Социально-педагогическая профилактика жестокого обращения с детьми в семье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 22:50, курсовая работа

Описание

Актуальность исследования. Современное российское общество переживает тяжелый переходный период трансформаций и реформ, с которыми связаны многочисленные нерешенные социально-экономические проблемы, нередко провоцирующие жестокость и насилие, а также утрату чувства безопасности у граждан.
Российские дети подвергаются жестокому обращению в семье, в школе, со стороны общества и государства, становятся жертвами межнациональных конфликтов и т.д. Тем не менее, доминирующим остается подход, согласно которому под статьи уголовного кодекса Российской Федерации подпадает незначительная часть действий с очевидным и ощутимым ущербом для здоровья ребенка, таких как убийства, истязания, телесные повреждения и т.д.

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 261.00 Кб (Скачать документ)

Всё выше обозначенное говорит об актуальности данной проблемы.

Жестокое обращение  с детьми – это умышленное нанесение  физического и/или психологического ущерба и страдания членам семьи, включая угрозы совершения таких  актов, как принуждение, лишение  личной свободы, т.е. насилие – это  действие, посредством которого добиваются неограниченной власти над человеком, полного контроля поведения, мыслей, чувств другого человека. Способами достижения подобной власти и контроля являются унижение, оскорбление, угрозы, запугивание, манипуляции, шантаж, угроза физического воздействия, чрезмерное ограничение, а так же использование физического, психологического и экономического насилия [1, 8].

Существуют  различные виды и формы жесткого обращения с детьми, но их следствием всегда является: серьезный ущерб для здоровья, развития и социализации ребенка, нередко - угроза для жизни. Пострадавшие от насилия дети отстают в развитии, страдают различными физическими и психоэмоциональными расстройствами.

Различают ближайшие  и отдаленные последствия жестокого  обращения к детям.

К ближайшим  последствиям относятся физические травмы, повреждения.

Среди отдаленных последствий жестокого обращения  к детям выделяются нарушения, физического  и психического развития ребенка, различные  соматические заболевания, личностные и эмоциональные нарушения.

Исследование  показывает, что 80 – 90% детей, ставших свидетелями насилия в семье, вырастая, переносят такую же модель гендерного поведения в свою будущую жизнь. Юноши становятся агрессивными по отношению к своим будущим женам, детям, а также по отношению к своим уже престарелым родителям, а девушки выбирают более агрессивных партнеров. 85% людей, содержащихся в колониях, в детстве испытывали насилие или были его свидетелями [29, 158].

Технология  социально-педагогической  профилактики жестокого обращения с детьми заключается в позитивном изменение среды, в которой находится жертва насилия. Помощь направлена на выявление случаев физического и эмоционального насилия и осуществляется поэтапно:

- ведение просветительской  работы среди населения;

- телефонное  консультирование;

- предоставление  женщинам полной информации о  социальной, психологической, юридической  и медицинской помощи;

- формирование  поддерживающей среды; 

- организация  работы со специалистами, отвечающими  за воспитание ребенка, родителями, формирование у них мотивации к изменениям;

- социальный  патронаж [16, 23].

В процессе работы с семьей социальный педагог решает следующие задачи:

- помочь родителям  найти подходящую систему воспитания, альтернативные методы, чтобы набор  средств родительского воздействия исключал телесные наказания;

- дать общее  представление о том, как можно  воспитывать детей, не прибегая  к жестокости и телесным наказаниям, а устанавливая для маленьких  членов семьи определенные рамки  поведения.

Основные направления деятельности социально-педагогической профилактики жестокого обращения с детьми в семье.

I. Профилактическое  направление.

Профилактика  – это комплекс превентивных мер, проводимых путем организации общедоступной  медико-психологической и социально-педагогической поддержки семьи и ребенка.

Безусловна  необходимость помощи в таких  семьях родителям. Организация педагогического  просвещения родителей этой категории  направлена на то, чтобы они поняли разницу между допустимым и недопустимым поведением, поскольку родители часто не осознают последствий, к которым может привести физическое наказание ребенка. Это осознание влечет за собой и выбор адекватных приемов для разрешения возникающих трудностей [21, 15].

II. Диагностическое  направление.

Здесь возможны два варианта деятельности социального педагога:

- при добровольном  обращении клиентов – оценка  ситуации и в случае необходимости  организация консультации психолога;

- при недобровольном  обращении – сбор достоверной  информации о семье, организация  встречи с ней, обеспечение обратной связи.

Обязательными этапами диагностики являются:

1. сбор информации;

2. анализ информации;

3. постановка  социального диагноза.

III. Реабилитационное  направление.

Реабилитация  – это система мероприятий, имеющих  целью быстрейшее и наиболее полное восстановление полноценного функционирования различных категорий населения.

Не существует единого, универсального описания ребенка  – жертвы насилия, а, следовательно, нет и готового нарушения, глубокие психические отклонения и могут  быть склонны к суициду. Риск дополнительной травматизации клиента ошибочными действиями или неадекватными словами специалиста крайне высок и опасен. Поэтому работа с жертвами насилия предъявляет высокие требования к отбору специалистов.

Важнейшим организационным  подкрепляющим фактором успешной деятельности становится условие: «Не оставлять их наедине с человеческим несчастьем в течение всего срока работы с трудным клиентом».

На индивидуальном уровне реабилитационной работы с родителями или с ребенком используется несколько техник:

1. Консультирование  – это процесс взаимодействия  между двумя или несколькими  людьми, в ходе которого специальные  знания и информация консультанта  используется для оказания помощи  консультируемому лицу в решении  назревших проблем.

2. Техника «Письмо». Это достаточно эффективный терапевтический инструмент в работе с жертвами насилия, т.к. многие люди предпочитают такую форму общения беседе лицом к лицу и могут написать о себе более откровенно, чем говорить.

3. Техника «Телефонный  разговор». Цель этой техники – облегчить открытое выражение чувств по отношению к обидчику, выйти из эмоционального замешательства и определить свое отношение к реальным событиям, попытаться прийти к договору.

4. Техника «Пустой  стул». Это возможность обратиться  к воображаемому собеседнику позволяет сказать ему все, что хочется, все, что наболело в душе, высказать свои чувства, выплеснуть негативные эмоции.

5. Техника «Возврат  во времени». Это психодраматическая  техника, в которой используются  все соответствующие приемы (второе Я, обмен ролями) [9, 93].

Достаточно  эффективны в работе с жертвами насилия  техники «репетиция поведения», методики «утилизации гнева», которые по конструированию  сходны с предыдущими техниками.

Групповой уровень  реабилитационный работы.

Группа – это объединение людей, связанных общими интересами, деятельностью, местом жительства и др.

Групповая посттравматическая интервенция осуществляется методом  дебрифинга. Это специфический вид  психологической помощи, реализуемый  как групповое обсуждение проблемы клиента, пережившего травматическое событие. Одной из эффективных технологий групповой работы является семейный тренинг. Его целью становится выявление взглядов членов семьи на реальную внутрисемейную ситуацию и последующее изменение коммуникативных стереотипов, за которыми в свою очередь следует перестройка всей системы внутрисемейных взаимодействий. В ходе тренинговых занятий используются многие приемы индивидуальной и групповой форм работы: мини-лекция, диспут, беседа, наблюдение, самонаблюдение и т.д.

Общинный уровень  реабилитационной работы.

Базовые мероприятия  на уровне общины:

1. Работа полиции.  Доказано, что сотрудничество полиции  и социальных педагогов эффективно  сказывается на работе по предотвращению  семейного насилия.

2. Ограниченность  доступа к алкоголю. Снижение доступности алкоголя приводит к тому, что преступность снижается приблизительно в два раза.

3. Информационные  кампании. Социальная реклама

4. Сокращение  показа насилия в средствах  массовой информации.

5. Совершенствование  работы полиции и судов.

К сожалению, еще  нет разработанных теоретических  и методологических концепций о  причинах и условиях насилия в  семье. Это также относится и  к пассивной роли государства:

- отсутствие  федеральных законов, обеспечивающих  защиту жертв домашнего насилия;

- судебная и  правоохранительная практика, отрицающая  проблему домашнего насилия;

- высокая степень  латентности данного явления:  как объективная, обусловленная  тем, что о фактах насилия  в семье не заявляется в  правоохранительные органы, так  и субъективная, обусловленная сокрытием фактов насилия в семье правоохранительными органами.

Обращают на себя внимание особенности восприятия жертв домашнего насилия массовым сознанием. Наибольшее сочувствие вызывают самые беспомощные – дети и  престарелые. Женщину же часто считают виновной в возникновении конфликта и провокации насилия. Однако согласно исследованиям жертвы, оказывающие сопротивление, чаще одобряются обществом, нежели те, кто проявляет пассивность [28, 156].

С теоретической  точки зрения насилие над детьми можно рассматривать как проявления страха: страха насилия и страха виктимизации.

Виктимология  как одно из важных направлений в  криминологии изучает личность потерпевшего, его связи, взаимоотношения с  преступником, особенности поведения  жертвы в исследуемой ситуации.

И.С. Кон указывает, что природа виктимности находится  в прямой зависимости от связи  между ребенком и взрослым. Дети зачастую не осознают, что с ними делают, их «добровольность» может  быть фиктивной. Он также обращает внимание, что в области сексуальных злоупотреблений детьми бытует много ложных представлений. Среди них распространены мнения о том, что:

- сексуальные  покушения на детей редки и  являются признаком морального  распада и деградации общества;

- большинство  сексуальных покушений совершают посторонние;

- все взрослые, развращающие детей – «извращенцы», сексуально больные люди;

- сексуальные  покушения на детей совершаются  главным образом в бедной, необразованной  среде и неполных семьях;

- рассказывая  о сексуальных покушениях, дети  лгут, выдают воображаемое за действительное;

- ребенок –  пассивный объект сексуальных  посягательств.

Работа с  родителями начинается с диагностики. Устанавливаются контакты с семьей, собирается информация о социальной ситуации с использованием различных  источников. Организуются консультирование, проводятся беседы с узкими специалистами.

Одним из основных моментов является информационно-просветительская работа с семьей. С целью необходимого информирования родителей о проблеме насилия в семье специалистами  выпускаются памятки для родителей, организуются педагогические гостиные, «круглые столы», лекции по темам, например, «Наказание должно быть разумным и прямо связано с содержанием поступка», «Побои - не метод воспитания» и т.д. Используются возможности местной прессы [12, 56].

Таким образом,  представленная технология социально-педагогической профилактики жестокого обращения  с детьми опирается на позитивное изменение миктофакторов социализации и информационно-просветительскую работу, что способствует снижению случаев жестокого обращения с детьми. Объектом воздействия педагога должны стать опосредованные виновники возникшей проблемы - взрослые: родители. Однако центральной фигурой в этой работе, несомненно, должны быть дети.

 

3. ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ  ПРОФИЛАКТИКИ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ В СЕМЬЕ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ

 

 

3.1. Анализ опыта  работы общеобразовательных учреждений  по социально-педагогической профилактике  жестокого обращения с детьми  в семье (на примере города Шебекино и Шебекинского района)

 

 

В настоящее  время проблема жестокого обращения  с детьми в семье становится все  более актуальной в связи с  постоянным увеличением числа случаев насилия в семье. По данным мировой статистики, каждое десятое преступление против несовершеннолетних совершается лицами, состоящими в родстве. Однако частота сообщений о них не превышает 1–2%, что объясняется особенностями данного рода преступлений.

Необходимость обращения к данной теме обусловлена  также потребностью комплексного осмысления феномена жестокого обращения с детьми, так как данное социальное явление отрицательным образом сказывается на состоянии общества в целом, свидетельствуя о деградации базовых социальных ценностей и институтов. Эта научно-исследовательская проблема носит межотраслевой характер, находится на пересечении проблемных полей социологии, социальной философии, психологии и педагогики, экономики, права, истории, политологии и других общественных наук.

Информация о работе Социально-педагогическая профилактика жестокого обращения с детьми в семье