Социально-педагогическая профилактика жестокого обращения с детьми в семье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 22:50, курсовая работа

Описание

Актуальность исследования. Современное российское общество переживает тяжелый переходный период трансформаций и реформ, с которыми связаны многочисленные нерешенные социально-экономические проблемы, нередко провоцирующие жестокость и насилие, а также утрату чувства безопасности у граждан.
Российские дети подвергаются жестокому обращению в семье, в школе, со стороны общества и государства, становятся жертвами межнациональных конфликтов и т.д. Тем не менее, доминирующим остается подход, согласно которому под статьи уголовного кодекса Российской Федерации подпадает незначительная часть действий с очевидным и ощутимым ущербом для здоровья ребенка, таких как убийства, истязания, телесные повреждения и т.д.

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 261.00 Кб (Скачать документ)

Важными направлениями  деятельности органов опеки и  попечительства по  профилактике насилия  над детьми в случае отобрания детей у кровных родителей являются: подбор ребенку, оставшемуся без попечения родителей, замещающей семьи; подготовка граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах; последующий контроль со стороны органов опеки и попечительства за условиями жизни подопечных, соблюдением опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, выполнением опекунами и попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей.  

Широкий круг прав и обязанностей органов опеки и попечительства по предупреждению жестокого обращения с детьми, многообразие средств, с помощью которых они могут выполнять эти функции, требуют от указанных органов привлечения к профилактической деятельности других субъектов системы защиты прав и законных интересов детей.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона «Об  опеке и попечительстве» установлена  возможность осуществления полномочий по выявлению лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства уполномоченными организациями (образовательными, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, и иными организациями, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей). Таким образом, подчеркивается роль уполномоченных организаций в проведении профилактической работы по предупреждению жестокого обращения с детьми. 

Глава II Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»  предусматривает обязанность органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних осуществлять работу по выявлению и социальной реабилитации несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, организации индивидуальной профилактической работы не только в отношении несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, но и в отношении родителей или иных законных представителей, жестоко обращающихся с детьми.

В настоящее  время профилактическую, реабилитационную и коррекционную работу в случаях  жестокого обращения с детьми могут осуществлять органы управления социальной защитой населения, органы опеки и попечительства, органы управления образованием, учреждения социального обслуживания населения (центры социальной помощи семье и детям, центры психолого-педагогической помощи населению, центры экстренной психологической помощи и т.д.), специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, органов управления социальной защитой населения (социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, социальные приюты для детей, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей), иные организации, создаваемые органами управления социальной защитой населения, органами управления образованием или органами опеки и попечительства.

Основными направлениями  деятельности центров социальной помощи семье и детям являются: выявление и осуществление учета семей и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, нуждающихся в социальной поддержке; проведение социального патронажа семей и детей, нуждающихся в социальной помощи, реабилитации и поддержке; оказание помощи гражданам, перенесшим психофизическое насилие; участие в работе по профилактике безнадзорности несовершеннолетних, защите их прав. 

Социально-реабилитационные центры для  несовершеннолетних принимают участие  в выявлении и устранении причин и условий, способствующих безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних; оказывает социальную, психологическую и иную помощь несовершеннолетним, их родителям (законным представителям) в ликвидации трудной жизненной ситуации; содействуют возвращению в семью несовершеннолетних, самовольно ушедших из дома, осуществляют реабилитацию несовершеннолетних с различными формами и степенью социальной дезадаптации, организуют социальный патронаж несовершеннолетних (примерное положение о социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября  2000 г. № 896).

Социальные  приюты для детей выявляют несовершеннолетних, нуждающихся в экстренной социальной помощи, обеспечивают их временное  проживание при невозможности возвращения  в семью (примерное положение о социальном приюте для детей, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2000 г. № 896).

Центры психолого-медико-социального  сопровождения органов управления образованием принимают детей, подвергшихся различным формам психического и физического насилия, а также детей, вынужденных покинуть семью, для проведения комплексной диагностики их психического и физического состояния, оказания им индивидуально ориентированной педагогической, психологической, социальной, медицинской и юридической помощи, проведения психокоррекционной и психопрофилактической работы (типовое положение об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 867). 

Таким образом, в настоящее время значительное число учреждений социальной защиты населения и образовательных  учреждений призваны оказывать помощь детям, пострадавшим от жестокого обращения, и их родителям (законным представителям). Однако для этих учреждений работа с детьми-жертвами насилия не является основным направлением деятельности. В то же время мировой опыт свидетельствует о том, что сложность проблем, возникающих при работе со случаями жестокого обращения с детьми, их комплексный (психологический, медицинский и юридический) характер, специфические методики, используемые для психологической диагностики и коррекции, требуют создания для оказания помощи этому контингенту детей специализированных учреждений. 
2. специфика социально-педагогической профилактики жестокого обращения с детьми в семье

 

 

2.1 Особенности  социализации детей в условиях  семейного насилия и жестокого обращения

 

 

Рассматриваемая нами проблема семейного насилия,  которая реорганизует институт семьи, искажая его функции негативным образом, нарушает процесс социализации подрастающего поколения. Социализация является объектом исследования нескольких наук, и соответственно имеются различные подходы к этому явлению. Автор термина «социализация» применительно к человеку – американский социолог Ф.Д. Гиддингс (1887г.). Это понятие было разработано в конце 40-х –  начале 50-х гг.  в трудах американских социальных психологов А. Парка, А. Банду, Дж. Кольмана и др. Первые отечественные работы, посвященные социализации,  датируются второй половиной 60-х гг. – И.С.Кон, Б.Д. Парыгин, Б.Г. Ананьев и др. Однозначного толкования этого термина нет. А.В. Мудрик определяет социализацию как процесс усвоения и воспроизводства культурных ценностей и социальных норм.  По его мнению,  социализация происходит

а) в процессе стихийного взаимодействия человека с обществом;  б)  в процессе влияния со стороны государства на те или иные категории людей; в) в процессе целенаправленного создания условий для развития человека; г) в процессе саморазвития. В.В. Новиков предлагает следующее определение:  «Социализация – сложное социально-психологическое явление, которое представляет собой одновременно и процесс, и способ, и результат становления личности в общении и деятельности». [21. 30]

Социализация  –  двухсторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение социального опыта путём вхождения  в социальную среду; с другой стороны  –  процесс активного воспроизводства  индивидом системы социальных связей за счет активной деятельности. В.В. Новиков отмечает, что в отечественной литературе выделяют три сферы жизни, в которых происходит социализация личности:

- Деятельность. На протяжении всего процесса социализации личность осваивает все новые и новые виды деятельности. Происходит выбор, а затем центрирование вокруг главного вида деятельности.

- Общение (коммуникация, интеракция, взаимное восприятие, взаимооценка). Личность в общении приобретает новые черты,  усваивает нормы общения и деятельности, традиции, обычаи.

- Самосознание.  В наиболее общем виде социализация означает

становление в  человеке образа «Я».

Более или менее  изученные факторы социализации можно объединить в четыре группы: мегафакторы (космос, планета, мир); макрофакторы (страна, этнос, государство); мезофакторы – условия социализации больших групп людей, выделяемых по месту и типу поселений (регион, село, город, поселок), по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидения), по принадлежности к субкультурам; микрофакторы – семья, ъ соседство, группы сверстников, воспитательные организации, различные общественные, государственные, религиозные и частные организации. [21.464]

К социально-психологическим  механизмам социализации

Н.И. Шевандрин  относит:

- идентификацию – отождествление индивида с некоторыми людьми или группами, позволяющее усваивать разнообразные нормы, отношения и формы поведения, которые свойственны окружающим;

- подражание – сознательное или бессознательное воспроизведение индивидом модели поведения, опыта других людей;

- внушение –  процесс неосознанного воспроизведения  индивидом внутреннего опыта,  мыслей,  чувств и психических  состояний тех людей, с которыми  он общается;

- социальная фасилитация (облегчение) – стимулирующее влияние поведения одних людей на деятельность других,  в результате которых их деятельность протекает интенсивнее;

- комфортность  – осознание расхождения во  мнениях с окружающими людьми  и внешнее согласие с ними, реализуемое в поведении [28. 544].

Успешная социализация предполагает, с одной стороны, эффективную адаптацию человека в обществе, а с другой стороны – способность в определенной мере противостоять обществу, т.е. определенный баланс между идентификацией с обществом и обособлением в нем. Известно, что младенец вступает в большой мир как биологический организм, и его основной заботой в этот момент является собственный физический комфорт.

Таким образом, социализация – это процесс приобщения к принятым в обществе и его  подсистемах ценностям и нормам. Следует рассматривать социализацию в широком и узком смысле. В широком смысле слова социализация может длиться всю жизнь. В узком смысле – ограничивается периодом взросления личности до совершеннолетия. Семейная социализация понимается двояко: как, с одной стороны,  подготовка к будущим семейным ролям и, с другой стороны, как влияние, оказываемое семьей на формирование социально компетентной, зрелой личности (А.И. Антонов). Остановимся на анализе последствий насилия над ребёнком и на том, как это влияет на его социализацию. Отрицательные последствия насилия над детьми состоят в том, что насилие подпитывает и порождает новое насилие. Подверженные насилию дети могут завтра стать убийцами, насильниками.

Немало семей, в которых дети не подвергаются насилию, но наблюдают насилие в отношениях взрослых. Существует ряд общих признаков, характеризующих переживания и поведение детей из семей, в которых практикуется насилие. стественно, что не все эти признаки свойственны всем подобным детям, но наверняка многим из них. Разберемся в этих признаках.

1. Страхи. Дети  из семей, где практикуется  насилие, переживают чувство страха. Этот страх может проявляться  различным образом: от ухода  в себя и пассивности до  насильственного поведения.

2. Внешние проявления  поведения. Дом,  в котором прибегают к насилию, совершенно непредсказуем,  то пугающее место для маленького ребёнка, который не может знать, когда произойдёт следующая вспышка насилия и насколько сильной она будет по форме и содержанию. В результате уязвимость и отсутствие контроля над ситуацией приводят к проявлению упрямства и несговорчивости в поведении или к агрессивным поступкам.

3. Неспособность  выразить чувства вербально. Наблюдая за практикой насилия в семье, дети приходят к выводу, что насилие есть способ, которым  «взрослые» разрешают свои конфликты и наболевшие проблемы. Так как никто не показал этим детям, как следует говорить об этих чувствах, они очень часто не знают, что переживают или испытывают и как можно выразить свои эмоции и чувства в вербальной форме. Данная особенность часто является причиной суицидальных попыток детей.

4. Вовлечение в борьбу родителей. Многие дети вовлекаются в борьбу родителей. Они отчаянно хотят остановить насилие и конфликты, которые постоянно наблюдают в своей семье. Они могут испытывать чувство ответственности за проблемы своих родителей, им приходят мысли о том, что они – дети являются причиной разлада в семье. В результате того, что дети так глубоко вовлечены в конфликт в семье,  им трудно отделить свою индивидуальность от личностей своих родителей.

5. Защитник матери. Дети из семей, где практикуется  насилие, вовлекаются в конфликт, пытаясь защитить своих матерей  от избиения. Ребёнок испытывает  гнев по отношению к своему  отцу, за то,  что тот причиняет  боль матери.

6. Разочарование.  Жизнь в семье, где практикуется насилие, очень напряжена. Постоянный стресс, который они испытывают, часто ведет к тому, что дети расстроены, разочарованы, часто выходят из себя даже при незначительных трудностях. У детей, кроме психологического дискомфорта, возможны проявления физических болезней (бронхит, сердечные заболевания, ангины и т.д.).

7. Чувство   «заслуженности» жестокого обращения.  Многие матери,  которые не  хотят настраивать детей против  своих отцов,  пытаются найти  им оправдание. Ребёнок, видит  мать в синяках и со следами побоев, а ему говорят:  «Всё в порядке, детка, папочка нас действительно любит» – приходит к выводу, что быть любимым означает испытывать физическую боль. Ребёнок, мать которого постоянно оправдывает отца, за причиняемое им насилие, часто начинает чувствовать, что он тоже «заслуживает», чтобы его избивали.

8. Изоляция. В  большинстве случаев в семьях, в которых прибегают к насилию,  факт насилия не обсуждается  открыто. Детям родители дают  понять, что не следует обсуждать  семейную ситуацию в школе или с друзьями. Это заставляет детей чувствовать себя какими-то особенными. Некоторые дети даже думают, что с ними что-то не в порядке, так как их жизнь в семье отличается от жизни их сверстников [7. 134]

Информация о работе Социально-педагогическая профилактика жестокого обращения с детьми в семье