Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 18:48, курсовая работа
Цель работы: определить содержание социальной работы с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию в Центрах помощи семье и детям Мурманской области.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определить понятие «ребенок, попавший в трудную жизненную ситуацию» и основные группы таких детей, нуждающихся в помощи Центра.
2. Описать правовые основы социальной защиты детей попавших в трудную жизненную ситуацию.
3. Исследовать существующие формы и технологии помощи детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию реализуемые в Мурманской области.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Содержание и организация социальной работы с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию……………………………………………..….6
Понятие трудной жизненной ситуации. Классификация детей, попавших в трудную жизненную ситуацию……………………………………6
Правовые основы социальной помощи детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию……………………………………………………………13
Глава 2. Региональные технологии помощи детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию……………………………………………………………28
2.1. Технологии и программы социальной помощи детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, реализуемые в Мурманской Области……...28
2.2. Особенности организации помощи детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию в отделении реабилитации несовершеннолетних г.Ковдора (на примере группы дневного пребывания)……………………….45
Заключение……………………………………………………………………….51
Список литературы…………………………
Кольский филиал
Государственное образовательное учреждение высшего
профессионально образования
Петрозаводский
Государственный Университет
Кафедра социальной работы
.
Содержание
и организация социальной работы
с детьми, попавшими в трудную жизненную
ситуацию
Апатиты
2008
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Содержание и организация социальной работы с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию……………………………………………..….6
Глава
2. Региональные технологии помощи детям,
попавшим в трудную жизненную ситуацию…………………………………………………………
2.1. Технологии
и программы социальной помощи
детям, попавшим в трудную
2.2. Особенности организации помощи детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию в отделении реабилитации несовершеннолетних г.Ковдора (на примере группы дневного пребывания)……………………….45
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Введение
Реформы последних лет в политической и экономической жизни, пересмотр законодательных положений, реорганизация государственного управления, изменения в социокультурной сфере и общественном сознании затронули и сферу семейной жизни россиян. Нужно констатировать, что на сегодняшний день одна из базовых платформ государства – социальный институт семьи – находится в эпицентре системного кризиса, а дети являются одной из наименее защищённой категорией населения.
Из года в год происходит обострение проблем социального положения несовершеннолетних. Многие дети растут в неблагополучных, асоциальных семьях. Данное явление накладывает отпечаток на экономическую, социальную, нравственную, политическую и другие сферы жизни всего общества в целом. Если общество и государство не будут вмешиваться в такую ситуацию, то возникнет замкнутый круг проблем, повторяющихся из поколения в поколение. Вследствие этого возникает потребность в устранении причин и условий, способствующих возникновению безнадзорности и социального сиротства, отклонений в детском поведении, а так же в организации социальной поддержки и защиты данной категории граждан.
Решение возникающих в молодёжной сфере социальных проблем не может быть реализовано без организации социальной работы, разворачивания деятельности социальных служб для несовершеннолетних и молодёжи. С 1993 года в каждом субъекте Российской Федерации функционируют специализированные учреждения, оказывающие помощь детям и подросткам – отделение реабилитации несовершеннолетних.
Эта
тема имеет высокую степень
Тем не менее, мы опирались так же на работы: Масловой М.Е., Мардахаева Л.В., Шудеговой О.И., Муханбетжановой А.М., Барановой З.Я., Иргалиева А.С. и др. Также при ознакомлении с данным аспектом источниками стали нормативные правовые материалы, в частности национальный стандарт Российской Федерации социального обслуживания населения и система качества учреждений социального обслуживания (ГОСТ Р 52497- 2005), Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.07.1999 № 120, Федеральный закон №124 от 24 июля 1998 года «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» и Федеральный закон № 159-ФЗ от 21.12.1996г. «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Цель работы: определить содержание социальной работы с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию в Центрах помощи семье и детям Мурманской области.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1.
Определить понятие «ребенок, попавший
в трудную жизненную ситуацию»
и основные группы таких детей,
2. Описать правовые основы социальной защиты детей попавших в трудную жизненную ситуацию.
3. Исследовать существующие формы и технологии помощи детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию реализуемые в Мурманской области.
4.
Выяснить особенности
Объектом исследования в данной работе является: социальная работа с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию.
Предмет исследования: особенности организации социальной работы с детьми в Центре помощи семье и детям г.Ковдора.
Работа состоит из введения, двух глав
и заключения. В первой главе раскрываются
понятия «трудная жизненная ситуация»,
«безнадзорные», «беспризорные» рассматриваются
факторы, влияющие на попадание детей
в данную категорию и причины востребованного
внимания к ним со стороны специалистов
социальной сферы. Вторая глава посвящается
технологиям и программам социальной
реабилитации детей, попавших в трудную
жизненную ситуацию, применяемые в
Мурманской области.
Глава 1.
Содержание и организация социальной
работы с детьми, попавшими в трудную жизненную
ситуацию.
1.1. Понятие трудной жизненной ситуации. Классификация детей попавших в трудную жизненную ситуацию.
Социально-экономические преобразования в России, повлекшие за собой снижение уровня жизни значительной части населения, изменения привычного уклада и нравственно-ценностных ориентаций, ослабление воспитательных возможностей семьи, привели к росту безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних.
Семья
и дети стали заложниками
Растет число детей из семей находящихся в социально опасном положении, в которых родители потеряли способность накормить и одеть детей, дать им образование и воспитание. Кризис семей: рост бедности, ухудшение условий жизнедеятельности, разрушение нравственных ценностей и воспитательного потенциала, пьянство, наркомания, аморальный образ жизни, отказ от содержания и воспитания детей - это ряд причин, усугубляющих и без того сложную картину. К основным социальным причинам беспризорности и безнадзорности детей относятся - утрата нравственных ориентиров, деградация семейных устоев[16].
Анализ понятий, описывающих те или иные формы социальных проблем детей и подростков, позволяет выделить два наиболее общих термина: ребенок в трудной жизненной ситуации и ребенок группы риска. Ребенок группы риска и ребенок с трудной жизненной ситуацией очень сходны по значению, но различаются по содержанию: если ребенок группы риска наиболее подвержен негативному влиянию со стороны его близкого окружения, то у ребенка с трудной жизненной ситуацией нарушается жизнедеятельность в результате непредвиденных обстоятельств[24]. Но очень часто ситуации детей из группы риска совпадают с теми группами, которые можно отнести к категории детей с трудной жизненной ситуацией, поэтому центральным понятием в данной работе будет служить понятие «ребенок, попавший в трудную жизненную ситуацию».
Фирсов М.В. и Шапиро Б.Ю. определяют трудную жизненную ситуацию, как « ситуацию, объективно нарушающую жизнедеятельность человека (инвалидность, неспособность в связи с преклонным возрастом или болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и т.п.), которую он не может преодолеть самостоятельно[18].
Ребенка относят к группе детей, находящихся в трудной жизненной ситуации в том случае, если его жизнедеятельность нарушена в результате сложившихся обстоятельств, которые он не может преодолеть самостоятельно, и если ребёнок испытывает в результате этого недостаток или отсутствие определенных условий, материальных и духовных ресурсов, необходимых для его выживания и развития[35].
Маслова М.Е. в своей работе дала определение понятию «ребёнок группы риска». Согласно нему это ребенок, у которого не организована должным образом воспитывающая среда, в которой отсутствуют условия, необходимые для «запуска» ведущих механизмов и способов социализации, т.е. это те дети, которые в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержены негативным внешним воздействиям со стороны окружающих, ставших причиной дезадаптации несовершеннолетних [19].
В Федеральном Законе №124 от 24 июля 1998 года «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» даётся определение детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию через определение основных категорий таких детей.
Дети, находящиеся в трудной