Содержание и организация социальной работы с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 18:48, курсовая работа

Описание

Цель работы: определить содержание социальной работы с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию в Центрах помощи семье и детям Мурманской области.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определить понятие «ребенок, попавший в трудную жизненную ситуацию» и основные группы таких детей, нуждающихся в помощи Центра.
2. Описать правовые основы социальной защиты детей попавших в трудную жизненную ситуацию.
3. Исследовать существующие формы и технологии помощи детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию реализуемые в Мурманской области.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Содержание и организация социальной работы с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию……………………………………………..….6
Понятие трудной жизненной ситуации. Классификация детей, попавших в трудную жизненную ситуацию……………………………………6
Правовые основы социальной помощи детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию……………………………………………………………13
Глава 2. Региональные технологии помощи детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию……………………………………………………………28
2.1. Технологии и программы социальной помощи детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, реализуемые в Мурманской Области……...28
2.2. Особенности организации помощи детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию в отделении реабилитации несовершеннолетних г.Ковдора (на примере группы дневного пребывания)……………………….45
Заключение……………………………………………………………………….51
Список литературы…………………………

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа.doc

— 279.50 Кб (Скачать документ)

    1) предоставляют социальные, правовые  и иные услуги несовершеннолетним;

    2) принимают участие в индивидуальной  профилактической работе с несовершеннолетними,  находящимися в социально опасном  положении, в том числе путем организации их досуга и занятости, осуществления информационно-просветительных и иных мер;

    3) разрабатывают и реализуют программы  социальной реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном  положении, и защиты их социально-правовых  интересов.

    10. Органы управления здравоохранением и учреждения здравоохранения:

    1) распространение санитарно-гигиенических  знаний среди несовершеннолетних, их родителей или иных законных  представителей, а также пропаганду  здорового образа жизни;

    2) развитие сети детских и подростковых учреждений, оказывающих наркологическую и психиатрическую помощь;

    3) круглосуточный прием и содержание  в лечебно-профилактических учреждениях  заблудившихся, подкинутых и других  детей в возрасте до четырех  лет, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей;

    4) медицинское обследование несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей  или иных законных представителей, и подготовку рекомендаций по  их устройству с учетом состояния  здоровья;

    5) выхаживание и воспитание детей в возрасте до четырех лет, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей либо имеющих родителей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, а также содействие органам опеки и попечительства в устройстве таких несовершеннолетних;

    6) оказание консультативной помощи  работникам органов и учреждений  системы профилактики безнадзорности  и правонарушений несовершеннолетних, а также родителям или иным  законным представителям несовершеннолетних;

    7) круглосуточный прием несовершеннолетних, находящихся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, для оказания им медицинской помощи при наличии показаний медицинского характера;

    8) оказание в соответствии с  законодательством Российской Федерации  и законодательством субъектов  Российской Федерации специализированной диагностической и лечебно-восстановительной помощи несовершеннолетним с отклонениями в поведении;

    9) подготовку в установленном порядке  заключений о состоянии здоровья  несовершеннолетних, совершивших преступление  или общественно опасное деяние, в целях установления у них наличия (отсутствия) противопоказаний медицинского характера для направления в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа;

    10) выявление источников заболеваний,  передаваемых половым путем, обследование и лечение несовершеннолетних, страдающих этими заболеваниями.

    11. Органы службы занятости:

      Органы службы занятости в  порядке, предусмотренном Законом  Российской Федерации "О занятости  населения в Российской Федерации", участвуют в профессиональной ориентации несовершеннолетних, а также содействуют трудовому устройству несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства;

    12. Подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел:

    1) проводят индивидуальную профилактическую  работу в отношении несовершеннолетних, а также их родителей или иных законных представителей, не исполняющих своих обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних и (или) отрицательно влияющих на их поведение либо жестоко обращающихся с ними;

    2) выявляют лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступления и (или) антиобщественных действий или совершающих в отношении несовершеннолетних другие противоправные деяния, а также родителей несовершеннолетних или иных их законных представителей и

      должностных лиц, не исполняющих  или ненадлежащим образом исполняющих  свои обязанности по воспитанию;

    3) осуществляют по выявлению несовершеннолетних, объявленных в розыск, а также несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, и в установленном порядке направляют таких лиц в соответствующие органы или учреждения;

    4) участвуют в подготовке материалов, необходимых для внесения в  суд предложений о применении  к несовершеннолетним, их родителям  или иным законным представителям  мер воздействия;

    13. Центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел:

    1) обеспечивают круглосуточный прием  и временное содержание несовершеннолетних  правонарушителей в целях защиты  их жизни, здоровья и предупреждения  повторных правонарушений;

    2) проводят индивидуальную профилактическую  работу с доставленными несовершеннолетними,  выявляют среди них лиц, причастных  к совершению преступлений и  общественно опасных деяний, а  также устанавливают обстоятельства, причины и условия, способствующие  их совершению, и информируют об этом соответствующие органы внутренних дел и другие заинтересованные органы и учреждения;

    3) доставляют несовершеннолетних  в специальные учебно-воспитательные  учреждения закрытого типа;

    14. Органы и учреждения культуры, досуга, спорта и туризма:

    1) привлекают несовершеннолетних, находящихся  в социально опасном положении,  к занятиям в художественных, технических, спортивных и других  клубах, кружках, секциях, способствуют  их приобщению к ценностям  отечественной и мировой культуры;

    2) оказывают содействие специализированным  учреждениям для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, специальным учебно-воспитательным  учреждениям и центрам временного  содержания для несовершеннолетних  правонарушителей органов внутренних дел в организации спортивной и культурно-воспитательной работы с несовершеннолетними, помещенными в указанные учреждения;

    15. Центры экстренной психологической помощи по телефону;

Это «телефоны  доверия», позвонив клиент получает помощь в виде бесплатной консультации или психологической поддержки.

     Таким образом, можно сделать вывод, что законодательство РФ соответствует мировым стандартам, а ребёнок, попавший в трудную жизненную ситуацию и дети вообще действительно защищены. Но по итогу статистика и масштабы проблем, с которыми приходится сталкиваться специалистам по социальной работе в нашем государстве сильно отличаются от европейских и общемировых.

     Все законодательство РФ ориентировано не на профилактику кризисных ситуаций, а на «борьбу» с последствиями попадания ребёнка в тяжёлую жизненную ситуацию. Стоит больше уделить внимания укреплению института семьи, как  учреждению способному самому решать свои внутренние проблемы без посторонней помощи. Дети из социально «здоровой и крепкой» семьи с меньшей вероятностью попадут в группу детей попавших в трудную жизненную ситуацию. В случае  попадания ребёнка в данную категорию граждан, как правило, по не зависящим от него и его семьи причинам, то у ребёнка из «благополучной» семьи на много больше шансов преодолеть сложившуюся экстренную ситуацию.  Поэтому государству следует обратить внимание на проблему планирования семьи, отношения людей к её созданию. Следовательно, уменьшение статистики разводов, количество неполных семей и конечный итог уменьшение численности социальных сирот и детей из неблагополучных семей.

       Мы должны использовать опыт  скандинавских стран, где редкие  случаи, когда семья отказывается  от ребёнка, если он рождается  с каким-либо  дефектом, у родителей есть возможности создать необходимые условия для подобных детей. Они ходят в общеобразовательные школы с обычными детьми. А статус многодетной семьи не причисляет её автоматически к малообеспеченной.

     Стоит изменить отношение в обществе к  проблеме, бороться с причинами, а  не с последствиями. И здесь не поможет только изменение законодательства или дополнение новыми нормативно - правовыми актами. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Региональные технологии помощи семье и детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию. 

2.1. Технологии  и программы социальной помощи детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, реализуемые в Мурманской Области. 

     В работе с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию применяются различные технологии и программы. Каждая из них имеет свою специфику, но у них у всех одна конечная цель[8].

   Основными целями социальной работы, с данной категорией являются: создание системы социального обслуживания детей как государственно-общественной целостной системы социально-психологического сопровождения человека; выявление факторов, обусловливающих развитие социального поведения несовершеннолетних и молодёжи; оказание экстренной помощи детям оказавшимся в трудной жизненной ситуации; увеличение степени самостоятельности  клиентов, их способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы; создание условий, при которых человек, несмотря на физическое увечье, душевный срыв или жизненный кризис, может сохранять чувство собственного достоинства и уважения к себе со стороны окружающих; достижение такого результата, когда у клиента отпадает необходимость в помощи социального работника (конечная цель).

       В данной главе описаны технологии и программы разработанные ведущими специалистами социальной защиты населения, и применяемые в Мурманской области.

     Программа муниципального учреждения социального обслуживания «Центр социального обслуживания населения г.Оленегорска» является лауреатом Общероссийского конкурса на лучший инновационный проект в социальной сфере, проведенного Министерством труда и социального развития Российской Федерации. Опубликована государственным научно-исследовательским институтом семьи и воспитания и рекомендована в помощь сотрудникам специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации в 2002 году.

      В северных районах России вообще, и  в Оленегорске в частности; наблюдается  резкий рост нездорового интереса к  любому виду легальных и нелегальных  наркотиков и, прежде всего, среди подростков и молодежи.

       Дети  из социально неблагополучных, неполных семей, для которых характерны социальная изолированность, неудовлетворительность жилищных условий, родители которых имеют малопрестижный род занятий или являются безработными имеют больше шансов злоупотреблять алкоголем и наркотиками.

      И в семьях, где родители постоянно заняты, не устанавливают четких норм поведения, используют вид искаженного воспитания, когда дети предоставлены сами себе, либо непоследовательность воспитания, когда за один и тот же поступок ребенка могут наказать и похвалить, жестокий стиль воспитания или гиперопека, когда ребенок воспитывается в "оранжерейных" условиях, имеет легкий и неконтролируемый доступ к деньгам и не осознают того, как они достаются, и некоторые другие формы также приводят подростка к повышению риска скатиться в наркоманию и алкоголизм.

       Стремление  найти деньги для покупки наркотиков - легальных и нелегальных - толкает наркоманов на совершение преступлений[31]. Администрация города ведет многоплановую работу по борьбе с наркоманией. Это и оперативно-розыскные мероприятия по выявлению и задержанию сбытчиков наркотиков, и работа с подростками специалистов управления образования, здравоохранения, по делам семьи и молодежи (комплексная программа "sos" на 2001-2002 годы по мерам профилактики преступлений, правонарушении, лечения наркомании, токсикомании, алкоголизма, по предупреждению ВИЧ и других инфекций, по выявлению групп риска среди подростков и молодежи города). Однако принимаемые меры отстают от темпов нарастания масштабов проблемы.

       Поэтому не может оставаться в стороне и социальный приют для детей и подростков.

     Целью данной программы разработанной  в центре является профилактика наркозависимости через самопознание, самовоспитание, повышение уровня жизненной компетентности и выработку навыков здорового образа жизни.

     Задачей стала разработка системного подхода  к профилактике злоупотребления  легальными и нелегальными наркотиками  среди подростков и детей.

     Полученные  результаты от проведённой работы - уменьшение факторов риска употребления легальных и нелегальных наркотиков среди подопечных, формирование здорового жизненного стиля и высокоэффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов, а так же формирование навыков противодействия наркотизирующейся среде.

Информация о работе Содержание и организация социальной работы с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию