Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 18:48, курсовая работа
Цель работы: определить содержание социальной работы с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию в Центрах помощи семье и детям Мурманской области.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определить понятие «ребенок, попавший в трудную жизненную ситуацию» и основные группы таких детей, нуждающихся в помощи Центра.
2. Описать правовые основы социальной защиты детей попавших в трудную жизненную ситуацию.
3. Исследовать существующие формы и технологии помощи детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию реализуемые в Мурманской области.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Содержание и организация социальной работы с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию……………………………………………..….6
Понятие трудной жизненной ситуации. Классификация детей, попавших в трудную жизненную ситуацию……………………………………6
Правовые основы социальной помощи детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию……………………………………………………………13
Глава 2. Региональные технологии помощи детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию……………………………………………………………28
2.1. Технологии и программы социальной помощи детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, реализуемые в Мурманской Области……...28
2.2. Особенности организации помощи детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию в отделении реабилитации несовершеннолетних г.Ковдора (на примере группы дневного пребывания)……………………….45
Заключение……………………………………………………………………….51
Список литературы…………………………
В статье 5 Федерального Закона №120 от 24 июня 1999 года «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» так же перечислены категории детей, относящихся к попавшим в трудную жизненную ситуацию и в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа. Подведя итог мы составили наиболее полный список всех категорий детей относящихся к «детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию»:
1) дети-инвалиды;
2) дети, оказавшиеся в экстремальных условиях;
3)
дети – жертвы насилия. Это
ребёнок подвергавшийся
4) дети, проживающие в малоимущих семьях;
5) безнадзорные или беспризорные;
6) занимающиеся бродяжничеством или попрошайничеством;
7) содержащиеся в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних, социальных приютах, центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей (дети оставшиеся без попечения единственного или обоих родителей в результате лишения родительских прав, ограничения в родительских правах, признания родителей не дееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из воспитательных лечебных учреждений и аналогичных учреждений социальной защиты), специальных учебно-воспитательных и других учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и (или) реабилитации;
8) употребляющие наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо употребляющих одурманивающие вещества, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе;
(в ред. Федерального закона от 22.04.2005 № 39-ФЗ)
9) совершившие правонарушение, повлекшее применение меры административного взыскания;
10) совершившие правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность;
11) освобожденные от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии или в связи с изменением обстановки, а также в случаях, когда признано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия;
12) совершившие общественно опасное деяние и не подлежащих уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность, или вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством;
13) обвиняемые или подозреваемых в совершении преступлений, в отношении которых избраны меры пресечения, не связанные с заключением под стражу;
14) условно-досрочно освобожденные от отбывания наказания, освобожденных от наказания вследствие акта об амнистии или в связи с помилованием;
15) получившие отсрочку отбывания наказания или отсрочку исполнения приговора;
16) освобожденные из учреждений уголовно-исполнительной системы, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, если они в период пребывания в указанных учреждениях допускали нарушения режима, совершали противоправные деяния и (или) после освобождения (выпуска) находятся в социально опасном положении и (или) нуждаются в социальной помощи и (или) реабилитации;
17) осужденные за совершение преступления небольшой или средней тяжести и освобожденных судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия;
18) осужденные условно, осужденных к обязательным работам, исправительным работам или иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы.
В Федеральном законе от 24.06.1999 № 120-фз «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» центральным понятием является: несовершеннолетний, находящийся в социально-опасном положении.
Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, - лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия. (в ред. Федерального закона от 07.07.2003 № 111)
Важно определить существенную разницу между безнадзорными и беспризорными, т.к. не стоит ставить эти категории в один ряд, ведь не всегда ребенок наркоман, ребенок вор, не имеет дома и родителей, которые предпринимают массу усилий для перевоспитания несовершеннолетнего в лучшую сторону[3].
Безнадзорные - это несовершеннолетние, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению или (и) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц. Потерявшие семейные или родственные связи: брошенные родителями или самовольно ушедшие из семьи не обеспечившей ребенку минимально необходимых условий для жизнедеятельности и полноценного развития, допускавших жестокое обращение с детьми; убежавшие из интернатных учреждений; выпускники интернатных учреждений, оказавшиеся без работы и средств к существованию занимающиеся бродяжничеством, попрошайничеством; совершающие мелкое воровство; употребляющие спиртные напитки, токсичные и наркотические вещества; получившие отсрочку отбывания наказания; являющиеся жертвами сексуальных преступления; вовлечение в противоправную деятельность и другие, всего 14 видов[34].
По данным различных ведомств, в Росси на 2008 год безнадзорных и беспризорных детей насчитывается от 3,5 млн. чел до 5 млн. человек[14].
По мнению Шипунова Т.В. беспризорные – это дети, которые не имеют родительского или государственного попечения, постоянного места жительства, соответствующих возрасту позитивных занятий, необходимого ухода, систематического обучения и развивающего воспитания. Беспризорность часто связана с противоправным поведением[30]. Беспризорные дети – это дети, проводящие все время или большую часть времени вне дома или какого-либо детского учреждения. Большинство из них ночуют дома или в детском учреждении, а также посещают школу, но свободное время проводят на улице. Беспризорность – это социальный статус ребенка[17]. По мнению большинства экспертов, основными «поставщиками» беспризорных детей являются: неблагоприятная семья - 65%; детский дом, приют - 12,4%; беженцы из мест бедствий, военных действий - 14,7%; ПТУ - 2,8%[7].
Необходимо заострить внимание
на различие в понятиях "беспризорные"
и "безнадзорные" дети. Беспризорные
- это те, кто не имеет определенного
места жительства и (или)
Таким образом, подростковая безнадзорность всегда связана с наличием отклонений в поведении ребенка, диапазон которых, достаточно широк - от сопротивления требованиям взрослых до правонарушений. Поэтому к безнадзорным подросткам относят и несовершеннолетних правонарушителей и воспитанников спецшкол, не нарушавших закон и детей, состоящих на учете по делам несовершеннолетних, и детей из неблагополучных семей[11].
В нынешних условиях значительная часть безнадзорных детей в прямом смысле этого слова оказались «ничейными», родительская семья не только не выполнила по отношению к ним предназначенных ей функций, но стала фактором, деформирующим процесс их социального и индивидуального развития. Школа не в состоянии полномасштабно решить вопросы социальной защиты и реабилитации этих детей. Детский дом не забирает их, если родители не лишены родительских прав, а сами дети нередко пребывают в бегах. Приемник-распределитель собирает беглецов, но не ведет реабилитационной работы[9]. В связи с этим очевидна актуальность практической работы с подрастающим поколением, имеющим отклонения в поведении, в приютах при региональных реабилитационных центрах [28].
Для успешного решения вставших перед государством, обществом, системой образования новых и во многом неожиданных проблем важно ясно представлять причины возникновения и роста детской беспризорности и безнадзорности. Основной среди них является разрушение государственной системы социализации и общественного воспитания детей без формирования новой эффективной структуры социализации и досуга детей в условиях рыночных отношений[21].
Подводя
итог выше сказанному можно сказать, что
понятие «ребёнок попавший в трудную жизненную
ситуацию» наиболее полное и способное
охарактеризовать все возможные варианты
проявления различных форм отклонения,
от норм жизнедеятельности ребёнка.
На сегодняшний день защита прав детей в России находится далеко не на требуемом уровне. Несмотря на множество принятых правовых норм, несмотря на формальное признание Российской Федерацией необходимости выполнения Конвенции о правах ребенка, положение с безнадзорностью, беспризорностью, наркоманией, преступностью среди несовершеннолетних остается, мягко говоря, неудовлетворительным. Тем не менее, помощь детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию гарантированна нормативно-правовыми актами Российской Федерации, принятыми в полном соответствии с подписанными и признанными международными документами.
Основными из них являются:
-
«Женевская Декларация прав
- «Декларация прав человека и гражданина» (1948г.);
- «Декларация прав ребенка» (1959г.);
- «Конвенция ООН о правах ребенка» (1989г.).
В частности, в принятой ЮНЕСКО «Конвенции прав ребенка», направленной на обеспечение полноценного развития его личности во всех уголках Земли, утверждается: «Ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения, или, который в его собственных интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством. Государства – участники в соответствии со своими национальными законами обеспечивают замену ухода за таким ребенком»[1].
Основополагающими
документами в системе
- Конституция Российской Федерации;
-
Семейный Кодекс Российской
- Гражданский Кодекс Российской Федерации.
Государственная
поддержка обеспечивается Федеральным
Законом Российской Федерации «Об
основах социального
Социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе и детей.
Социальные службы - предприятия
и учреждения независимо от
форм собственности,
Государственная
система социальных служб - система,
состоящая из государственных предприятий
и учреждений социального обслуживания,
являющихся собственностью субъектов
Российской Федерации и находящихся
в ведении органов
Социальное обслуживание основывается на принципах:
1) адресности;
2) доступности;
3) добровольности;
4) гуманности;
5)
приоритетности предоставления
социальных услуг несовершеннолетним,
находящимся в трудной
6) конфиденциальности;
7)
профилактической
Социальное обслуживание должно соответствовать государственным стандартам, которые устанавливают основные требования к объемам и качеству социальных услуг, порядку и условиям их оказания.
Социальное обслуживание осуществляется на основании обращения гражданина, его опекуна, попечителя, другого законного представителя, органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения.