Содержание и организация социальной работы с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 18:48, курсовая работа

Описание

Цель работы: определить содержание социальной работы с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию в Центрах помощи семье и детям Мурманской области.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определить понятие «ребенок, попавший в трудную жизненную ситуацию» и основные группы таких детей, нуждающихся в помощи Центра.
2. Описать правовые основы социальной защиты детей попавших в трудную жизненную ситуацию.
3. Исследовать существующие формы и технологии помощи детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию реализуемые в Мурманской области.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Содержание и организация социальной работы с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию……………………………………………..….6
Понятие трудной жизненной ситуации. Классификация детей, попавших в трудную жизненную ситуацию……………………………………6
Правовые основы социальной помощи детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию……………………………………………………………13
Глава 2. Региональные технологии помощи детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию……………………………………………………………28
2.1. Технологии и программы социальной помощи детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, реализуемые в Мурманской Области……...28
2.2. Особенности организации помощи детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию в отделении реабилитации несовершеннолетних г.Ковдора (на примере группы дневного пребывания)……………………….45
Заключение……………………………………………………………………….51
Список литературы…………………………

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа.doc

— 279.50 Кб (Скачать документ)
  • не могут приготовить пищу;
  • правильно выстирать бельё;
  • сделать мелкий ремонт одежды;
  • распланировать денежные средства;
  • самостоятельно трудоустроиться;
  • испытывают трудности в учёбе;
  • нуждаются в психологической помощи и т.д. [29].

      Именно  с целью помощи выпускникам интернатных  учреждений в адаптации к самостоятельной жизни администрацией г.Полярные Зори и социального приюта было принято решение о создании на базе приюта Молодёжного Центра для детей-сирот и детей, лишённых родительской опеки.

      Задачами  программы стали:

      1.создание  благоприятных условий, приближённых  к домашним, способствующих умственному, эмоциональному и физическому развитию личности ребёнка;

      2.обеспечение  социальной защиты, комплексной  медико-психологической индивидуальной и групповой реабилитации и социальной адаптации воспитанников на основе индивидуальных программ развития подростка;

      3.взаимодействие  с государственными органами  по вопросам защиты прав и  законных интересов воспитанников  Центра;

      4.создание  условий для плавного, щадящего (не травмирующего) и конструктивного перехода к самостоятельной жизни.

    Для реализации основных задач Центр имеет право:

  • выбирать формы, средства обучения и воспитания в соответствии с индивидуальными особенностями развития ребёнка;
  • привлекать для работы Центра дополнительные источники финансовых и материальных средств;
  • прибегать в случае необходимости к опыту и методической базе отечественных и зарубежных организаций, имеющих опыт аналогичной деятельности.

      Организация обучения, воспитания и реабилитационной работы строится в Центре с учётом индивидуальных особенностей воспитанников в соответствии с индивидуальными программами развития и регламентируется расписанием занятий и режимом.

     Индивидуальные  реабилитационные программы развития воспитанников разрабатываются психологом и воспитателями Центра, утверждаются руководителем Центра. Режим дня Молодёжного центра составляется с учётом круглосуточного пребывания воспитанников и обеспечивает научно-обоснованное сочетание обучения, труда и отдыха воспитанников.

     Воспитанники  Центра могут посещать различные  образовательные учреждения. Могут посещать клубы, секции, кружки по интересам, студии, действующие при образовательных учреждениях, учреждениях дополнительного образования детей, а также участвовать в конкурсах, выставках, смотрах и массовых мероприятиях.

     Администрация Центра несёт ответственность за устройство каждого воспитанника в  образовательное учреждение в соответствии с формой обучения, определённой для каждого воспитанника в его индивидуальной программе.

    В Центре могут находиться подростки в  возрасте от 16 лет и старше.

     Минимальное количество 5 человек, максимальное 10. Направление или приём выпускника интернатного учреждения осуществляется:

  • по личному заявлению;
  • по направлению органов опеки;
  • по направлению органов социальной защиты;
  • по ходатайству общественных организаций.

     Между воспитанником Центра и администрацией заключается договор, определяющий права и обязанности обеих сторон.

     В целях организации наиболее эффективной  работы Центра, создаётся экспертная комиссия, в компетенцию которой входит:

  • поиск, отбор кандидатов в воспитанники Центра;
  • поиск, отбор и подготовка воспитателей-педагогов, изъявивших желание работать в Центре, оказание им необходимой методической и консультативной помощи;
  • контроль за условиями воспитания и содержания детей, соблюдением их законных прав и интересов;
  • участие в составлении индивидуальных реабилитационных программ развития воспитанников Центра;
  • разработка и реализация реабилитационных программ;
  • осуществление комплексной психолого-педагогической диагностики и определение методов и форм реабилитационно-коррекционной работы с воспитанниками Центра.

     Дисциплина  в Центре поддерживается на основе уважения человеческого достоинства воспитанников и воспитателей. Применение методов физического и психического насилия по отношению к воспитанникам Центра не допускается. Принятие и утверждение правил работы Центра и распорядка дня производится на общем собрании всего коллектива Центра.

      Выполнение  правил проживания в Центре является для воспитанников необходимым  условием нахождения в Центре.

      На  воспитание в Центр принимаются  воспитанники (выпускники) школ-интернатов Мурманской области. Кандидаты в  воспитанники могут иметь лёгкую степень умственной отсталости. В исключительном порядке могут приниматься в Центр дети безработных, беженцев, вынужденных переселенцев, семей, пострадавших от стихийных бедствий и не имеющих постоянного место жительства.

           Следующая программа была разработана на базе муниципального учреждения Центр социальной помощи семье и детям Ловозерского района. Она называется мини-программа по совместным мероприятиям с органами профилактики детской безнадзорности « дети улиц ».

      В последние годы в Ловозерском районе обострились проблемы социальной дезадаптации подростков. Серьёзной проблемой являются факты бродяжничества детей, систематического ухода из дома из-за конфликтов с родителями, раннего приобщения к алкоголю. Проживание вне семьи в подвальных помещениях, в брошенных квартирах, в семьях алкоголиков ведёт к развитию аморального образа жизни, ограниченности мировоззрения, искажению ценностных ориентации.

      Сложившаяся ситуация требует серьёзного подхода  в плане совместной деятельности органов и учреждений, занимающихся проблемами несовершеннолетних.

      Цель  программы: добиться взаимодействия с органами и учреждениями, занимающимися проблемами несовершеннолетних для предупреждения и сведения к минимуму фактов бродяжничества.

    Задачи  являются:

  1. Сбор своевременной информации из органов и учреждений профилактики о несовершеннолетних.
  2. Составление плана взаимодействия.
  3. Совместная работа по возвращению в семью или дальнейшее жизнеустройство.

      План  мероприятий направлен на сотрудничество с органами и учреждениями с целью глобального решения проблемы, сложившейся в районе.

      Через сотрудничество с группой профилактики правонарушений несовершеннолетних, образовательными учреждениями, администрацией района в части, касающейся комиссии по делам несовершеннолетних, проблема бродяжничества будет более эффективной.

      Система социально-профилактических, реабилитационных мер по организации работы с семьями и несовершеннолетними в возрасте 12-15 лет.

      1. Создание мобильной группы, которая  непосредственно работает с семьёй и детьми Центра.

      Мобильная группа в составе специалистов Центра: социального педагога (социального работника), психолога, медицинского работника выявляет, посещает семьи, в которых несовершеннолетние в возрасте с 15-ти лет не обучаются, не работают, злоупотребляют спиртными напитками.

      В данном направлении ведётся работа с семьёй и детьми, находящимися как в ЦСПС и Д, так и вне  Центра.

    Мероприятия:

  • сбор информации из органов и учреждений, занимающихся проблемами семьи и детства;
  • сбор информации о наследственности;
  • выявление семьи, подростка через общественность, образование, друзей;
  • посещение семьи специалистами Центра;
  • знакомство с родителями подростка;
  • установление контакта с родителями;
  • знакомство с подростком;
  • установление контакта с подростком;
  • исследование проблем семьи (опрос, беседа, интервью), сбор информации о семье через образовательные учреждения, соседей;

          -установление плана посещения  семьи (контрольный, сопровождающий)

  • разработка плана действий по оказанию помощи семье, исходя из индивидуальных особенностей семьи;
  • взаимодействие с саамской миссией по проблемам алкоголизма;
  • установка целей по работе с семьёй (возвращение в семью или дальнейшее жизнеустройство);
  • работа мобильной группы с семьёй вне Центра,

    2. Работа  с подростком при отсутствии мотивации проживания жить в Центре и в семье.

    Мероприятия:

  • поиски установления контакта с подростком (изучение его местонахождения, ближайшего окружения, интересы);
  • работа с родителями в помощи поиска подростка;
  • при установлении контакта - основной приём - убеждение о возвращении домой или, если невозможно, проживание в Центре;
  • изучение минимальных потребностей, дальнейшее развитие положительных потребностей, при закреплении имеющихся;
  • расширение мировоззрения, вовлечение в сферу досуга, определение в образовательное учреждение, влияние на самосознание и дальнейшее его формирование, оказание правовой помощи;
  • в случае если ребенок - сирота, есть своя квартира, желание жить дома, убеждение в систематическом сопровождении при проживании дома; содействие в получении подростком пенсии или алиментов, их использовании по назначению (совместно с органом опеки и попечительства);
  • помощь в умении распоряжаться денежными средствами;
  • знакомство с профессиями, трудоустройство (совместно с Центром занятости), поддержка, патронаж (совместно с КДН и ЗП).
  1. Работа с подростками из проблемных семей, находящимися в Центре.

    Мероприятия:

  • первичная беседа;
  • установление контакта с подростком, медицинское обследование, определение уровня педагогической запущенности, проведение социального диагностирования с целью разработки индивидуального и группового плана реабилитации (медицинского, социального, бытового, педагогического, психологического);
  • исследование проблем подростка (наблюдение);
  • закрепление за подростком специалистов, составление плана реабилитационных мероприятий;
  • систематическая работа воспитателя по выполнению плана воспитательной работы и плана мероприятий, предложенного медико-психолого-педагогическим консилиумом;
  • взаимодействие с представителями Православия о воспитании духовной культуры;
  • поэтапное выполнение разработанных мероприятий по реабилитации оздоровление системы межличностных отношений несовершеннолетних, восстановление их социального статуса в коллективе сверстников по месту учёбы (совместно с отделом образования, образовательными учреждениями, создание условий по возвращению в школу, класс)[4]; снятие психотравмирующих ситуаций среди их ближайшего окружения и другое;

          -содействие несовершеннолетним  в профориентации в соответствии с планом Центра занятости;

  • знакомство с правовой ответственностью в соответствии с планом органов внутренних дел, КДН и ЗП;
  • включение в различные виды трудовой деятельности, проводимые в учреждении и за его пределами, с соблюдением существующих норм и правил по отношению к несовершеннолетним, в случае необходимости трудоустройство с помощью Центра занятости, КДН и ЗП
  • помощь в организации досуга, вовлечение через убеждение (взаимодействие с отделом культуры, образования, спорта);
  • организация бесед по профилактике заболеваний, о здоровье - врач (приглашение венеролога, нарколога) взаимодействие с ЦРБ;
  • содействие в получении социальных льгот и гарантий и использовании по назначению (совместно с органом опеки и: попечительства);
  • установление контакта с родителями;
  • психолого-педагогическое просвещение семьи, помощь в организации взаимодействия с подростком;
  • возвращение в семью, патронаж семьи.

Информация о работе Содержание и организация социальной работы с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию