Содержание и организация социальной работы с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 18:48, курсовая работа

Описание

Цель работы: определить содержание социальной работы с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию в Центрах помощи семье и детям Мурманской области.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определить понятие «ребенок, попавший в трудную жизненную ситуацию» и основные группы таких детей, нуждающихся в помощи Центра.
2. Описать правовые основы социальной защиты детей попавших в трудную жизненную ситуацию.
3. Исследовать существующие формы и технологии помощи детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию реализуемые в Мурманской области.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Содержание и организация социальной работы с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию……………………………………………..….6
Понятие трудной жизненной ситуации. Классификация детей, попавших в трудную жизненную ситуацию……………………………………6
Правовые основы социальной помощи детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию……………………………………………………………13
Глава 2. Региональные технологии помощи детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию……………………………………………………………28
2.1. Технологии и программы социальной помощи детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, реализуемые в Мурманской Области……...28
2.2. Особенности организации помощи детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию в отделении реабилитации несовершеннолетних г.Ковдора (на примере группы дневного пребывания)……………………….45
Заключение……………………………………………………………………….51
Список литературы…………………………

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа.doc

— 279.50 Кб (Скачать документ)
 

Кольский  филиал

Государственное образовательное учреждение высшего

профессионально образования

Петрозаводский  Государственный Университет 

       Кафедра социальной работы

                                                                              Дисциплина: «Технология                        

                                                                             социальной работы»

. 

                                                                      

Содержание  и организация социальной работы с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию 
 

                                                                                       Курсовая работа

                                                                                       Выполнил студент V курса

                                                                                        очного отделения                                                                                                                                          

                                                            гуманитарного факультета

                                                                                специальности 350500

                                                                              «Социальная работа»

                                                                                 Рахматулина Альберта

                                                               Исламовича

                                                                                        Научный руководитель:

                                                                                        Балымов Илья                 

                                                                                        Леонидович  
 
 

Апатиты

2008 
 
 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Содержание и организация социальной работы с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию……………………………………………..….6

    1. Понятие трудной жизненной ситуации. Классификация детей, попавших в трудную жизненную ситуацию……………………………………6
    2. Правовые основы социальной помощи детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию……………………………………………………………13

Глава 2. Региональные технологии помощи детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию……………………………………………………………28

2.1. Технологии  и программы социальной помощи  детям, попавшим в трудную жизненную  ситуацию, реализуемые в Мурманской  Области……...28

2.2. Особенности организации помощи детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию в отделении реабилитации несовершеннолетних         г.Ковдора  (на примере группы дневного пребывания)……………………….45

Заключение……………………………………………………………………….51

Список  литературы……………………………………………………………....54 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Реформы последних лет в политической и экономической жизни, пересмотр законодательных положений, реорганизация государственного управления, изменения в социокультурной сфере и общественном сознании затронули и сферу семейной жизни россиян. Нужно констатировать, что на сегодняшний день одна из базовых платформ государства – социальный институт семьи – находится в эпицентре системного кризиса, а дети являются одной из наименее защищённой категорией населения.

     Из  года в год происходит обострение проблем социального положения  несовершеннолетних. Многие дети растут в неблагополучных, асоциальных семьях. Данное явление накладывает отпечаток на экономическую, социальную, нравственную, политическую и другие сферы жизни всего общества в целом. Если общество и государство не будут вмешиваться в такую ситуацию, то  возникнет замкнутый круг проблем, повторяющихся из поколения в поколение. Вследствие этого возникает потребность в устранении причин и условий, способствующих возникновению безнадзорности и социального сиротства, отклонений в детском поведении, а так же в организации социальной поддержки и защиты данной категории граждан.

     Решение возникающих в молодёжной сфере  социальных  проблем не может  быть реализовано без организации  социальной работы, разворачивания деятельности социальных служб для несовершеннолетних и молодёжи. С 1993 года в каждом субъекте Российской Федерации функционируют специализированные учреждения, оказывающие  помощь детям и подросткам – отделение реабилитации несовершеннолетних.

    Эта тема имеет высокую степень разработанности. Об этой проблеме написано в различных источниках: учебниках по социальной работе, в газетных публикациях, специализированных журналах, но мы в большей степени использовали в нашей курсовой работе информацию из других источников – полученную напрямую из учреждений поддержки семьи и детей.  

    Тем не менее, мы опирались так же на работы: Масловой М.Е., Мардахаева Л.В., Шудеговой  О.И., Муханбетжановой А.М., Барановой З.Я., Иргалиева А.С. и др. Также при ознакомлении с данным аспектом источниками стали нормативные правовые  материалы, в частности национальный стандарт Российской Федерации социального обслуживания населения и система качества учреждений социального обслуживания             (ГОСТ Р 52497- 2005), Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.07.1999 № 120, Федеральный закон №124 от 24 июля 1998 года  «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» и Федеральный закон № 159-ФЗ от 21.12.1996г. «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

     Цель  работы: определить содержание социальной работы с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию в Центрах помощи семье и детям Мурманской области.

    Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

      1. Определить понятие «ребенок, попавший  в трудную жизненную ситуацию»  и основные группы таких детей,  нуждающихся в помощи Центра.

      2. Описать правовые основы социальной защиты детей попавших в трудную жизненную ситуацию.

      3. Исследовать существующие формы и технологии помощи детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию реализуемые в Мурманской области.

      4. Выяснить особенности организации  социальной работы с детьми, посещающими группу дневного пребывания, на примере г. Ковдора.

    Объектом  исследования в данной работе является: социальная работа с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию.

    Предмет исследования: особенности организации  социальной работы с детьми в Центре помощи семье и детям г.Ковдора.

      Работа состоит из введения, двух глав и заключения. В первой главе раскрываются понятия «трудная жизненная ситуация», «безнадзорные», «беспризорные» рассматриваются факторы, влияющие на попадание детей в данную  категорию  и причины востребованного внимания к ним со стороны специалистов социальной сферы. Вторая глава посвящается технологиям и программам социальной реабилитации детей, попавших в трудную жизненную ситуацию,  применяемые в Мурманской области. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Содержание и организация социальной работы с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию. 

1.1. Понятие трудной жизненной ситуации. Классификация детей попавших в трудную жизненную ситуацию.

     Социально-экономические  преобразования в России, повлекшие за собой снижение уровня жизни значительной части населения, изменения привычного уклада и нравственно-ценностных ориентаций, ослабление воспитательных возможностей семьи, привели к росту безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних.

     Семья и дети стали заложниками экономических  и политических преобразований в  стране, что привело к деформации внутрисемейных отношений, искажению нравственно-ценностных ориентаций. Благополучие  многих семей пошатнулось, родительские узы ослабли. Затраты на воспитание детей в общем семейном бюджете значительно возросли,  но в основном деньги расходуются на питание, одежду, обувь, школьные принадлежности. Семье не хватает средств на развитие ребёнка: на книги, зрелищные мероприятия, экскурсии и т.д. Это затронуло многие благополучные и относительно благополучные семьи. Что же тогда остаётся детям из неблагополучных семей, семей с родителями, злоупотребляющими спиртными напитками, употребляющими наркотические средства?       

     Растет  число детей из семей находящихся в социально опасном положении, в которых родители потеряли способность накормить и одеть детей, дать им образование и воспитание. Кризис семей: рост бедности, ухудшение условий жизнедеятельности, разрушение нравственных ценностей и воспитательного потенциала, пьянство, наркомания, аморальный образ жизни, отказ от содержания и воспитания детей - это  ряд причин, усугубляющих и без того сложную картину. К основным социальным причинам беспризорности и безнадзорности детей относятся - утрата нравственных ориентиров, деградация семейных устоев[16].

      Анализ понятий, описывающих те или иные формы социальных проблем детей и подростков, позволяет выделить два наиболее общих термина: ребенок в трудной жизненной ситуации и ребенок группы риска. Ребенок группы риска и ребенок с трудной жизненной ситуацией очень сходны по значению, но различаются по содержанию: если ребенок группы риска наиболее подвержен негативному влиянию со стороны его близкого окружения, то у ребенка с трудной жизненной ситуацией нарушается жизнедеятельность в результате непредвиденных обстоятельств[24]. Но очень часто  ситуации детей из группы риска совпадают с теми группами, которые можно отнести к категории детей с трудной жизненной ситуацией, поэтому центральным понятием в данной работе будет служить понятие «ребенок, попавший в трудную жизненную ситуацию».

    Фирсов М.В. и Шапиро Б.Ю. определяют трудную жизненную ситуацию, как « ситуацию, объективно нарушающую жизнедеятельность человека (инвалидность, неспособность в связи с преклонным возрастом или болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и т.п.), которую он не может преодолеть самостоятельно[18].

     Ребенка относят к группе детей, находящихся  в трудной жизненной ситуации в том случае, если его жизнедеятельность нарушена в результате сложившихся обстоятельств, которые он не может преодолеть самостоятельно, и если ребёнок испытывает в результате этого недостаток или отсутствие определенных условий, материальных и духовных ресурсов, необходимых для его выживания и развития[35].

     Маслова М.Е. в своей работе дала определение  понятию «ребёнок  группы риска». Согласно нему это ребенок, у которого не организована должным образом воспитывающая среда, в которой отсутствуют условия, необходимые для «запуска» ведущих механизмов и способов  социализации, т.е. это те дети, которые в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержены негативным внешним воздействиям со стороны окружающих, ставших причиной дезадаптации несовершеннолетних [19]. 

  В Федеральном Законе №124 от 24 июля 1998 года  «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» даётся определение детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию через определение основных категорий таких детей.

      Дети, находящиеся в трудной жизненной  ситуации, - это дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии; дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети - жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.

Информация о работе Содержание и организация социальной работы с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию