Содержание и организация социальной работы с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 18:48, курсовая работа

Описание

Цель работы: определить содержание социальной работы с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию в Центрах помощи семье и детям Мурманской области.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определить понятие «ребенок, попавший в трудную жизненную ситуацию» и основные группы таких детей, нуждающихся в помощи Центра.
2. Описать правовые основы социальной защиты детей попавших в трудную жизненную ситуацию.
3. Исследовать существующие формы и технологии помощи детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию реализуемые в Мурманской области.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Содержание и организация социальной работы с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию……………………………………………..….6
Понятие трудной жизненной ситуации. Классификация детей, попавших в трудную жизненную ситуацию……………………………………6
Правовые основы социальной помощи детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию……………………………………………………………13
Глава 2. Региональные технологии помощи детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию……………………………………………………………28
2.1. Технологии и программы социальной помощи детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, реализуемые в Мурманской Области……...28
2.2. Особенности организации помощи детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию в отделении реабилитации несовершеннолетних г.Ковдора (на примере группы дневного пребывания)……………………….45
Заключение……………………………………………………………………….51
Список литературы…………………………

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа.doc

— 279.50 Кб (Скачать документ)

    В рамках действия законодательства РФ, государство может предоставить детям помощь в виде организации дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания. В учреждениях социального обслуживания в дневное время предоставляется социально-бытовое, социально-медицинское и иное обслуживание сохранившим способность к самообслуживанию и активному передвижению гражданам преклонного возраста и инвалидам, а также другим лицам, в том числе несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации. Так же детям, оказавшимся в тяжёлой жизненной ситуации, может быть оказана консультативная помощь. В учреждениях социального обслуживания клиентам социальной службы предоставляются консультации по вопросам социально-бытового и социально-медицинского обеспечения жизнедеятельности, психолого-педагогической помощи, социально-правовой защиты. Нуждающиеся дети могут получить реабилитационные услуги, основанные на принципе добровольности. Социальные службы оказывают помощь в профессиональной, социальной, психологической реабилитации инвалидам, лицам с ограниченными возможностями, несовершеннолетним правонарушителям, другим гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию и нуждающимся в реабилитационных услугах. Несовершеннолетним детям, находящимся в трудной жизненной ситуации оказание услуг предоставляется: бесплатно. В объемах, определенных государственными стандартами социального обслуживания.

    Основные  гарантии прав ребенка регулируются Федеральным Законом №124 от 24 июля 1998 года «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», который определяет принципы и меры государственной поддержки детей. Не менее важную роль в оказании социальной помощи детям-сиротам и детям, попавшим с трудную жизненную ситуацию, играют Федеральный закон № 159-ФЗ от 21.12.1996г. «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (с изменением от 08.02.1998г., 07.08.2000г., 10.01.2003г., 22.08.2004г., ст.1) и Федеральный закон №120 от 24 июня 1999 года «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Так же существует национальный стандарт Российской Федерации социального обслуживания населения и система качества учреждений социального обслуживания ( ГОСТ Р 52497- 2005).Данный стандарт распространяется на социальное обслуживание населения и устанавливает требования к системе качества учреждений социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги различным категориям населения, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

    Стандарт  разработан с целью его использования  в качестве базовой нормативной основы при разработке систем качества конкретных учреждений применительно к специфике их деятельности.

    Заметную  роль в оказании помощи детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, играет Федеральная целевая программа  «Дети России» (на 2003 – 2006 год)[5]. В рамках этой программы присутствуют целевые подпрограммы «Дети-сироты», «Профилактика безнадзорности и правонарушений». Они направлены на создание благоприятных условий для подготовки детей, лишившихся попечения родителей, к самостоятельной жизни в современной социально-экономической обстановке, развитие различных форм устройства осиротевших детей, совершенствование их медицинского обслуживания, развитие кадровой и материальной базы сиротских учреждений, улучшение социально-экономического обеспечения воспитывающихся в них сирот.

    В Федеральном законодательстве отмечены все организации и учреждения, которые должны оказывать помощь детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, а так же дан перечень их функций:

    1. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав обеспечивают:

    1) защиту и восстановление прав и законных интересов несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних;

    2) координацию вопросов, связанных с соблюдением условий воспитания, обучения, содержания несовершеннолетних;

    3) подготовку совместно с соответствующими органами или учреждениями материалов, представляемых в суд, по вопросам, связанным с содержанием несовершеннолетних;

    4) рассмотрение представлений органа управления образовательного учреждения об исключении несовершеннолетних, не получивших общего образования, из образовательного учреждения;

    5) оказание помощи в трудовом и бытовом устройстве несовершеннолетних, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы;

    2. Учреждения социального обслуживания, к которым относятся территориальные центры социальной помощи семье и детям, центры психолого-педагогической помощи населению, центры экстренной психологической помощи и иные учреждения социального обслуживания:

    1) предоставляют социальные услуги несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении или иной трудной жизненной ситуации;

    2) выявляют несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также семьи, несовершеннолетние члены которых нуждаются в социальных услугах, осуществляют социальную реабилитацию этих лиц, оказывают им необходимую помощь в соответствии с индивидуальными программами социальной реабилитации;

    3) принимают участие в пределах своей компетенции в индивидуальной профилактической работе, в том числе путем организации досуга, развития творческих способностей несовершеннолетних в кружках, клубах по интересам, созданных в учреждениях социального обслуживания, а также оказывают содействие в организации оздоровления и отдыха несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства.

    3. Специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, к ним относятся:

    - социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних,  оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

    - социальные приюты для детей, обеспечивающие временное проживание и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в экстренной социальной помощи государства;

    - центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, предназначенные для временного содержания несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей, и оказания им содействия в дальнейшем устройстве;

      1) оказывают социальную, психологическую и иную помощь несовершеннолетним, их родителям или иным законным представителям в ликвидации трудной жизненной ситуации;

    2) содержат в установленном порядке на полном государственном обеспечении несовершеннолетних, осуществляют их социальную реабилитацию, защиту их прав и законных интересов, организуют медицинское обслуживание и обучение несовершеннолетних по соответствующим образовательным программам, содействуют их профессиональной ориентации и получению ими специальности;

    3) уведомляют родителей несовершеннолетних или иных их законных представителей о нахождении несовершеннолетних в указанных учреждениях;

    4) содействуют органам опеки и попечительства в осуществлении устройства несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей.

    4. Общеобразовательные учреждения общего образования:

    1)  оказывают социально-психологическую и педагогическую помощь несовершеннолетним с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении либо несовершеннолетним, имеющим проблемы в обучении;

    2) выявляют несовершеннолетних, находящихся  в социально опасном положении,  а также не посещающих или  систематически пропускающих по  неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях, принимают меры по их воспитанию и получению ими общего образования;

    3) выявляют семьи, находящиеся в  социально опасном положении,  и оказывают им помощь в  обучении и воспитании детей;

    4) обеспечивают организацию в образовательных учреждениях общедоступных спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних;

    5) осуществляют меры по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних;

    5. Специальные учебно-воспитательные  учреждения открытого типа органов управления образованием к ним относятся:

    1) специальные общеобразовательные  школы открытого типа;

    2) специальные профессиональные училища  открытого типа;

    3) другие виды образовательных учреждений открытого типа для несовершеннолетних, нуждающихся в особых условиях воспитания;

    1) принимают для содержания, воспитания  и обучения лиц в возрасте  от восьми до восемнадцати  лет, требующих специального педагогического  подхода, на основании постановления комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, заключения психолого-медико-педагогической комиссии и с согласия несовершеннолетних, достигших возраста четырнадцати лет, их родителей или иных законных представителей;

    2) организуют психолого-медико-педагогическую реабилитацию несовершеннолетних и участвуют в пределах своей компетенции в индивидуальной профилактической работе с ними;

    3) осуществляют защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, обеспечивают их медицинское обслуживание, получение ими начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, начального профессионального образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;

     6. Специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа органов управления образованием к ним относятся:

    1) специальные общеобразовательные  школы закрытого типа;

    2) специальные профессиональные училища  закрытого типа;

    3) специальные (коррекционные) образовательные  учреждения закрытого типа.

    Обеспечивают специальные условия содержания несовершеннолетних, включающие в себя охрану территории указанного учреждения; личную безопасность несовершеннолетних и их максимальную защищенность от негативного влияния; ограничение свободного входа на территорию указанного учреждения посторонних лиц; изоляцию несовершеннолетних, исключающую возможность их ухода с территории указанного учреждения по собственному желанию; круглосуточное наблюдение и контроль за несовершеннолетними, в том числе во время, отведенное для сна; проведение личного осмотра несовершеннолетних, осмотра их вещей, получаемых и отправляемых писем, посылок или иных почтовых сообщений;

    7. Органы опеки и попечительства:

    1) дают в установленном порядке  согласие на перевод детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения родителей, из одного образовательного учреждения в другое либо на изменение формы обучения до получения ими общего образования, а также на исключение таких лиц из любого образовательного учреждения;

    2)  участвуют в проведении индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, а также осуществляют меры по защите личных и имущественных прав несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства.

    8. Органы по делам молодежи и  учреждения органов по делам  молодежи:

    1) участвуют в разработке и реализации целевых программ по профилактике   правонарушений несовершеннолетних;

    2) осуществляют организационно-методическое  обеспечение и координацию деятельности  по профилактике безнадзорности  и правонарушений несовершеннолетних, находящихся в их ведении социальных учреждений, клубов и иных учреждений;

    3) оказывают содействие детским  и молодежным общественным объединениям, социальным учреждениям, фондам  и иным учреждениям и организациям;

    4) участвуют в порядке, установленном  законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, в финансовой поддержке на конкурсной основе общественных объединений, осуществляющих меры по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

    5) участвуют в организации отдыха, досуга и занятости несовершеннолетних.

    9. Социально-реабилитационные центры  для подростков и молодежи, центры  социально-психологической помощи  молодежи, центры профессиональной  ориентации и трудоустройства  молодежи, молодежные клубы и  иные учреждения органов по делам молодежи :

Информация о работе Содержание и организация социальной работы с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию