Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 18:48, курсовая работа
Цель работы: определить содержание социальной работы с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию в Центрах помощи семье и детям Мурманской области.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определить понятие «ребенок, попавший в трудную жизненную ситуацию» и основные группы таких детей, нуждающихся в помощи Центра.
2. Описать правовые основы социальной защиты детей попавших в трудную жизненную ситуацию.
3. Исследовать существующие формы и технологии помощи детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию реализуемые в Мурманской области.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Содержание и организация социальной работы с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию……………………………………………..….6
Понятие трудной жизненной ситуации. Классификация детей, попавших в трудную жизненную ситуацию……………………………………6
Правовые основы социальной помощи детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию……………………………………………………………13
Глава 2. Региональные технологии помощи детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию……………………………………………………………28
2.1. Технологии и программы социальной помощи детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, реализуемые в Мурманской Области……...28
2.2. Особенности организации помощи детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию в отделении реабилитации несовершеннолетних г.Ковдора (на примере группы дневного пребывания)……………………….45
Заключение……………………………………………………………………….51
Список литературы…………………………
Результаты были получены благодаря проведению семинаров для воспитателей с целью ознакомления с целями и задачами программы, проведению специальных тренингов и занятий с детьми и подростками по темам: курение, алкоголь, наркотики; занятиям с родителями и с зависимыми подростками.
В ходе тренингов дети осознали настоящие причины ведущие людей к употреблению наркотиков, учились решать некоторые сложные проблемы, определять свои слабые и сильные стороны и целенаправленно развивать первые и компенсировать вторые и вообще узнали себя лучше.
Главный результат считают специалисты объяснить клиентам, что ничего не делать – самое худшее, что можно сделать. Параллельно работа велась и с родственниками зависимых от наркотиков с целью выявления их созависимости.
Оценка результативности производится в течение всего периода реабилитации посредством психодиагностических методик, круглосуточного наблюдения и анализа поведения во всех сферах деятельности.
Следующая программа представлена социальным приютом для детей и подростков являющемся структурным подразделением муниципального учреждения «Центр социального обслуживания населения г. Апатиты», действующего на основании Устава, законов Российской Федерации и Мурманской области.
Социальный приют для детей и подростков работает с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию. В течение года реабилитацию в приюте получают более 150 детей, в возрасте от 3 до 18 лет. Многие дети поступают повторно в течение года и ежегодно. Поэтому мы можем наблюдать семью в течение длительного времени.
Ситуация в таких семьях не улучшается, наблюдается деградация родителей, дети год от года поступают в приют всё более дезадаптированными. Многие из них не посещают общеобразовательную школу, большое количество детей пристрастились к алкоголю и табакокурению, некоторые имеют токсическую зависимость, а также дети, совершившие правонарушения (кражи, разбой, мелкое хулиганство)[13].
Обследования
семей показывают, что лишь в единичных
случаях восстанавливаются
На сегодняшний день появилась острая необходимость создания комплексной программы по реабилитации не только детей и подростков, но и членов их семей, т.к. работа со «следствием» бесполезна без устранения основной причины (алкоголизации и депривации родителей).
И родители, и дети должны быть не частью проблемы, а частью ее решения и обладать знаниями необходимыми для самореабилитации.
Комплексность программы и ее жизнеспособность определяется взаимодействием специалиста по социальной работе, социального педагога и психолога, работающих в штате приюта, а также волонтерского движения, развивающегося в процессе реализации программы (групп взаимопомощи из самих клиентов).
Целью программы является - социальная реабилитация семьи, восстановление внутрисемейных связей, направленных на возвращение ребенка к нормальной жизни.
Задачами программы стали:
Для выполнения цели и задач необходимо и достаточно идти в следующих направлениях:
Самоопределение. Проведение вводных бесед (индивидуально), работа со специалистом по социальной работе и психологом с целью осознания проблемы и мотивации на социальную реабилитацию, а также выявление личных особенностей и индивидуальных способностей для грамотного распределения в группы самопомощи.
Самоорганизация. Работа групп самопомощи под контролем наблюдателя (специалиста по социальной работе) и постепенного выявления лидерской группы.
Обязательные условия:
Самореализация. Осуществление деятельности с целью выявления и реализации способностей и желаний: развитие швейной мастерской, участие в досуговой деятельности, проведение совместных праздников с детьми, использование тренажерного зала при проведении занятий в спортивно-оздоровительных группах, участие в деятельности театральной студии приюта вместе с детьми, а также налаживание связей и обмен с другими городами и регионами и т. д. (по интересам).
Необходим индивидуальный контроль, совместная деятельность родителей и детей восстановление внутрисемейных связей.
Самовыражение. Реализация промежуточных целей, используя лидерство членов группы СП.
Самоуважение. Направления программы соответствуют степеням социальной технологии, которая приведет к конечному результату - самоуважению. При достижении такого результата ремиссия становится стойкой, но необходим дальнейший контроль за состоянием семьи с целью предотвращения нежелательного развития неизбежных социальных и психологических проблем, так как на этом этапе у членов семьи проходит социальная адаптация и очень низкий порок принятия травмирующей ситуации[19].
В
начальной стадии реализации программы
направления совпадают с
Механизм реализации программы:
-работа групп взаимопомощи.
Эффектом
от реализации программы является возвращение
детей в семью и отсутствие необходимости
содержания детей в учреждениях государственной
поддержки (содержание одного ребенка
в учреждении обходится государству в
100-105 тыс. руб. в год.), а так же улучшение
криминогенной обстановки в городе.
В ходе реализации данной программы предполагается развитие комплексного подход к решению социальных проблем ребенка (подростка) и его семьи. Реализация данной программы даёт толчок к развитию отделения реабилитации семьи, мастерских, организации различного вида общественных объединений, развитие волонтерской деятельности. Через осуществление этой программы появляется возможность привлечения внебюджетных средств, в виде спонсорской помощи, частичная самоокупаемость (деятельность мастерских).
Муниципальное учреждение "Социальный приют для детей и подростков "Сказка" является специализированным учреждением для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. Основной задачей данного учреждения является оказание экстренной помощи несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
При поддержке администрации г.Полярные Зори и отдела социальной защиты населения на базе социального приюта для детей и подростков "Сказка" было создано отделение социальной гостиницы для несовершеннолетних 15-18 лет, попавших в трудную жизненную ситуацию (подразделение круглосуточного отделения).
Количество
правонарушений, совершённых
Результаты работы социальной гостиницы на базе социального приюта за столь короткий срок только лишний раз подчеркнули её значимость в решении социальных проблем несовершеннолетних.
Услугами
социальной гостиницы могут
На сегодняшний день в социальной гостинице на базе социального приюта проживают четверо несовершеннолетних, из них трое лишены родительской опеки.
Необходимо отметить и особые климатические условия Мурманской области: холодное лето, дождливая осень, весна, морозная зима, что увеличивает вероятность несчастных случаев среди несовершеннолетних. Всё чаще в больницы области стали поступать подростки с тяжёлой формой воспаления лёгких, открытой формой туберкулёза, не говоря уже о кишечных и паразитных заболеваниях. Открытие социальной гостиницы показало, что несовершеннолетний, оказавшийся в трудной жизненной ситуации, заинтересован в помощи специалистов социального приюта в разрешении конфликтной ситуации в семье в решении своих проблем.
Основная
цель социальной гостиницы для
Задачами программы стали:
1.профилактика безнадзорности, беспризорности правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних;
2.выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности и правонарушениям несовершеннолетних;
3.своевременное
выявление молодёжи и
4.своевременное выявление
5.оказание необходимой
6.снижение уровня раннего
Между администрацией приюта и несовершеннолетним заключается письменный договор, определяющий взаимные обязанности и права.
Несовершеннолетний, проживающий в социальной гостинице, имеет право на:
- защиту своих прав и законных интересов.
В трёхдневный
срок специалистами приюта обследуется
семья несовершеннолетнего, составляется
акт материально-бытового обследования
семьи, выявляется причина конфликтной
ситуации, приведшей к уходу подростка
из семьи, оказывается психолого-педагогическая
помощь, ведётся индивидуальная реабилитационная
работа не только с несовершеннолетним,
но и с семьёй. При необходимости к реабилитационной
работе с подростком и семьёй привлекаются
такие специалисты как врач-нарколог,
психиатр.
В социальном приюте для детей и подростков отдела социальной защиты населения «Сказка» создана ещё одна программа реабилитации, проект «молодёжный центр для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (отделение постинтернатной адаптации)»[27].
Анализируя работу социального приюта для детей и подростков за восемь лет, специалисты приюта пришли к выводу, что выпускники интернатных учреждений для детей-сирот и детей, лишённых родительской опеки, находящиеся длительное время на полном государственном обеспечении, где всё и всегда за подростков решали специалисты, социально не адаптированы, не готовы к самостоятельной жизни, а именно: