Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 18:48, курсовая работа
Цель работы: определить содержание социальной работы с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию в Центрах помощи семье и детям Мурманской области.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определить понятие «ребенок, попавший в трудную жизненную ситуацию» и основные группы таких детей, нуждающихся в помощи Центра.
2. Описать правовые основы социальной защиты детей попавших в трудную жизненную ситуацию.
3. Исследовать существующие формы и технологии помощи детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию реализуемые в Мурманской области.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Содержание и организация социальной работы с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию……………………………………………..….6
Понятие трудной жизненной ситуации. Классификация детей, попавших в трудную жизненную ситуацию……………………………………6
Правовые основы социальной помощи детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию……………………………………………………………13
Глава 2. Региональные технологии помощи детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию……………………………………………………………28
2.1. Технологии и программы социальной помощи детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, реализуемые в Мурманской Области……...28
2.2. Особенности организации помощи детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию в отделении реабилитации несовершеннолетних г.Ковдора (на примере группы дневного пребывания)……………………….45
Заключение……………………………………………………………………….51
Список литературы…………………………
2. Правовые основы социальной помощи в Российской Федерации детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию соответствуют мировому законодательству и основаны на общих принципах социальной работы: гуманности, добровольности и конфиденциальности.
3. Социальная работа с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию широко развита и имеет различные направления, но ориентированы они в основном не на профилактику кризисных ситуаций, а на «борьбу» с последствиями попадания ребёнка в данную категорию граждан.
4. Большую эффективность имеют программы, разработанные в регионе для деятельности конкретного учреждения. Они создаются ведущими специалистами практиками, непосредственно участвующими в социальной работе с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию.
5. Невозможно разработать универсальный метод социальной помощи, технологию или программу способную одновременно эффективно решать различные проблемы данной категории детей. Поскольку характер проблем попадающих под классификацию дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию очень широк и разнообразен. Поэтому следует применять в одном учреждении две и более социальных программы одновременно, они будут заполнять недостатки друг друга.
6. Стоит поменять взгляд на решение данной проблемы. И тратиь больше сил и средств на предотвращение попадания ребёнка в данную категорию граждан. Следует позаботиться об укреплении института семьи. Различные программы и учреждения не способны создать условия необходимые для полноценного развития ребенка, и никакие социальные институты не могут заменить её равносильно. А «благополучная» и «социально здоровая» семья сможет предотвратить влияние многих факторов риска на ребёнка.
Мы полагаем, что проделанную работу можно
считать успешной, а тему раскрытой, поскольку
цель исследования достигнута, а задачи
решены. Результаты нашей работы могут
использоваться как специалистами учреждений
и организаций системы профилактики безнадзорности
и правонарушений среди несовершеннолетних,
так и в учебном процессе в рамках подготовки
специалистов – социальных работников.
Также результаты данного исследования
выступят в качестве основы, отправной
точки для написания дипломной работы
на тему эффективности социальной работы
с детьми, попавшими в трудную жизненную
ситуацию в группе дневного пребывания.
Список
использованных источников
8. Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 1992, N 409 "О неотложных мерах по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
9.национальный
стандарт Российской Федерации
социального обслуживания
10. Ветров Ю.П. Состояние и проблемы профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних. // Педагогика. - № 2.- 2005. -С.103.
11. Волкова Л.П. Инновационные технологии в работе с несовершеннолетними. // Социальная работа.- № 2.- 2007.- С.36.
12. Воронова Е., Келасьев В., Курганова Г.Социальная работа с уличными детьми. // Социальная работа. – № 4.- 2003. - С.44.
13. Грибанова Л. Точка зрения: почему убегают дети? //Вопросы социального обеспечения.- № 11.- 2007. -С.10.
14. Гурова Р.Г. Современная молодежь: социальные ценности и нравственные ориентации// Педагогика. – 2000,-№10.- С.32-38
15. Джонсон В. Как заставить наркомана или алкоголика лечиться. М., 2000.
16. Евстешина О.И. Сеть социальных контактов в решении социально – психологических проблем воспитанников приютов для детей и подростков // Журнал практического психолога. –№ 4. – 2007.– С. 187.
17. Зикратов В., Чеверда И. Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: взаимодействие семьи и школы. //Социальная педагогика.- №3. – 2006.- С.75.
18. Кожарская В., Шурмина И., Щипицына Е. Отраслевая модель ранней профилактики социально опасного положения и социального сиротства. //Социальная педагогика.- №2.- 2007. - С.41.
19. Макшеева Ю. У каждого ребенка должна быть своя семья. // Мурманский вестник. -2007.-7 декабря. - С.15.
20. Мардахаев Л.В. Словарь по социальной педагогике. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М: Академия, 2002. - С.225,С.260,С.266.
21. Мардахаев Л.В. Группа риска // Словарь по социальной педагогике / сост. Л.В. Мардахаев. – М.: ИНФРА-М, 2002. – с. 57
22. Маслова, М.Е.
Социально-педагогический мониторинг
в организации работы с детьми «группы
риска». Режим доступа: http://nostalgia.ncst.ru/
23. Министерство здравоохранения РФ. Концептуальная программа первичной профилактики злоупотребления наркотиками и другими ПАВ среди подростков и молодёжи. М., 2002. – с.135
24. Мудрик, А.Е. Социальная педагогика: Учеб пособие/ А.Е. Мудрик. – М.: ИНФРА-М, 1999.- 371с.
25. Муханбетжанова, А.М., Иргалиев, А.С. Психолого-педагогические основы преодоления последствий социального сиротства в условиях детского дома. Режим доступа: http: www.rusnauka.com/SND/ Pedagogika.doc/htm
26. Римашевская, Н.М. Человек и реформы: Секреты выживания / Н.М. Римашевская. – М.: РИЦ ИСЭПН, 2003. – 186 с.
27. Селиванова О.А., Фалько В.В. Взаимодействие социального педагога с детьми группы риска.// Педагогика. - № 6.- 2006.- С.58.
28. Семья в Мурманской области/ Росстат; Мурманскстат/ Мурманск, 2006. - 111с.
29. Социальное положение и уровень жизни населения России/Стат. Сборник: Росстат.- М.,- 2007.-525с.
30. Социальная реабилитация несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в условиях учреждений социального обслуживания семьи и детей. / Сост.О.К. Смирнова.- Мурманск: МОИПКРО, 2005.- 134с.
31. Суховой Н.Ф. Приют и социальная работа региона./Н.Ф. Суховой// Социальная работа 2007, № 1, с. 36-39.
32. Холостова Е.И. Словарь-справочник по социальной работе – М: ЮРИСТ, 1997.- С. 72,С.180.
33. Шипунова Т.В. Преступность несовершеннолетних и превентивные стратегии //Журнал социологии и социальной антропологии. – 2002.-№4.- С.24-27.
34. Шудегова, О.И. Социально-педагогические условия реабилитации детей «группы риска». Режим доступа: http: www.logosbook.ru/VOS/ simpozium.pdf
35. Шумихина С.В. Психологическая реабилитация воспитанников социально-реабилитационного центра «Остров добра» методом эмоционально-образной терапии/С.В. Шумихина//Вестник психосоциальной и коррекционной реабилитационной работы 2006, № 3, с. 30-38.
36. Шулковская Е.Д. Опыт работы центра социальной помощи семье и детям // Социальное обслуживание –№ 4.- 2005- С. 55.
37. Словарь-справочник основных понятий и терминов по социальной работе. Комитет по труду и социальному развитию Мурманской области. Мурманск, 2005. 205 с.
38. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. - 7е изд.-М.: «Добросовет».-2003.-С.596