Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 18:48, курсовая работа
Цель работы: определить содержание социальной работы с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию в Центрах помощи семье и детям Мурманской области.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определить понятие «ребенок, попавший в трудную жизненную ситуацию» и основные группы таких детей, нуждающихся в помощи Центра.
2. Описать правовые основы социальной защиты детей попавших в трудную жизненную ситуацию.
3. Исследовать существующие формы и технологии помощи детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию реализуемые в Мурманской области.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Содержание и организация социальной работы с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию……………………………………………..….6
Понятие трудной жизненной ситуации. Классификация детей, попавших в трудную жизненную ситуацию……………………………………6
Правовые основы социальной помощи детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию……………………………………………………………13
Глава 2. Региональные технологии помощи детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию……………………………………………………………28
2.1. Технологии и программы социальной помощи детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, реализуемые в Мурманской Области……...28
2.2. Особенности организации помощи детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию в отделении реабилитации несовершеннолетних г.Ковдора (на примере группы дневного пребывания)……………………….45
Заключение……………………………………………………………………….51
Список литературы…………………………
1)
предоставляют социальные, правовые
и иные услуги
2)
принимают участие в
3)
разрабатывают и реализуют
10. Органы управления здравоохранением и учреждения здравоохранения:
1)
распространение санитарно-
2) развитие сети детских и подростковых учреждений, оказывающих наркологическую и психиатрическую помощь;
3)
круглосуточный прием и
4)
медицинское обследование
5) выхаживание и воспитание детей в возрасте до четырех лет, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей либо имеющих родителей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, а также содействие органам опеки и попечительства в устройстве таких несовершеннолетних;
6)
оказание консультативной
7)
круглосуточный прием
8)
оказание в соответствии с
законодательством Российской
9)
подготовку в установленном
10)
выявление источников
11. Органы службы занятости:
Органы службы занятости в
порядке, предусмотренном
12. Подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел:
1)
проводят индивидуальную
2) выявляют лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступления и (или) антиобщественных действий или совершающих в отношении несовершеннолетних другие противоправные деяния, а также родителей несовершеннолетних или иных их законных представителей и
должностных лиц, не
3) осуществляют по выявлению несовершеннолетних, объявленных в розыск, а также несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, и в установленном порядке направляют таких лиц в соответствующие органы или учреждения;
4)
участвуют в подготовке
13. Центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел:
1)
обеспечивают круглосуточный
2)
проводят индивидуальную
3)
доставляют несовершеннолетних
в специальные учебно-
14. Органы и учреждения культуры, досуга, спорта и туризма:
1)
привлекают несовершеннолетних, находящихся
в социально опасном положении,
2)
оказывают содействие
15. Центры экстренной психологической помощи по телефону;
Это «телефоны доверия», позвонив клиент получает помощь в виде бесплатной консультации или психологической поддержки.
Таким образом, можно сделать вывод, что законодательство РФ соответствует мировым стандартам, а ребёнок, попавший в трудную жизненную ситуацию и дети вообще действительно защищены. Но по итогу статистика и масштабы проблем, с которыми приходится сталкиваться специалистам по социальной работе в нашем государстве сильно отличаются от европейских и общемировых.
Все законодательство РФ ориентировано не на профилактику кризисных ситуаций, а на «борьбу» с последствиями попадания ребёнка в тяжёлую жизненную ситуацию. Стоит больше уделить внимания укреплению института семьи, как учреждению способному самому решать свои внутренние проблемы без посторонней помощи. Дети из социально «здоровой и крепкой» семьи с меньшей вероятностью попадут в группу детей попавших в трудную жизненную ситуацию. В случае попадания ребёнка в данную категорию граждан, как правило, по не зависящим от него и его семьи причинам, то у ребёнка из «благополучной» семьи на много больше шансов преодолеть сложившуюся экстренную ситуацию. Поэтому государству следует обратить внимание на проблему планирования семьи, отношения людей к её созданию. Следовательно, уменьшение статистики разводов, количество неполных семей и конечный итог уменьшение численности социальных сирот и детей из неблагополучных семей.
Мы должны использовать опыт
скандинавских стран, где
Стоит
изменить отношение в обществе к
проблеме, бороться с причинами, а
не с последствиями. И здесь не поможет
только изменение законодательства или
дополнение новыми нормативно - правовыми
актами.
Глава 2.
Региональные технологии помощи семье
и детям, попавшим в трудную жизненную
ситуацию.
2.1. Технологии
и программы социальной помощи детям,
попавшим в трудную жизненную ситуацию,
реализуемые в Мурманской Области.
В работе с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию применяются различные технологии и программы. Каждая из них имеет свою специфику, но у них у всех одна конечная цель[8].
Основными целями социальной работы, с данной категорией являются: создание системы социального обслуживания детей как государственно-общественной целостной системы социально-психологического сопровождения человека; выявление факторов, обусловливающих развитие социального поведения несовершеннолетних и молодёжи; оказание экстренной помощи детям оказавшимся в трудной жизненной ситуации; увеличение степени самостоятельности клиентов, их способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы; создание условий, при которых человек, несмотря на физическое увечье, душевный срыв или жизненный кризис, может сохранять чувство собственного достоинства и уважения к себе со стороны окружающих; достижение такого результата, когда у клиента отпадает необходимость в помощи социального работника (конечная цель).
В данной главе описаны
Программа муниципального учреждения социального обслуживания «Центр социального обслуживания населения г.Оленегорска» является лауреатом Общероссийского конкурса на лучший инновационный проект в социальной сфере, проведенного Министерством труда и социального развития Российской Федерации. Опубликована государственным научно-исследовательским институтом семьи и воспитания и рекомендована в помощь сотрудникам специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации в 2002 году.
В северных районах России вообще, и в Оленегорске в частности; наблюдается резкий рост нездорового интереса к любому виду легальных и нелегальных наркотиков и, прежде всего, среди подростков и молодежи.
Дети из социально неблагополучных, неполных семей, для которых характерны социальная изолированность, неудовлетворительность жилищных условий, родители которых имеют малопрестижный род занятий или являются безработными имеют больше шансов злоупотреблять алкоголем и наркотиками.
И в семьях, где родители постоянно заняты, не устанавливают четких норм поведения, используют вид искаженного воспитания, когда дети предоставлены сами себе, либо непоследовательность воспитания, когда за один и тот же поступок ребенка могут наказать и похвалить, жестокий стиль воспитания или гиперопека, когда ребенок воспитывается в "оранжерейных" условиях, имеет легкий и неконтролируемый доступ к деньгам и не осознают того, как они достаются, и некоторые другие формы также приводят подростка к повышению риска скатиться в наркоманию и алкоголизм.
Стремление найти деньги для покупки наркотиков - легальных и нелегальных - толкает наркоманов на совершение преступлений[31]. Администрация города ведет многоплановую работу по борьбе с наркоманией. Это и оперативно-розыскные мероприятия по выявлению и задержанию сбытчиков наркотиков, и работа с подростками специалистов управления образования, здравоохранения, по делам семьи и молодежи (комплексная программа "sos" на 2001-2002 годы по мерам профилактики преступлений, правонарушении, лечения наркомании, токсикомании, алкоголизма, по предупреждению ВИЧ и других инфекций, по выявлению групп риска среди подростков и молодежи города). Однако принимаемые меры отстают от темпов нарастания масштабов проблемы.
Поэтому не может оставаться в стороне и социальный приют для детей и подростков.
Целью данной программы разработанной в центре является профилактика наркозависимости через самопознание, самовоспитание, повышение уровня жизненной компетентности и выработку навыков здорового образа жизни.
Задачей стала разработка системного подхода к профилактике злоупотребления легальными и нелегальными наркотиками среди подростков и детей.
Полученные
результаты от проведённой работы -
уменьшение факторов риска употребления
легальных и нелегальных