ребенка в судебном заседании с тем, чтобы присутствие ребенка в суде не оказало на него неблагоприятного воздействия.
Информация о работе Социально-педагогическая профилактика жестокого обращения с детьми в семье