Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 22:50, курсовая работа
Актуальность исследования. Современное российское общество переживает тяжелый переходный период трансформаций и реформ, с которыми связаны многочисленные нерешенные социально-экономические проблемы, нередко провоцирующие жестокость и насилие, а также утрату чувства безопасности у граждан.
Российские дети подвергаются жестокому обращению в семье, в школе, со стороны общества и государства, становятся жертвами межнациональных конфликтов и т.д. Тем не менее, доминирующим остается подход, согласно которому под статьи уголовного кодекса Российской Федерации подпадает незначительная часть действий с очевидным и ощутимым ущербом для здоровья ребенка, таких как убийства, истязания, телесные повреждения и т.д.
Важными направлениями деятельности органов опеки и попечительства по профилактике насилия над детьми в случае отобрания детей у кровных родителей являются: подбор ребенку, оставшемуся без попечения родителей, замещающей семьи; подготовка граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах; последующий контроль со стороны органов опеки и попечительства за условиями жизни подопечных, соблюдением опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, выполнением опекунами и попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей.
Широкий круг прав и обязанностей органов опеки и попечительства по предупреждению жестокого обращения с детьми, многообразие средств, с помощью которых они могут выполнять эти функции, требуют от указанных органов привлечения к профилактической деятельности других субъектов системы защиты прав и законных интересов детей.
В соответствии
со статьей 6 Федерального закона «Об
опеке и попечительстве»
Глава II Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» предусматривает обязанность органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних осуществлять работу по выявлению и социальной реабилитации несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, организации индивидуальной профилактической работы не только в отношении несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, но и в отношении родителей или иных законных представителей, жестоко обращающихся с детьми.
В настоящее время профилактическую, реабилитационную и коррекционную работу в случаях жестокого обращения с детьми могут осуществлять органы управления социальной защитой населения, органы опеки и попечительства, органы управления образованием, учреждения социального обслуживания населения (центры социальной помощи семье и детям, центры психолого-педагогической помощи населению, центры экстренной психологической помощи и т.д.), специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, органов управления социальной защитой населения (социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, социальные приюты для детей, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей), иные организации, создаваемые органами управления социальной защитой населения, органами управления образованием или органами опеки и попечительства.
Основными направлениями деятельности центров социальной помощи семье и детям являются: выявление и осуществление учета семей и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, нуждающихся в социальной поддержке; проведение социального патронажа семей и детей, нуждающихся в социальной помощи, реабилитации и поддержке; оказание помощи гражданам, перенесшим психофизическое насилие; участие в работе по профилактике безнадзорности несовершеннолетних, защите их прав.
Социальные приюты для детей выявляют несовершеннолетних, нуждающихся в экстренной социальной помощи, обеспечивают их временное проживание при невозможности возвращения в семью (примерное положение о социальном приюте для детей, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2000 г. № 896).
Центры психолого-медико-
Таким образом,
в настоящее время значительное
число учреждений социальной защиты
населения и образовательных
учреждений призваны оказывать помощь
детям, пострадавшим от жестокого обращения, и их родителям (законным представителям).
Однако для этих учреждений работа с детьми-жертвами
насилия не является основным направлением
деятельности. В то же время мировой опыт
свидетельствует о том, что сложность
проблем, возникающих при работе со случаями
жестокого обращения с детьми, их комплексный
(психологический, медицинский и юридический)
характер, специфические методики, используемые
для психологической диагностики и коррекции,
требуют создания для оказания помощи
этому контингенту детей специализированных
учреждений.
2. специфика
социально-педагогической профилактики
жестокого обращения с детьми в семье
2.1 Особенности социализации детей в условиях семейного насилия и жестокого обращения
Рассматриваемая нами проблема семейного насилия, которая реорганизует институт семьи, искажая его функции негативным образом, нарушает процесс социализации подрастающего поколения. Социализация является объектом исследования нескольких наук, и соответственно имеются различные подходы к этому явлению. Автор термина «социализация» применительно к человеку – американский социолог Ф.Д. Гиддингс (1887г.). Это понятие было разработано в конце 40-х – начале 50-х гг. в трудах американских социальных психологов А. Парка, А. Банду, Дж. Кольмана и др. Первые отечественные работы, посвященные социализации, датируются второй половиной 60-х гг. – И.С.Кон, Б.Д. Парыгин, Б.Г. Ананьев и др. Однозначного толкования этого термина нет. А.В. Мудрик определяет социализацию как процесс усвоения и воспроизводства культурных ценностей и социальных норм. По его мнению, социализация происходит
а) в процессе стихийного взаимодействия человека с обществом; б) в процессе влияния со стороны государства на те или иные категории людей; в) в процессе целенаправленного создания условий для развития человека; г) в процессе саморазвития. В.В. Новиков предлагает следующее определение: «Социализация – сложное социально-психологическое явление, которое представляет собой одновременно и процесс, и способ, и результат становления личности в общении и деятельности». [21. 30]
Социализация
– двухсторонний процесс, включающий
в себя, с одной стороны, усвоение
социального опыта путём
- Деятельность. На протяжении всего процесса социализации личность осваивает все новые и новые виды деятельности. Происходит выбор, а затем центрирование вокруг главного вида деятельности.
- Общение (коммуникация, интеракция, взаимное восприятие, взаимооценка). Личность в общении приобретает новые черты, усваивает нормы общения и деятельности, традиции, обычаи.
- Самосознание. В наиболее общем виде социализация означает
становление в человеке образа «Я».
Более или менее изученные факторы социализации можно объединить в четыре группы: мегафакторы (космос, планета, мир); макрофакторы (страна, этнос, государство); мезофакторы – условия социализации больших групп людей, выделяемых по месту и типу поселений (регион, село, город, поселок), по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидения), по принадлежности к субкультурам; микрофакторы – семья, ъ соседство, группы сверстников, воспитательные организации, различные общественные, государственные, религиозные и частные организации. [21.464]
К социально-психологическим механизмам социализации
Н.И. Шевандрин относит:
- идентификацию – отождествление индивида с некоторыми людьми или группами, позволяющее усваивать разнообразные нормы, отношения и формы поведения, которые свойственны окружающим;
- подражание – сознательное или бессознательное воспроизведение индивидом модели поведения, опыта других людей;
- внушение –
процесс неосознанного
- социальная фасилитация (облегчение) – стимулирующее влияние поведения одних людей на деятельность других, в результате которых их деятельность протекает интенсивнее;
- комфортность – осознание расхождения во мнениях с окружающими людьми и внешнее согласие с ними, реализуемое в поведении [28. 544].
Успешная социализация предполагает, с одной стороны, эффективную адаптацию человека в обществе, а с другой стороны – способность в определенной мере противостоять обществу, т.е. определенный баланс между идентификацией с обществом и обособлением в нем. Известно, что младенец вступает в большой мир как биологический организм, и его основной заботой в этот момент является собственный физический комфорт.
Таким образом, социализация – это процесс приобщения к принятым в обществе и его подсистемах ценностям и нормам. Следует рассматривать социализацию в широком и узком смысле. В широком смысле слова социализация может длиться всю жизнь. В узком смысле – ограничивается периодом взросления личности до совершеннолетия. Семейная социализация понимается двояко: как, с одной стороны, подготовка к будущим семейным ролям и, с другой стороны, как влияние, оказываемое семьей на формирование социально компетентной, зрелой личности (А.И. Антонов). Остановимся на анализе последствий насилия над ребёнком и на том, как это влияет на его социализацию. Отрицательные последствия насилия над детьми состоят в том, что насилие подпитывает и порождает новое насилие. Подверженные насилию дети могут завтра стать убийцами, насильниками.
Немало семей, в которых дети не подвергаются насилию, но наблюдают насилие в отношениях взрослых. Существует ряд общих признаков, характеризующих переживания и поведение детей из семей, в которых практикуется насилие. стественно, что не все эти признаки свойственны всем подобным детям, но наверняка многим из них. Разберемся в этих признаках.
1. Страхи. Дети
из семей, где практикуется
насилие, переживают чувство
2. Внешние проявления поведения. Дом, в котором прибегают к насилию, совершенно непредсказуем, то пугающее место для маленького ребёнка, который не может знать, когда произойдёт следующая вспышка насилия и насколько сильной она будет по форме и содержанию. В результате уязвимость и отсутствие контроля над ситуацией приводят к проявлению упрямства и несговорчивости в поведении или к агрессивным поступкам.
3. Неспособность
выразить чувства вербально.
4. Вовлечение в борьбу родителей. Многие дети вовлекаются в борьбу родителей. Они отчаянно хотят остановить насилие и конфликты, которые постоянно наблюдают в своей семье. Они могут испытывать чувство ответственности за проблемы своих родителей, им приходят мысли о том, что они – дети являются причиной разлада в семье. В результате того, что дети так глубоко вовлечены в конфликт в семье, им трудно отделить свою индивидуальность от личностей своих родителей.
5. Защитник матери.
Дети из семей, где
6. Разочарование. Жизнь в семье, где практикуется насилие, очень напряжена. Постоянный стресс, который они испытывают, часто ведет к тому, что дети расстроены, разочарованы, часто выходят из себя даже при незначительных трудностях. У детей, кроме психологического дискомфорта, возможны проявления физических болезней (бронхит, сердечные заболевания, ангины и т.д.).
7. Чувство
«заслуженности» жестокого
8. Изоляция. В
большинстве случаев в семьях,
в которых прибегают к насилию,
Информация о работе Социально-педагогическая профилактика жестокого обращения с детьми в семье